Конспект урока литературы в 3 классе - "Квартет"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока литературы в 3 классе - Крылов ИА "Квартет". Инсценирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
01.03._literatura._kvartet.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж № 1»
Технологическая карта урока
Литературное чтение
(предмет)
Выполнил(а) студент(ка) 43 гр.
Ф.И. Анюкова Екатерина
Проверил: ______________________
Отметка: _______________________
Дата: __________________________
Челябинск, 2018
Дата: 01.03.2017 Учитель: Костылева И. В.
Класс: 3 б
Урок литературного чтения
Наш театр. И.А. Крылов «Квартет». Инсценирование.
Цели деятельности учителя: продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова; учить понимать глубину содержания произведения; формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками; находить мораль в произведении; учить читать басню по ролям; различать речь автора и героев басни; развивать навыки беглого чтения.
Планируемые результаты
Предметные: уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев.
Личностные: воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища, формировать положительные качества, вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить. пробуждать добрые чувства, воспитывать интерес к чтению.
Тип урока: открытия нового знания.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс 2 часть «Перспектива», презентация.
Этап урока Методы и приемы | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный Приветствие учителя Создание положительного настроя на урок | 1 мин | Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок Начинается урок. Нам надо многое понять, Чтоб читателями стать. Сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Мы уже не раз встречались с вами, я надеюсь, что вы также будете хорошо работать, как и на прошлых уроках. Настройтесь на плодотворную и творческую работу. | Принимать установку учителя | П: выделять существенную информацию из слов. К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Пр.: артикуляционные упражнения | 3 мин | У меня на слайде скороговорка. Проворонила ворона вороненка. Прочитайте скороговорку про себя. Давайте, теперь все вместе прочитаем вслух по слогам, затем целыми словами, чуть-чуть по быстрей, теперь еще быстрей. Кто желает прочитать скороговорку быстро? | Читать скороговорку | К: учебное сотрудничество со сверстниками. |
Актуализация Сл.: слово об авторе Проверка восприятия | 4 мин | Прочитайте слова на слайде, о ком они? Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта — наша боль. И не забудут этой боли, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. Как вы думаете, о ком написаны эти строки? (О И.А. Крылове) Эти строки написаны поэтом Пётром Андре́евичом Вя́земским о русском баснописце Иване Андреевиче Крылове. Все творчество баснописца прочно и глубоко связано с жизнью народа, служило его интересам. Крылов не только много знал о народе, он как бы проник в тайны мышления народного. “Это наша крепкая русская голова, - сказал Н.В.Гоголь, - тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек”. Обратите внимание на портрет. Что можно сказать об этом человеке? (открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека) | Отвечать на вопросы учителя Вспоминать биографию автора | П: строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию. |
Постановка учебной задачи | 5 мин | Я знаю, что вы знакомились с некоторыми его произведениями на уроке литературного чтения. К какому жанру относятся его произведения? (басня) Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя: «Всюду у него Русь и пахнет Русью»? А кто из вас может сказать, что такое басня? (это короткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, в котором высмеиваются человеческие недостатки) Что такое мораль басни? (начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом). Как вы думаете, чему учит басня? (помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться; Крылов учит мудрости жизни; чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка) Познакомиться с басней Крылова - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях. Ребята, как вы думаете, что обозначает слово «кварта»? Кто –нибудь слышал? (кварта в переводе с латинского – четыре). Ребята, кто хорошо знает басни Крылова? А кто-нибудь слышал или читал басню Крылова, где встречается это слово? (ответы детей) Сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Квартет». Какие цели для себя вы поставите на урок? продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова; - учить понимать глубину содержания произведения; - формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками; - находить мораль в произведении; - учить читать басню по ролям; - различать речь автора и героев басни; - развивать навыки беглого чтения. | Работать с текстом учебника Читать выразительно рассказ по ролям | П: осваивать смысловое чтение текста; выделять существенную информацию из текста. |
Пр.: первичный анализ | 8 мин | Впервые басня «Квартет» была напечатана в 1811 году, но злободневна и по сей день. Что такое квартет? (Ответы детей) Где четыре музыканта Замечательно играют Этот маленький оркестрик Все квартетом называют. Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей. У меня на слайде изображена иллюстрация басни. Предположите, о чем будет эта басня? (ответы детей) Чтение басни Ребята, давайте мы с вами прочитаем эту басню. Кто желает? Какие непонятные слова вы встретили в басне? Пленять – увлекать. Чинно – строго по правилам. Уселись чинно в ряд. Лад – согласие, порядок. Прима — втора (первый — второй голос) – Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы. О ком в басне идет речь? (О животных, выступающих в роли музыкантов.) | Обсуждать с учителем характер героев рассказа Формулировать главную мысль | К: уметь слушать и вступать в диалог. |
