Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся "Что?Где?Когда?"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОГОРЕЛЬСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО
«____»____________20_____г.
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Погорельская ОШ"
/________/__________________/
УТВЕРЖДАЮ
Приказ №_______
от «____» __________20______г.
Директор МБОУ «Погорельская ОШ» /__________/___________________/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
кружок «Что? Где? Когда?»
срок реализации 2015-2016 уч.год
Сидорова Светлана Владимировна
(Ф.И.О. составителя программы)
Погорелье 2015г.
I. Пояснительная записка.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у младших школьников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы,представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «Погорельская ОШ» на 2015-2016 учебный год.
- Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием.
- Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития.
- Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями.
- На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина,стенгазета и т.п.).
Цель:
Развитие личности и создание творческого потенциала.
Задачи:
- развить творческие и коммуникативные способности ребёнка
- привить навыки сотрудничества с другими людьми;
- активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
- привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;
- активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
- развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- самостоятельно конструировать свои знания;
- интегрировать знания из различных областей наук;
- научиться критически мыслить.
Сроки реализации программы: 1 год
Программа кружка «Проектная деятельность младших школьников » разработана для учащихся начальных классов.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальную работу.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Участники проекта
Действия учителя:
- помогает ученикам определить цель деятельности;
- рекомендует источники получения информации;
- раскрывает возможные формы деятельности;
- содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
- создает условия для активности школьника;
- является партнером;
- помогает в выборе формы защиты проекта и т. д.
Действия ученика:
- определяет цель своей деятельности;
- открывает новые знания;
- экспериментирует;
- выбирает пути решения возникающих проблем;
- несет ответственность за свою деятельность.
Планируемые результаты:
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
познавательные универсальные учебные действия:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, основного содержания портфолио учеников, опросников.
Учебно-тематический план
№ | Тема проекта | Кол-во часов |
1 | Наша школа | 3 |
2 | Перемена | 2 |
3 | Страна « АБВГДейка» | 3 |
4 | Овощи | 2 |
5 | Краски осени | 5 |
6 | Наша безопасность. | 3 |
7 | Наш дом | 3 |
8 | Ёлочки | 3 |
9 | Новый год в моих фантазиях | 6 |
10 | Птицы зимой | 4 |
11 | Сувенир в подарок | 8 |
12 | Витамины- наши друзья. | 3 |
13 | Радуга-дуга | 3 |
14 | Красная книга родного края | 3 |
15 | Петушок | 5 |
16 | Откуда пришли комнатные растения | 4 |
17 | День моей фамилии | 4 |
18 | Праздники в России | 4 |
Итого | 68 |
Содержание учебного материала.
Проект : « Моя школа».
Цель: познакомить первоклассников со школой, подготовить к школьному обучению.
Экскурсия по кабинетам, аудиториям. Знакомство с назначениями кабинетов.
Цель: систематизировать знания детей о школе, вызвать интерес к школьным традициям.
Рисунки «Моя школа». Выставка рисунков.
Составление устного рассказа (назначение школьного здания, правила поведения в школе, что надо сделать, чтобы жизнь в школе была интереснее, как можно украсить школу). Создание общего коллажа из бумаги «Наша школа». Распределение работ по созданию коллажа. Вырезание и наклеивание на лист элементов: здание школы, окна, входные двери, ступени, забор, клумбы, деревья, объекты школьного двора. Защита проекта.
Проект : “Перемена”
Провести беседу: «Развлекательная игра на перемене». В беседе дети узнают о том, что бывают игры, отличающиеся: по динамике, по целям воспитания. Дети должны понять, что одни игры подходят для игры на перемене, а другие нет, потому, что не соответствуют правилам поведения в школе.
Нахождение и подбор игр детьми с 1 по 4 класс, в которые можно играть на перемене.
Провести неделю «Переменка» (каждая группа представляет и показывает найденные игры)
Провести презентацию проекта.
Проект: «Страна АБВГДейка».
Цель: -Обобщить и расширить знания на тему «Страна АБВГДейка».
