Конспект урока литературы в 3 классе - "Как гуси Рим спасли"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Анюкова Екатерина Владимировна

Конспект урока литературы в 3 классе - "Волга и Вазуза", "Как гуси Рим спасли".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27.02_literatura._kak_gusi_rim_spasli.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

(предмет)

Выполнил(а) студент(ка) 43 гр.

Ф.И. Анюкова Екатерина

Проверил: ______________________

Отметка: _______________________

Дата: __________________________

Челябинск, 2018

Дата: 27.02.2017                                                                                                     Учитель: Костылева И. В.                                                                                                                         

Класс: 3 б                                                                                                                

 

Урок литературного чтения

Л. Н. Толстой. «Как гуси Рим спасли», «Волга и Вазуза». Особенности жанра.

Цели деятельности учителя: познакомить с двумя рассказами Л.Н Толстого «Волга и Вазуза» и «Как гуси Рим спасли».

Планируемые результаты

Предметные: прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения Л.Н Толстого, ориентироваться в учебной и художественной книге, формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, осмыслять нравственные ценности: благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л.Н Толстого.

Личностные: учиться выражать свое мнение; воспринимать рассказ как особый жанр литературы.

Тип урока: открытия нового знания.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс 2 часть «Перспектива», презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Приветствие учителя

Создание положительного настроя на урок

1 мин

Здравствуйте, ребята! У нас урок литературного чтения. Присаживайтесь.

Принимать установку учителя

П: выделять существенную информацию из слов.

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Пр.: артикуляционные упражнения

2 мин

Чтобы выразительно и грамотно читать, проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.

Дыхательная гимнастика.

К вам на варежку упала снежинка. Сделайте вдох и подуйте на снежинку, чтобы она улетела.

- Посмотрите, куда опустились ваши снежинки.

Интонационная разминка.

Котенок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух.

- Прочитайте предложение.

- Кто сидел на полу?   (Котенок Васька).

-Прочитаем предложение, выделяя это словосочетание голосом.

-Кого ловил котенок Васька?   (Мух).

-Прочитаем, выделяя это слово голосом.

Возле чего на полу сидел Васька?   (Комода).

-Прочитаем, выделяя это слово голосом.

Выполнять артикуляционные упражнения

Выполнять артикуляционные упражнения, отвечая на вопросы учителя

К: учебное сотрудничество со сверстниками.

Актуализация

Сл.: слово об авторе

Проверка восприятия

2 мин

На прошлых уроках вы читали такие рассказы: «Лев и собачка», «Лебеди», «Акула». Кто их автор? (Л.Н, Толстой) 

А какие из них вам нравятся больше и почему? (ответы детей) Сегодня мы познакомимся ещё с двумя произведениями Л.Н Толстого.

Отвечать на вопросы учителя

Вспоминать биографию автора  

П: строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию.

Постановка учебной задачи

4 мин

 Сейчас я вам прочитаю загадку, а вы должны её отгадать

Бежит, журчит, волнуется.

Все на нее любуются!

Никак не остановится,

Назад не поворотится.

(Река) 

Ребята, о чем мы сегодня будем говорить? (о реке)

А какие реки вы знаете? (ответы детей)

Откройте на странице 60 и прочитайте название произведения. Как вы думаете, о чем будет говориться в сказке? (о реках).

Почему вы думаете, что этот рассказ о реках (по название реки Волга)

Работать с текстом  учебника

Читать выразительно рассказ по ролям

П: осваивать смысловое чтение текста;

выделять существенную информацию из текста.

Пр.: первичный анализ

7 мин

Ребята, а вы знаете что-нибудь про эти реки? (да, Волга большая река)

Но сначала я вам рассказу про Волгу и Вазузу.

Волга одна из крупнейших рек в России. Её длина 3530 км. На берегу Волги расположены много больших и маленьких городов. Она является одним из самых знаменитых символов России.

Вазуза -это небольшая река которая впадает в Волгу.

Словарная работа

Ребята как вы понимаете Хвалынское царство, болото, сажень, верста.

Хвалынское царство- это древнерусское название Каспийского моря. Каспийское море находиться на юге России, и в нее впадает Волга.

Болото- Это очень сильно увлажненный участок земной поверхности, заросший влаголюбивыми растениями. В болоте обычно происходит накопление неразложившихся растительных остатков.

Сажень — старорусская единица измерения расстояния.

Верста-русская единица измерения расстояния.

Оставшковский уезд сейчас это Тверская область.

Давайте начнем читать. Сначала начну я, а вы продолжите.

Понравилась ли вам сказка? (ответы детей)

Что вам запомнилось? (ответы детей)

Какие герои вам встретились? (Волга и Вазуза)

Обсуждать с учителем характер героев рассказа

Формулировать главную мысль

К: уметь  слушать и вступать в диалог.

Динамическая пауза

1 мин

Физминутка

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. 
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. 
(Потягивания — руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. 
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. 
(Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

Выполнять движения вместе с учителем

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

Обобщающая беседа и выведение идеи произведения

Н.: рассматривание иллюстраций, учебной презентации

С.: ответы на вопросы

7 мин

Давайте теперь прочитаем это произведение ещё раз.

