Творческие задания на уроках литературного чтения
методическая разработка по чтению на тему
Эти задания развивают творческую способность ушкольников на уроках литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskie_zadaniya_na_urokah_literaturnogo_chteniya.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беляева Ж. М.
учитель начальных классов
1.Творческие задания практического действия при работе с текстом
на уроках литературного чтения.
- Работа с иллюстрацией к тексту.
Кроме немногих, все картины к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению сюжетного характера. Их цель иллюстративная.
Лучше всего, если учитель будет идти от текста к иллюстрации и предложит ученикам, максимально опираясь на текст, устанавливать степень соответствия и несоответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится.
Мною был опробован и показал неплохие результаты следующий прием детского иллюстрирования прочитанных текстов.
На одном из уроков я рассказала о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.
Свой рассказ я конкретизировала определенной, заранее отобранной иллюстрацией к знакомому детям тексту из учебника.
После этого предлагаю ученикам устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Детям эта творческая работа очень нравится, и они ее с удовольствием выполняют.
- Рецензирование детьми созданных рисунков.
Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями. Делаю это так:
- каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;
- школьники обмениваются рисунками;
- получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;
- сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником.
- Составление диафильмов по произведению.
Интересную работу мы проводили по созданию своих диафильмов на основе прочитанного произведения.
Делаем так:
– по материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой диафильм, продумайте содержание отдельных кадров;
– какие строки из текста вы соотнесете с ними;
– определите количество кадров.
Бумагу заготавливают заранее. Рисование диафильмов на 7 минут. Готовые диафильмы вывешиваются на стенд творческих работ в классе.
2. Задания творческого характера речевой деятельности
на уроках литературного чтения.
- Составление вопросов и тестов по данному тексту.
Начиная с 1-го класса учу детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).
Также детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный. С большим удовольствием предлагают свои вопросы и тесты на уроках литературного чтения.
.
- Продолжение произведения (придумывание конца)
Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся.
- Отзыв-рецензия.
Одним из видов сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о книге. В нем ученик может не только высказать оценку прочитанному, но и глубже усвоить смысл произведения.
Вариант структуры отзыва:
- Представление героя и выражение своего отношения к произведению.
- Краткое изложение сюжета произведения с эмоциональной оценкой событий.
- Характеристика героя и выражение своего отношения к нему.
В своей практике я организую письмо отзыва следующим образом. В классе вывешивается лист картона с большим конвертом внизу. На листках учащиеся помещают свои отзывы, составленные по определенному плану. Затем проверяю поданные отзывы, ученики их переписывают, затем листочки вывешиваются в уголок чтения. Отзывы читаются товарищам. После ознакомления с ними всех учащихся отзывы складываются в конверт, на их месте вывешиваются новые отзывы.
Такая организация творческой работы активизирует внеклассное чтение. Дети должны будут проявить творческий подход к художественному произведению, показать направленность своих литературных интересов и уровень художественного вкуса.
Памятка
- Выбери книгу, которая тебе нравится.
- Постарайся заинтересовать будущих читателей этой книги.
- Начать аннотацию можно по-разному:
В этой книге рассказывается о …
Этот рассказ о …
Писатель… рассказывает о …
Главный герой этой книги– …
Удивительные события происходят в …
Любишь ли ты читать о …
3. Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения.
- Работа с кроссвордами.
Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.
Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, часть на внеклассных уроках по чтению, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса.
- Составление викторин.
Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению.
Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок.
Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на уроке, привлечь к работе всех детей.
- Составление сказочных объявлений и телеграмм.
Есть компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение. Воображение– основа любого творчества. Большое значение в активизации творческой активности имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс.
Одним из видов игры является составление сказочных объявлений и телеграмм.
Учитель стимулирует творчество детей. Так, учитель может спросить, какое объявление может дать Мальвина, ослик Иа-Иа, Медведь или Маша, доктор Айболит, дед Мазай, Дениска и его мама; кто дает данную телеграмму? Это чрезвычайно важная работа, несмотря на видимость шуточности, поскольку она требует от ребенка выявления определенной сюжетной линии литературного произведения. (“Ищу свой хвост”, “Учу детей грамоте”, “Лечу зверей и птиц”) или нравственной коллизии (“Жду гостей на свой день рождения”, “Меняю “Азбуку” на билет в кукольный театр” и т.д.).