- Систематизация знаний о знакомых детям буквах. знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей,развитие творческих способностей учащихся. Организация выставки книг в алфавитном порядке. Азбука в картинках.
История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Понятия: буква, алфавит.
Выбрать любую букву, найти и выучить стихотворение про эту букву, подобрать загадки, пословицы, скороговорки идр..
Оформить страничку на выбранную букву.
Проект: «Овощи»
Цель: Обобщить и расширить знания на тему «Овощи».
Овощи их разнообразие и значение для человека.
Подобрать загадки об овощах, оформить ответы в виде рисунков.
Защита творческой работы.
Проект: «Краски осени».
Цель: Развивать воображение, фантазию учащихся, рассмотреть тесную взаимосвязь человека и природы.
Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала. Обсуждение возможных композиций поделок из собранного материала. Изготовление поделок на свободную тему. Чтение произведений об осени. Сочинение : Почему я люблю осень. |
Уголок «хорошего настроения». Выставка работ. Проект: «Наша безопасность». |
Цель: повторить правила безопасности на улице, на дороге. Вызвать желание соблюдать эти правила.
Просмотр слайдов. Игра «Будь внимателен».Практическое занятие.Рисунки. Оформление газеты Я - пешеход. Составление собственного маршрута из дома- в школу, из школы -домой
Проект: « Наш дом».
Цель: познакомить учащихся с семейными традициями, развивать устную речь учащихся, формировать умение работать в коллективе.
Откуда берутся традиции. Самые яркие традиции твоей семьи /рассказы, фотографии, презентации, рисунки/
Какую традицию ты бы хотел ввести в вашу семью?
Привитие любви к традициям своей семьи, воспитание привычки к здоровому образу жизни, формировать установку на творческую деятель
Игра. Правила игры. Традиционные семейные игры. Игры прошлого. Игры современных детей. Конкурс рисунков «Моя семья»
Проект: «Ёлочки»
Цель: учить распределять обязанности при выполнении коллективного дела, выбирать лучшее решение, планировать деятельность.
Поиск информации о хвойных деревьях – ели.
Беседа «Как и из чего можно сделать ёлочку?». Изготовление поделок.
Выставка работ. Плакат «Сохраним зелёную красавицу».
Проект : “Новый год в моих фантазиях».
Проведение беседы на тему: «Новый год в моих фантазиях». Обогатить представления детей о празднике. Обратить внимания, откуда к нам пришел этот праздник, когда и почему мы начали праздновать новый год? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями для расширения знаний и представлений детей в ходе подготовки проекта.) Откуда к нам пришла традиция ставить хвойное дерево на новогодний праздник и его украшать? Какие украшения вешали люди в далекой старине на елку? Какие новогодние традиции, остались у нас от далекой старины?
Изготовление новогодних украшений для елки.
Защита проекта в виде новогоднего представления. Завершить проект конкурсом «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах» (сделанных руками детей). (1 ч)
Проект: «Птицы зимой».
Цель: развивать умение структурировать информацию, сотрудничать во время деятельности
Беседа «Как помочь птицам зимой?». Птичья «столовая». Команда спасателей.Информация о птицах нашего края.
Изготовление кормушек для птиц. Выставка работ и вывешивание их на улице. |
Не проходите мимо. Выпуск газеты. «Говорящая» книга. |
Проект: «Сувенир в подарок».
Цель: Формировать умение работать в группе, планировать работу, распределять обязанности, развивать творческие способности каждого ученика, вызвать чувство гордости за боевые подвиги русской армии. Знакомство с военным костюмом солдата . Подвиги русских солдат.
Моё отношение к русскому солдату. Знакомство с армией моей страны. Произведения, в которых главный герой – солдат. Какой он?
Изготовление сувениров, посвященных 23 февраля. Изготовление сувениров, посвященных 8 марта. Произведения о маме. |
Проект: «Витамины- наши друзья».
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.Оформление книжки-раскладушк.
Проект: «Радуга- дуга»
Цель: Расширить знания о природном явлении- радуга.
Подобрать: загадки,стихи, пословицы о радуге.
