Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «ПНШ»)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Снитовец Тамара Васильевна

Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения в 4 классе (УМК «ПНШ»)

Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)

Учитель:Снитовец Тамара Васильевна .

Цель: продолжить работу над сказкой В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»; повышение уровня восприятия литературного произведения.

Задачи:

  • учить вдумчивому осознанному чтению;
  • учить находить в тексте ответы на вопросы;
  • развивать умение рассуждать об идейном замысле на основе литературного материала;
  • развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;
  • развивать связную речь, умение давать полные ответы;
  • расширять словарный запас;
  • способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу);
  • развивать творческие способности, навыки работы в группе(парами);
  • воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

            Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием  методического приёма –приёмов постановки вопросов к тексту, словесного рисования, выборочного чтения и  приёма работы с компонентами художественного произведения.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование (презентация), иллюстрированный материал с изображением жабы, розы, портрет В.М.Гаршина, учебник (УМК «Школа России» 4 класс 1 часть), музыка - А.Г.Рубинштейн «Мелодия», мелодия «Долина цветов»; раздаточный материал – тест, картинки с изображением розы и жабы (для рефлексии).

Ход урока

  1. Орг. момент (слайд №1).

Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия»

- Понравилась ли вам мелодия?

- Какие чувства она вызвала у вас?

    Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старый чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.

Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.

- Прочитайте отрывок (слайд №2).

     Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела.

- Вы догадались, о каком произведении мы с вами будем говорить на уроке? (слайд № 3).

  1. Сообщение темы урока. 

Почему так названо произведение? (слайд № 4)

    Тема нашего урока: «Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». (слайд № 5)

    Как вы думаете: что хотел автор показать названием сказки? (жаба и роза – разные, вместе не смотрятся…) (слайд № 6)

Я предлагаю сегодня ответить на этот вопрос и постараться разгадать загадки писателя Гаршина. Какие вопросы к сегодняшнему уроку вы могли бы поставить?

1.Узнать, почему такой финал. 2. Разгадать загадку заголовка. 3. В чем  смысл жизни?4. О чём заставляет задуматься это произведение?

    Чтобы понять удивительный мир образов, которых создал художник слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьёзны, и не просто осознать главную мысль сказки, но сравнить мир добра и мир зла, извлечь из сказки уроки.

  1. Работа по теме урока.

- Вспомните героев сказки.  Назовите их.  (Роза, жаба, сестра Маша, брат Вася)

- Где происходили события?  (В цветнике). (слайд №7)

- Найдите описание цветника.

    Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы его представили?  (Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решётка облезла, рассохлась и развалилась…)

- Чей это был цветник?

- Почему он был так запущен?  (Мальчик заболел).

-  Стал ли он от этого хуже? Подтвердите словами текста

- В произведении несколько сюжетных линий и они тесно переплетаются. Давайте разберемся в них. Есть четыре действующих лица. Какие связи образуются между ними в ходе сюжета? (слайд № 8)

- Наша задача на уроке – понять, что существует 2 мира: добро и зло. Чтобы это понять попробуйте выразить свои представления о жабе и розе по следующему плану (слайд № 9)

– Подробно ли описана красота розы? (Нет, описана кратко.)

– А что описано? (Утро, роса, все вокруг…)

– О чем это говорит? (Роза счастлива.)

– Главное для розы: -Счастье жить.

Мир   розы:   цветник,  всё хорошо,   чисто,  ясно,  свежий утренний ветерок,  лучи солнца,  мирно,  спокойно,  тонкий свежий аромат  …

-   Какие чувства испытывает роза?  (Плакать не от горя, а от счастья жить).

-   Разве роза может плакать?   (Нет: роза – символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присуще душевные переживания). Какой  литературный  приём использует автор?  (Олицетворение). (слайд № 10)

-   Что помогает нам понять счастье розы?  (Аромат).

-  Для описания этого состояния, автор использует эпитеты.  Найдите строчки в тексте.  (Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами). (слайд № 11)

- А если человек  достигает расцвета своей души, что он может подарить людям?  (Любовь, заботу, тепло, счастье).

– А теперь посмотрите, что использовал автор при описании жабы.

– Выберем точные подробные выражения. (жирная, старая, грязно – серые липкие бородавчатые лапы, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…).

