Мастер-класс "Творческие задания на уроках литературного чтения как средство формирования УУД"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Решетова Ярославна Валерьевна

Мастер-класс для учителей по использованию творческих заданий на уроках в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_reshetova_yav.docx20.39 КБ
Файл prezentatsiya_master-klass_2.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: Творческие задания на уроках литературного чтения  как средство формирования УУД.

Учитель начальных  классов: Решетова Ярославна Валерьевна

Цель: показать на практике эффективное использование творческих заданий для формирования комплекса УУД.

Ход проведения мастер-класса

Мотивация. (слайд№1)

- Здравствуйте уважаемые коллеги. Свой мастер-класс  начну с притчи. (все слушатели делятся на три группы)

Однажды звери в лесу собрались и решили открыть школу. Среди них были кролик, птица, белка, рыба и угорь, и они сформировали совет директоров. Кролик настаивал, чтобы в программу занятий вошёл бег. Птица настаивала, чтобы в программу занятий вошло летание. Рыба настаивала, чтобы в программу входило плавание, а белка говорила, что абсолютно необходимо внести вертикальное лазанье по деревьям. Они объединили все эти вещи и составили расписание занятий. Потом они стали настаивать, чтобы все животные изучали все предметы.

Хотя кролик и получал пятёрки по бегу, с вертикальным лазаньем по деревьям у него были трудности. Он постоянно падал на спину. Довольно скоро он получил какое-то повреждение мозга и бегать больше не мог. Оказалось, что вместо пятёрки по бегу, он получает тройку, а по вертикальному лазанью, конечно, всегда единицу.

Птица очень хорошо летала, но когда ей пришлось рыть норы в земле, она не могла делать этого хорошо. Она постоянно ломала клюв и крылья. Очень скоро она стала получать тройки по летанию, единицы по норокопанию и испытывала адские трудности в вертикальном лазанье.

В конце концов, первым по успеваемости животным в классе оказался умственно отсталый угорь, который делал всё наполовину. Но учредители были довольны, потому что каждый изучал все предметы, и это называлось «широким общим образованием».

- Грустная притча, но доля правды в ней есть. Сегодня к детям в нашем образовании тоже предъявляются большие требования и не всегда в том стремительном беге можно увидеть какие-то способности, задатки ребенка. Как же поступать, чтобы вовремя заметить талантливость ребенка в какой-то деятельности, при этом может не совсем успешного в обучении?

( предлагают свои варианты ответов)

- Одним из решений данной проблемы может стать творческий подход педагога. Любое  задание по каждому  учебному предмету можно сделать творческим. И все педагоги владеют таким умением превратить простое скучное задание в интересное ( этой  способностью по моему мнению и отличаются учителя от других людей).

Целеполагание. (слайд№2)

- Цель моего мастер класса показать,  как я использую творческие задания на уроках,  формируя при этом комплекс  универсальных учебных действий.

Основная часть. (слайд№3)

-Задания, которые хочу представить вашему вниманию взяты из урока литературного чтения во втором классе. Тема урока  была «Гений, воспевший осень» и посвящалась она Александру Сергеевичу Пушкину  (кстати вспомнив притчу про зверей, А.С. был не самым успешным учеником, математика ему не давалась также как белке плавание).

- Так вот перед тем как детям предстояло познакомиться с лирическими произведениями А.С. мы разбирались: «Кто такой гений?»  «Что и кто  повлиял на жизнь маленького Саши Пушкина, что он стал гениальным поэтом?»  «Почему А.С. называют гением?» « Действительно ли сложно писать стихи?» и детям предлагалось попробовать себя в стихосложении, т. е. подобрать рифму.

Первое творческое задание «Подбери рифму» (Слайд№4)

- Предлагаю провести небольшую зарядку для ума с вами.  Но для вас задание немного усложняется: вы вставляете 2-3 слова, чтобы строчки рифмовались. Дети работали в парах и вам тоже предлагается парная форма работы.

Предложить выступить 3-4 педагогам.

- Ваши опыты в стихосложении можно сложить в книжку-малышку. Придумайте подходящее название и подпишите.

Второе творческое задание «Лучший чтец» (слайд №5-9)

- Узнав некоторые сведения из жизни А. С. Пушкина и убедившись что стихи писать не так то просто мы подошли к знакомству с творчеством А.С. Изучая стихотворения А.С. Пушкина об осени мы конечно начали со стихотворения «Унылая пора». Во время чтения этого стихотворения мы столкнулись с проблемой, что очень многие, почти все слова детям непонятны. О чем это говорит?