О чем начали спорить Волга и Вазуза? (О том, кто из них умнее и кто лучше проживет)

Как решили спор Волга и Вазуза (кто быстрее доберется до Хвалынского царства) Найдите этот момент

Как Вазуза, обманула Волгу? (Когда Волга спала, Вазуза ушла) Найдите этот момент

Чего испугалась Вазуза, когда её догнала Волга? (Наказания Волги)

Как простила Волга свою сестру? (Волга взяла сестру с собой)

Откуда начнется Волга? (в Оставшковском уезде)

Откуда начинается Вазуза? (в горах)

Найдите отличия Волги от Вазузы (Вазуза весной раньше ломает лёд и проходит, а Волга позднее. Волга шире, чем Вазуза)

Выявление идеи

Кто вам больше понравился Волга или Вазуза? (ответы детей)

Правильно ли поступила Волга, простив свою сестру Вазузу? (да, потому что нужно уметь прощать)

Какой вывод вы можете сделать для себя? (нельзя обманывать никого, потому что ложь всегда станет явной)

Бывало ли так что вы кого-нибудь обманывали ?(ответы детей)

Принимать установку учителя

Отвечать на вопросы учителя

Формулировать тему и цели урока

П: умение определять и формулировать цель урока самостоятельно;

осознанное построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации.

Решение частных задач

Первичное восприятие текста

Пр.: первичное чтение текста

10 мин

Сейчас я вам прочитаю ещё одну загадку, слушайте внимательно.

Он шипит и тянет шею,

нет, наверно, птиц смелее.

Но его я не боюсь.

Кто же это, дети?...(Гусь)

Как вы думаете о чем мы будем читать во втором произведении? (о гусях)

Давайте познакомимся ещё с одним известным произведением Л.Н Толстого «Как гуси Рим спасли»

Ребята, а вы когда-нибудь видели гусей?(ответы детей)

А какие они? Опишите (Гусь травоядная птица. Питается травой и семенами растений. Гуси могут своим клювам обрывать ягоды, есть стручки, злаки и некоторые овощи. Лапы длинные.  Гуси обладают густым опереньем, плотный пуховой покров предохраняет птицу от холодов.)

Прочитайте название произведения. О чем в нем будет говориться? (ответы детей)

Рассказ о Риме.

Рим — один из старейших городов мира, древняя столица Римской империи. Ныне Рим столица Италии. В Древние времена Рим был могущественной империей в мире. В Риме является одним из самых красивых мест, там много достопримечательностей, музеев и театров.

Словарная работа

Перед тем, как начать читать текст, давайте рассмотрим непонятные слова

Галлы – это племя которые обитали на территории современной Европы.

Римляне- это народ который жил в Рим

Кремль-это крепость

Капитолий-храм в Риме

Сенаторы- члены одного из высших государственных органов власти в Древнем Риме.

Жрецы-посредники между богами и людьми.

Давайте начну читать я, а вы продолжите.

Понравился ли вам рассказ? Чем? (ответы детей)

Что вам особенно запомнилось? (ответы детей)

Читать рассказ по цепочке

К: учебное сотрудничество со сверстниками.

Обобщающая беседа и выявление идеи произведения

Пр.: выборочное чтение

Эмоциональная оценка восприятия

6 мин

Давайте теперь прочитаем это произведение ещё раз.

На кого напали галлы? (на римлян)

Куда убежали римляне? (некоторые убежали из города, а другие спрятались в кремле)

Кто остался в городе? (сенаторы)

Почему галлам хотелось разграбить Капитолий (потому что там много богатств)

Как галлы решили попасть в Капитолий. Прочитайте (Ночью галлы украдкою полезли из под обрыва на Капитолий: они поддерживали друг друга снизу и передавали копья и мечи)

Кто почуял опасность? (гуси)

Как римляне прогнали галлов? Зачитайте (Один римлянин проснулся , бросился к стене и сбил ...)

Какая традиция завелась у римлян после этого случая? (они стали отмечать праздник)

Найдите описание этого праздника (Жрецы идут наряженные по городу…)

Выявление идеи

Как вы, думаете римляне были благодарны гусям? Почему? (ответы детей)

Что нового узнали из этого произведения? (что даже животные могут помочь нас и спасти от опасности)

Чему учит это произведение? ( нужно быть смелым)

А у вас есть домашние животные? (да)

Помогают ли она вам, и чем? (ответы детей)

Проводить анализ характеров героев произведения

Отвечать на вопросы

Слушать аудио

Анализировать выразительность чтения актера

П: анализировать текст; устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание.

Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого материала.

Итог урока

Пр.: анализ текста

2 мин

 С какими произведениями мы сегодня познакомились? («Волга и Вазуза» и «Как гуси Рим спали»)

Кто автор? (Л.Н Толстой)

Какое произведение вам понравилось больше? Почему? (ответы детей)

Озаглавить картинки к тексту

Строить план рассказа

Отвечать на вопросы

К: учебное сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли, достижение договоренности и согласование общего решения.

Домашнее задание

1 мин

Выразительно читать рассказы. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся рассказу.

Записывать домашнее задание

Рефлексия

Пр.: самооценка

1 мин

Если вам понравился урока поднимите зеленые цветочки, а если нет, то красные.

Спасибо ребята за урок. До свидания!

Оценивать свою работу на уроке

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 4 классе "Л. Чарская "Зима"

Конспект открытого урока по литературе в 4 классе, который может быть основой для другого урока по литературе по блоку "Зима"...

Конспект урока литературы в 4 классе "Арбузный переулок. В.Ю. Драгунский"

Конспект урока литературы в 4 классе. Тема "В.Ю. Драгунский. Арбузный переулок"...

Конспект урока литературы для 3 класса: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Интересный и лёгкий по восприимчивости урок.Детям очень понравился!...

Конспект урока литературы (чтения) в 4 В классе 2 отделения.

Конспект урока литературы (чтения)  в 4 В классе 2 отделения.                                      ...