Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: "Мышонок Пик"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: "Мышонок Пик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_myshonok_pik.doc | 60.5 КБ |
chtenie_myshonok_pik_2.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 19.03.2018 ФИО учителя: Мигунова Н.В.
Школа: 1 ФИО методиста: Галлиулина Н.К.
Класс: 3 ФИО студента: Шманина Е.В.
Кабинет: 8
Конспект урока : Литературное чтение
Тема: «Мышонок Пик»
Цели урока:
- ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Бианки;
- учить видеть и понимать окружающую природу;
- развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;
- прививать любовь к природе и интерес к чтению;
Планируемые результаты:
- личностные: проявляют интерес к чтению произведений великих русских писателей, учатся мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание; выбирают виды деятельности на уроке; рассказывают о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки, описывающие характер; придумывают свои рассказы о животных;
- предметные: знакомятся с творчеством В.Бианки; умеют прогнозировать содержание произведения; видят и понимают поступки героев; определяют жанр произведения;
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование урока: Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий 2-е изд. – «Просвящение», 2013. – 223 с., презентация
№ | Этапы, методы и приемы | Хро-номе-траж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Мотивационный Словесн.: слово учителя Практич: хоровое чтение Практич.: чтение в парах | 2-3 мин | - Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Желаю всем хорошего настроения на весь день. - Давайте настроимся на урок и проведём небольшую речевую разминку. Посмотрите на слайд№1 Шли сорок мышей, Несли сорок грошей, Две мыши поплоше, Несли по два гроша. Что это? (скороговорка). Прочитаем её медленно хором, прочитаем побыстрее, прочитаем быстро с разной интонацией: весело, грустно, с восхищением, с удивлением, тихо). Ребята, а кто знает, что такое грош? (грош – старинна монета стоимостью в 2 копейки). - А теперь прочитаем в парах, дружно. Молодцы. Немного размялись. | Приветствовать; Читать скороговорку хором; Объяснять значение слова; Читать в парах; | Р: положительный настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке. |
2. | Постановка учебных задач Словесн.: объяснение смысла Практич: разгадывание ребуса | 6-7 мин | - Ребята, посмотрите на слайд№2. Прочитайте пословицы и объясните их значение. 1.Не велика мышка, да зубок остер. 2. Сытая мышь и муки не ест. - Ребята, а что вы знаете о мышах? - А сейчас давайте расшифруем имя писателя (слайд№3), с творчеством которого мы сегодня познакомимся. ВИбиТАанЛИкиЙ (Виталий Бианки). - Хорошо, откройте учебники и посмотрите, с каким произведением мы сегодня познакомимся. Какова тема нашего урока? (Мышонок Пик). Кто автор этого произведения? - Рассмотрите иллюстрацию к произведению, как вы думаете, о чём оно? - Какие цели мы можем поставить на урок? (познакомиться с творчеством В. Бианки; прочитать произведение и проанализировать его;) Хорошо. | Объяснять смысл пословиц; Разгадывать ребус; Определять тему; Высказывать свои предположения; | К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы; П: определение темы и целей урока. |
3. | Решение частных задач Словесн: слово о писателе | 3-4 мин | - Ребята, а кто-нибудь слышал о таком писателе как Виталий Бианки? Читали его произведения; - Послушайте немного о его жизни и творчестве. Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) родился в семье ученого-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций Зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки». Герои Бианки живут своей обычной «природной» жизнью, но при этом говорят человечьим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь природы. | Отвечать на вопросы; Слушать; | П: расширение общего кругозора учащихся; |
Физминутка | 1-2 мин | - Ребята, ну а чтобы нам плодотворно поработать, давайте немного передохнём. Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трук бока руками) - Молодцы. Продолжаем работать. | Выполнять упражнения; | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. | |
Словесн.: ответы на вопросы Практич.: чтение по цепочке | 7-8 мин | Словарная работа Ребята, сейчас посмотрите на слайд, давайте прочитаем эти слова с ударение и объясним их значение: Рубнул – ударил ножом, срубил. Порскнуть – броситься врассыпную. Извести – уничтожить, убить. Наладить парус – сделать, поставить парус. Долблёное судёнышко – выдолбленное из целого куска дерева. - Ребята, прочитайте название первой главы. («Как мышонок Пик попал в мореплаватели») Кто герой произведения? (мышонок) Как вы думаете, как автор относится к нему? (наверное, автор любит его, потому что называет его ласково. - Предположите, как мышонок мог попасть в мореплаватели? - Итак, давайте прочитаем первую главу по цепочке, следите и слушайте внимательно. - Ребята, как мышонок попал в мореплаватели? (на корабле) - Почему мышонок получил такое прозвище? (т.к. пищал). - Из чего ребята делали кораблики? (из толстых кусков сосновой коры и тряпочек). Хорошо. | Отвечать на вопросы; Высказывать свои предположения; Читать; | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Р: Читать в соответствии с целью чтения: выразительно; | |