( предлагают свои варианты ответов)

- Конечно, у современных детей ( а еще нужно учитывать возраст второклассников) лексический словарь очень беден. Но для этого и нужно изучать великих наших классиков, чтобы его обогащать. А значение незнакомых слов можно узнавать в справочном бюро, в словарях и другими методами. Главное что такие произведения мотивируют детей к этим действиям.

- Но я думаю что вам уважаемые коллеги это стихотворение знакомо с школьной поры, все слова понятны. Предлагаю вам проявить свои способности и устроить небольшие Пушкинские чтения, т. е. выразительно прочитать это стихотворение.

Желающие от каждой группы выразительно читают под музыку стихотворение Пушкина А.С. «Унылая пора».

- Это произведение позволило на уроке  познакомить детей с литературным приемом «олицетворение» и увидеть как Пушкин любил осень и умел разглядеть красивое в обычном.

Третье творческое задание «Об одном и том же по-разному»

- Чтобы привить любовь детей к чтению поэзии, показать им всю красоту, емкость, все грани русского слова нужно их научить разбирать, анализировать стихотворения. Разобрав стихотворение на части, а потом собрав его как пазл,  дети смогут увидеть, понять, полюбить его как целое, единое произведение.

- Но поскольку я урок проводила во 2 классе для них мотивация анализа стихотворения была немного иная. После того, как мы выяснили, что наша русская осень им нравятся, что много в ней прекрасного неповторимого и отказаться от нее невозможно, мы решили поделиться рассказом об осени с детьми страны, где нет такого живописного сезона. Дети работали в группах, предлагаю и вам поработать в группе. Задание,  которое вам предстоит сейчас выполнить называется «Об одном и том же по разному»

(слайд№10)

Работают в группах составляя сообщение об осени, потом каждая группа презентует свою работу.(слайд№11)

Итог работы:

- Выполнив некоторые из творческих задании (побывав на месте детей), которые выполняли дети на уроке предлагаю вам ответить на вопросы.(слайд№12)

- Давайте на УУД остановимся и разберем подробнее. (Слайд№13) Сейчас вам нужно условно разделиться на четыре группы (так как УУД 4 блока). Вспомнить задания и выбрать подчеркнуть какое именно универсальное действие формируется в какой деятельности. свой ответ аргументируйте.

Выслушать по 1 выступающему из каждого блока.

- Спасибо вам большое за сотрудничество уважаемые коллеги. Последнее задание как бы доказало что, заявленная тема мастер-класса подтвердилась(включая детей в творческую деятельность действительно формируются УУД). Я предлагаю в помощь вашей творческой деятельности буклеты.

Раздать буклеты.

Рефлексия. (Слайд№14)

- На этот семинар  вы пришли с целью приобрести какие то знания, но человек вооруженный только знаниями это робот, так как для нас важны не только и не столько знания, а чувства, эмоции. Я надеюсь,  данный мастер- класс позволил вам пополнить вашу сердечную копилку или копилку ума, а может то и другое вместе.

Заполняют копилки.

Спасибо за внимание! (Слайд№15)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школа зверей

Слайд 2

Мастер-класс « Творческие задания на уроках литературного чтения как средство формирования УУД» Учитель начальных классов Решетова Я.В.

Слайд 3

Тема урока: Гений, воспевший осень

Слайд 4

Толковый словарь РИФМА – созвучие стихотворных форм. Например: дочка- бочка

Слайд 10

Задания для групп 1 группа: собрать строки стихотворения Пушкина 2 группа: подобрать к строкам подходящую фотографию 3 группа: подобрать научное описание данных явлений.

Слайд 11

А. С. Пушкин … Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.

Слайд 12

Подведем итоги Было ли детям интересно? Почему? Доступно ли был преподнесен материал? В чем это проявлялось? Какие способности ребенка могут проявиться на таком уроке? Какие УУД формировались у детей?

Слайд 13

Универсальные учебные действия Коммуникативные Регулятивные Личностные Познавательные

Слайд 14

Копилка знаний чувств

Слайд 15

Всем спасибо Спасибо!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творч...

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Цель данной методической разработки: исходя из общей задачи развития личности ребенка, создать условия для формирования младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, вл...

презентация на тему: Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

презентация на тему: Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения. Под творческой работой понимают особ...

Мастер-класс по теме: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения, как средство повышения качества знаний учащихся»

Данный мастер- класс предназначен для учителей начальных классов с 1-4 классы. Педагог может  использовать  метод "Кубик- Блума" не только на уроках литературного чтения, но и на л...

Тема: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний учащихся»

Приём « Кубик  Блума» в начальных классах. Применение на уроках литературного чтения....

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения.

Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из архиважных задач обучения в начальной школе. Это умение включает в себя следующие составляющие:– умение выходить за пределы собстве...