Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс, Школа России
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Раздел Ι. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 1 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения, на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности, требований к результатам освоения ООП НОО; программы формирования универсальных учебных действий (УУД) и программой для образовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, М.В. Головановой, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» М.: Просвещение, 2011.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в первом классе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Литературное чтение –один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Концепцией обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Цели уроков чтения:
- Научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению;
- Вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя;
- Выработать стойкую привычку к чтению, сформировать душевную и духовную потребность в нем как средстве познания мира и самопознания;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов;
- формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; владение техникой чтения, умение самостоятельно выбирать.
Раздел ΙΙ. Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Основными задачами реализации учебного предмета являются:
- Формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- Овладеть осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением;
- Совершенствовать все виды речевой деятельности;
- Приобрести умения работать с разными видами информации;
- Овладеть первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- Приобщение детей к литературе как к искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
- Сформировать представления о добре и зле;
- Развить нравственные чувства, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
- Развитие устной и письменной реи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
Художественные произведения для чтения, слушания и рассказывания дают первоначальное представление о различных типов текстов. Учащиеся наблюдают, как язык «действует», проявляет себя в различных сферах общения, где он выполняет различные функции – общения, сообщения и воздействия. Внимание детей привлекается к особенностям поэтической речи, к форме стиха, его мелодике, ритму, а также к образности и выразительности поэтического слова. Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.
Произведения, включенные в книгу для чтения по своему жанру и содержанию весьма разнообразны: художественные и научно-популярные рассказы, стихотворения, сказки, басни, пословицы, поговорки, загадки.
Материал по чтению дает возможность воспитывать чувства коллективизма, товарищества, заботливое и доброе отношение к людям, природе, чувство ответственности за свои поступки и действия. Помогает детям увидеть прекрасное в жизни, в искусстве, знакомит с мастером писателей, формирует художественный вкус, учит отличать хорошее от плохого, воспитывает нетерпимое отношение ко всему, что мешает в жизни. Весь этот материал имеет чрезвычайно большое образовательное и воспитательное значение.
Контроль знаний осуществляется систематически:
- Текущий контроль (на уроках);
- Тематический контроль (после изучения темы);
- Итоговый контроль (в конце четверти);
- Техника чтения (ежемесячно).
Раздел ΙIΙ. Место учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение курса «Литературное чтение» в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 448 часов. Программа для 1 класса рассчитана на 10 учебных недель - 40 часов (4 часа в неделю).
Раздел ΙV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
- Ценность нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
- Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
- Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
- Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Раздел V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
литературного чтения в 1 классе
Личностными результатами обучения являются:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшею развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- полноценное восприятие художественной литературы;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения являются:
- освоение приёмов поиска нужной информации;
- овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
- формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
К концу курса учащиеся должны уметь:
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объем не более 1,5стр.);
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)
Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
Решать следующие жизненно-практические задачи:
- - самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
- - работать в группе, в паре;
- - аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- - уметь слушать других ;
- - самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Раздел VΙ. Содержание тем учебного курса
Жили-были буквы (7 часов)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: волшебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.
Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов.
Сказки, загадки, небылицы (8 часов)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений
Апрель, апрель! Звенит капель (6 часов)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение наизусть стихотворений.
Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Запоминание загадок. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение.
И в шутку и всерьез (6 часов)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Оценка достижений.
Я и мои друзья (7 часов)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Проект: «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса. Оценка достижений.
О братьях наших меньших (6 часов)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Выразительное чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации. Оценка достижений.
