2. | Актуализация опорных знаний Прак.: ответы по Д/З. Уст.: фр. беседа
Определение темы и цели урока | ≈ 12
| - Ребята, какой большой раздел вы изучаете? («Продолжаем разгадывать секреты смешного».) - С какими секретами смешного вы уже познакомились? (На контрольно, «Для Лены», «Подходящий угол», «Сочинение» …) - Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать разгадывать секреты смешного и познакомимся со следующими произведениями. (Слайд.) - Тема сегодняшнего нашего урока (К. Ч. «От двух до пяти». Г.Остер «Вредные советы».) - Ребята, какие цели мы поставим на сегодняшний урок? (Ответы детей.) (Слайд.) - А Как вы думаете, на детские вопросы легко ли отвечать? А есть поэт, который их любит собирать. - Знаком ли вам поэт Корей Иванович Чуковский? (Выставляет портрет поэта.) - К.И. Чуковский написал целую книгу, которая называлась «От двух до пяти»
Материал для учителя Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков (1882-1969) - писатель, поэт, переводчик, критик. Родился 31 марта 1882 года в Санкт- Петербурге. Под псевдонимном Корней Чуковский писатель работал с начала в литературной деятельности. Позже добавил ненастоящее отчество Иванович. В 1901 году Чуковский начал заниматься журналистикой, а спустя два года стал лондонским корреспондентом. Вернулся на родину Чуковский в 1905 г. Корней Чуковский постепенно становится все более известным и влиятельным. Должное внимание Корней Чуковский уделял детским произведением. Его первая сказка «Крокодил» вышла в 1916 за ней последовали «Мой до дыр», «Тараканище». Также Чуковский занимался переводами, пересказал Библию для детей. Его сказки пользуются большой популярностью. Они инсценированы в театрах, по ним созданы мультфильмы, детские оперы, они переведены на многие языки мира. |
- Ребята, а как вы думаете, почему книга называется «От двух до пяти»? (Различные ответы детей.) - В этой книге собраны высказывания самых маленьких детей, которым было от 2-х до 5-ти лет. - Согласны ли вы, что маленькие дети наблюдательны и обладают особым взглядом на мир? А вот сегодня мы с вами прочитаем и узнаем ответ на этот вопрос. | Отвечать домашнее задание у доски.
Прогнозировать тему урока. Формулировать цель урока.
Работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя
Слушать слово об авторе К.И. Чуковский
Размышлять на заданные вопросы | Р: принимают и сохраняют учебную задачу; осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
К: участвовать в учебном диалоге; отвечать; форму-лируют ответы и выводы; обменива-ются мнениями.
П.: поиск информации в учебники; строить логическую цепь рассуждений
К: участвовать в диалоге, полилоге; слушать мнение других; отстаивать свою точку зрения;
|
3.
| Решение частных задач Уст.: фронтальная беседа.
Уст: разбор рассказа на понимание.
Уст.: фронтальная беседа
Прак.: выполнение заданий; чтение по цепочке.
Прак.: выполнение заданий; чтение по цепочке. | ≈ 20 | - Откройте учебник на с. 69 и давайте прочитаем разговор Миши, Кости и Тани. - Анишит Йокоповна предлагает нам прочитать короткие истории, рассказанные Корнеем Чуковским в книге «От двух до пяти» - Давайте все вместе по цепочке прочитаем его истории из книги от двух до пяти на стр 70 первая история. Начинаем читать, громко и с выражением. - Ребята, вам понравилась история? - А какая фраза делает эту историю смешной? (Последняя фраза. Эта фраза построена на противоречии. С одной стороны, Наташа запрещает своему приятелю бить злую змею, нарисованную на картинке, и мы думаем, что она дпльше объяснит, почему этого не надо делать: ведь змея нарисованная, а не настоящая. Но продолжение этой фразы звучит неожиданно: оказывается, Наташа «уже побила ее дома». Именно последняя фраза и делает эту маленькую историю смешной..) - Читаем следующую историю. -Ребята, что вам кажется смешным в истории про девочку Ирочку Ковалеву? (В истории про Ирочку Ковалеву смешно само сочетание слов «звериный джаз», которое придумала девочка.) - Давайте прочитаем два детских высказывания, посвященных впечатлениям детям в зоопарке. - Нравится ли вам детская наблюдательность? Чему посвящены детские высказывания? Что нам показывают эти высказывания? Какие дети в этих рассказах? (Детские высказывания, посвящены впечатлениям детей в зоопарке, показывают, что маленькие дети наблюдательны и остроумны.) - Кто прочитает следующую историю? (Выбрать одного уч-ка.) - Что вам показалось смешно в истории про маленькую Лену? (В истории про Лену и собачу смешно то, как Лена оправдывает свой страх, заявляя, что она правдивая девочка.) - На сегодня у вас было Д/З вспомнить истории из детства, спросить у родителей какие смешные фразы вы говорили в детстве. - Есть желающие кто хочет ответить? - Ребята, какой секрет смешного мы сегодня с вами открыли? (То что маленькие дети не всегда правильно понимают слова, не так выражают свои мысли и поэтому получается смешно и т.п.)