Динамическая пауза | 1 мин | Физминутка С неба падают снежинки, | Выполнять движения вместе с учителем | Л: формирование установки на здоровый образ жизни. |
Вторичное чтение произведения | 4 мин | Прочитайте второй раз басню уже самостоятельно и выделите инструменты, на которых играли герои. Кто перечислит инструменты, которые он нашел в тексте? Все эти инструменты называются СМЫЧКОВЫЕ, так как звук извлекается смычком. | Читать самостоятельно Искать названия инструментов в тексте | К: уметь слушать и вступать в диалог. |
Обобщающая беседа и выведение идеи произведения Н.: рассматривание иллюстраций, учебной презентации С.: ответы на вопросы | 8 мин | Расскажите, как вы поняли смысл басни? (Талант необходим во всех делах, как и призванье. Не подумайте, что басня Квартет высмеивает только музыкантов-самоучек, концерты которых зачастую - смех да и только, произведение описывает людей, которые берутся не за свои дела, об этом им и говорит Соловей - мастер своего дела, что как бы вы друзья не садились, музыкантов из вас не выйдет. Хвастливые и самоуверенные люди считают, что за какое дело они не возьмутся - у них все сразу же получится, да ещё и в лучшем виде, однако есть такие дела, которые требуют не только кропотливого труда, о котором часто не задумываются этакие хвастуны, но и таланта) Давайте, мы еще раз обратимся к иллюстрации басни. Сколько животных вы увидели на картине? А речь только о каких животных звучит в басне? (Cоловей, мартышка, осел.) Что собрались делать животные? (Затеяли сыграть квартет.) Как сам автор относится к их затее, всерьез или с насмешкой? Найдите и прочитайте, кому какие инструменты достались. (Бас – медведю, мартышке– скрипка прима, альт–у осла, вторая скрипка у козла) Как вы понимаете слова: «И сели на лужок под липки пленять своим искусством свет»? В самом деле, они могли пленять своим искусством? Найдите и прочитайте, как автор называет мартышку (проказница). Как вы думаете, кого считает Мартышка лучшим музыкантом в оркестре? Как автор называет Мишку? (Косолапым). Прочитайте, как они начали свою игру (Ударила в смычки, дерут, а толку нет) Почему, по мнению мартышки, у них не получилась музыка? Стали ли они лучше играть, когда расселись так, как предложила Мартышка? Что предложил им осел, чтобы они могли осуществить задуманное? (Сесть рядом) Каким хотел казаться осел в глазах у друзей? (Умным, знающим) Получилась ли у них музыка? Прочитайте строки, которые говорят о том, из-за чего же, по их мнению, «квартет нейдет на лад». Сейчас я вам покажу фрагмент из басни «Квартет». Внимательно смотрите. Ребята, а как вы думаете, в чем вина героев, чего им не хватает для осуществления мечты? Почему Крылов в судьи выбирает именно соловья? ( Потому, что он прекрасный певец и вправе быть судьей незадачливых исполнителей) | Принимать установку учителя Отвечать на вопросы учителя Формулировать тему и цели урока Рассматривать иллюстрацию к басне Отвечать на вопросы Читать отрывок из басни Смотреть видеофрагмент Отвечать на вопросы | П: умение определять и формулировать цель урока самостоятельно; осознанное построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации. |
Решение частных задач Первичное восприятие текста Пр.: первичное чтение текста | 6 мин | Сейчас мы с вами будем читать по ролям. Перед тем как мы начнем читать по ролям, нам нужно определить тон и цель чтения. Как должна читать мартышка? (читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая). А осел? (читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды). И последний герой басни? (соловей: читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка). Давайте, мы теперь приступим к чтению по ролям. Кто желает? | Читать рассказ по цепочке Отвечать на вопросы Выполнять чтение по ролям у доски | К: учебное сотрудничество со сверстниками. |
Итог урока Пр.: анализ текста | 3 мин | Наш урок подходит к концу. Давайте, мы с вами подведем итог урока. Что мы сегодня повторили? Чему учат басни И.А.Крылова? (Скромности, доброте, стремлению к глубоким знаниям.) Что нового узнали? С какой басней мы сегодня познакомились на уроке? Чему мы сегодня научились? (различать характер героев, а также инсценировать басню, то есть читать по ролям) | Озаглавить картинки к тексту Строить план рассказа Отвечать на вопросы | К: учебное сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли, достижение договоренности и согласование общего решения. |
Рефлексия Пр.: самооценка | 1 мин | Если вам понравился урока поднимите зеленые цветочки, а если нет, то красные. Вы ребята, сегодня хорошо поработали. Мы сегодня с вами провели очень плодотворную и творческую работу. Спасибо за урок. До новых встреч! | Оценивать свою работу на уроке | Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к конспекту урока литературы в 4 классе "Поклонник вечной красоты"
Смотреть в конспект урока....
Конспект урока литературы в 4 классе "Л. Чарская "Зима"
Конспект открытого урока по литературе в 4 классе, который может быть основой для другого урока по литературе по блоку "Зима"...
Конспект урока литературы в 4 классе "Арбузный переулок. В.Ю. Драгунский"
Конспект урока литературы в 4 классе. Тема "В.Ю. Драгунский. Арбузный переулок"...
Конспект урока литературы для 3 класса: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."
Интересный и лёгкий по восприимчивости урок.Детям очень понравился!...
Конспект урока литературы (чтения) во 2 классе 2 отделения школы - интерната II вида. Тема урока: Рассказ Виталия Бианки «Лис и мышонок».
Конспект урока Литературы (чтения) во 2 классе 2 отделения Школы 2 вида....
Конспект урока литературы (чтения) в 4 В классе 2 отделения.
Конспект урока литературы (чтения) в 4 В классе 2 отделения. ...
Конспект урока литературы в 4 классе по теме: Творчество Е.И.Чарушина. "Кабан"
Тема урока: Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".Цель урока: расширить знания о жизни и творчестве Е.И. Чарушина; учить анализировать текст, конструировать его; отрабатывать навыки беглого выразите...