Мастер-класс "Творческие задания на уроках литературного чтения как средство формирования УУД"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Мастер-класс для учителей по использованию творческих заданий на уроках в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_reshetova_yav.docx | 20.39 КБ |
prezentatsiya_master-klass_2.pptx | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Тема: Творческие задания на уроках литературного чтения как средство формирования УУД.
Учитель начальных классов: Решетова Ярославна Валерьевна
Цель: показать на практике эффективное использование творческих заданий для формирования комплекса УУД.
Ход проведения мастер-класса
Мотивация. (слайд№1)
- Здравствуйте уважаемые коллеги. Свой мастер-класс начну с притчи. (все слушатели делятся на три группы)
Однажды звери в лесу собрались и решили открыть школу. Среди них были кролик, птица, белка, рыба и угорь, и они сформировали совет директоров. Кролик настаивал, чтобы в программу занятий вошёл бег. Птица настаивала, чтобы в программу занятий вошло летание. Рыба настаивала, чтобы в программу входило плавание, а белка говорила, что абсолютно необходимо внести вертикальное лазанье по деревьям. Они объединили все эти вещи и составили расписание занятий. Потом они стали настаивать, чтобы все животные изучали все предметы.
Хотя кролик и получал пятёрки по бегу, с вертикальным лазаньем по деревьям у него были трудности. Он постоянно падал на спину. Довольно скоро он получил какое-то повреждение мозга и бегать больше не мог. Оказалось, что вместо пятёрки по бегу, он получает тройку, а по вертикальному лазанью, конечно, всегда единицу.
Птица очень хорошо летала, но когда ей пришлось рыть норы в земле, она не могла делать этого хорошо. Она постоянно ломала клюв и крылья. Очень скоро она стала получать тройки по летанию, единицы по норокопанию и испытывала адские трудности в вертикальном лазанье.
В конце концов, первым по успеваемости животным в классе оказался умственно отсталый угорь, который делал всё наполовину. Но учредители были довольны, потому что каждый изучал все предметы, и это называлось «широким общим образованием».
- Грустная притча, но доля правды в ней есть. Сегодня к детям в нашем образовании тоже предъявляются большие требования и не всегда в том стремительном беге можно увидеть какие-то способности, задатки ребенка. Как же поступать, чтобы вовремя заметить талантливость ребенка в какой-то деятельности, при этом может не совсем успешного в обучении?
( предлагают свои варианты ответов)
- Одним из решений данной проблемы может стать творческий подход педагога. Любое задание по каждому учебному предмету можно сделать творческим. И все педагоги владеют таким умением превратить простое скучное задание в интересное ( этой способностью по моему мнению и отличаются учителя от других людей).
Целеполагание. (слайд№2)
- Цель моего мастер класса показать, как я использую творческие задания на уроках, формируя при этом комплекс универсальных учебных действий.
Основная часть. (слайд№3)
-Задания, которые хочу представить вашему вниманию взяты из урока литературного чтения во втором классе. Тема урока была «Гений, воспевший осень» и посвящалась она Александру Сергеевичу Пушкину (кстати вспомнив притчу про зверей, А.С. был не самым успешным учеником, математика ему не давалась также как белке плавание).
- Так вот перед тем как детям предстояло познакомиться с лирическими произведениями А.С. мы разбирались: «Кто такой гений?» «Что и кто повлиял на жизнь маленького Саши Пушкина, что он стал гениальным поэтом?» «Почему А.С. называют гением?» « Действительно ли сложно писать стихи?» и детям предлагалось попробовать себя в стихосложении, т. е. подобрать рифму.
Первое творческое задание «Подбери рифму» (Слайд№4)
- Предлагаю провести небольшую зарядку для ума с вами. Но для вас задание немного усложняется: вы вставляете 2-3 слова, чтобы строчки рифмовались. Дети работали в парах и вам тоже предлагается парная форма работы.
Предложить выступить 3-4 педагогам.
- Ваши опыты в стихосложении можно сложить в книжку-малышку. Придумайте подходящее название и подпишите.
Второе творческое задание «Лучший чтец» (слайд №5-9)
- Узнав некоторые сведения из жизни А. С. Пушкина и убедившись что стихи писать не так то просто мы подошли к знакомству с творчеством А.С. Изучая стихотворения А.С. Пушкина об осени мы конечно начали со стихотворения «Унылая пора». Во время чтения этого стихотворения мы столкнулись с проблемой, что очень многие, почти все слова детям непонятны. О чем это говорит?