Словесн.: ответы на вопросы. Практич.: чтение по цепочке; Словесн.: Ответы на вопросы | 10-15 мин | - Посмотрите название 2 главы? («Кораблекрушение»). - Не стало ли страшно вам за мышонка? Как вы думаете, что может с ним случиться? А сейчас мы узнаем это, прочитав вторую главу. Я начну, а вы продолжите, следите и будьте внимательны. - Итак, ребята, что приключилось с маленьким мышонком? - Сколько было мышонку от роду? (2 недели). - Кто первым заметил Пика? (чайки). Что они делали? - Кто ещё охотился за беззащитным мышонком? (щука). - Кто же спас от смерти Пика? (птица рыболов-скопа). Как она это сделала? (он сложил крылья, ринулся вниз, упал в реку и краешком крыло задел судёнышко, оно перевернулось). - Что же дальше произошло с мышонком Пиком? (он добрался до берега, выскочил на песок и ринулся в кусты). Что вы испытывали во время чтения этой главы? Хорошо. | Отвечать на вопросы по содержанию; Читать по цепочке; Анализировать содержание; | Р: Читать в соответствии с целью чтения: выразительно; П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков | |
Практич.: чтение Словесн.: ответы на вопросы; | 5-15 мин | - Сейчас мы с вами прочитаем ещё одну главу. Как она называется? (страшная ночь). Как вы думаете, о чём пойдет речь? - Я начну читать, а вы продолжите. - Как высушил себя мышонок Пик? (вылизал язычком) Чем он питался, чтобы не умереть от голода? (стеблями растений) - С кем встретился мышонок? (с лягушонком). - Что случилось с лягушонком? (его съела змея). - Где провел оставшуюся ночь мышонок Пик? (на ветке куста, высоко над землёй). | Высказывать предположения; Отвечать на вопросы; | К: участвовать в учебном диалоге; | |
4. | Рефлексия. Подведение итогов. Домашнее задание | 2-5 мин | - Ребята, читать продолжим на следующем уроке. С каким произведением мы познакомились? Кто его автор? Понравилось ли тебе это произведение? Что бы вам хотелось сделать после этого урока? Дома прочитайте ещё раз первые 3 главы, подготовьте краткий пересказ. | Подводить итог урока; Записывать домашнее задание; | Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе; Р: Осуществлять итоговый контроль |
Предварительный просмотр:
Дата: 20.03.2018 Класс: 3 Школа: 1 Кабинет: 8 | Учитель: Мигунова Н.В. Методист: Галлиулина Н.К. Студентка: Шманина Е.В. |
Конспект урока по литературному чтению
Тема урока: В.В.Бианки «Мышонок Пик»
Цели урока: познакомить с творчеством и произведениями В. В. Бианки; способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте.
Планируемые результаты:
Предметные:
- продолжат знакомство с произведением В. В. Бианки. «Мышонок Пик»;
- учатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно;
- учатся характеризовать героя.
Личностные:
- Учатся пользоваться элементарными приемами убеждения: мимикой и жестикуляцией;
- проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;
Тип урока: закрепление знаний
Оборудование: учебник «Литературное чтение» (УМК «Школа России»), презентация.
Этап урока, методы и приемы | Время | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный Словесный: Эмоциональный настрой на работу. | 1 мин. | -Здравствуйте, ребята, Самостоятельно проверяем готовность к уроку. Сейчас тихо сядут те, кто готов к уроку. | Приветствовать учителя; Настраиваться на работу | Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших. |
Актуализация знаний Практический: Артикуляционное упражнение | 9 мин. | -Отгадайте загадку. Маленький шарик под лавкою шарит. -Прочитайте медленно, быстро, грустно, весело. -Почему эту загадку использовали на уроке? | Читать, правильно артикулируя. Отвечать на вопросы | Р: принимать и сохранять уч. задачу П: осуществлять подвед. под понятие |
Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы, Словесный: ответы на вопросы, рассказ учителя. Наглядный: иллюстрации Словесный: ответы на вопросы Практический: чтение по ролям Словесный: ответы на вопросы Наглядный: рассматривание иллюстраций описание героя | 12 мин. | - С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? А что мы о нем узнали? Что это был за человек? - Назовите произведение, которое мы читаем сейчас. - Почему мы решили, что это сказка? Кто его автор? (слайд 1) Что мы знаем о жизни и творчестве В.В.Бианки? (Родился в семье учёного-орнитолога) Чем занимается орнитолог? (слайд 2) ( Бианки побывал в разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Так природа стала главным героем его произведений) 3.Рассказ учителя. Человек-творение природы. Любовь к природе - естественное чувство человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком и был В.Бианки (показ слайда3). Он написал такие замечательные произведения как… Сегодня на уроке мы будем перечитывать сказку и узнаем, какими художественными приёмами пользовался автор, чтобы мы поняли, что пришлось пережить мышонку во время его путешествия, дадим характеристику нашим героям.
