Памятка "Работа с текстом "
методическая разработка по чтению на тему

Герасимова Ирина Юрьевна

Все виды работ с литературным произведением на уроке литературного чтения ( 1-4 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над текстом                                                                                                                                                                                                   (рекомендации учителю)

  1. Понятие о тексте.

                  ТЕКСТ – это набор предложений,  связанных по смыслу.

  1. Определение вида текста.
  • Художественный;
  • Учебный;
  • Научно-популярный.
  1. Чтение заголовка.

     Антиципация - предположение, о чём будет рассказываться в данном тексте.

  1. Автор произведения.
  2. Задания учащимся перед первичным чтением текста:
  • Словарная работа (новые слова, трудночитаемые, ударение);

- нахождение толкования слов, работая в группе, паре

(энциклопедии, справочники, словари, Интернет);

- игра «Найди соответствие» (даны слова и толкования, соединить стрелками).

  • Высказывания авторов по теме текста, поговорки, пословицы, эпиграфы.
  • Приёмы к восприятию текста (задание учащимся перед первичным чтением текста):

- вопросы записаны на доске (учащимся записать ответы по ходу чтения – одним словом);

- вам даны утверждения, если они верные ставьте 1, неверные – 0.

Карточки с утверждениями выдаются каждому ученику, группе, паре.

Образец: Чуковского зовут Корней Павлович. Учащиеся после этого утверждения ставят 0.

6. Первичное чтение текста.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Чтение текста учителем.

Аудирование текста.

Чтение текста учителем.

Аудирование текста.

Подготовленный ученик.

Чтение текста учителем.

Аудирование текста.

Подготовленные ученики.

Чтение текста учителем.

Аудирование текста.

Подготовленные ученики.

Самостоятельное чтение полного текста.

  1. Проверка восприятия текста по заданию учителя.
  2. Повторное чтение текста с заданием (по цепочке, про себя, шёпотом):
  • Определите тему текста (о животных, о природе, о войне, о детях);
  • Найдите главную мысль текста;
  • Что хотел сказать автор, чем хотел поделиться?
  1. Повторное чтение текста с заданием (по цепочке, про себя, шёпотом).

Анализ текста (смотри разные приёмы работы).

Классификация вопросов к анализу текста

(в помощь учителю при подготовке к уроку литературного чтения)

тип вопроса

уровень текста

повествовательный эквивалент

начало вопроса

  1. Вопросы на выявление полноты восприятия (с целью выборочного пересказа)
  2. Вопросы на выяснение понимания фактического содержания.
  3. Вопросы на выяснение представлений детей о данном факте.

фактуальный

расскажите

объясните

покажите

поясните

определите

раскройте

О чём

Когда

Что такое

Как вы понимаете

Как

Чем

Кто

Сколько

  1. Вопросы на выяснение причинно-следственных и др. связей
  2. Вопросы на обоснование, аргументацию, доказательство.
  3. Оценочные вопросы.
  4. Вопросы, формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста.

подтекстовый

объясните

докажите

подтвердите

обоснуйте

охарактеризуйте

представьте

нарисуйте

опишите

найдите

сравните

Почему

Для чего

Чем можно объяснить

Чем вы можете подтвердить

Как можно доказать

  1. Обобщающие вопросы, позволяющие собрать всю картину целиком.
  2. Вопросы на установление ассоциативных связей с жизненным опытом учащихся.
  3. Вопросы на уточнение авторской позиции.

концептуальный

Почему

Кого бы ты назвал

Кого, по мнению Драгунского,

                             

   

Развитие воображения учащихся на уроках литературного чтения

Виды

Образцы вопросов

Активизация образного мышления:

- Какие картины вы представили, когда читали произведение?

- Какие звуки?

- Какие запахи?

- Что и как бы вы нарисовали, если бы были иллюстраторами этого текста?

Формирование способности к эмоциональному резонансу:

- Какой эпизод показался вам самым весёлым (наиболее радостным, грустным, неожиданным)? Что вызвало улыбку или смех, удивление?

- Какой момент заставил загрустить?

- Может быть, кто-то или что-то вызвало у вас чувство гнева (или другие чувства)?

Погружение во внутренний мир героев и авторский подтекст:

- Как вы объясните, почему герой действовал так, а не иначе?

- Почему у него возникли именно такие мысли и чувства, а не иные?

- Что скрыто за такими-то словами героя?

- Каким вы видите (представляете) автора произведения?

- Как он относится к своим героям? Почему вы так думаете?  Разделяете ли вы его отношение?

Развитие проективного мышления по структурированию дальнейших событий:

- Каким вы представляете себе будущего героев? Как, по вашему мнению, сложится их судьба?

- Какие события последуют за «концом» произведения?

Формирование способности к истолкованию отдельных слов и деталей произведения:

- Обратили ли внимание на такое-то слово, выражение? Что оно означает? Как вы его понимаете? О чём оно говорит? Какое отношение имеет к герою и к произведению в целом?

