«В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КРЫЛОВА»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок-отчет по литературному чтению
«В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КРЫЛОВА»
УМК «Школа 2100»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_dedushki_krylova.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-отчет по литературному чтению
«В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КРЫЛОВА»
УМК «Школа 2100»
ХОД УРОКА
I. Вступительная часть
Учитель. Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У подножия его памятника в Летнем саду изображены персонажи его басен.
Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявлялся в баснях.
Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает.
В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.
Монтаж:
1 ученик. Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 г. в семье бедного дворянина. После смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил в глубокой нищете со своей матерью.
2 ученик. Жизнь Крылова в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию у него было на столько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.
3 ученик. Уже в юности Крылов написал несколько комедий для театра, но ни одна из них не была исполнена на сцене.
4 ученик. Начиная с 1805 года, Крылов входит в большую литературу как создатель русской классической басни. Он понимает, что к басне труднее придраться, она сама кусает, а ее-то не укусишь, за аллегориями можно порой надежно укрыться. А за звериными масками баснописец скрывает глупых, хитрых, трусливых, хвастливых, жадных людей.
5 ученик. Из народного языка, из поговорок, пословиц черпал писатель многие свои сюжеты и мысли. Все творчество И.А. Крылова глубоко было связано с жизнью народа.
6 ученик. Гоголь говорил о Крылове: «Это наша крепкая русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек».
II. Основная часть
1. Песня № 1 – хоровая (знакомство)
2. Разминка. Игра «Путаница»
У. Отгадайте, что здесь перепутано?
- «Плутовка к берегу (к дереву) на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки (с вороны) глаз не сводит»;
- «Как, милый Кочеток (Петушок), поешь ты громко, важно!»;
- «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись (взялись)»;
- «Мартышка к старости слаба ушами (глазами) стала»;
- «Соседка, перестань срамиться» – ей бабка (Шавка) говорит»;
- «Лиса (Свинья) под Дубом вековым наелась голубей (желудей) досыта, до отвала»;
- «По улицам Кота (Слона) водили, как видно напоказ»;
- «Проказница Мартышка, Осел, Козел да озорная Мышка (косолапый Мишка) затеяли сыграть Квартет»;
- «Злой тоской удручена к Соловью (к Муравью) ползет она»;
- «У слабого (у сильного) всегда бессильный виноват».
3. Защита басен
Учитель загадывает загадки.
1) «У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем».
- В какой басне звучат эти слова?
Дети. «Волк и Ягненок».
Инсценировка басни «Волк и Ягненок».
2) У. Кто так говорил:
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило»?
Д. Стрекоза.
Инсценировка басни «Стрекоза и Муравей».
3) У. Внимание – черный ящик. С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть «что там за рожа». Что это за предмет?
Д. Зеркало.
Инсценировка басни «Зеркало и обезьяна».
4) У. Назовите героиню, которая совсем «без драки» хочет попасть в большие забияки.
Д. Моська.
Инсценировка басни «Слон и Моська».
5) У. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга, «не боясь греха»?
Д. «Кукушка и Петух».
Инсценировка басни «Кукушка и Петух».
6) У. Кто смеялся «вперед чужой беде»?
Д. Голубь.
Инсценировка басни «Чиж и Голубь».
7) У. Внимание – черный ящик. В нем находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала».
Д. Очки.
Инсценировка басни «Мартышка и очки».
8) У. Назовите героиню,
«Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами».
Д. Крыса.
Инсценировка басни «Мышь и Крыса».
9) У. Куда попал «волк ночью, думая залезть в овчарню»?
Д. На псарню.
Инсценировка басни «Волк на псарне».
10) У. назовите героиню, которая думала «лишь мне ладно было, а там весь свет гори огнем».
Д. Лягушка.
Инсценировка басни «Лягушка и Юпитер».
11) У. Назовите героиню, которая желала растолстеть.
Д. Лягушка.
Инсценировка басни «Лягушка и Вол».
12) У. Назовите героя, который «протянул лапу за Ягненком, но попал Льву на блюдо».
Д. Волк.
Инсценировка басни «Лев и Волк».
13) У. Какая героиня «Куму служить готова»?
Д. Лисица.
Инсценировка басни «Волк и Лисица».
14) У. Внимание – черный ящик. Назовите фрукт, кисти которого, как яхонты горят.
Д. Виноград.
Инсценировка басни «Лисица и Виноград».
15) У. Назовите клички собак, одна из которых барскую службу несет, а другая лежит на мягкой подушке.
Д. Барбос, Жужу.
Инсценировка басни «Две собаки».
16)У. Кто говорит Свинье следующие слова:
«Ведь это дереву вредит,
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может»?
Д. Ворон.
Инсценировка басни «Свинья под Дубом».
17) У. А следующую басню мы определим с помощью игры-«лото».
На доске два игровых поля. На одном на карточках написаны строчки из басен, на втором, разрезанном на части, – названия басен.
- Лето красное пропела;
- С ним была плутовка такова;
- Соседка, перестань срамиться;
- Вперед чужой беде не смейся;
- Сильнее кошки зверя нет;
- Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье;
- Невежда также в ослепленье бранит науки и ученье;
- А проку на волос в них нет.
Разрезанные на части картинки:
- Стрекоза и Муравей;
- Ворона и Лисица;
- Слон и Моська;
- Чиж и Голубь;
- Мышь и Крыса;
- Квартет;
- Свинья под Дубом;
- Мартышка и очки.
У. Вам надо определить, из какой басни взяты строчки. Правильно наложив карточки со второго поля на первое и перевернув их, вы увидите на получившейся иллюстрации героя басни Крылова.
Дети выходят к доске и выполняют задание.
У. Героиню какой басни вы видите?
Д. Ворону из басни «Ворона и Лисица».
Инсценировка басни «Ворона и Лисица».
4. Песня № 2 – хоровое заключение
5. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. Его басни как будто сегодня написаны, они актуальны и в нашей жизни. Перечитывайте его басни, которые написаны замечательным русским языком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гостях у дедушки Крылова
Открытое занятие кружков «Грамотей» и «Затейники» по теме: «Вспомним басни И.А. Крылова»...
Урок литературного чтения во 2-м классе. (1-4 кл.) "В гостях у дедушки Крылова"
Литературное чтение во 2-м классе (1-4) по теме «В гостях у дедушки Крылова». Данный урок- урок усвоения новых знаний. Дети учатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам. На у...
Открытый урок №1 "В гостях у дедушки Крылова"
Тема: В гостях у дедушки Крылова Цели: •обеспечить в ходе урока закрепление следующих понятий: басня, иносказание, мораль, "крылатые" слова;•совершенствовать...
Обобщающий урок-праздник "В гостях у дедушки Крылова".
Урок построен в игровой форме с презентацией. Во время занятия ученики "посетят" литературный клуб, картинную галерею, клуб весёлых и находчивых, а также театр ученического творчества....
В гостях у дедушки Крылова
Данное мероприятие разработано с учетом возрастных особенностей учащихся.Частая смена деятельности позволяет повысить активность учеников.Во время смотра знаний, дети показывают, чему научились ...
В гостях у дедушки Крылова
Обобщение знаний учащихся о творчестве И.А. Крылова. Краткий биографический очерк о баснописце Крылове. В учебном материале использованы литературная викторина, загадки, кавардак из басен Крылова....
В гостях у дедушки Крылова
Данное мероприятие развивает и совершенствует навыки и умения выразительного чтения, инсценирования, обобщает знания учащихся по теме “Басня”; должно вызвать интерес к басням, желание читать их....