Литературная игра-викторина " В гостях у домовёнка Кузьки" по книге Т. Александровой "Домовёнок Кузька"
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме
Конспект литературной игры-викторины "В гостях у домовёнка Кузьки" по книге Т. Александровой "Домовёнок Кузька". Дома учащиеся читают сказку Т.Александровой "Домовёнок Кузька", знакомятся с главным сказочным персонажем -Кузькой и его друзьями. Заранее вместе с детьми готовится инсценировка одной из глав, разучивают песню "Домовёнок Кузька".
Проводилась игра-викторина в районной детской библиотеке совместно с работниками библиотеки. Конспект и презентация с музыкальным сопровождением находятся в архиве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературная игра-викторина "В гостях у Кузьки".docx | 48.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Горшкова Ирина Вячеславовна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Тербуны
Литературная игра- путешествие «В гостях у Домовёнка Кузьки»
по книге Т.И. Александровой «Домовёнок Кузька»
( Под музыку «В мире много сказок» ученица в народном костюме и кокошнике читает стихотворение)
Ученица. Сейчас для вас откроем мы сказочную дверь.
Там добрые герои – ты только в это верь.
Чудес на свете много, и в нашей сказке есть.
Ну, что ж, друзья, в дорогу, войдём в волшебный лес!
Здесь встретится старое с новым – так было и будет впредь.
Вы скажите: «Что тут такого?»
Так вместе давайте смотреть!
(Дети садятся на стулья. Под русскую народную музыку выбегает Избушка на курьих ножках и танцует. За ней в зал вбегает Баба-Яга, держась за бок, и грозит ей.
Баба-Яга. Погоди же ты, избушка!
Догоню, хоть я старушка!
Ты, избушка, не перечь,
Дай войти и лечь на печь!
( Избушка изящно машет ручкой и убегает от Бабы-Яги. Баба-Яга качает головой и поворачивается к детям лицом.)
Учитель. Добрый день, бабушка!
Баба-Яга. Да какой он добрый, день-то?
Мы с избенкой не в ладах:
Я — бултых, она — кудах!
Весь день бегаем по лесу
И пугаем бедных птах.
( Садится на стульчик и горюет.)
Учитель. Да, непорядок! Ребята, нам нужно плохое настроение? (Дети отвечают). Конечно, мы любим улыбаться и радоваться жизни.
Баба-Яга. А мне дети не указ! Да и моей избе тоже. Вон она, что хочет, то и делает.
(Избушка выглядывает из-за двери и показывает руками «буратинку».)
Учитель. Да, бабушка, хозяин тебе нужен, чтобы дом в руках держать.
Баба-Яга. Хозяин? Ну, конечно же, домохозяин! (Радуется).
Нужен бабке домовой,
Чтобы жил всегда со мной!
Ведь вдвоем-то жить сподручно:
И приятно, и нескучно.
(Смотрит на всех). А где же мне его взять?
Учитель. Ребята, как вы думаете, если он домовой, где он должен жить?
(Дети отвечают). Ищи его, Баба-Яга, в каком-нибудь доме.
Баба- Яга. А вы яхонтовые мои, где ж с ним познакомились? А? Подскажите-ка мне?
Дети. В книге Татьяны Александровой «Домовёнок Кузька».
Баба-Яга. Полетела и я искать его.
(Баба-Яга садится на помело и улетает, Избушка — за ней.)
Учитель. А давайте посмотрим, как всё начиналось в сказке Т. Александровой «Домовёнок
Кузька».
(Звучит музыка и начинается инсценировка главы «Под веником кто-то был»)
ИНСЦЕНИРОВКА ГЛАВЫ
«Под веником кто-то был»
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
1.Домовенок Кузя
2.Девочка Наташа
3.Ведущий или Сказочница
«Здорово жить в новом доме»
/Новый дом, новоселье. Большое окно- видны дома, район новостройки. Выходит девочка Наташа – она в квартире одна, родители перевозят мебель из старой квартиры /
Наташа: - Как красиво здесь и просторно! Здорово будет жить в новом доме!