Формирование способности к целостному восприятию:

- О чём это произведение?

- Почему оно так названо?

- Чем оно отличается от всех известных вам? В чём его смысл и оригинальность?

Активизация ассоциативных связей:

- Не напомнило ли вам это произведение чего-либо из вашей жизни?

- Если бы вам пришлось оказаться в подобной ситуации, как бы вы себя чувствовали, как бы действовали? Расскажите.

Развитие ассоциативного мышления (специальные упражнения):

- Какого цвета смех? Как смеётся человек, если его смех чёрный  или коричневый? Что за человек так смеётся? Какого цвета, например, вопросительный знак? Какие вопросы оканчивались бы красными, зелёными, чёрными знаками? Может ли вопросительный знак быть белым? Хотел бы ты, чтобы тебе задавали такие вопросы?

- Найти общее между абстрактными понятиями и словами, обозначающими конкретные предметы (надежда и кошка, любовь и стол, дружба и цветок), между двумя конкретными существительными (ребёнок и зайчонок, ранец и капуста).

- Найти связь между словами и показать её цепочкой из слов:

 антенна – жираф (антенна – телевизор – программа – животное - жираф; антенна – длина – шея - жираф), скрепка - звонок, тарелка - дерево. Количество промежуточных звеньев можно уточнить.

- Узнать предмет по сравнению (3-5 сравнений).

- Назвать предмет по определениям (холодный, зелёный, круглый; пушистый, сладкий, розовый).

- Построить цепочку ассоциаций.

- Решение ассоциативных пропорций (пушинка - кружево: … - сугроб; … - трава: иней – ветка).

Критерий оценки качества ответов и выполнения заданий:

  • оригинальность мышления;
  • богатство фантазии;
  • неординарность ассоциативных связей;
  • широкая амплитуда чувств.

Могут быть определены типы учащихся:

  • «читатель -  фантазёр»,
  • «читатель - мыслитель»,
  • «читатель - психолог»,
  • «читатель - мечтатель»,
  • «читатель - художник» и другие.

СИНКВЕЙН

Синквейн переводится как "пять строк".

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении
1) Даётся ребёнку любое слово (существительное) Оно записывается на первой строке.
2) На второй строке – ребенок должен написать два слова - прилагательных, наиболее ярко характеризующих первое заданное слово.
3) Третья строка - 3 глагола к главному слову.
4) Четвёртая строка – составить предложение из 4 слов, выражающее отношение к главному слову.
5) Пятая строка - слово-ассоциация, образ, вбирающий в себя суть главного слова.

Образец.

1) СОЛНЫШКО
2) ЯРКОЕ, ЖЕЛТОЕ
3) ОСЛЕПЛЯЕТ, ГРЕЕТ, ЛАСКАЕТ
4) СЕГОДНЯ СОЛНЦЕ ЯРКО СВЕТИТ.
5) ЖИЗНЬ

В. Гаршин. "Лягушка путешественница".
1) Лягушка
2) Жизнерадостная, смелая
3) Изобретает, летит, хвастается
4) Не надо хвастаться!
5) Путешественница.

Эпитеты, характеризующие героев романа

Характеристики

Золушка

Мачеха

Фея

Трудолюбивая

Капризная

Красивая

Жестокая

Смелая

Находчивая

Рукодельная

Злая

Заботливая

Честная

Своенравная

Глупая

Ласковая

Упрямая

Добрая

Щедрая

Весёлая

Воспитанная

Умная

Усидчивая

Ленивая

Терпеливая

Завистливая

Неблагодарная

Внимательная

Готовая прийти на помощь

«ДОСЬЕ» ГЕРОЯ

Детали портрета

Сфера интересов

Я – концепция героя

История героя

Судьба героя

Характеристика, данная другими героями

Прямая авторская оценка

АССОЦИАЦИИ

  • Цвет
  • Звук
  • Природные явления
  • Предмет

     Например:  Золушка

  • Солнечная
  • Нежный
  • Радуга
  • Хрустальная туфелька

      10. Повторное чтение текста (по цепочке, про себя, шёпотом):

  • Разделите текст на законченные по смыслу части. Сколько их?

Смотри памятку. Работа над пересказом текста.

11. Подбор пословиц к произведению. Чтение по ролям. Инсценировка. Разгадывание кроссвордов.                    Тестирование. Написание стихов, сочинений. Игры («Найди лишнее», «Допиши недостающее слово»,

«Раздели слова на две группы», «Разгадывание загадки», «Вставь слово»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом. Памятки по чтению.

памятки -раздатки детям при работе с текстом...

Памятка "Работа над текстом"

Памятка "Работа над текстом"...

памятки при работе с текстом,лексикой, грамматикой

Данные памятки помогут учащиемся при подготовке устного сообщения, при работе с грамматическим и лексическим материалом ,а также при аудировании текста....

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Памятка работы с текстом

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18450934","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"207","width":"225"}}]]...

Памятка по работе с текстом 2 класс.

Памятка по работе с текстом 2 класс....