Этап урока Методы и приемы | Время | Содержание урока
|
Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой
| 1 мин. | – Проверим готовность к уроку. – Урок литературного чтения – урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!». – Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Организует чтение текста: Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил | Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке. | Р: личностное включение в учебную деятельность |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный метод: фронтальный опрос, учебный диалог, чтение по ролям.
| 6 мин. | Сейчас мы будем проверять домашнее задание - читаем по ролям рассказ Ю.И. Ермолаева «Воспитатели». - Как вы думаете, почему писатель дал такое название рассказу? - Почему хорошие начинания мальчиков не имели успеха? | Читают по ролям.
Автор смеется, иронизирует над этими мальчиками. Потому что они слишком рьяно взялись за дело и в каждом ребенке видели обидчика другого; они пытались воспитывать, учить детей, не разобравшись в причине. | П: выделение известной информации и структурирование знаний |
III. Постановка учебной задачи Словесный метод: фронтальный опрос, диалог | 3 мин. | - Послушайте информацию и скажите, как это можно назвать. (учитель читает рекомендации для школьников о школьной форме) - Как можно назвать то, что я вам прочитала? - Назовите антоним слову «полезные». - «Вредные советы» - это тема нашего урока. – Определите цели урока
| Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Правила поведения в школе. Полезные советы и рекомендации для учащихся Вредные
Познакомиться с произведением «Вредные советы» | П: самостоятельное формулирование темы и цели урока Л: проявление активности в общей работе |
IV. Открытие нового знания
Наглядный метод: заполнение таблицы
Словесный: работа с биографией автора
Практический: работа с биографией автора
| 8 мин. | Работа с биографией писателя — Какие книги этого писателя вы уже читали? — У Григория Остера много различных интересных книг. Сейчас вы узнаете немного и о жизни писателя. Приём «Вопросная таблица». Кто? | Что? | Что делает? | Когда? | Где? |
|
|
|
|
|
На партах лежат листы с краткой биографией писателя. Дети должны, используя этот дополнительный материал, заполнить столбцы таблицы. — Ребята, у вас на партах лежат листы бумаги, на которых вы можете увидеть краткую биографию писателя. — Возьмите в руки карандаш и отметьте те моменты, которые вам показались наиболее интересными (их должно быть не менее трёх). 2 – 3 ученика зачитывают то, что отметили. — Ниже вы видите таблицу, которая состоит из 5 столбиков. В самом верху написаны вопросы. Ваша задача – заполнить столбцы таблицы, используя тот материал, который вы отметили. Дети начинают заполнять таблицу вместе с учителем, затем продолжают самостоятельно. Григорий Бенционович Остер (р. 1947 году) Григорий Остер – детский писатель. Он родился в 27 ноября 1947 года в Одессе. В 1970 году приезжает в Москву и поступает в институт. Во время учёбы писал пьесы для кукольных театров. В 1975 году вышла первая детская книжка. В 1990 году публикует знаменитые детские книги: «Бабушка удава», «Вредные советы». Пишет сценарии для мультсериалов «Зарядка для хвоста», «38 попугаев» и другие. В последние годы появились книжки новой серии: «Задачник. Ненаглядное пособие по математике», «Физика. Ненаглядное пособие. Задачник». С 2008 вместе с певицей Натальей Ионовой ведёт программу «Детские шалости» на телеканале СТС. Проверка заполненной таблицы. 2-3 ученика зачитывают то, что получилось. -Познакомились с интересными фактами из жизни писателя, теперь приступим к знакомству с его произведениями. | «Котёнок по имени Гав», «38 попугаев», «Бабушка удава», «Зарядка для хвоста», «Ненаглядное пособие по математике», «Вредные советы».
Работают с биографией писателя. Заполняют таблицу. | П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе; П: структурирование знания; П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах; К: инициативность в общем поиске нового знания;
П: смысловое чтение, поиск и выделение информации
|
V.Первичное закрепление во внешней речи
Словесный: беседа.