Кузя: - Апчхи! Пчхи!
Наташа: - Будьте здоровы!
Кузя: - Ага! Ладно! Апчхи! Знаешь что? А я тебя боюсь!
Наташа: -И я вас боюсь!
Кузя: - я боюсь гораздо больше. Знаешь что? Ты отойди куда-нибудь подальше, а я пока убегу и спрячусь. Знаешь что? А, может, ты меня не тронешь?
Наташа: - Нет!
Кузя: - Не поколотишь? Не жваркнешь?
Наташа: - А что такое жваркнешь?
Кузя: -Ну, наподдашь, отлупишь, отдубасишь, выдерешь – все равно больно…
Наташа: - Нет.
Кузя: - И за уши не оттаскаешь? А то я не люблю, когда за уши дергают, или за волосы. Дряпать тоже не будешь?
Наташа: - А что такое дряпать?
Кузя: - Ах, беда-беда-огорчение! Что ни скажешь - не по разуму, что ни молвишь- все попусту, что ни спросишь – все без толку! Охти мне, батюшки, охти мне, матушки! Вот тетеха, недотепа, невразумиха непонятливая! И в кого ты такая уродилась? Ну да ладно, а я-то на что!
Наташа: - А ты кто?
Кузя: - Кузька!
Наташа: - Это тебя звать Кузя. А кто ты?
Кузя: - Сказки знаешь? Так вот. Сперва добра молодца в баньке попарь, накорми, напои, а потом и спрашивай.
Наташа: - Нет у нас баньки!
Кузя: - А что есть?
Наташа: - Ванна.
Кузя: - Э-э, нет, я там утону! Эх, ладно, давай! Ну, что же ты меня не паришь, а ну-ка, наподдай парку, попарим молодые косточки!
Наташа: - Раздеваться же надо!
Кузя: - Или мне делать нечего? Снимай рубаху, надевай рубаху, а на ней завязки – все завязаны, эдак всю жизнь – раздевайся, одевайся…У меня поважнее дела есть. А так сразу и отмоюсь, и одежа отстирается…
Наташа: - Закрой глаза, а то мыло тебя укусит!
Кузя: - Пусть только попробует!
Наташа: - Ну-ка, полюбуйся на себя!
Кузя: - Ну что я за добрый молодец! Чудо! Загляденье, да и только!
/поет:/ Истопили баньку, вымыли Ваваньку!
Посадили в уголок, дали кашечки комок!
Да. В баньке я пареный? Пареный. Поеный? Поеный. Кормленый? Нет! Я ужа-а-а-сно голодный! А ты?
Наташа: - Ой, я сейчас! /убегает на кухню/
Кузя: - А я все-таки наподдал этому мылу: как жваркну его, как дряпну – больше не будет свориться!
Наташа: - /принесла пирожные/ Закрой глаза! Пора, открой! Выбирай, какое хочешь!
Кузя: - Это я не ем! Я не козел!
Наташа: - Ты только попробуй!
Кузя: - И не проси! Поросята пусть едят, лошади, коровы. Мне эта пища не по вкусу!
Наташа: - Ты только понюхай, как пахнут!
Кузя: - Чего-чего, а это они умеют! А на вкус- трава травой! Ладно, делать нечего, давай, раз больше есть нечего! У-у-у! Ням-ням-ням! Фафа фефеф или фто фофофаеф?
Наташа: - Что?
Кузя: - Сама, говорю, печешь? Или кто помогает?
Наташа: - Это мама в магазине купила.
Кузя: -Вкусно! Хватит, хорошенького понемножку. Эдак нельзя: себе да себе! Надо и о других подумать: тут еще осталось Сюра угостить, Афоньку, Адоньку, Вуколочку, Лутонюшку, Кувыку. То-то все рады будут! Ой! А их не хватит!
Наташа: - Чего не хватит?