- Дома вы готовили чтение I части в лицах. - Назовите героев, с которыми мы знакомимся в I части - Как называется разговор 2-х человек? - Кто участвует в диалоге? -Каким мы видим брата в этой части (на доске появляется сердитое лицо брата) - С какой интонацией мы прочитаем его реплики? - Какой мы видим сестру? (на доске появляется веселое лицо сестры) - С какой интонацией мы прочитаем её реплики? Вопрос после чтения: - Понравился ли вам поступок детей? Почему? Что совершили дети? Добро или зло? | Отвечать на вопросы. Слушать Читать по ролям 1 часть Отвечать на вопросы | Р:Работа по предложенному плану Р: принимают и сохраняют уч. задачу П: строят речевое высказывания Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Физминутка Пр.: физические упражнения | 1-2 мин | - Повторяйте за мной движения … - Садитесь | Выполнять упражнения | Л: ориентировка на ЗОЖ |
Решение частных задач Словесный: Ответы на вопросы Практический: Характеристика героев Словесный: Ответы на вопросы Практический: выборочное чтение Словесный: ответы на вопросы | 12 мин. | -Ребята, на столах лежат карточки – помогай-ки. Вам необходимо ответить на все вопросы. Работать будем по группам 1 группа характеризует мальчика, 2 группа -Мышонка Пика, 3- девочку. А давайте вспомним правила работы в группе: 1.Уважай своего товарища; 2.Умей выслушать каждого, не согласен -предлагай! 3.Работай тихо. 4.Не перебивай товарища. -Итак, какая группа была первой? Слушаем. Кто будет отвечать? Анализ ответа каждой группы -Найдите эпизод, который заставил вас поволноваться. -В этой главе встречается слово «опрометью». Что оно означает? - Зачем Бианки написал свою сказку? Над чем он заставил нас задуматься (Показать на примере этого героя – маленького мышонка, что можно выйти победителем из сложной ситуации, только не нужно теряться, впадать в панику, суетиться. Ребята, давайте вспомним каким был Пик вначале путешествия? (Трусливый, неуверенный, слабый) - Изменился ли Пик? – Каким стал Пик? (Осторожный, неутомимый, настойчивый, умный, сообразительный, ловкий) Давайте посмотрим отрывок из мультфильма и узнаем, чем закончилась сказка. Вы рады за мышонка? Я — очень! - Вспомним начало сказки. - Что мы с вами сказали о поступке детей? - А сейчас, что вы думаете о детях? Изменилось ли их отношение к живым существам, к природе? - Какой поступок они совершили в конце сказки? - Получается, что в этой сказке, как всегда, встретились добро и зло - Я предлагаю вам высказаться, продолжить мое предложение «Для меня Виталий Валентинович Бианки……..» . Кем он для вас стал после знакомства с ним? И мне так хочется закончить наш урок словами: Нам жить в одной семье, Нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, Лететь в одном полете. Давайте сохраним ромашку на лугу, кувшинку на реке, и клюкву на болоте. О, как природа-мать терпима и добра! Но чтоб ее лихая участь не постигла, давайте сохраним на стрежнях осетра, касатку – в небесах, в таежных дебрях тигра. Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте-ка мы все навек объединимся, давайте наши души вместе сохраним, Тогда мы на Земле и сами сохранимся! | определять свою позицию по отношению к героям произведения. определять свою позицию по отношению к героям произведения. Отвечать на вопросы | П:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием; П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; П:строят речевое высказывание П: расширение общего кругозора учащихся; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; К: слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения |
Рефлексия Словесный: ответы на вопросы, самоанализ | 5 мин. | А сейчас, ребята, оцените свою работу на уроке. Нарисуйте в тетрадях смайлики. - Поднимите руку те, кто нарисовал улыбку. Молодцы! - Спасибо за урок. | Делать нравственный выбор. Оценивать свои достижения. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез П: строят рассуждения Р: осуществляют итоговый контроль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Мышонок Пик» (УМК «Школа России»)
Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по литературному чтению....
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Мышонок Пик"
Класс: 3 «б»Тема урока: Мышонок Пик.Цель урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Бианки.Планируемые результаты: Предметные: познакомятся с творчеством В. Бианки. ...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Мышонок Пик" (2 урок)
Класс: 3 «б»Тема урока: Мышонок Пик.Цель урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Бианки.Планируемые результаты: Предметные: познакомятся с творчеством В. Бианки. Личностные: вып...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Мышонок Пик" Школа России
Технологическая карта урокаЦель: познакомить с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Мышонок Пик», развивать навыки беглого, выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте,...