( предлагают свои варианты ответов)
- Конечно, у современных детей ( а еще нужно учитывать возраст второклассников) лексический словарь очень беден. Но для этого и нужно изучать великих наших классиков, чтобы его обогащать. А значение незнакомых слов можно узнавать в справочном бюро, в словарях и другими методами. Главное что такие произведения мотивируют детей к этим действиям.
- Но я думаю что вам уважаемые коллеги это стихотворение знакомо с школьной поры, все слова понятны. Предлагаю вам проявить свои способности и устроить небольшие Пушкинские чтения, т. е. выразительно прочитать это стихотворение.
Желающие от каждой группы выразительно читают под музыку стихотворение Пушкина А.С. «Унылая пора».
- Это произведение позволило на уроке познакомить детей с литературным приемом «олицетворение» и увидеть как Пушкин любил осень и умел разглядеть красивое в обычном.
Третье творческое задание «Об одном и том же по-разному»
- Чтобы привить любовь детей к чтению поэзии, показать им всю красоту, емкость, все грани русского слова нужно их научить разбирать, анализировать стихотворения. Разобрав стихотворение на части, а потом собрав его как пазл, дети смогут увидеть, понять, полюбить его как целое, единое произведение.
- Но поскольку я урок проводила во 2 классе для них мотивация анализа стихотворения была немного иная. После того, как мы выяснили, что наша русская осень им нравятся, что много в ней прекрасного неповторимого и отказаться от нее невозможно, мы решили поделиться рассказом об осени с детьми страны, где нет такого живописного сезона. Дети работали в группах, предлагаю и вам поработать в группе. Задание, которое вам предстоит сейчас выполнить называется «Об одном и том же по разному»
(слайд№10)
Работают в группах составляя сообщение об осени, потом каждая группа презентует свою работу.(слайд№11)
Итог работы:
- Выполнив некоторые из творческих задании (побывав на месте детей), которые выполняли дети на уроке предлагаю вам ответить на вопросы.(слайд№12)
- Давайте на УУД остановимся и разберем подробнее. (Слайд№13) Сейчас вам нужно условно разделиться на четыре группы (так как УУД 4 блока). Вспомнить задания и выбрать подчеркнуть какое именно универсальное действие формируется в какой деятельности. свой ответ аргументируйте.
Выслушать по 1 выступающему из каждого блока.
- Спасибо вам большое за сотрудничество уважаемые коллеги. Последнее задание как бы доказало что, заявленная тема мастер-класса подтвердилась(включая детей в творческую деятельность действительно формируются УУД). Я предлагаю в помощь вашей творческой деятельности буклеты.
Раздать буклеты.
Рефлексия. (Слайд№14)
- На этот семинар вы пришли с целью приобрести какие то знания, но человек вооруженный только знаниями это робот, так как для нас важны не только и не столько знания, а чувства, эмоции. Я надеюсь, данный мастер- класс позволил вам пополнить вашу сердечную копилку или копилку ума, а может то и другое вместе.
Заполняют копилки.
Спасибо за внимание! (Слайд№15)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мастер-класс « Творческие задания на уроках литературного чтения как средство формирования УУД» Учитель начальных классов Решетова Я.В.
Тема урока: Гений, воспевший осень
Толковый словарь РИФМА – созвучие стихотворных форм. Например: дочка- бочка
Задания для групп 1 группа: собрать строки стихотворения Пушкина 2 группа: подобрать к строкам подходящую фотографию 3 группа: подобрать научное описание данных явлений.
А. С. Пушкин … Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
Подведем итоги Было ли детям интересно? Почему? Доступно ли был преподнесен материал? В чем это проявлялось? Какие способности ребенка могут проявиться на таком уроке? Какие УУД формировались у детей?
Универсальные учебные действия Коммуникативные Регулятивные Личностные Познавательные
Копилка знаний чувств
Всем спасибо Спасибо!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»
Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...
Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения
Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творч...
Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения
Цель данной методической разработки: исходя из общей задачи развития личности ребенка, создать условия для формирования младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, вл...
презентация на тему: Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения
презентация на тему: Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения. Под творческой работой понимают особ...
Мастер-класс по теме: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения, как средство повышения качества знаний учащихся»
Данный мастер- класс предназначен для учителей начальных классов с 1-4 классы. Педагог может использовать метод "Кубик- Блума" не только на уроках литературного чтения, но и на л...
Тема: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний учащихся»
Приём « Кубик Блума» в начальных классах. Применение на уроках литературного чтения....
Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения.
Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из архиважных задач обучения в начальной школе. Это умение включает в себя следующие составляющие:– умение выходить за пределы собстве...