Литературная игра - викторина "Литературная шкатулка" по произведениям Э.Н. Успенского.
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Персидская Инна Викторовна

Участниками литературной игры - викторины  являются обучающиеся 2 классов. Формируются и соревнуются  команды. Этапы игры выстроены в форме путешествий по станциям. Каждый этап оценивает выбранное жюри.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorinamicrosoft_office_word.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – викторина «Литературная шкатулка» по произведениям Э. Успенского.

Задачи:

- Способствовать  развитию читательского интереса, читательской самостоятельности, формирование умений и навыков самостоятельной работы с книгой.

-Способствовать развитию творческого осмысления произведений, умения анализировать произведение, воображения и творческих способностей.

Способствовать воспитанию потребности в самостоятельном чтении книг; воспитание товарищества, взаимопомощи и активности.

Оборудование: плакат «Паровозик» с надписями названий станций игры;

выставка книг Э. Успенского; мультимедиапроектор, экран, презентация, компьютер.

Ход игры:

Звучит песня в исполнении В. Толкуновой «Сказки гуляют по свету».

Представление членов жюри.

Ведущий: 22 декабря 2012 года вся страна будет поздравлять с  днём рождения нашего любимого писателя –Эдуарда Николаевича успенского, ему исполнится 75 лет. Вся страна выросла и растёт  с героями произведений удивительного человека. Вспомните, на чём путешествовали крокодил Гена и Чебурашка, отправляясь в отпуск? ( Ответ: на поезде). Верно, и мы отправляемся в игру – путешествие в вагончиках нашего сказочного поезда.

Звучит фонограмма песни «Голубой вагон».

Ведущий: Первая станция « Библиографическая». ( Презентация Power Point)

1 слайд. Биография Э.Н. Успенского и его творчество.

В настоящем сказочнике  должно быть  всё сказочным: и внешность, и душа, и поступки. По всем приметам Э.Н. Успенский человек по – настоящему сказочный. Фамилия Успенский (успех) обязывало быть творческим человеком и обязательно со славой.

Родился он 22 декабря 1937 г в городе Егорьевске, Московской области.

В 1945 г пошёл в мужскую школу № 56 – это была самая первая  школа, которую построили после войны. Закончив успешно школу, потом и авиационный институт, стал инженером. Три года проработал на московском заводе.  Производил автопилоты, а потом вдруг понял, что делает в жизни что – то не то, потому что инженер из него получился деятельный, но бестолковый. Уже в студенческие годы стихи Успенского начали печатать в «Литературной газете». Они звучали в радиопередаче «С добрым утром!»

2 слайд. Э.Н.Успенский является создателем любимой программы «Спокойной ночи, малыши!»

3 слайд. Он создатель передач «АБВГДейка», «Радионяня». Вёл радиопередачу « В нашу гавань заходили корабли». Организовал своё издательство «Самовар». Произведения этого автора переведены на 25 языков мира. Выходят в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США и др странах. По произведениям Успенского сняты 58 мультфильмов и художественных фильмов.(«Там на неведомых дорожках», « Год хорошего ребёнка»).

  Однажды летом работал Успенский в пионерском лагере и чтобы успокоить отряд, начал читать им интересные книжки, но  они быстро закончились и ничего не оставалось, как выдумывать разные истории. «В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом…» История про Чебурашку и Крокодила очень понравилась маленьким слушателям, да и самому Успенскому понравилось сочинять – вот так он стал детским писателем.

4 слайд. Так появилась книга «крокодил Гена и его друзья». Какие книги о крокодиле Гене вы знаете?

(«Крокодил Гена – лейтенант милиции», «Бизнес крокодила Гены», «Отпуск крокодила Гены», «Похищение Чебурашки» и тд.)

- А затем появилась сказка про дядю Фёдора. Какие истории про него вам знакомы?  ( «Дядя Фёдор, пёс и кот», «зима в Простоквашино», «Тётя дяди Фёдора, или побег из Простоквашино», «Дядя Фёдор идёт в школу или Нэнси из Интернета в Простоквашино» и тд.)

 - Как рассказывал сам Успенский, однажды в Одесском порту, о котором он писал, он увидел в ящике с бананами огромного хамелеона. Это запомнилось. Позже, когда стал  писать повесть про крокодила Гену, ему захотелось ввести какого – нибудь уютного, но не знакомого зверька. Вспомнил писатель своё военное время: трофейный немецкий светофорчик и неуклюжего плюшевого зверька, подаренного мамой. В конце концов, вспомнил хамелеона в порту, он поместил своего героя в ящик с апельсинами. Имя у этого героя странное.

