Литературная игра – викторина «Знаете ли вы сказки?»
план-конспект урока по чтению на тему
Литературная игра – викторина
«Знаете ли вы сказки?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_skazkam.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная игра – викторина
«Знаете ли вы сказки?»
Разработала Урусова М.А.
План проведения литературной игры – викторины «Знаете ли вы сказки?»
- Организация класса. Вступительное слово учителя.
- Сообщение темы и цели внеклассного мероприятия.
- Представление жюри.
- Первый конкурс – разминка – «Сказочное лото» (на магнитных досках).
- Загадки с подвохом из «волшебного», музыкального ларца.
- Второй конкурс – «Музыкальный» - угадай сказочную мелодию.
- Третий конкурс – пантомима – «Без слов».
- Четвертый конкурс – «Бюро находок».
- Сказочная физкультминутка (с мячом – ежом для пальчиковой гимнастики).
- Пятый конкурс – игра «Ромашки» (блиц-опрос).
- Подведение итогов игры. Пожелания ребятам. Награждение команд.
Литературная игра – викторина
«Знаете ли вы сказки?»
Цель:
- Актуализация ранее полученных знаний в ситуации игры – соревнования;
Задачи:
- учить детей узнавать сказки и их героев, сочувствовать и сопереживать им (по отрывкам, иллюстрациям, предметам);
- развивать творческое воображение, ассоциативную память, внимание, логику, умение слушать;
- обогащать опыт общения детей в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий;
- помочь детям увидеть свои достижения, воспитывать потребность в чтении книг;
- расширять словарный запас учащихся;
- создавать условия для развития духовных качеств личности, прививать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.
Ожидаемый результат.
- Дети будут верить в чудеса, отличать добро и зло.
- Подружатся, станут более внимательными, вежливыми по отношению друг к другу.
- Через сказку научатся понимать мир, ценить дружбу, будут больше читать сказки.
Оборудование, оформление:
- Лист критериев оценки;
- карточки - задания с названиями персонажей сказок для сказочного лото на магнитных досках;
- «волшебный», музыкальный ларец с загадками;
- аудиозаписи с песенками из сказок;
- мяч – ёж – для пальчиковой гимнастики во время проведения «Музыкального» конкурса;
- сказочные предметы: перчатки, телефон, мыло, лимон, луковица, чемоданчик с красным крестом, горошина, туфелька Золушки, бабочка кота Леопольда, лопнувший шарик ослика ИА, аленький цветочек, скорлупа грецкого ореха;
- «строгие», невидимые судьи (кричит петух, мяукает котенок) – для привлечения внимания детей; поддержания дисциплины;
- лепестки для игры «Ромашка»;
- иллюстрации сказок; сказочные герои;
- красочные эпиграфы; высказывания знаменитых людей.
- таблицы с названием команд «Чебурашки», «Вини – Пухи», мягкие игрушки этих героев;
- кубики, пазлы, с иллюстрациями из сказок – для индивидуальной работы с отдельными учащимися;
- сказочный замок.
Критерии оценки.
1 конкурс – «Сказочное лото» 5 баллов – все задания выполнены правильно; 4 балла – 1 задание выполнено неправильно; 3 балла – 2 и более задания выполнены неправильно. |
Каждая отгаданная загадка (по числу карточек) – 1 балл. |
2 конкурс – «Музыкальный» - «Угадай мелодию». 5 баллов – каждая правильно угаданная песенка. |
3 конкурс – пантомима «Без слов». 1 балл – за артистичность; 1 балл – команде – сопернице, если правильно показала изображаемую отгадку. |
4 конкурс – «Бюро находок». 5 баллов – каждый правильно угаданный предмет. |
5 конкурс – игра «Ромашка». 1 балл – каждый правильный ответ. |
6 конкурс «Сказочные пазлы» 5 баллов – правильно собранный сюжет. |
Подведение итогов.
Команда «Чебурашки»_______________________баллов.
Команда «Винни-Пухи»_______________________баллов.
Высказывания знаменитых людей.
Многие русские сказки – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.
К.Д. Ушинский
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, душой; выражает свое отношение к добру и злу. В сказке ребенок черпает первые представления о справедливости и несправедливости.
Все, что создано умом,
Все к чему душа стремиться,
Как янтарь на дне морском
В сказках бережно хранится.
Сказка – это окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства.
Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы все-таки верьте сказке,
Сказка всегда права!
Э. Асадов.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.
Сказку вы не забывайте и в реальность превращайте,
И пусть детская мечта воплотится в жизнь сполна.
Сказки – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Френсис Бэкон.
Ход внеклассного мероприятия:
- Организация класса. Вступительное слово учителя.