-  Что делает жаба?  (Ленится, объедается, отдыхает, не умеет радоваться, не умет выражать свои чувства, прохрипела, переползла, карабкалась…)

-  Оцените  действия жабы.  (Главное  для жабы –  это  плотно  поесть  и отдохнуть после  еды, т.е.  жаба  ленива  и  прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца – слопать  розу, уничтожить красоту. А это плохо.)

-  О чём мечтает жаба?  Что она чувствует?  (Не  умеет  радоваться солнцу,  утру,  хорошей погоде,  мечтает слопать розу,  погубить её.  Запах  розы причиняет ей  смутное беспокойство, ненавидит розу, испытывает злость, зависть,  жаба не видит красоту, она её не чувствует).

- Итак, мы видим два мира, два противоречия.

-  В чём счастье для жабы и розы?  (слайд № 12)

-  Сохранился ли конфликт между ними? Почему?

  1. Физ.минутка. 
  2. Продолжим работу.

-  Скажите, кто из персонажей  похож на розу? (Мальчик).

- Чем? Какая у них душа? Что же  сближает мальчика и розу? (Оба любили прекрасное, они оба погибают).

-   Когда в сказке наступает кульминационный момент? (Когда мальчик умирает)

-   Зачитайте, как к мальчику приходит смерть? (Стр. 233).

-  Зачем мальчику нужна была роза?

-   А что чувствовала роза, когда её срезали? (Стр. 233).

-  Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные его минуты).

(Слайд № 13)

  1. Проверка знаний. Тест. (слайд № 14)

-  Перед тем как нам обозначить главную мысль сказки, выполним тест.  Который поможет проверить знания содержания и идеи сказки.

Тест по проверке  знания  содержания  и  идеи  сказки:

1. О  чём  думает  роза  в  период  цветения?
А. Быстрей бы распуститься.
Б. Умереть бы другой смертью.

В. Цвести вечно.
2. Что  в  жабе  самое  омерзительное?
А. Грязно - серые бородавчатые бока.
Б. Скверные липкие лапы.
В
. Бесчувственность и равнодушие.
3. Роза  не  жалеет о преждевременной  гибели,  потому  что…
А. она не досталась жабе.
Б. её гибель была   неизбежна.
В. она  украсила  последние минуты жизни мальчика.

4. Символом  света,  добра,  красоты  в  сказке  является:
А. роза

Б. жаба

  1. Слайд № 15. Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль:

«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»

-  Какие же уроки нравственности можно извлечь из этой сказочной и в то же время правдивой истории?

-  О чём заставляет задуматься это произведение?  (Надо делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить людям пользу, добрые дела не забываются).

Учитель: Мы подобрались к смыслу произведения и ответили на вопросы (фиксированные  на доске), поставленные в начале урока.

  1. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? (В этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадность. Значит. Плохая.)

Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она? (Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.)

Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? (Надо смотреть по делам.  Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.)

Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы». (слайд № 16)

Заканчивая урок, мне хочется вас оценить. И, чтобы каждый, уходя домой, прикрепил к макетам двух миров картинку (жаба или роза), которая отражала бы ваше представление о мире добра.

Слайд №17 видео.

Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему.

Благодарю за работу. (слайд № 18)



Предварительный просмотр:

Урок математики

 3 класс

                                                                       Учитель: Снитовец Тамара Васильевна

Тема : «Квадратный сантиметр»

    Цель урока:

  • Познакомить с единицей измерения площади – квадратный сантиметр, учить находить площадь фигуры, использую новую единицу.

Задачи урока:

учащимся предоставляется возможность в ходе выполнения заданий сделать вывод о том, что для измерения площади фигур необходима единая мерка, познакомиться с одной из единиц измерения площади, квадратным сантиметром, потренироваться в вычислении и сравнении площади фигур в квадратных сантиметрах.

  1. Орг. момент

Ребята, давайте поиграем в игру «Доброе утро».
Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
Доброе утро, ребята!
Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!
Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.
Попробуем?
Доброе утро всем девочкам!
Доброе утро всем мальчикам!
Доброе утро всем, кто любит конфеты!
Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!

Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

- У вас на партах лежат листы самооценки, в которых вы будете ставить себе отметки на протяжении всего урока. за выполненное задание.

  • Устный счет

Отдохнуть вы все успели?

     А теперь вперед – за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

  1. Какие единицы измерения вы знаете? (Слайд №1)

Решите задачу. (Слайд №2)

       2. Задание на карточках «Расшифруй слово».