« Я пришёл в гости к другу, а его маленькая дочка примеряла пушистую шубу, которая тащилась по полу. Девочка постоянно падала, запинаясь о шубу. И отец после очередного падения воскликнул: «Ой, опять чебурахнулась!» Это слово врезалось мне в память, -  вспоминает Успенский. Я  спросил его значение. Оказалось, - это упасть.» Девочка давно уже  выросла, а мохнатый непоседа Чебурашка стал любимцем миллионов детей разных стран мира.

5 слайд. Героям Э.Успенского ставят памятники.

« Не памятники, а скульптуры, потому что они ещё не умерли, - поправляет Успенский. В Подмосковье Чебурашка и крокодил Гена установлены в г Раменское в 2005.

6 слайд. В Луховицах на улице красуются почтальон Печкин с Матроскиным, Шариком и Хватайкой.

7 слайд. Бронзовая композиция высотой почти2 метра установлена напротив здания местной почты. Чебурашка и крокодил Гена живут на Украине, в Кременчуге. В России самый любимый герой остаётся Чебурашка. В мае 2008 г открыли музей Чебурашки в Москве.

8 слайд. Мультяшный персонаж – символ олимпийской сборной России на нескольких играх:

- коричневый Чебурашка на летней олимпиаде в Афинах 2004г;

9 слайд. Белый Чебурашка на зимней олимпиаде в Турине в 2006 г;

10 слайд. Красный Чебурашка на летней олимпиаде в Пекине в 2006 г;

11 слайд. Синий Чебурашка на зимней олимпиаде в Ванкувере в 2010 г;

12 слайд.  Э. Успенский работает в разных жанрах: пишет сказочные, фантастические, детективные, приключенческие повести, комиксы, стихи, сценарии для мультфильмов. Писатель сказал замечательные слова: «Необходимо повернуть детей лицом к книге, к библиотеке. Уйдут привычка и желание читать – потери будут невосполнимы. Всё то, что дают книги не заменит никакой экран или компьютер. Без книги человек становится духовным инвалидом…»

- Хорошая новость: Э. Успенский придумал новый персонаж. Это человечек Гувейчик и его друзья – сорока Зойка, собачка, кошка и хомяк.  Разношерстная компания, но с ними вам будет интересно.

 Всё творчество Э. Успенского, чудесного писателя с инженерным образованием и душой великого сказочника, - подарок детям, тёплый и добрый. Не только детям, но и взрослым нравится этот сказочный мир.

Отправляемся на поезде дальше. Помните правила общественного порядка в путешествии:

- работать в команде сообща;

- уметь слушать друг друга;

- слушать других не перебивая, внимательно;

-  уметь распределять  обязанности между собой, чётко зная долю работы каждого;

- уметь договариваться, помогать друг другу.

Вторая  станция «Разминка».

Домашнее задание – инсценировка понравившегося эпизода сказки.

(Время выступления команды: 3 минуты.)

Третья  станция «Вопросы из ларца».

(Индивидуальные вопросы командам.  Задание: восстановить  взаимосвязь: герой и название произведения.)

Соедините стрелками название сказки и её героя.

Жирафа Анюта

Нэнси                                                                                          «Дядя Фёдор, пёс и  кот»                                              

Хватайка

Гаврюша                                                                                     «Дядя Фёдор идёт в школу»

Мария Францевна                                              

Чандр

Татьяна Викторовна Павлова                                                   «Крокодил Гена и его друзья»

Ведущий: пока жюри подводит итоги работы, посмотрим отрывок из м\ф по стихотворению Э.Успенского. Как называется это стихотворение?  («Пластилиновая ворона»).

Четвёртая  станция «Ты мне, я тебе».

Каждая команда  получает тест с вопросами по произведениям Успенского. На каждый вопрос уже есть 4 варианта ответов. Необходимо выбрать правильный ответ. Вынести в табличку верно выбранную букву. Команда работает сообща, один читает вопрос и варианты ответов, обсуждаете вместе.

  1. Что свалилось на голову Чебурашки при открытии дома Дружбы?

А) бревно                                           в) цветочный горшок

Б) крыша                                            г) кирпич

  1. Где жил Чебурашка?

А) в пустыне                                      в) на необитаемом омтрове

Б) в тропическом лесу                      г) на Мадагаскаре

  1. Чем дядя Фёдор обогревал дом?

А) углём                                              в) дровами

Б) хворостом                                       г) маленьким солнышком

  1. Кто научил Матроскина разговаривать?

      А)  профессор Сёмин                         в) старая хозяйка

      Б) знакомая кошка                              г) дядя Фёдор

  1. Кто вытащил Шарика из реки?

А) Матроскин                                      в) Бобрёнок

Б) Крот                                                 г) губка Боб

  1. Какое из слов, по мнению Печкина, здесь лишнее?

