Литературная игра - викторина "Литературная шкатулка" по произведениям Э.Н. Успенского.
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Участниками литературной игры - викторины являются обучающиеся 2 классов. Формируются и соревнуются команды. Этапы игры выстроены в форме путешествий по станциям. Каждый этап оценивает выбранное жюри.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorinamicrosoft_office_word.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – викторина «Литературная шкатулка» по произведениям Э. Успенского.
Задачи:
- Способствовать развитию читательского интереса, читательской самостоятельности, формирование умений и навыков самостоятельной работы с книгой.
-Способствовать развитию творческого осмысления произведений, умения анализировать произведение, воображения и творческих способностей.
Способствовать воспитанию потребности в самостоятельном чтении книг; воспитание товарищества, взаимопомощи и активности.
Оборудование: плакат «Паровозик» с надписями названий станций игры;
выставка книг Э. Успенского; мультимедиапроектор, экран, презентация, компьютер.
Ход игры:
Звучит песня в исполнении В. Толкуновой «Сказки гуляют по свету».
Представление членов жюри.
Ведущий: 22 декабря 2012 года вся страна будет поздравлять с днём рождения нашего любимого писателя –Эдуарда Николаевича успенского, ему исполнится 75 лет. Вся страна выросла и растёт с героями произведений удивительного человека. Вспомните, на чём путешествовали крокодил Гена и Чебурашка, отправляясь в отпуск? ( Ответ: на поезде). Верно, и мы отправляемся в игру – путешествие в вагончиках нашего сказочного поезда.
Звучит фонограмма песни «Голубой вагон».
Ведущий: Первая станция « Библиографическая». ( Презентация Power Point)
1 слайд. Биография Э.Н. Успенского и его творчество.
В настоящем сказочнике должно быть всё сказочным: и внешность, и душа, и поступки. По всем приметам Э.Н. Успенский человек по – настоящему сказочный. Фамилия Успенский (успех) обязывало быть творческим человеком и обязательно со славой.
Родился он 22 декабря 1937 г в городе Егорьевске, Московской области.
В 1945 г пошёл в мужскую школу № 56 – это была самая первая школа, которую построили после войны. Закончив успешно школу, потом и авиационный институт, стал инженером. Три года проработал на московском заводе. Производил автопилоты, а потом вдруг понял, что делает в жизни что – то не то, потому что инженер из него получился деятельный, но бестолковый. Уже в студенческие годы стихи Успенского начали печатать в «Литературной газете». Они звучали в радиопередаче «С добрым утром!»
2 слайд. Э.Н.Успенский является создателем любимой программы «Спокойной ночи, малыши!»
3 слайд. Он создатель передач «АБВГДейка», «Радионяня». Вёл радиопередачу « В нашу гавань заходили корабли». Организовал своё издательство «Самовар». Произведения этого автора переведены на 25 языков мира. Выходят в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США и др странах. По произведениям Успенского сняты 58 мультфильмов и художественных фильмов.(«Там на неведомых дорожках», « Год хорошего ребёнка»).
Однажды летом работал Успенский в пионерском лагере и чтобы успокоить отряд, начал читать им интересные книжки, но они быстро закончились и ничего не оставалось, как выдумывать разные истории. «В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом…» История про Чебурашку и Крокодила очень понравилась маленьким слушателям, да и самому Успенскому понравилось сочинять – вот так он стал детским писателем.
4 слайд. Так появилась книга «крокодил Гена и его друзья». Какие книги о крокодиле Гене вы знаете?
(«Крокодил Гена – лейтенант милиции», «Бизнес крокодила Гены», «Отпуск крокодила Гены», «Похищение Чебурашки» и тд.)
- А затем появилась сказка про дядю Фёдора. Какие истории про него вам знакомы? ( «Дядя Фёдор, пёс и кот», «зима в Простоквашино», «Тётя дяди Фёдора, или побег из Простоквашино», «Дядя Фёдор идёт в школу или Нэнси из Интернета в Простоквашино» и тд.)
- Как рассказывал сам Успенский, однажды в Одесском порту, о котором он писал, он увидел в ящике с бананами огромного хамелеона. Это запомнилось. Позже, когда стал писать повесть про крокодила Гену, ему захотелось ввести какого – нибудь уютного, но не знакомого зверька. Вспомнил писатель своё военное время: трофейный немецкий светофорчик и неуклюжего плюшевого зверька, подаренного мамой. В конце концов, вспомнил хамелеона в порту, он поместил своего героя в ящик с апельсинами. Имя у этого героя странное.
