Конспект урока на тему: Петух и собака (УМК "Школа России" 1 класс)
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Красникова Арина Игоревна

Знакомство с русской народной сказкой «Петух и собака»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1-2

Цель:  познакомить с русской народной сказкой «Петух и собака»; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

Предметные: выразительно читать, плавно, целыми словами, верно выделять ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; пересказывать сказку на основе картинного плана;

 Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс,  2 часть, под редакцией В.Г.Горецкого; презентация


Этап урока
Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный : слово учителя

1 мин

Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке. Садитесь.

– Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.)Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!

– Проверим готовность к уроку.

Приветствовать учителя

Настраиваться на работу

Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

Актуализация знаний

Практич.:

артикуляционн

ые упражнения

Словесный: строят речевые высказывания

Словесный: слово учителя

Наглядный: рассматривание иллюстраций

5 мин

- Прочитайте про себя скороговорку

Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы.

- Быстро, хорошо артикулируя, повторите скороговорку (хором, индивидуально):

- Сейчас каждый правильно проговорит скороговорку соседу по парте. Молодцы!

- Теперь прочитаем это предложение так, чтобы оно стало вопросительным(хором, индивидуально).

- Сейчас так, чтобы оно стало восклицательным(хором, индивидуально).

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Ребята, а вы любите читать сказки?

- Почему сказки читать интересно?

- Если у сказки есть автор, то к какому виду она относится? (авторская) 

Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы знаете сказки. Я буду зачитывать отрывок, а вам нужно отгадать из какой сказки он.

1.« Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

А от тебя медведь, полгоря уйти. »

- Как называется эта сказка?

- С какими героями встречался колобок на своем пути?

-  Какую песенку напевал колобок?

- А почему лиса съела Колобка? (Был глупый, маленький)

2. « Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку. »

- Как называется эта сказка?

- Кто помогал дедке тащить репку?

- Кого не хватало что бы вытащить репку?

- Что помогло им вытянуть репку? (Дружба)

3. На экране представленные иллюстрации из сказки, вспомните название этой сказки? (Гуси-лебеди)

- Все картинки перемешались,  а вам нужно восстановить последовательность событий.

4. Теремок и Рукавичка

- Чем похожи сказки теремок и рукавичка?

- Чем отличаются эти сказки?

- Молодцы, мы с вами вспомнили сказки, можно идти дальше!

        

Вспоминать пройденное

Отвечать на вопросы учителя

Отгадывать названия сказок




Вспоминать название сказки

Восстанавливать последовательность событий


Находить сходства и отличия двух сказок

П: формулировать ответы и выводы

К: слушать и понимать речь других

К: слушать и понимать речь других

Постановка учебной задачи

Наглядный: Рассматривание названий и иллюстраций сказок

Словесный: Слово учителя

Словесный: строят речевые высказывания

5 мин

- Ребята на слайде представлены различные названия сказок, давайте прочитаем («Колобок», «По щучьему велению» «Три медведя», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Рукавичка, «Теремок»)

-Есть ли у этих сказок автор? (нет) Почему?

- Сегодня мы познакомимся еще с одной новой сказкой. А о ком она, вы узнаете, отгадав загадки. (Слайд 3)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди

Лучше в дом не заходи!  (Собака)

Он носом в землю постучит,

Взмахнёт крылом и закричит.

Кричит он даже сонный

Крикун неугомонный.  (Петух)

- Как вы думаете, героями, какого произведения они могут быть? (Сказки)

- Значит, мы сегодня знакомимся с еще одной русской народной сказкой, откройте учебники на с.54 и прочитайте, как она называется.

- Кто автор этой сказки?  (Автора нет)

- Почему нет автора?  (Это народная сказка)

- Кто мне проговорит тему нашего урока: Познакомиться с русской народной сказкой «Петух и собака»

Отвечать на вопросы

Отгадывать загадки

Предполагать, размышлять на поставленный вопрос

Формулировать тему урока

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.

Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы

Решение частных задач

Словесный : речь учителя

Практический: словарная работа

Практический

15 мин

- Сейчас я вам прочитаю эту сказку, а вы слушаете меня внимательно и пальчиком следите в тексте.

- Как вы думаете, какая здесь главная мысль? (Ответы детей)

Словарная работа.

- В тексте есть сложные слова для прочтения, давайте их проговорим:

Жи-во-тин-ки – животинки

Про-да-дим – продадим

За-ня-лась – занялась

Раз-ли-ва-ет-ся – разливается

По-ла-ко-мить-ся – полакомиться

На-ду-ма-ла – надумала

При-ва-ли-ло – привалило

Бро-си-лась – бросилась

За-но-че-ва-ли - заночевали

- На слайде представлены слова и выражения, скажите, как вы их понимаете?

Занялась заря- рассвело.

Масленый праздник – праздник Масленицы.

Припасла – заготовила про запас.

Счастье привалило – появилось неожиданно.

Дупло – пустота в стволе дерева.

Слушать чтение учителя

Проговаривать слова

Высказывать свое мнение

К: слушать и понимать

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции

Физкультминутка

1 мин

Выполнять физкультминутку

Л: ЗОЖ

Решение частных задач

Практический: прочтение сказки

Словесный: строят речевые высказывания

15 мин

- Давайте прочитаем сказку по цепочки.

Анализ сказки

- Почему Петух  ушел от старика со старухой?

- Кто помог уйти со двора в лес?

- Как Петух навлек на себя опасность?

- Чем Лиса хотела заманить к себе Петушка?

- Найдите в тексте и прочитайте, почему Петух испугался и к кому он обратился за помощью?

- Прочитайте, как Лиса расхваливала Петуха.

- Чему обрадовалась Лиса?

- Прочитайте пословицы. Подумайте, кому из героев сказки они подходят?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей (к Петуху).

Не рой другому яму, сам в нее упадешь (к Лисе).

- Объясните их смысл.

Читать сказку, следить по тексту

Анализировать, отвечать на вопросу по прочитанному материалу

П: формулировать ответы и выводы

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Рефлексия

По содержанию

Словесный – ответы на вопросы

3 мин

- Ребята, запишите д/з  прочитать сказу 1-2 раза и пересказать

- Какую сказку мы изучали? А какие повторяли?

- Чему учит сказка Петух и Собака? ( Дружбе)

- Закончите предложения:

- Сегодня я узнал…

- Мне было интересно…

- Я бы хотел…

Записывать дз

Подводить итоги урока

Р: осуществляют итоговый контроль


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)

Урок плановый.  Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от   корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...

конспект урока по теме:Скорость, время, расстояние. математика 4 класс

Подробный конспект урока с мультипродуктом-презентация!...

Конспект урока по теме "Засушливые зоны умеренного пояса" 2 класс.

Конспект урока по теме "Засушливые зоны умеренного пояса" 2 класс УМК "2100"....

конспект урока на тему "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс УМК Планета знаний

Урок  окружающего мира по теме: "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс  Планета Знаний....

Конспект урока по теме: "Дикие и домашние животные" 2 класс

Урок во 2 классе по окружающему миру "Дикие и домашние животные"...

Конспект урока по сказке "Петух и собака" Литературное чтение 1 класс

Конспект урока по сказке "Петух и собака" 1 класс Литературное чтение...