30 + 25 = П        4 · 6 = Ь                10 : 5 = О        100 – 1 = Д

40 – 11 = Щ        5 · 3 = Л                15 : 3 = А

55

15

2

29

5

99

24

- Какое слово вы расшифровали? (Площадь)

         Молодцы! Вы справились с заданиями. (Не забудьте поставить отметку)

 -        Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Площадь фигуры)

  1. Изучение нового материала.

- Мы уже знаем, что такое площадь фигуры.

Цель урока: Сегодня на уроке мы научимся измерять площадь фигур и познакомимся с единицей измерения площади.

- Вспомните, какие способы измерения фигур вам известны.

- Правильно. Можно сравнить площади на глаз, способом наложения одной фигуры на другую и с помощью мерок. (Слайд№3)

  1. Работа в группах.

-Сейчас с помощью различных мерок измерьте площадь прямоугольника.

( Каждой группе дан одинаковый прямоугольник)

Для измерения площади прямоугольника:

1 гр.-  измеряет площадь этого прямоугольника квадратиками;

2гр. – треугольниками;

3гр. – кружками

1). - Как вы думаете, какая мерка самая удобная? Конечно, самая удобная мерка – квадраты. Они поместились в фигуре целое число раз.

2). - У 2-ой группы понадобилось слишком много треугольников.

3). У 3-ей группы круги поместились целое число раз, но между кругами есть пробелы, которые остались не закрыты кругами. Поэтому и эти измерения будут неточными.

Итак, самая удобная мерка – квадрат

Вывод: (Слайд№4)

(Не забудьте поставить отметку)

4 .Сообщение цели урока.

- Сегодня на уроке  мы познакомимся с одной из единиц измерения площади - квадратным сантиметром. (Слайд №5)

- Площадь квадрата, сторона которого 1 см, – это единица площади, квадратный сантиметр.

Начертите такой квадрат в вашей тетради и раскрасьте его.

- Так вы получили единицу площади см2 – квадратный сантиметр.(Слайд№6)

- Записывают так: см2.

- Сколько у каждого из вас квадратов? (один)

- Цифра вначале записи говорит, что это 1 см2.

И сколько таких квадратных сантиметров содержится в фигуре, такова и площадь фигуры.

5. Физкультминутка

- Вы наверное, устали?

Настало время отдыхать.

Предлагаю усталость

Физкультминуткой снять.

(Слайд №7)

5. Практическая работа (стр. 55 учебника №2)

- Предлагаю начертить в тетради квадрат со стороной 2 см. (Дети чертят).

- А сейчас посчитайте, сколько в нем см2.

-Каким способом это можно сделать? (Разбить большой квадрат на см2.)

      - Сделайте это.

- Сколько насчитали квадратов? (4)

Значит площадь данного квадрата 4 см2

Записывается это так: S= 4 см2 (на доске)

(Не забудьте поставить отметку)

6. Проблемная ситуация (Слайд№8)

Золушка и Незнайка – соседи. У Золушки – участок зеленого цвета, у Незнайки – синего. Они спорят, у кого из них участок больше.

- Ваша задача: помочь им разобраться, у кого из них участок больше.

У вас на партах есть 2 фигуры – это модели участков наших героев.

Попробуйте сравнить площади этих фигур. 

(Работа в парах)

- Сколько квадратов вмещает участок Золушки? (9) Участок незнайки? (9)

К какому выводу мы пришли? (Площади этих фигур одинаковые)

Вывод: Как же можно сравнить площади фигур? (Разделить  фигуру на кв.см, посчитать, сколько кв. см вмещается в данной фигуре)

(Не забудьте поставить отметку)

7. Измерение площади фигур с помощью квадратных сантиметров (Слайды 10 и 11) 

Итог урока:

-Ребята сегодня мы с вами прошли новую тему.

- Какой новый термин звучал на уроке?

- В каких жизненных ситуациях вам помогут пригодиться эти знания и умения?

-А как бы вы оценили свои знания, полученные на уроке?

- А сейчас проверим, справедливо ли вы себя оценили.

 (Дети выполняют тест и сравнивают отметки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"

Интегрированный урок с применением ИКТ....

уроклитературного чтения на тему "Храбрый утенок" 2 класс

План-конспект урока по литературному чтению по теме "Храбрый утенок" во 2 классе...