« Я пришёл в гости к другу, а его маленькая дочка примеряла пушистую шубу, которая тащилась по полу. Девочка постоянно падала, запинаясь о шубу. И отец после очередного падения воскликнул: «Ой, опять чебурахнулась!» Это слово врезалось мне в память, - вспоминает Успенский. Я спросил его значение. Оказалось, - это упасть.» Девочка давно уже выросла, а мохнатый непоседа Чебурашка стал любимцем миллионов детей разных стран мира.
5 слайд. Героям Э.Успенского ставят памятники.
« Не памятники, а скульптуры, потому что они ещё не умерли, - поправляет Успенский. В Подмосковье Чебурашка и крокодил Гена установлены в г Раменское в 2005.
6 слайд. В Луховицах на улице красуются почтальон Печкин с Матроскиным, Шариком и Хватайкой.
7 слайд. Бронзовая композиция высотой почти2 метра установлена напротив здания местной почты. Чебурашка и крокодил Гена живут на Украине, в Кременчуге. В России самый любимый герой остаётся Чебурашка. В мае 2008 г открыли музей Чебурашки в Москве.
8 слайд. Мультяшный персонаж – символ олимпийской сборной России на нескольких играх:
- коричневый Чебурашка на летней олимпиаде в Афинах 2004г;
9 слайд. Белый Чебурашка на зимней олимпиаде в Турине в 2006 г;
10 слайд. Красный Чебурашка на летней олимпиаде в Пекине в 2006 г;
11 слайд. Синий Чебурашка на зимней олимпиаде в Ванкувере в 2010 г;
12 слайд. Э. Успенский работает в разных жанрах: пишет сказочные, фантастические, детективные, приключенческие повести, комиксы, стихи, сценарии для мультфильмов. Писатель сказал замечательные слова: «Необходимо повернуть детей лицом к книге, к библиотеке. Уйдут привычка и желание читать – потери будут невосполнимы. Всё то, что дают книги не заменит никакой экран или компьютер. Без книги человек становится духовным инвалидом…»
- Хорошая новость: Э. Успенский придумал новый персонаж. Это человечек Гувейчик и его друзья – сорока Зойка, собачка, кошка и хомяк. Разношерстная компания, но с ними вам будет интересно.
Всё творчество Э. Успенского, чудесного писателя с инженерным образованием и душой великого сказочника, - подарок детям, тёплый и добрый. Не только детям, но и взрослым нравится этот сказочный мир.
Отправляемся на поезде дальше. Помните правила общественного порядка в путешествии:
- работать в команде сообща;
- уметь слушать друг друга;
- слушать других не перебивая, внимательно;
- уметь распределять обязанности между собой, чётко зная долю работы каждого;
- уметь договариваться, помогать друг другу.
Вторая станция «Разминка».
Домашнее задание – инсценировка понравившегося эпизода сказки.
(Время выступления команды: 3 минуты.)
Третья станция «Вопросы из ларца».
(Индивидуальные вопросы командам. Задание: восстановить взаимосвязь: герой и название произведения.)
Соедините стрелками название сказки и её героя.
Жирафа Анюта Нэнси «Дядя Фёдор, пёс и кот» Хватайка Гаврюша «Дядя Фёдор идёт в школу» Мария Францевна Чандр Татьяна Викторовна Павлова «Крокодил Гена и его друзья» |
Ведущий: пока жюри подводит итоги работы, посмотрим отрывок из м\ф по стихотворению Э.Успенского. Как называется это стихотворение? («Пластилиновая ворона»).
Четвёртая станция «Ты мне, я тебе».
Каждая команда получает тест с вопросами по произведениям Успенского. На каждый вопрос уже есть 4 варианта ответов. Необходимо выбрать правильный ответ. Вынести в табличку верно выбранную букву. Команда работает сообща, один читает вопрос и варианты ответов, обсуждаете вместе.
А) бревно в) цветочный горшок Б) крыша г) кирпич |
А) в пустыне в) на необитаемом омтрове Б) в тропическом лесу г) на Мадагаскаре |
А) углём в) дровами Б) хворостом г) маленьким солнышком |
А) профессор Сёмин в) старая хозяйка Б) знакомая кошка г) дядя Фёдор |
А) Матроскин в) Бобрёнок Б) Крот г) губка Боб |
А) тапочки в) сапоги Б) лужа г) никакой |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
КЛЮЧ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
г | б | г | а | в | а |
Пятая станция «Гонка за лидером».