Сегодня я приглашаю вас в гости к сказке. Ведь сказка - окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства. Когда вы были маленькими, сказки вам рассказывали ваши мамы и бабушки, в детском саду – воспитатели. А теперь вы уже умеете читать сказки сами.
- Сообщение темы и цели литературной игры – викторины «Знаете ли вы сказки?»
Здравствуйте, ребятушки!
Здравствуйте, гости дорогие.
Я – бабушка – Загадушка.
Да вот беда, стара я стала, загадки помню, а сказки все позабыла, все в голове у меня перепуталось, перемешалось.
3. Конкурс-разминка:»Исправьте меня»:
Василиса Преглупая |
Елена Некрасивая |
Крошечка- Горошечка |
Сестрица Гулёнушка |
Баба Бяка |
Кощей Бесстрашный |
Царевна- жаба |
Жар- муха |
Царевна- индюшка |
По собачьему велению |
Сивка- будка |
Иван-царевич и зеленый волк |
Сестрица Алёнушка и братец Никитушка |
Мальчик с кулачок |
У страха уши велики |
Лапша из топора |
А вы, детоньки, знаете сказки?
Поможете мне, Бабушке – Загадушке, сказки вспомнить?
А чтобы узнать кто же из вас лучше знает сказки, игра наша будет командной. Согласно жеребьевке у нас будет 2 команды: первая команда – «Чебурашки», вторая команда «Винни-Пухи».
Каждый конкурс будет оцениваться нашим уважаемым жюри.
Чья команда даст наибольшее количество правильных ответов, та и окажется победительницей.
4. Представление жюри.
- А это, внучки мои, наше уважаемое жюри.
- Но где-то здесь спрятались – притаились 2 строгих судьи. Вы их не увидите, но если услышите их голосок, знайте, вы получили штрафной балл.
- Что-то притомилась я немножко, позову-ка я на помощь свою внучку Аленушку.
Аленушка, где же ты, помоги-ка своей бабушке-Загадушке.
-Ну, детоньки мои, давайте сядем тихонько рядком, да поговорим ладком, авось я и вспомню сказки.
5. Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Сейчас начнется наша игра,
К нам выйдут целым строем
Те, с кем всегда вы встрече рады –
Ваши любимые сказочные герои.
В сказочный мир вместе с ними войдем
И за собою других позовем.
6. Первый наш конкурс – разминка – «Сказочное разрезное лото ».
Задание – дополни имя сказочного героя.
Сивка – (Бурка) Кощей (Бессмертный) Мальчик – (с – пальчик) Красная (Шапочка) Снежная (Королева) Карабас (Барабас) Винни – (Пух) Муха – (Цокотуха) Сестрица (Аленушка) Василиса (Премудрая) Доктор (Айболит) Лиса (Алиса) | Конек (Горбунок) Змей (Горыныч) Крошечка (Хаврошечка) Кот (в сапогах) Спящая (Красавица) Карлик (Нос) Крокодил (Гена) Курочка (Ряба) Братец (Иванушка) Елена (Прекрасная) Баба (Яга) Кот (Базилио) |
7. Молодцы, внучки мои, молодцы милые. Ах, какие вы пригожие, хорошие.
Пока жюри подводит итоги 1 конкурса, достану-ка я свой «волшебный», музыкальный ларец, да загадаю вам загадки из сказок, может и вспомню какие сказки (загадывание загадок).
Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка чуть больше лепестка. В ореховой скорлупке девочка жила. Вот какая девочка, как она мила. Кто читал такую книжку, Знает девочку малышку. (Дюймовочка) Летела стрела и попала в болото. И в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожей, Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-Лягушка) Помогла нам яблонька, Помогла нам печка. Помогла хорошая голубая речка. Все нам помогали, все нас укрывали. К батюшке и матушке мы домой попали. Кто унес братишку? Назовите книжку. (Гуси-лебеди) Носик круглый, пятачком. Им в земле удобно рыться. Хвостик маленький крючком. Вместо туфелек – копытца. Трое их и до чего же Братья дружные похожи (Три поросенка) С грядки старуха цветок сорвала, Девочке Жене его отдала. А в лепестках есть волшебная сила. Их девочка Женя о чем-то просила. Что надо сказать, лепестки обрывая. Как называется сказка такая? (Цветик-семицветик) Перед волком не дрожал, От медведя убежал. А лисице на зубок все ж попался.. (Колобок) А это, что за сказка? Девочка хорошая по лесу идет, Но не знает девочка , что опасность ждет. За кустами светится пара злющих глаз, Кто-то страшный встретится Девочке сейчас? (Красная Шапочка) Задание с подвохом Он пиявок добывал, Карабасу продавал, Весь пропах болотной тиной, Его звали…(Дуремар) В Простоквашино он жил И с Матроскиным дружил. Простоват он был немножко Звали песика… (Шарик) Много дней он был в пути, Чтоб жену свою найти, А помог ему клубок, Его звали… (Иван-Царевич) Он большой шалун и комик, У него на крыше домик. Хвастунишка и зазнайка, А зовут его…(Карлсон) | Все идут к нему лечиться, И собака и волчица, Зайцы, лисы и ужи, Крокодилы и ежи. Он любого исцелит, Бармалея победит. Добрый доктор (Айболит) На лестной опушке Сидит она в избушке Спокойно жить не хочет, Царевичей морочит. Ступа с метелкой ей дорога, Это зловредная.. (Баба Яга) Человек немолодой И с недлинной бородой. Он – отъявленный злодей – Одноглазый (Бармалей) Человечек деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой. Всюду нос сует свой длинный, Кто же это?.. (Буратино) Он и весел и не злобен, Этот милый чудачок. С ним приятель Пятачок. Для него прогулка- праздник И на мед особый нюх. Этот плюшевый проказник Медвежонок (Вини – Пух) В гости ходит он чуть свет: Для хозяина беда! И «пыхтелки» как поэт, Сочиняет иногда. И на мед имеет нюх, Он зовется (Вини-Пух). Пусть Королева снега Неприступна и горда, Но дружба все равно сильнее И Кая освободила от холода и льда Его подружка (Герда) Скачет лошадь не простая, Чудо грива золотая, По горам парнишку носит, Но никак его не сбросит. Есть у лошади сынок Удивительный конек По прозванью (Горбунок) Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне (Емеля) Он играет понемножку Для прохожих на гармошке. Музыканта знает всяк! Его имя…(Крокодил Гена) Бедных кукол бьет и мучит, Ищет он волшебный ключик. У него ужасный вид, Это…(Карабас) |
8. Вы на славу потрудились
И немного утомились.
Песня даст нам отдохнуть
Отдохнем и снова в путь.
9. Сейчас второй конкурс – «Музыкальный».
Задание – кто быстрее угадает сказочную мелодию.
Ответ дает ученик, получивший мячик – еж (пальчиковая гимнастика).
10. Физминутка.
Вы на славу потрудились
И немного утомились.
Дружно встать нам всем пора:
Начинается игра.
Сказка даст нам отдохнуть?
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
«Станет талия осиной,
Если будем наклоняться,
Влево, вправо 10 раз».
Вот Дюймовочки слова:
«Чтоб была спина прямая,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
1,2,3,4,5
Повторите-ка опять!
Дала нам сказка отдохнуть?
Отдохнули?
Снова в путь!
11. А сейчас самый трудный третий конкурс – пантомима – «Без слов».
- Почему самый трудный?
- Да потому, что ответ надо не сказать, а показать.
Задание – командам предлагается без слов изобразить ответ на загадку.
Комар.
В этой книжке - именины,
Много было там гостей,
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил, но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
Кот.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Молоком питается.
Буратино.
Пусть идет вперед, не зная страха,
Следом за прекрасною мечтой.
Тот, кому старуха-черепаха
Подарила ключик золотой.
Покажите нам этого мальчишку.
Спящая красавица.
Эта сказка не нова,
В ней принцесса все спала,
Феи злобной в том вина
И укол веретена.
12. Вот шелестят сказок страницы…
И кто-то в двери к нам стучится…
Четвертый конкурс – «Бюро находок».
Задание – назвать произведение и автора, героя, которому принадлежат потерянные вещи, а также прочитать строчки произведения, где речь идет об этих сказочных предметах.
Зеркальце | «Свет мой, зеркальце, скажи..» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях» |
Перчатки | С.Маршак «Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки, вместо шапки на ходу он надел сковороду. Вот какой рассеянный с улицы Бассейной». |
Мыло | К. Чуковский «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое». |
Лимон Луковица | Дж. Родари «Приключения Чиполлино» |
Горошина | Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине». |
Туфелька Золушки | Шарль Перро «Золушка». |
Бабочка кота Леопольда | |
Лопнувший шарик ослика ИА | Англ.писатель – Алан Александр «Милн» «Вини-Пух и все все все». |
Аленький цветочек | С.Г. Аксаков «Аленький цветочек». |
Зонтик | Г.-Х. Андерсен «Оле-Лукойе». |
Телефон | К. Чуковский «У меня зазвонил телефон». |
Чемоданчик с красным крестом | К. Чуковский «Доктор Айболит». |
13 . Пятый конкурс – блиц-опрос. Игра «Ромашка»
Вот это ромашка – не просто цветок.
