Урок по литературному чтению на тему: Н.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Бондаренко Ирина Васильевна
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством Е. А. Благининой; прививать детям
интерес к чтению.
Планируемые результаты:
предметные: уметь читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать
стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому;
личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности; умение грамотно и связно излагать свои мысли.
Тип урока: открытие нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению на тему: Н.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок».

Бондаренко Ирина Васильевна 

Программа "Школа России" Третий класс.

Тема: Е. А. Благинина «Котенок», «Кукушка» 

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством Е. А. Благининой; прививать детям интерес к чтению.
Планируемые результаты:
предметные: уметь читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому;
личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; умение грамотно и связно излагать свои мысли.

Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» УМК «Школа России» 3 кл. 2 ч.,

  1. Эмоциональный настрой. 

“Здравствуйте”, - ты скажешь человеку.

“Здравствуй”, - улыбнётся он в ответ

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет целый век.

- Садитесь. Давайте и мы посмотрим на своего соседа, улыбнёмся ему и мысленно пожелаем здоровья. 

II.Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихов Сергея Владимировича Михалкова по выбору детей.

III. Изучение нового материала.

1.– Сегодня на уроке нас ждет встреча со стихами Елены Александровны Благининой.  

Биография Е. А. Благининой

Елена Александровна Благинина (1903- 1989 гг.)

Дочь железнодорожного кассира, внучка священника. С детства мечтала стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное - двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же - в годы студенчества - появились первые лирические стихи Елены Александровны.

Вскоре она перебралась в Москву, где поступила в Высший литературно-художественный институт.

В начале 30-х годов прошлого века Елена Александровна стала писать стихи для детей. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя - Елена Благинина. (слайд 2). Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических.

(слайд )Елену Александровну отличало невероятное трудолюбие, и за свою долгую жизнь она успела выпустить около сорока книг, которые неизменно пользовались популярностью у взрослых и детей.

-Одно  из  стихотворений – о  птице,  которую  если  кто из вас и не видел,  то  уж  слышал  обязательно. Она подкладывает яйца в чужие гнезда, а ее птенцы выбрасывают из гнезда птенцов хозяев. Догадались, кто эта птица?

2. Работа над стихотворением «Кукушка»

-Прочитайте стихотворение «Кукушка». Как вы думаете, о чём оно?

-Что вы знаете об этой птице? (Ответы детей)

-Многие считают, что кукушка – плохая мать, но это не так. Кукушка – заботливая мать, а подкладывает яйца в чужие гнезда лишь потому, что не может выкормить своих птенцов: ведь питается кукушка жирными мохнатыми гусеницами, очищая от них наши леса, а птенцы их есть не могут. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнезда других птиц, чтобы эти птицы выкормили ее птенцов нежными мошками и комариками.

Может быть, поэтому голос кукушки печальный и невеселый.

 -Сейчас я вам перечитаю это стихотворение, а вы постараетесь ответить  на вопрос-

 с каким чувством поэтесса говорит о кукушке?

-Какое стихотворение оно вам напомнило?

–  Перечитайте  и сравните стихотворения «В лесу над росистой поляной..» С. Я. Маршака и «Кукушка» Е. А. Благининой. 

-В чём сходства этих стихотворений? (Общая тема – о кукушке,- главный герой – мальчик, действие происходит в лесу).

-В чём отличия этих стихотворений?( Разное время суток: у Маршака – рассвет, туман, росистая поляна, у Благининой – «неяркий денёк», весь день с утра до вечера)

- Какое настроение создает у авторов голос кукушки?(У Благининой – нежное, тихое, блаженное ощущение покоя и счастья, а у Маршака – светлая грусть, герой как будто уже вспоминает о прошедшем).

- Какое определение дают поэты голосу кукушки?( Стеклянный,

 -заунывный – наводящий уныние, тоскливый, печальный;

-простосердечный – простодушный, доверчивый, искренний

-отзывчивый – легко отзывающейся. Сочувственно относящийся к нуждам других, готовый помочь.

- милый

- блаженствую – испытывать блаженство, наслаждаться, быть счастливым)

Вывод: тема одна, но читать стихотворения надо по-разному, т.к. в них выражены разные эмоции.

 Выразительное чтение стихотворения «Кукушка» детьми.

– Что вспоминаете, о чем думаете вы, заслышав голос кукушки? Физкультминутка

3.– Другое стихотворение – о милом, добром существе, которое любят дети и которое часто живет с нами. Прочитайте внимательно стихотворение  Благининой  «Котенок»   самостоятельно.

-Какие непонятные, трудные слова встретили в произведении?

– Прочитайте  стихотворение  «Котенок»  друг  другу(работа в парах).

– Какое чувство вызвало у вас стихотворение?  Что вы почувствовали в начале, в конце? Почему?

– Как характеризует поэтессу это стихотворение?

– Отчего изменился котенок?  

Выразительное чтение стихотворения «Котенок».

- Прочитайте стихотворение так, чтобы каждый из нас почувствовал, как котенку сначала было плохо, а потом хорошо. 

IV Рефлексия.

-От чьего лица ведётся рассказ в стихотворениях «Кукушка» и «Котёнок»?

-Что ты думаешь о детях? Какие они, как относятся к природе, животным и птицам?

-О чём стихотворения Благининой? Почему она так много пишет о любви к животным?

 --Елена Благинина восхищается окружающим миром, любит и ценит его, учит бережному отношению к животным. Персонажи  её стихов — ветер, дождик, яблоки, радуга, садик, березки — близки и дороги детям

V. Итог урока. 

 - Чему научили вас прочитанные стихи?

 - Над чем заставили задуматься?

– Что понравилось? Какую бы работу вы хотели выполнить еще?

VI Домашнее задание:  подготовить выразительное чтение стихотворений Е. А. Благининой «Кукушка», «Котенок» ; приготовиться к обобщающему уроку: выучить наизусть стихотворение одного из поэтов: С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова или Е. А. Благининой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Кукушка" во 2 классе.

Конспект урока по литературному чтению по теме "Кукушка" во 2 классе....

Конспект урока по литературному чтению на тему: Е.А. Благинина "Посидим в тишине", 2 класс, УМК "Школа России" + презентация

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Е. Благиной, её стихотворением «Посидим в тишине», работать над совершенствованием навыков чтения: выразительность, осознаннос...

Конспект урока по литературному чтению 3 кл Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок»

Цели деятельности учителя: расширение знаний о жизни и творчестве Е.А. Благининой, формирование выразительного чтения и анализа стихотворений Е.А. Благининой, воспитывать любовь к животным и природе.П...

Конспект урока литературного чтения по теме Е.А. Благинина "Кукушка" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии и творчестве Е.Благинининой, знакомство с её произведением «Кукушка».Планируемые результатыПредметные:Знать биографию и тво...

Конспект урока литературного чтения по теме Е.А. Благинина "Котёнок" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии и творчестве Е.Благинининой, знакомство с её произведением «Котенок».Планируемые результатыПредметные:Знать биографию и тво...