Кузя: - Олелюшечек, говорю, не хватит, пирогов цветочных. Эх! Непонятливая ты, невразумиха, а еще смеешься! Э-э-эх!/зевает/ Дом без хозяина- сирота. И хозяин без дома тоже сирота. Дома и стены помогают! /зевает/
Ведущий: - И Кузька уснул. Спит он сладко, и снится ему сон…
Учитель. У вот мы и снова у сказки в гостях,
Никто не услышит о том в новостях
Да мы и не думаем шум создавать,
А будем тихонько странички листать.
Смеяться с героями, переживать,
Грустить, веселиться, о чуде мечтать.
И снова забудем, дружок, впопыхах,
Что чудо – то держим с тобою в руках.
( В руках учителя книга Т. Александровой «Домовёнок Кузька»)
Учитель. Ребята, а рассказать о том, как появилась эта книга и авторе нам помогут работники библиотеки.
Библиотекарь. На Большой Почтовой улице в городе Москве жила-была девочка, Таня Александрова. ...В войну Таня, еще совсем девочка (13лет), работала воспитательницей. ... После школы она пошла учиться на сказочницу. Да, в Институте кинематографии есть художественный факультет с отделением мультипликации, откуда никого, кроме сказочников, не выпускают. Она работала на мультстудии, потом преподавала детям во Дворце пионеров живопись и рисунок...Татьяна Ивановна любила рисовать детей. А чтобы те не скучали, рассказывала им сказки.
Студенткой Института кинематографии Татьяна Ивановна часто выезжала на этюды под Тарусу и в Поленово, писала окрестности Оки: леса, поля, деревни, интерьеры крестьянских изб, портреты деревенских детей, которым она рассказывала сказки, а они ей в ответ - свои былички про домовых, леших,русалок.
Из художницы она постепенно стала писательницей…
Легенда утверждает, что 8 октября - День рождения домовёнка Кузьки, известного детям многих поколений по сказочной повести Т.И. Александровой.
Родился Кузька в 1972 году в баньке усадьбы художника Василия Поленова. То есть не прямо чтобы родился (кто знает, как домовые на свет появляются!), но был обнаружен в поленовской бане под веником супружеской четой — Валентином Берестовым и Татьяной Александровой, проживавшими там в один из самых счастливых годов своей семейной жизни. Тогда в Поленове Берестов и Татьяна явились как-то к обеду с новостью: «А у нас появился домовенок Кузька». В результате этих событий на свет появились книжка и мультфильм о приключениях домовенка по имени Кузька, полюбившиеся многим-многим детям. С тех пор в музее-заповеднике В.Д. Поленова (усадьбе Поленово) празднуют День рождения домовенка Кузьки. Только не беспокойтесь, пожалуйста, Кузька не повзрослеет: как было озорнику-непоседе семь веков от роду, так и останется.
1972 год был для Татьяны Александровой самым плодотворным годом работы над сказкой. Она ее практически закончила. А затем и нарисовала домовенка со всеми подробностями (на рисунке справа), ведь она была и художницей, и писательницей. Кузька явился в рисунках Татьяны Ивановны Александровой смешным, симпатичным и трогательным ребёнком – с копной волос, торчащих во все стороны, и в огромных, не по размеру лаптях. «Нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеётся». Что отличало его от обычного деревенского мальчишки, так это малюсенький росточек, повадки, образ жизни и ссылки на «родословную». Ведь домовенок все-таки. То есть самый обычный домовой, только маленький. Собственно, и слова-то такого — «домовенок» — в русском языке до сказки о Кузьке не было. Домовой, домовик, сараяшник, конюшник, баенник — но никакого «домовенка». Домовой — это «нечисть», «нежить», не человек. От него всякого ожидать можно. Но Кузьку бояться нечего, ведь он еще «детенок» домового, ему еще предстоит расти да расти. В самом уменьшении слова домовенок слышится что-то теплое, уютное, домашнее, почти пушистое: котенок, ягненок, зайчонок, домовенок… Он очень забавный: всегда рад поиграть со своими друзьями — домовятами и Лешиком. А еще Кузька сообразительный и очень добрый, любому старается помочь.