А) тапочки                                            в) сапоги

Б) лужа                                                  г) никакой

1

2

3

4

5

6

КЛЮЧ

1

2

3

4

5

6

г

б

г

а

в

а

Пятая станция «Гонка за лидером».

Ведущий: Внимательно выслушав вопрос, поднимаете руку, если готов ответ. За нарушение дисциплины снимаем балл.

  1. Сколько зол в день делала старуха Шапокляк? ( Ответ: пять зол)
  2. Какую награду получил почтальон Печкин от родителей дяди Фёдора? ( Ответ: велостпед)
  3. Чьи это слова: «хорошими делами не прославишься»? ( Ответ: старуха Шапокляк)
  4. Что послал почтальон Печкин маме и папе дяди Фёдора для опознания? ( Ответ: пуговицу)
  5. Как звали корову, которую купил кот Матроскин? ( Ответ: Мурка)
  6. Кто о себе сказал: « Я могу картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть – языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать»? ( Ответ: пёс Шарик)
  7. Назовите имя собаки, которой крокодил Гена и Чебурашка помогали найти друга. (Ответ: Тобик)
  8. «…Он  с кровати  встал и видит ужас что. Не дом у них, а столярная мастерская. Кругом стружки, щепки да опилки лежат. А стола обеденного нет как не было. В куче стружек…. Сидит». Кто  сидит в куче стружек и как называется произведение? ( Ответ: сидит Бобрёнок. «Дядя Фёдор, пёс и кот»)
  9. « А потом он пошёл по деревне хулиганить. Сорняки окучивать и за курами гоняться. И песни гудеть всякие. Под конец он даже купаться полез…» О ком идёт речь? Назовите произведение. ( Ответ: Тр- тр Митя  «Дядя Фёдор, пёс и кот»)
  10. «…Он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил». Назовите героя и произведение. ( Ответ: дядя Фёдор. «Дядя Фёдор, пёс и кот»)
  11. «…Вдруг окно раскрылось, и в комнату просунулась какая – то странная голова с  короткими рожками и длинными подвижными ушками.

– Привет! – сказала голова.

- Привет! – ответили наши друзья.

  1. Они сразу поняли, кто к нам  пожаловал». Что это за животное? Назовите произведение. ( Ответ: жирафа Анюта. «Крокодил Гена и его друзья».)
  2.  Какой подарок подарили Печкину в Новый год родители дяди Фёдора. И почему именно этот? ( Ответ: японскую собачку Щицу.  Очень лизучую, для наклеивания почтовых марок.)

Шестая станция «Весёлые письма».

(Каждая команда получает письмо, читает его, решает, кто мог написать эти строки)

1 команда.  На днях я линять начал старая шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи, зато новая растёт чистая, шелковистая. Просто каракуль.

2 команда.  Дорогие учёные! У вас наверное тепло. А у нас скоро зима. А мой хозяин… не велит природу на дрова пилить. Не понимает он, замерзнем мы с этим хворостом.

3 команда. Здравствуйте, пап и мама!..Вы спрашиваете про мальчика. Вы про него ещё заметку в газете писали. Этот мальчик живёт  у нас. Я недавно к нему заходил.

4 команда.  Молодой джентльмен пятидесяти лет хочет завести себе друзей.

5 команда.  Открывается дом Дружбы. Каждый кто хочет иметь друга, пусть приходит к нам.

Ключ: 1. Шарик

            2. Матроскин

             3. Печкин.

             4. Крокодил  Гена.

             5. Крокодил  Гена.

Подведение итогов игры. Команды награждаются памятными призами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по книге Э.Успенского"Дядя Фёдор, пёс и кот"

Игра предназначена для учащихся 2-3 классов и может быть изменена согласно особенностям вашего класса....

Литературная игра – викторина по произведениям Н.Носова

Игра - викторина проводилась со второклассниками....

Литературная игра- викторина по произведениям Н.Носова к 105- летию писателя « Веселые фантазии»

Цель:·         Обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н.Носова.ЗАДАЧИ:·         Развивать навыки выразительног...

Литературная игра "По произведениям Эдуарда Успенского"

Внеклассное мероприятие позволит  обощить знания детей по произведениям Э.Успенского,  расширить кругозор, привить любовь к чтению, к книгам....

Литературная игра по произведениям Э.Успенского

В материале содержатся познавательные игры, кроссворд, развивающие задания по русскому языку....

Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Характеристики героев произведения Э.Н. Успенского «Чебурашка»»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с творчеством писателя Э. Успенским.Задача урока по практической части ВКР: формирование функциональной информационной грамотности чере...


 

Комментарии

Персидская Инна Викторовна

Презентацию Power Point закачаю позже. Проблема - сжать материал. Извините.