А ну-ка, скорей оторви лепесток!
На нем прочитаешь заданье
А ну-ка, проверь свои знанья.
(Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на вопросы сказочных загадок):
- Кто пошёл рыбу ловить, и хвост в проруби оставил?
- Ем кормила лиса журавля?
- Спой песенку кота Леопольда.
- Из чего фея сделала карету Золушке?
- Как звали корову кота Матроскина?
- Спой песенку крокодила Гены.
- Кто говорил:»Это неправильные пчёлы, они делают неправиль-
- ный мёд»?
- В каком городе жил Незнайка? Назови главных героев м/ф
- « Каникулы в Простоквашино».
- Где находится смерть Кощея Бессмертного?
- Кто сказал: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто»?
- Почему Буратино не утонул в пруду?
- Кого спасла Дюймовочка?
- Кто говорил: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румянней и белее?»
- Какими словами начинаются русские сказки?
- Назовите любимое выражение Карлсона ?
- Кто говорил: «По щучьему велению, по моему хотению?»
- Как позвать Сивку-Бурку?»
- Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?
- Какого цвета были волосы у Мальвины?
- Что потеряла Золушка после бала?
- В чем летает Баба Яга?
- Кто говорил: «Спокойствие, только спокойствие?»
- Спой песенку Винни-Пуха.
14. Заключение. Пожелания ребятам. Дети читают стихи.
Спасибо, милые мои, пригожие, хорошие. Вспомнила я сказки. А теперь мы с внучкой хотели бы вам пожелать.
Ах, как дружно мы играли,
И нисколько не устали.
Добрая сказка, спасибо!
Ты научила нас любить,
Ты научила нас всех дружить,
Ты научила нас игре,
Ты научила нас всех доброте!
А может и детки нам что-нибудь скажут?
15. Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд.
Анализ работы.
- Первоклассники вспомнили сказки, сочувствовали и сопереживали их героям в ситуации игры – соревнования.
- Дети научились слушать сказку, в нее играть (пантомима)
- Научились узнавать сказки и их героев по карточкам – заданиям («Сказочное лото»), по сказочным загадкам (конкурс «Без слов»), по предметам («Бюро находок»), песенкам из сказок (конкурс «Музыкальный»), блиц-опросам (игра «Ромашка»).
- Учащиеся обогатили свой опыт общения в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий («Сказочное лото», «Ромашка», «Сказочные пазлы»).
- Расширили свой словарный запас.
- Дети с азартом и увлечением принимали участие в сказке, научились переключать внимание с одной сказки на другую.
- Первоклассники справились со всеми предлагаемыми конкурсами.
При проведении внеклассного мероприятия были использованы приемы скорочтения:
- «Сказочное лото» (на магнитных досках: быстро прочти 1-ую часть имени сказочного героя; быстро подставь, прочитав, 2-ую часть имени)
- «Загадки с подвохом» (отгадка не в рифму)
- «Бюро находок» - увидел предмет, быстро назови автора, героя, прочти строчки из сказки.
- Игра «Ромашка» - блиц-опрос; оторвал лепесток, прочитал сказочную загадку, дал ответ.
- Индивидуальная работа с отдельными учащимися – кубики; мелкая моторика – пазлы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-викторина "Знаете ли вы свой родной город Саратов?"
Игра-викторина "Знаете ли вы свой родной город Саратов?" Разработала учитель начальных классов МОУ "СОШ № 34" города Саратова Ежова Наталья Александровна....
Литературная игра-викторина «Счастливый случай»
Викторина по литературе для 2 кл.Цели: 1. Способствовать развитию познавательной активности учащихся....
Литературная игра-викторина по сказкам Андерсена
Для учащихся 3-х классов...
Литературная игра-викторина " В гостях у домовёнка Кузьки" по книге Т. Александровой "Домовёнок Кузька"
Конспект литературной игры-викторины "В гостях у домовёнка Кузьки" по книге Т. Александровой "Домовёнок Кузька". Дома учащиеся читают сказку Т.Александровой "Домовёнок Кузька", знакомятся с глав...
Литературная игра - викторина "Литературная шкатулка" по произведениям Э.Н. Успенского.
Участниками литературной игры - викторины являются обучающиеся 2 классов. Формируются и соревнуются команды. Этапы игры выстроены в форме путешествий по станциям. Каждый этап оценивает выб...
Игра-викторина "Знаете ли вы свои права и обязанности?"
Права ребенка...
Литературная игра - викторина по литературному чтению 2 класс
Квест-игра " По дорогам сказок..."...