Вы прочитали книгу и теперь многое узнали о домовёнке Кузе и его друзьях, а давайте поиграем и вспомним, что же вы узнали о нашем главном герое и его друзьях. Итак, вас ждут интересные задания и приключения отправляемся в гости к Домовёнку.
1 ЗАДАНИЕ. « Кто такой Кузька и откуда он появился?»
(Библиотекарь задаёт вопросы, а ученики отвечают и получают жетончики»домовята»)
- Где была написана сказка про домовёнка Кузю?
- в Тарусе
- в Поленово
- в Царском Селе
- Чей это портрет? «Уж очень потешный оказался человечек. В красной рубахе с поясом, на ногах лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеется».
- Домовёнка Кузька
- Лешик
- Дед Диадох
- Каков возраст Кузьки?
- 7 лет
- 70 лет
- 7 веков
- Что больше всего на свете не любит Кузька?
- Чтобы над ним потешались, когда с ним дерутся, ругают.
- Не любит играть и разговаривать с детьми
- Кушать пирожные и иметь друзей
- Как называлась первая книга Т.И. Александровой про домовёнка Кузю, вышедшая в 1975 году?
- "Кузька в лесу"
- "Кузька в новом доме"
- "Кузька у Бабы-Яги"
- Кто является автором сценария к первым мультфильмам про домовёнка?
- сама Татьяна Ивановна Александрова
- ее сестра, Наталья Ивановна Александрова
- ее муж, Валентин Дмитриевич Берестов
2 ЗАДАНИЕ. « Крылатые фразы»
Библиотекарь. Домовёнок Кузька - не только наследник мудрости и проказ старых домовых. Он ещё и хранитель «живого великорусского языка». Татьяна Ивановна научила своего домовёнка говорить языком Даля. («Словарь» В.И.Даля был самой зачитанной книгой в доме В.Берестова и Татьяны)
- Кому принадлежат крылатые фразы?
- Ох беда, беда, огорчение! (Домовёнок)
- Мусор вынесла? Умница дочка! (Мама Наташи)
- Кузенька! Вернись, яхонтовый мой! (Баба-Яга)
- Счастье – это когда у тебя все дома! (Ворона)
3 ЗАДАНИЕ. « Вместе, а не врозь да и дело тогда спорится.»
Вместе мы рисуем,
Вместе мы читаем,
Книгу в классе дружно
Всеми обсуждали,
А теперь друзей бери
И мозаику собери.
( Дети делятся на группы. Одна группа собирает мозаику, а другая раскрашивают картинку с изображением героев сказки Т.Александровой «Домовёнок Кузя». В это время звучит музыка из песни «Домовёнок Кузя»)
4 ЗАДАНИЕ. «Ты мне, а я тебе. Вопрос-ответ.»
(Дети задают друг другу вопросы поочереди. 2-б класс 5 вопросов для 3-б и наоборот)
ВОПРОСЫ:
- С помощи какого волшебного предмета девочка Наташа узнала о жизни Кузьки? (С помощью волшебного сундучка)
- Какие места в квартире Кузька отводил под своё жилище? (Сначала ему понравился белый шкафчик, куда ведро для мусора ставят; потом он забирался в духовку и холодильник)
- Что нужно сделать, по словам Кузьки, прежде чем у добра молодца выспрашивать: кто он и откуда? (Сперва добра молодца в баньке попарь, накорми, напои, а потом и спрашивай»)
- Как называется день рождения дома, и сколько раз в жизни оно бывает?
- У какого литературного персонажа из сказки Т. Александровой было два дома: один для плохого настроения, другой – для хорошего? (У Бабы-Яги)
- Почему домовёнок Кузя оказался в лесу? ( Домовята играли с угольком, и их дом сгорел.)
- Где девочка Наташа купала домовёнка? ( В раковине.)
- Как звали старшего домового, друга Кузьки? (Нафаня)
- Как звали старого Лешего? (Дед Диадох)
- Как звали домовят, которые выскребли чугунки и горшки? (Афонька и Адонька.)
4 ЗАДАНИЕ. « Сказочку ты вспоминай и друзей Кузьки называй»
( За минуту дети должны написать как можно больше друзей домовёнка Кузьки.)