Словесный: учебный диалог
| 7 мин. | - Открыли стр.183. Читаем первый совет самостоятельно и готовимся читать вслух. - Объясните смысл этого совета. - Прочитайте второй вредный совет. - Понравился он вам? - Почему нет, ведь автор верно говорит: «настоящий друг не любит огорчать своих друзей»? - Наблюдали ли вы такие случаи в жизни? Расскажите. - Прочитайте третий вредный совет. Как вы поняли его? - Почему автор дает такие советы? - Какой полезный совет скрывается в этом вредном? |
Современная молодёжь не уступает место пожилым людям. Нет
| Л: понимание и выражение в речи цели задания Р: принятие учебной задачи к исполнению П: смысловое чтение, поиск и выделение информации |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический метод: выполнение задания
| 5 мин. | Переделайте второй совет в добрый. Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Пусть он видит, лёжа в луже, Ты ничуть не огорчён,- Настоящий друг не любит Огорчать своих друзей. Время вышло, проверяем. | Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Протяни, ты, руку другу, Помоги скорее встать. Друг запомнит, твою помощь, И поможет сотню раз! Настоящий друг поможет! Если, ты, ему поможешь...... | Л: проявление понимания цели задания и выбор способов творческого выполнения задания; Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа выполнения задания |
VII. Включение в систему знаний Словесный: разбор совета
Практический: объясняют смысл совета
Словесный: выразительное чтение совета
| 7 мин. | Ребята, а теперь вы будете работать в группах. Каждая группа получила по одному вредному совету. Ваша задача выразительно прочитать, объяснить смысл, подобрать полезный совет. 1.Главным делом жизни вашей Может стать любой пустяк. Надо только твердо верить, Что важнее дела нет. И тогда не помешает Вам ни холод, ни жара, Задыхаясь от восторга, Заниматься чепухой. 2. Если в кухне тараканы Маршируют по столу, И устраивают мыши На полу учебный бой, Значит, вам пора на время Прекратить борьбу за мир, И все силы ваши бросить На борьбу за чистоту. 3. Бей друзей без передышки Каждый день по полчаса, И твоя мускулатура Станет крепче кирпича. А могучими руками, Ты, когда придут враги, Сможешь в трудную минуту Защитить своих друзей. 4. Если вы еще не твердо В жизни выбрали дорогу И не знаете, с чего бы Трудовой свой путь начать, Бейте лампочки в подъездах - Люди скажут вам "спасибо". Вы поможете народу Электричество беречь. 5. Если руки за обедом Вы испачкали салатом И стесняетесь о скатерть Пальцы вытереть свои, Опустите незаметно Их под стол, и там спокойно Вытирайте ваши руки Об соседские штаны. А теперь проверяем и составляем сборник полезных советов. Здорово, молодцы! - Какова настоящая цель автора, чего он хотел добиться? | Дети готовятся выразительно их читать, объясняют смысл совета, подбирают полезный совет.
Дети готовятся выразительно их читать, объясняют смысл совета, подбирают полезный совет.
Обычно дети не любят слушать советы. А эти очень интересные. Читаешь их и понимаешь, как нельзя поступать. | П: обобщение и структурирование знаний в речи
П: поиск и выделение необходимой информации.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный метод: фронтальный опрос, диалог
| 3 мин. | -Ребята, не зря ли вы сегодня потратили время на чтение произведения? Объясните свою точку зрения. Чему вы сегодня научились?
Возникали ли у вас трудности при выполнении заданий? Что вам удалось больше всего? Какова настоящая цель автора, чего он хотел добиться? Я очень рада, что мы сегодня очень продуктивно поработали. Всем спасибо за урок. Урок окончен. | Отвечают на вопросы.
Обычно дети не любят слушать советы. А эти очень интересные. Читаешь их и понимаешь, как нельзя поступать. | П: доказательство качества выполнения задания; К: умение полно и точно выражать своё мнение П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы. |