Ведущий: Внимательно выслушав вопрос, поднимаете руку, если готов ответ. За нарушение дисциплины снимаем балл.
- Сколько зол в день делала старуха Шапокляк? ( Ответ: пять зол)
- Какую награду получил почтальон Печкин от родителей дяди Фёдора? ( Ответ: велостпед)
- Чьи это слова: «хорошими делами не прославишься»? ( Ответ: старуха Шапокляк)
- Что послал почтальон Печкин маме и папе дяди Фёдора для опознания? ( Ответ: пуговицу)
- Как звали корову, которую купил кот Матроскин? ( Ответ: Мурка)
- Кто о себе сказал: « Я могу картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть – языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать»? ( Ответ: пёс Шарик)
- Назовите имя собаки, которой крокодил Гена и Чебурашка помогали найти друга. (Ответ: Тобик)
- «…Он с кровати встал и видит ужас что. Не дом у них, а столярная мастерская. Кругом стружки, щепки да опилки лежат. А стола обеденного нет как не было. В куче стружек…. Сидит». Кто сидит в куче стружек и как называется произведение? ( Ответ: сидит Бобрёнок. «Дядя Фёдор, пёс и кот»)
- « А потом он пошёл по деревне хулиганить. Сорняки окучивать и за курами гоняться. И песни гудеть всякие. Под конец он даже купаться полез…» О ком идёт речь? Назовите произведение. ( Ответ: Тр- тр Митя «Дядя Фёдор, пёс и кот»)
- «…Он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил». Назовите героя и произведение. ( Ответ: дядя Фёдор. «Дядя Фёдор, пёс и кот»)
- «…Вдруг окно раскрылось, и в комнату просунулась какая – то странная голова с короткими рожками и длинными подвижными ушками.
– Привет! – сказала голова.
- Привет! – ответили наши друзья.
- Они сразу поняли, кто к нам пожаловал». Что это за животное? Назовите произведение. ( Ответ: жирафа Анюта. «Крокодил Гена и его друзья».)
- Какой подарок подарили Печкину в Новый год родители дяди Фёдора. И почему именно этот? ( Ответ: японскую собачку Щицу. Очень лизучую, для наклеивания почтовых марок.)
Шестая станция «Весёлые письма».
(Каждая команда получает письмо, читает его, решает, кто мог написать эти строки)
1 команда. На днях я линять начал старая шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи, зато новая растёт чистая, шелковистая. Просто каракуль. |
2 команда. Дорогие учёные! У вас наверное тепло. А у нас скоро зима. А мой хозяин… не велит природу на дрова пилить. Не понимает он, замерзнем мы с этим хворостом. |
3 команда. Здравствуйте, пап и мама!..Вы спрашиваете про мальчика. Вы про него ещё заметку в газете писали. Этот мальчик живёт у нас. Я недавно к нему заходил. |
4 команда. Молодой джентльмен пятидесяти лет хочет завести себе друзей. |
5 команда. Открывается дом Дружбы. Каждый кто хочет иметь друга, пусть приходит к нам. |
Ключ: 1. Шарик
2. Матроскин
3. Печкин.
4. Крокодил Гена.
5. Крокодил Гена.
Подведение итогов игры. Команды награждаются памятными призами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра по книге Э.Успенского"Дядя Фёдор, пёс и кот"
Игра предназначена для учащихся 2-3 классов и может быть изменена согласно особенностям вашего класса....
Литературная игра – викторина по произведениям Н.Носова
Игра - викторина проводилась со второклассниками....
Литературная игра- викторина по произведениям Н.Носова к 105- летию писателя « Веселые фантазии»
Цель:· Обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н.Носова.ЗАДАЧИ:· Развивать навыки выразительног...
Литературная игра "По произведениям Эдуарда Успенского"
Внеклассное мероприятие позволит обощить знания детей по произведениям Э.Успенского, расширить кругозор, привить любовь к чтению, к книгам....
Литературная игра по произведениям Э.Успенского
В материале содержатся познавательные игры, кроссворд, развивающие задания по русскому языку....
Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Характеристики героев произведения Э.Н. Успенского «Чебурашка»»
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с творчеством писателя Э. Успенским.Задача урока по практической части ВКР: формирование функциональной информационной грамотности чере...
Комментарии
Презентацию Power Point
Презентацию Power Point закачаю позже. Проблема - сжать материал. Извините.