Урок чтения в 1 классе "Мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме."
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
« Мягкий знак – показатель мягкости согласных на письме»
Цели урока: 1. Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных в позиции на конце слова и в середине слова перед согласными;
2. Развивать такой общедеятельный прием, как умение быть внимательным;
3.Развивать логические приемы мышления – выделение признаков;
4. Работать над формированием понятий, подведением под понятие, классификацией, аналитико – синтетической деятельностью;
5.Развивать фонематический слух;
6. Формировать компоненты учебной деятельности, приемы рефлексии;
7. Развивать познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_1klass.docx | 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЧТЕНИЯ 1КЛАСС
Тема урока: « Мягкий знак – показатель мягкости согласных на письме»
Цели урока: 1. Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных в позиции на конце слова и в середине слова перед согласными;
2. Развивать такой общедеятельный прием, как умение быть внимательным;
3.Развивать логические приемы мышления – выделение признаков;
4. Работать над формированием понятий, подведением под понятие, классификацией, аналитико – синтетической деятельностью;
5.Развивать фонематический слух;
6. Формировать компоненты учебной деятельности, приемы рефлексии;
7. Развивать познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению.
Оборудование: схемы – «звуковики» (зеленый свет – согласный, мягкий звук; синий цвет – согласный, твердый звук; красный – гласный звук).
Ход урока.
I.Организационный момент:
- готовность;
- посадка.
II. Работа над темой урока.
- Актуализация знаний (мотивации, рефлексия).
- Что мы уже знаем, чему мы научились на уроках обучения грамоте?
- Мы знаем буквы;
- Мы умеем составлять звуковые схемы;
- Умеем делить слова на слоги;
- Умеем определять в словах ударный слог;
- Умеем записывать слова с помощью букв…;
- Итак, мы умеем составлять звуковые схемы?
- Да.
- Очень хорошо, тогда составьте, пожалуйста, звуковую схему к слову КОНЬ.
( Используем цветные кружки – «звуковики». зеленый свет – согласный, мягкий звук; синий цвет – согласный, твердый звук; красный – гласный звук)
Параллельно даем характеристику каждого звука:
О- согласный ,твердый, глухой;
О- гласный, ударный;
О- согласный, мягкий, звонкий.
На доске получается звуковая запись слова:
О О О
- Молодцы ребята.
-Какое слово мы с вами записали звуками?
- Слово КОНЬ.
- А если к нам придут ребята из другого класса, они смогут узнать, какое слово мы записали звуками?
-Нет.
- А может ли мы что-нибудь сделать, чтобы другие дети догадались. Какое слово здесь написано звуками?
- Мы можем записать рядом данное слово буквами.
- Запишите слово КОНЬ буквами, но у меня, к вам большая просьба – не спешите.
А почему узнаете позже.
- Работа над каждым звуком, обозначение его буквой:
1. звук [к ] – согласный, твердый, глухой, на письме обозначается буквой К;
2. звук [о ] – гласный, на письме обозначается буквой О;
3. звук [н ' ] – согласный, мягкий, звонкий, на письме обозначается буквой Н;
В итоге на доске получается такая запись:
О О О
К О Н
- Создание проблемной ситуации.
- Ребята, давайте прочитаем вместе слово по звуковой схеме: [КОН ' ], по буквенной схеме [КОН].
- Что вы заметили?
- Наблюдение детей: в звуковой схеме [Н ' ]- мягкий звук, а в буквенной схеме Н читается как твердый звук.
- Действительно, получается, что если мы читаем слово по звуковой схеме, то слышим мягкий звук [Н ' ], а если читаем слово по буквенной записи, мы мягко [Н ' ] не слышим.
- И так, мы умеем обозначать мягкость звука?
- Да, с помощью зеленого «звуковика».
- Мы умеем обозначать мягкость буквы на письме?
- Нет.
3. Целеполагание.
- Ребята, вы можете определить, какая цель будет стоять перед нами сегодня на уроке?
- Узнать ,как обозначается мягкость согласного звука на письме.
4. Физминутка.
- Итак, ребята, давайте вспомним. Какая цель нашего сегодняшнего урока.
- Узнать как на письме обозначить, мягкость согласного звука.
- Может быть, у вас есть какие-то предложения, как же обозначить мягкость согласного звука на письме?
- Проработайте в группах, подумайте.
