Технологическая карта по литературному чтению
учебно-методический материал по чтению (4 класс) по теме
Тема урока: «Писательская наблюдательность М.М. Пришвина в рассказе «Выскочка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_chtenie_vyskochka.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по литературному чтению
Учитель-специалист: Потапенко И. В.
Урок: Литературное чтение
Класс: 4-А
Тема урока: «Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель урока: расширить знания о творчестве М. М. Пришвина, познакомить учащихся с рассказом М.М.Пришвина «Выскочка»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные:
Научиться понимать поступки и характер героев рассказа ;
умение раскрывать авторское отношение к описываемому – природе, животным;
учиться анализировать текст, особенности манеры писателя-«силу жизни».
Личностные:
Привитие нравственных ценностей : любовь к природе, к животным, малой родине.
Оборудование:
Выставка книг, портрет писателя, тетрадь по литературному чтению, презентация.
Этапы урока | Время | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент. | 1 мин. | -Вы готовы к уроку: это видно по тому, что лежит на ваших партах: учебник, тетрадь по литературному чтению, книги, которые вы принесли. | Слушают учителя. Проверяют организацию своего рабочего места. | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Постановка темы и цели урока. | 3 мин. 7мин. 3мин. | -Как вы думаете, что объединяет книги, представленные здесь? -Помните ли вы, какие произведения он написал? -Посмотрите на портрет писателя. Какие ассоциации у вас возникают с именем М. М. Пришвина? -Что вы знаете из его биографии? слайд 1 -Заметили ли вы, что о каком бы авторе мы ни говорили, какое произведение ни читали, на наших уроках встает вопрос: « Как писать для детей?» Его задавали себе, верно, и поэт –педагог Жуковский, и Толстой, и Куприн, и Чуковский, и Маршак, и Пришвин… И каждый из писателей, по своему видя задачи детской литературы и ее особенности, отвечал на главный вопрос своими произведениями. Мир природы, жизнь леса и поля, зверей и птиц вошел в новую детскую литературу со страниц талантливого писателя М. М. Пришвина. Он стал писать для детей по совету Маршака, который высоко ценил его талант и написал о творчестве Пришвина статью «Сила жизни». Прочитаем статью. Выпишем цитаты, ответив на вопрос: Какую форму выражения мыслей и чувств нашел он? Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для нас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. Каким должен быть человек познающий мир? Тема урока: «Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе Сегодня мы прочитаем один из рассказов, а как он называется вы узнаете, после того как исключите буквы под нечетными цифрами.
-Определите цель урока. | Автор: М. М. Пришвин Тема: рассказы, которые учат любить животных и птиц. Запись в тетрадь. М. М. Пришвин (1873-1954)
Выписать из статьи. Наблюдательным Работа в паре Расширить знания о творчестве М.М. Пришвина, познакомиться с его новым произведением «Выскочка» Записать в тетрадь. | Коммуникатив ные: правильно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: Умение слушать и понимать других. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
Словарная работа
Работа с понятиями Физкультминутка Ознакомительное чтение | 3мин 3мин. 1мин. 8мин. | Писатель дал своему рассказу название «Выскочка». слайд 2 - А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание. - Обратимся к толковому словарю Ожегова. Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам. Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием? (предполагает тот, кто не читал рассказ) Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ. -А вот главных героев я предлагаю вам узнать сейчас. С хозяином дружит, Дом сторожит. Живёт под крылечком, А хвост колечком. (собака) Непоседа, пестрая, Мы с вами много говорили о собаках, у многих из вас они есть.- А что вы знаете о сороках? Перед чтением проведём словарно-лексическую работу. cлайд 3 Хвост поленом - хвост прямой, опущенный вниз. Бдительность– внимание, настороженность. Выводок – птенцы, выведенные одной птицей. С заскоком и пыльцой в голове – крайность, странность в поведении. Поскакала дуром – двигалась странно. Срам – стыд и позор. На свой страх и риск – действовать полностью на свою ответственность. Слушаем рассказ и следим за чтением. Особое внимание обращайте на героев рассказа и их повадки. | Отгадывают загадки Собака Сорока Рассказывает Ксения. Читают определения ос | Коммуникативные: Участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: Определять цель урока. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Регулятивные : Познавательные: Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета |
Решение частных задач на основе анализа текста.
| 13 мин.
| Вот мы и прочитали этот рассказ. Давайте теперь отвечать на вопросы. Почему Пришвин назвал свой рассказ Выскочка? Объясните. Как у собаки появилась такая кличка?
Как автор описывает Вьюшку, ее поведение и повадки? с. 92 прочитать -Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость? - Чем же отличалась одна из сорок? - Как про таких говорят? - Случайно ли писатель так ее назвал? -На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? -Какой момент в рассказе был самый напряженный? Почему ты так считаешь? - За что сороки осуждали Выскочку? -Как рассказчик относится к Вьюшке и Выскочке? (с любовью, юмором, насмешкой, нежностью, состраданием). Презентация Объясните свой ответ. cлайд 4 Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом? Придумайте другой конец. Запишите. | Охотничья собака, лайка, приехала с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки назвали Бией, а потом Бия превратилась в Бьюшку, дальше стали звать Вьюшкой. Она не слушала остальных Запишите в тетрадь | Познавательные: Анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи, делать обобщения, выводы; Коммуникативные: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные: самоопределение к деятельности |
Итог урока. Рефлексия. | 3 мин. | Подумайте, как бы вы продолжили предложение: «Сегодня на уроке я узнал…». «На этом уроке я похвалил бы себя…» «После урока мне захотелось …» слайд 5 Чему учат нас рассказы Пришвина? В рассказе нет назидательности, его рассказы воспитывают своим добром, той « силой жизни», о которой написал С. Я. Маршак. -Как заканчивает Маршак статью о творчестве Пришвина? слайд 6 Д/з Написать свою историю наблюдений за животными. Ребята, урок окончен. | Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока Учат любить животных и птиц, оберегать по праву сильного все живое, быть добрым и чутким. Прочитать. Оценки. Записываю Д/З | Познавательные: Контроль и оценка результатов своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...
Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...
Технологическая карта по литературному чтению по теме "Слепая лошадь" (4 класс) УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского: определять осн...