Дети с большим удовольствием сами составляют сказочные объявления и телеграммы, оформляют их и предлагают своим одноклассникам.
4. Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках литературного чтения.
Развивают творческое воображение и литературные игры, которые дают полноценнее воспринимать художественные произведения в дальнейшем.
Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой деятельности.
Привожу некоторые примеры таких игр, которые провожу на уроках литературного чтения со своими детьми.
“Древо мудрости!”
Сначала быстро, но внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту. Затем завершите записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. Дерево часто меняется – по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Эта работа может быть в парах, четверках, по рядам. Прежде чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
“Общее стихотворение”.
Сочинять стихи можно всем вместе. Для этого у каждого должен быть лист бумаги и ручка. Каждый задумывает первую строчку своего стихотворения и по сигналу учителя передает ее соседу слева. Сосед должен понять и прочувствовать то, о чем хотел сказать участник игры, и попытаться продолжить стихотворение. И так до тех пор, пока листок с законченным стихотворением не вернется к автору. Автор корректирует стихотворение и зачитывает его. Конечно, оно несовершенно, но может стать основой для создания более глубокого и интересного произведения.
“Я начну, а ты продолжи…” (проба поэтического пера)
Учителем или ребенком предлагается (произносится и записывается) начало поэтических строк придуманных самими. Ученики должны самостоятельно закончить, развернув дальнейший сюжет начатого. На выполнение игрового задания отводится определенное время. Можно разделить всех ребят на команды, предложив для выполнения разные стихотворные начала.
По окончании работы мини-поэтические тексты обсуждаются. Предлагается провести авторскую защиту своей творческой работы. Детей радует, увлекает такая работа, развивает их речевое творчество. Не случайно очень часто рождаются маленькие шедевры. Вот один из них.
Маленькая кнопочка.
Лежала в коробочке…
Тут девочка пришла
И кнопочку нашла.
Прошептала она:
– Ах, я одна. Ах, я одна.
Никому я не нужна.
Она вышла тихонько
И вдохнула легонько.
Юля Д. Попасть хотелось ей туда,
Куда звала ее душа.
“Небылица за 10 минут”
Учитель пишет какую-нибудь фразу или несколько, затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу. Тоже загибает лист и отдает его другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы:
- Кто это был (была)?
- Как выглядел (-а)?
- Куда пошел (шла)?
- Кого встретил (-а)?
- Что ему (ей) сказал?
- Что он (она) ответил (-а)?
- Что ему (ей) сделали?
- Какова была его (ее) реакция?
- Чем вся история закончилась?
- Вывод или мораль.
Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица.
Таким образом, можно сочинять и сказку, и рассказ.
“Цифровой диктант”.
Дети сами составляют цифровые диктанты по прочитанному произведению и предлагают их в виде игры своим одноклассникам.
Записывают дети только две цифры:
0 – если утверждение неверное и 1– если оно верно.
Цифровой диктант может быть проведен в устной форме или может быть записан на доске. Это один из наиболее интересных способов активизировать внимание детей, полноценнее воспринимать художественное произведение.
Можно использовать любое количество предложений цифрового диктанта, но удобнее когда их число кратно трем.
Цифровые диктанты могут быть конкретному произведению или по произведениям, на общее развитие
“Живые картинки”.
Один читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное.
Или предлагается детям прочитать конкретный текст голосом героя-сладкоежки, ворчуна, по-медвежьи и т.д.
Все приемы задания творческого характера, о которых шла речь выше, помогают мне в своей педагогической практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулирует развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие задания на уроках литературного чтения
Материал содержит задания к урокам чтения во 2 классе школа "2100"...
Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения
Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творч...
Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения
Цель данной методической разработки: исходя из общей задачи развития личности ребенка, создать условия для формирования младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, вл...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУДЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯНА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕСовременные дети ограничены в общении; игры, совместная деятельность, сотрудничество ...
Мастер-класс "Творческие задания на уроках литературного чтения как средство формирования УУД"
Мастер-класс для учителей по использованию творческих заданий на уроках в начальной школе"...
презентация на тему: Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения
презентация на тему: Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения. Под творческой работой понимают особ...