Наташа, Лешик, дед Диодох, Адонька, Афонька, Вуколочка, Сюр, Пармеша, Куковяк, Лутонюшка, Пафнутий, Фармуфий, Осипатр, Пудя, Ховря, Дидим, Теря, Беря, Фортунат, Пигасий, Молчан, Нафаня, Авундий, Феодул, Феодулай, Пантя, Славуся, Веденей, Понька, Бутеня, Кувыка, Белун, Банник, Петряй, Агапчик…
5 ЗАДАНИЕ. « Внимательно посмотри название главы назови »
(На слайдах представлены картинки из сказки Т.Александровой «Домовёнок Кузька» . Дети должны отгадать названия глав)
- Олелюшечки
- Дом для плохого настроения
- Дом для хорошего настроения
- Банька
- Кикиморы болотные
Библиотекарь. Вы внимательно читали сказку Т.И.Александровой «Домовёнок Кузька», именно поэтому вы справились со всеми заданиями, смогли ответить на вопросы. А сейчас послушаем песню «Домовёнок Кузька».
( Исполняется песня «Домовёнок Кузя»)
В нашем доме появился
Новый член семьи.
Как-то сразу появился,
Что ни говори.
И хоть часто озорует,
И шуметь горазд,
Но любой из нас тоскует
Без его проказ.
Рыжий Кузя-домовёнок,
Домовёнок, домовой.
Домовой уже с пелёнок
Шутит надо мной.
Рыжий Кузя-домовёнок,
Как и я, он озорник,
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.
Всё в квартире вверх ногами,
Вещи кувырком,
Он повсюду вместе с нами
Будоражит дом.
То уронит на пол стулья,
То собьёт палас,
Но любой из нас тоскует
Без его проказ.
Рыжий Кузя-домовёнок,
Домовёнок, домовой.
Домовой уже с пелёнок
Шутит надо мной.
Рыжий Кузя-домовёнок,
Как и я, он озорник,
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.
Если в доме бьют посуду,
Сразу ясно кто,
Кто суёт свой нос повсюду,
Тянет решето.
Полтергейст и барабашка
Явно ни при чём.
Виноват, конечно, Кузя.
Виноват во всём.
Рыжий Кузя-домовёнок,
Домовёнок, домовой.
Домовой уже с пелёнок
Шутит надо мной.
Рыжий Кузя-домовёнок,
Как и я, он озорник,
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.
Библиотекарь. Вот и закончилось наше путешествие в гости к домовёнку. Пора подвести итоги.
Домовёнок. Ой, ребята, вот мой сундучок,
Я уже забыл совсем,
Что на сцене он стоит…
Посмотрю, что в нём лежит.
(Достаёт из сундучка грамоты)
Сколько грамот и наград!
Я хранил их все подряд.
И сегодня в самый раз
Зачитаем их для вас.
(Проводится награждение по номинациям: лучший рисунок, читательский дневник, лучший отзыв, определяется победитель игры по количеству жетонов - «домовят». Награждение победителей.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра-викторина «Счастливый случай»
Викторина по литературе для 2 кл.Цели: 1. Способствовать развитию познавательной активности учащихся....
Литературная игра-викторина по сказкам Андерсена
Для учащихся 3-х классов...
Литературная игра - викторина "Литературная шкатулка" по произведениям Э.Н. Успенского.
Участниками литературной игры - викторины являются обучающиеся 2 классов. Формируются и соревнуются команды. Этапы игры выстроены в форме путешествий по станциям. Каждый этап оценивает выб...
Литературная игра - викторина "В гостях у дедушки Корнея".
Данный материал может использоваться как на уроке чтения, так и во внеурочное время....
08. Игра-викторина «Сказка в гости к нам пришла»
Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaВ конце учебного года хочется провести на уроке что-то интересное, запоминающееся, вызывающее интерес к изучению предме...
Литературная игра - викторина по литературному чтению 2 класс
Квест-игра " По дорогам сказок..."...