Конспект урока. Тема: "Лев и собачка". 3 класс. УМК "Перспектива".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Виктория Романовна Иванушкина

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

(предмет)

Выполнила студентка               41 гр.

Ф.И.                  Шумакова Виктория

Проверил:                     Гордеева А,А

Отметка: _______________________

Дата:                                       28.02.18 

Челябинск, 2018

Конспект урока по литературному чтению

Дата: 28.02.18

Школа: ЧПК№1

Класс: 3-1

Программа УМК: Перспектива.

Кабинет: 10

                    Учитель: Гордеева А.А

                    Методист: Галлиулина Н.К

                    Студентки 41 группы: Шумаковой Виктории

.

Тема: Л.Н. Толстой "Лев и собачка»

Цели урока:

- Познакомить с былью Л.Н. Толстого «Лев и собачка»;

-сформировать представление о трагедийном смысле были «Лев и собачка»

- способствовать развитию техники чтения;

- формировать умение находить мораль в произведении.

Задачи:

- Учить анализировать былину с точки зрения авторской идеи.

- Способствовать развитию речи, обогащению активного словаря учащихся.

- Содействовать воспитанию интереса к творчеству Л.Н. Толстого

- способствовать воспитанию любви к животным, чувства ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим.

Планируемые результаты:

Личностные:

- будут учиться сравнивать героев, анализировать текст;

- интерес к творчеству автора:

Предметные:

- Уметь выбирать нужную смысловую интонацию при чтении.

 - Уметь характеризовать героев былины.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи

Оборудование:  компьютер, проектор, учебник Литературное чтение. 3 класс.                                       

Этап урока.

Методы и приемы

Время

Содержание урока.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

Словесный;

Подводящий диалог.

1мин

-Доброе утро, ребята. Меня зовут Виктория Романовна. Сегодняшнее занятие литературного чтения проведу у вас я.

Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

 – Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Приветствовать учителя;

Настраиваться на предстоящую работу.

Садиться на места.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

2.

Мотивацион-ный

Опрос

6мин

Вот новый день и новый час,

Урок литературного чтения  новый.

Но старый друг у нас в гостях –

Мудрейший человек и мастер слова.

– О каком писателе эти слова? Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

- Как он относится к людям?

Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". Прочитайте его про себя.

- Что помогают понять эти слова? (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)

- Ребята, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились?

Внимательно слушать; отвечать на вопросы;

Умение строить речевое высказывание, умение слушать

3.

Актуализация знаний

Слово о писателе

Словес.: ответы на вопросы

Наглядный: рассматривание иллюстрации

4мин

- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

- А сейчас прочитайте стихотворение про себя

      Бедная собака – бросили её

Старая собака – где её жильё?

Злой хозяин, вредный,

Выгнал за порог!

Перед неё, бедной,

Нет уже дорог.

– Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.)

– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.

– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.

Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)

– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили.

- Посмотрите,  кто это? (Лев - иллюстрация на слайде)

-Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)

- А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)

-Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное  живое существо,  друг)

 - Кто догадался, как называется эта быль? (Лев и собачка Л.Н. Толстой)

– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?

– Что означает слово «быль»?

- Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль –

1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.

– Посмотрите,  могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

Отвечать на вопросы; вспоминать пройденное;

- отвечать на вопросы

-анализировать иллюстрации

Умение строить речевое высказывание, умение использовать свои знания

Высказывают свое мнение.

4.

 Постановка учебной задачи

Формулирование тему урока

2мин

Ребята, а какова тема нашего урока?

А какие задачи мы поставим перед собой?

Определяют тему урока, формулируют цели и задачи

Умение принимать и сохранять учебную задачу

5.

Решение задач на основе анализа текста

Первоначальное чтение и анализ текста

Практический: работа со словарем

Чтение про себя

Анализ развития действия

Практический: выборочное чтение

28мин.

– Я предлагаю вам послушать историю, которая  произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».

– После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?

Прослушивание записи рассказа

– Понравился рассказ?

– Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

– Смысл каких слов вам был непонятен?

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

– Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль?

– Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

– Какой эпизод показался вам самым напряженным?

– Назовите главных героев были.  

– Где происходит действие?

– Было ли вам кого-нибудь жалко?

- В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки  и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных.

- Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?

 Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.

 - Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?

    – (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки)

 – Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.

    – Ему стало её жалко, она ему понравилась.

- Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление.

Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)

– Как лев относился к собачке?

– Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.)

Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?

    – Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку

 Как выглядят животные?

    – Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится,  лев её защитит.

- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?

    – Дружба животных. Нам вместе очень весело.

 Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.

– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)

– Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.)

– Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.)

- Отчего лев умер?

    – Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.

 Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?

    – Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.

Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.

– Какой конец в этой истории? (Печальный.)

– Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это…

– Кого вам сейчас жалко? Почему?

– Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?

Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают,  чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее  нас.

Слушать рассказ при чтении учителем;

отвечать на вопросы; определять настроение персонажей;

разбирать непонятные слова и выражения;

объяснять слова и выражения;

работать в парах;

отвечать на вопросы;

находить ответы на вопросы в предложенном тексте;

Делают выводы и обобщения.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Умение свободно ориентироваться в учебной книги, умение находить фрагмент текста в соответствии с заданием, умение строить речевое задание,  умение понимать и принимать точку зрения других, умение выделить главную мысль произведения

Адекватно воспринимают информацию.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения.

Составляют диалог животных при первой встречи

Формулируют ответы на вопросы.

Владеют навыками самоанализа

6.

Физминутка

1 мин

Видеофграгмент

Практический:

выполнение элементарных физических упражнений  

7.

Рефлексивный

Подведение итогов

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

5мин

-– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

- У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах и выберите образ того льва, который вам запомнился больше.

- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе?

Какова была цель писателя?

 (ответы детей: Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им...)

Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)

- Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

 Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

•  Я узнал…

•  Я научился…

•  Мне понравилось…

   •  Новыми знаниями я смогу поделиться…

Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами!

делать вывод;

подводить итог урока;

отвечать на вопросы;

анализировать басню;

прикреплять сердечки к портрету поэта;

Умение оценивать свою работу и работу других

8.

Домашнее задание

1мин

Домашнее задание:

Записывать домашнее задание