Дети предлагают использовать помощника.
Например, значок
Мы договариваемся, что треугольник на письме будет указывать на мягкость предшествующего согласного звука. Тогда запись на доске будет выглядеть так:
КОН
Аналогично этому дети предлагают цветочки, кружочки, квадраты и т.п.
Постепенно приходит осознание того, что внутри класса мы договорились, а другие дети об этом знать не будут.
- Что делать?
- Договоримся и с другими детьми!
- А на самом деле люди уже давно договорились использовать такой знак.
Записываю : Ь.
- Знаете ли вы, как называется этот знак?
- Мягкий знак.
- Как вы считаете, почему этого помощника назвали мягким знаком?
- Это значок, который показывает мягкость предшествующего согласного.
- Сколько теперь букв в слове КОНЬ (4 буквы).
- А сколько звуков?
- 3 звука.
- А мягкий знак – это буква?
- Да.
- Она имеет свой звук?
- Нет.
- Сделайте вывод сами.
- Мягкий знак – это помощник, который указывает на мягкость предшествующего согласного.
5. Первичное закрепление материала.
- Я называю вам слово (УГОЛЬ, МОЛЬ), а вы записываете их буквами и составляете звуковую схему.
- Зачем вы написали мягкий знак?
- В какой позиции стоит мягкий согласный?
- Сколько в слове букв, сколько звуков?
- Имеет ли мягкий знак собственный звук?
6. Физминутка.
- Измените слово УГОЛЁК так, чтобы оно стояло во множественном числе.
- Угольки.
- Запишите это слово буквами.
- Составьте его звуковую схему.
- Зачем вы написали мягкий знак?
- [Л ' ] – мягкий звук, а на письме мягкость согласного мы обозначаем с помощью мягкого знака.
- В какой позиции стоит согласная буква, мягкость которой обозначает мягкий знак на письме?
- В середине слов и перед согласным.
- Измените слово БАНЯ так, чтобы оно стояло в уменьшительно- ласкательной форме, в единственном числе.
- БАНЬКА.
- Запишите это слово буквами.
- Составьте его звуковую схему.
- Какую работу выполняет мягкий знак в слове БАНЬКА?
- Мягкий знак указывает на мягкость предшествующего согласного.
- В какой позиции стоит согласный, на мягкость которого указывает мягкий знак?
- В середине слова, перед согласным.
- Откройте « Азбуки» на стр. 88.
- Какие вопросы можно задать, глядя на нарисованные картинки?
- Какие предметы лишние? На какие группы можно разделить нарисованный предмет?
- Работа по заданиям на стр. 88 учебника «Азбука».
III.Подведение итогов.
- И так, что нового мы узнали сегодня на уроке?
- Мы сегодня узнали о том, что мягкость согласных букв в речи мы слышали, а на письме её необходимо обозначить с помощью мягкого знака.
- Согласные буквы, мягкость которых обозначает мягкий знак, могут стоять в конце слова и в середине слова перед согласным.
IV. Самооценка, оценка учителем работы на уроке каждого ученика, класса в общем.
- Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради лицо человечка.
Учитель начальных классов МБОУ «ЦО №43» г. Тулы Агафонова С.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Мягкий знак- показатель мягкости согласного на письме"
Цели: Формировать умения писать слова с мягким знаком. Формировать умения сравнивать количество звуков ...
Урок русского языка: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука
Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. Урок русского языка для 1-го класса....
урок чтения в 1 классе с презентацией "Мягкий знак – показатель мягкости согласного"
Данный урок представлен по ходу изучения темы «Буква Ь (мягкий знак)» курса литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России». ...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс
В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...
конспект урока по ФГОС Тема :"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.Перенос слов с мягким знаком"
Технологическая карта урока построена в соответствии с программным материалом УМК " Школа России" 2 класс. Конспект урока содержит цели, задачи по ФГОС.В конспекте прослеживаются все этапы урока сог...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ МЯГКИЙ ЗНАК - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНОГО ЗВУКА. ПЕРЕНОС СЛОВ С МЯГКИМ ЗНАКОМ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПОМОЩНИКОМ , КАК В УСВОЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА, ТАК И ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ....
Урок русского языка "Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков"
Данный урок построен в виде интересного путешествия по Хоперскому Государственному заповеднику. Все задания урока дети получают от обитателей заповедника, что делает урок интересным, ярким, нестандарт...