Литература:
- Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
- Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
- Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
Календарно-тематический план
№ занятия | Тема проекта | Содержание материала | Кол-во часов | Дата план |
1-3 | Моя школа | Экскурсия по территории школы. | 3 | |
Оформление коллажа «Моя школа». | ||||
4-5 | Перемена | Игры на перемене. | 2 | |
6-8 | Страна « АБВГДейка» | Алфавит.Выбрать любую букву, найти стихотворения,загадки,пословицы,скороговорки. Выучить наизусть. | 3 | |
Оформить страничку с рисунками. | ||||
9-10 | Овощи | Овощи их разнообразие и значение для здоровья человека.Загадки про овощи. | 2 | |
Оформить страничку с рисунками. | ||||
11-15 | Краски осени | Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала. | 5 | |
Изготовление поделок из природного материала. | ||||
Чтение произведений об осени. | ||||
Сочинение : «Почему я люблю осень». | ||||
Выставка работ.Конкурс поделок. | ||||
16-18 | Наша безопасность. | Беседа о правилах дорожного движения. | 3 | |
Конкурс рисунков «По безопасной дороге в безопасное будущее». | ||||
Чертим схему маршрута: «Дорога в школу и домой.» | ||||
19-21 | Наш дом | Беседа «Мой дом – моя крепость». | 3 | |
Конкурс рисунков «Дом моей мечты». | ||||
Выставка рисунков их защита. | ||||
22-24 | Ёлочки | Беседа «Как и из чего можно сделать ёлочку?» Стихи,песни,загадки о ёлочке. | 3 | |
Изготовление объёмной ёлочки из бумаги. | ||||
Выставка работ,их защита. | ||||
25-30 | Новый год в моих фантазиях | Изготовление новогодних украшений для ёлки. | 6 | |
Разучивание новогодних песен, стихотворений. | ||||
Наряжаем ёлку. Конкурс на лучшую поделку. | ||||
31-34 | Птицы зимой | Беседа «Как помочь птицам зимой?» | 4 | |
Изготовление кормушек для птиц. | ||||
Выставка работ и вывешивание их на улице. | ||||
Оформление стенгазеты «Витамины- наши друзья.» | ||||
35-42 | Сувенир в подарок | Изготовление сувениров, посвященных 23 февраля. | 8 | |
Выбрать и выучить стихи и песни к празднику. | ||||
Оформление поздравлений. | ||||
Изготовление сувениров, посвященных 8 марта. | ||||
Выбрать и выучить стихи и песни к празднику. | ||||
Оформление поздравлений. | ||||
43-45 | Витамины- наши друзья. | Подобрать пословицы и поговорки о здоровье. Советы доктора Здоровейки. | 3 | |
Оформление стенгазеты «Витамины- наши друзья.» | ||||
46- 48 | Радуга-дуга | Подобрать загадки, стихи, пословицы о радуге. | 3 | |
Рисуем красками радугу. | ||||
Оформляем творческую р-ту, защищаем её. | ||||
49-51 | Красная книга родного края | Оформить стенд: « Как прекрасен наш край» | 3 | |
52-56 | Петушок | Беседа «Герои русских народных сказок». | 5 | |
Изготовление поделки из разного материала « Петушок». | ||||
Сочиняем сказку. Рисуем иллюстрацию к сказке. | ||||
Выставка работ. Защита проекта. | ||||
57-60 | Откуда пришли комнатные растения. | Беседа «Комнатные растения. Зачем они нам?» | 4 | |
Посадка цветов с целью озеленения класса и школы. | ||||
61-64 | День моей фамилии | Беседа «Каждая фамилия – это история семьи». | 4 | |
Рассказ о происхождении своей фамилии или о своей семье. | ||||
Конкурс рисунков «Моя семья». | ||||
Оформление стенгазеты. Защита проекта. | ||||
65-68 | Праздники в России | Беседа «Главные праздники страны». | 4 | |
Рассказ о своем любимом празднике. | ||||
Конкурс рисунков «Мой любимый праздник». |
Всего: 68 ч
Литература:
- Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1-4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2008.
- Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
- Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
- Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...