Теперь познакомимся с Григорием Бенционовичем Остер - современный советский русский детский писатель, сценарист и заслуженный деятель Российской Федерации. Родился 27 ноября 1947 года. Начальное и среднее образование получил в Ялте, где провел детство и юность. В 1970 году поступает в Московский Литературный институт имени А.М. Горького, который оканчивает в 1982 году. В то же самое время пытается во многих направлениях, однако самыми удачными и сделавшие его популярным, являются рассказы, стихи и сценарии для детей. Из – под его пера выходят сюжеты к мультфильмам и театральным постановкам, с древних пор уже считающиеся классическими. Кроме этого, он является основоположником жанра «вредных советов» и создателем уникального в своём роде произведения «Сказка с подробностями». Неоднократно был удостоен различных премий. В настоящее время живет и трудится в Москве. |
- Г. Остер написал для детей книгу «Вредные советы». - Что такое вредные советы? Как вы это понимаете? (Ответы уч-ся.) - Почему Г. Остер дает вредные советы? ( Дети не любят советов и никогда к ним не прислушиваются, а им дают полезные советы. Дети делают все наоборот. И Г. Остер, что бы научить ребенка чему-то дает вредные советы, чтобы ребенок сделал наоборот и получил от этого пользу.) - Давайте почитаем совет, который поэт Григорий Остер дает нам от лица одного маленького мальчика. - Когда вы читаете слова, выделенные цветом, вам уже смешно или еще нет? - А эти слова могли бы иметь другое продолжение? (если бы, например, мальчик вел себя прекрасно и начальник решил его похвалить) Какое же именно? (Слова, выделенные цветом, могли бы иметь другое продолжение, если бы ребенок вел бы себя прекрасно и начальник решил бы его похвалить, например так: «У вас очень умный мальчик, спокойный и воспитанный мальчик…») - Из каких строчек становится понятно, какое впечатление ребенок произвел на маминого начальника? (Какое же впечатление в действительности произвел ребенок на маминого начальника, видно из последних четырех строчек стихотворения.) - Вы понимаете, почему этот совет помещен в книжке «Вредные советы», а не в книжке «Полезные советы»? - В чем секрет этого вредного совета? - От лица кого автор дает такой совет? (От лица мальчика, которому не хочется, чтобы мама уходила на работу.) | Читать истории.
Слушать учителя, отвечать на вопросы.
Читать историю
Читать истории.
Отвечать на вопросы, делать выводы.
Отвечать на вопросы, делать выводы.
Слушать слово об авторе Г.Б. Остер
Размышлять, рассуждать по теме.
Читать выразительно произведение
Отвечать на вопросы учителя. | П: контролировать свою деятельность по результату выполнения задания; Подводить под понятие на основе существенных признаков
Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
К: участвовать в учебном диалоге; отвечать; форму-лируют ответы и выводы; обменива-ются мнениями.
П: контролировать свою деятельность; выполнять задания и строить объяснения в нужной форме.
К: способность договариваться и приходить к общему мнению.
П: анализировать и сравнивать полученную информацию, уметь опираться на свой жизненный опыт;
К: участвовать в диалоге, полилоге; слушать мнение других; отстаивать свою точку зрения;
К: слушают и воспринимают речь учителя
К: слушают и воспринимают речь учителя
К: участвовать в диалоге, полилоге; слушать мнение других; отстаивать свою точку зрения; |