Раздел VII. Тематическое планирование по литературному чтению (40 часов)
Учебник «Литературное чтение. 1 класс»
Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Внеурочная | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
«Жили-были буквы» | 6 | 1 | Выбирать книгу по заданному параметру. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца. | |||
1 | Вводный урок В. Данько «Загадочные буквы». | 1 | ||||
2 | И. Токманова «Аля, Кляксич и буква А» | |||||
3 | С. Черный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет?» | 1 | ||||
4 | Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» | 1 | ||||
5 | И. Гамзакова «Кто как кричит?». И. Гамзакова, Е. Григорьева «Живая Азбука» | 1 | ||||
6 | С. Маршак «Автобус № 26». Из старинных книг. | 1 | ||||
7 | Разноцветные страницы. Обобщение по теме | 1 | ||||
Сказки. Загадки. Небылицы | 6 | 2 | Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное. Выбирать нужную книгу по заданным параметрам. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. | |||
1 | Е. Чарушин «Теремок» | 1 | ||||
2 | Русская народная сказка «Рукавичка» | 1 | ||||
3 | Загадки. Песни. Потешки. Небылицы | 1 | ||||
4 | Проект «Составляем азбуку загадок» | 1 | ||||
5 | Рифмы Матушки Гусыни | 1 | ||||
6 | Стихи А.С. Пушкина. «Петух и собака» | 1 | ||||
7 | Л. Толстой «Зайцы и лягушки». К. Ушинский «Гусь и журавль». Из старинных книг | 1 | ||||
8 | Урок-игра «Разноцветные страницы». Обобщение по теме | 1 | ||||
Апрель, апрель! Звенит капель | 5 | 1 | Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения. Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом | |||
1 | А. Майков «Ласточка примчалась из-за бела моря». | 1 | ||||
2 | А. Майков «Весна». С. Маршак «Апрель» | 1 | ||||
3 | И. Токмакова «Ручей», «К нам весна шагает». | 1 | ||||
4 | В. Берестов «Воробушки». Р. Сеф «Чудо». | 1 | ||||
5 | Пословицы. В. Лунин «Тень» (Разноцветные страницы) | 1 | ||||
Конкурс чтецов стихотворений о весне | 1 | |||||
И в шутку и всерьез | 5 | 1 | Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотворения. | |||
1 | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ» | 1 | ||||
2 | Н. Артюхова «Саша - дразнилка». К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет» | 1 | ||||
3 | О. Григорьева «Стук». И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» | 1 | ||||
4 | К. Чуковский «Телефон». | 1 | ||||
5 | К. Ушинский «Что хорошо и что дурно», «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому». Разноцветные страницы. | 1 | ||||
6 | Т. Собакин «Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды». Обобщение по теме | 1 | ||||
Я и мои друзья | 6 | 1 | Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. Определять тему произведения и главную мысль. Соотносить содержание произведения с пословицами. Составлять план рассказа. | |||
1 | Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». | 1 | ||||
2 | С. Михалков «Бараны». Р. Сеф «Совет». | 1 | ||||
3 | В. Орлов «Если дружбой дорожить». А. Барто «Вот так защитник». Я. Аким «Моя родня» | 2 | ||||
4 | С. Маршак «Хороший день». М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу» | 1 | ||||
5 | Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». В. Лунин «Волк». Т. Павлова «Рассказ мудрой вороны», «Кто?» | 1 | ||||
Проект «Наш класс – дружная семья» | 1 | |||||
О братьях наших меньших | 5 | 1 | Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. | |||
1 | С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак» | 1 | ||||
2 | В. Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку» | 1 | ||||
3 | М. Пляцковский «Цап царапыч». | 1 | ||||
4 | В. Лунин «Никого не обижай». С. Михалков «Важный совет». Д. Хармс «Храбрый еж» | 1 | ||||
5 | Н. Сладков «Лисица и еж». С. Аксаков «Гнездо» | 1 | ||||
6 | Разноцветные страницы. Урок-путешествие. Обобщение по теме | 1 | ||||
Итого | 33 | 7 |
Раздел VIII. Перечень учебно-методического обеспечения
- Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.. Литературное чтение. Рабочие программы. 1 – 4 классы. / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина – М.: Просвещение, 2011.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение. 1 класс. Учеб для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2011.
- Гетто С.П., Данилова А.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс. / С.П. Гетто, А.В. Данилова. – М.: Экзамен, 2010.
- Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс
- Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс
- КИМы по литературному чтению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"
УМК "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....
Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....