Технологическая карта по литературному чтению
учебно-методический материал по чтению (4 класс) по теме

Потапенко Ирина Викторовна

Тема урока: «Писательская наблюдательность  М.М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_chtenie_vyskochka.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Технологическая карта по литературному чтению

Учитель-специалист: Потапенко И. В.

Урок: Литературное чтение

Класс: 4-А

Тема урока: «Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель урока: расширить знания о творчестве М. М. Пришвина, познакомить учащихся с рассказом М.М.Пришвина «Выскочка»

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные:

Научиться  понимать поступки и характер героев рассказа ;

 умение раскрывать авторское отношение к описываемому – природе, животным;

 учиться  анализировать  текст, особенности манеры писателя-«силу жизни».

Личностные:

Привитие нравственных ценностей : любовь к природе, к животным, малой родине.

Оборудование: 

Выставка книг, портрет писателя, тетрадь по литературному чтению, презентация.

Этапы урока

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

1 мин.

-Вы готовы к уроку: это видно по тому, что лежит на ваших партах: учебник, тетрадь по литературному чтению, книги, которые вы принесли.

Слушают учителя.

Проверяют организацию своего рабочего места.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

Постановка темы и цели урока.

3 мин.

7мин.

3мин.

-Как вы думаете, что объединяет книги, представленные здесь?

-Помните ли вы, какие произведения он написал?

-Посмотрите на портрет писателя. Какие ассоциации у вас возникают с именем М. М. Пришвина?

-Что вы знаете из его биографии? слайд 1

-Заметили ли вы, что о каком бы авторе мы ни говорили, какое произведение ни читали, на наших уроках встает вопрос: « Как писать  для детей?» Его задавали себе, верно, и поэт –педагог Жуковский, и Толстой, и Куприн, и Чуковский, и Маршак, и Пришвин…  И каждый из писателей, по своему  видя задачи детской литературы и ее особенности, отвечал на главный вопрос своими произведениями.

Мир природы, жизнь леса и поля, зверей и птиц вошел в новую детскую литературу со страниц талантливого писателя  М. М. Пришвина.  Он стал писать для детей по совету Маршака, который высоко ценил его талант и написал о творчестве Пришвина статью  «Сила жизни».

Прочитаем статью.  Выпишем цитаты, ответив на вопрос:

Какую форму выражения мыслей и чувств нашел он?

Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для нас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.  Каким должен быть человек познающий мир?

 Тема урока: «Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе

Сегодня мы прочитаем один из рассказов, а как он называется вы узнаете, после того как исключите буквы под нечетными цифрами.

     

 -Определите цель урока.


Автор: М. М. Пришвин

Тема: рассказы, которые  учат любить животных и птиц.

Запись в тетрадь.

М. М. Пришвин (1873-1954)

 

   

Выписать из статьи.

Наблюдательным

Работа в паре

Расширить знания о творчестве

М.М. Пришвина, познакомиться  с его новым произведением

«Выскочка»

Записать в тетрадь.

Коммуникатив

ные:

правильно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные:

Умение слушать и понимать других.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Словарная работа


Продолжение работы по теме урока

Работа с понятиями 

Физкультминутка

Ознакомительное чтение

3мин

3мин.

1мин.

8мин.

Писатель дал своему рассказу название «Выскочка». слайд 2

- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди,   привлекает     к себе внимание.

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное  общественное положение не по заслугам.

Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием? (предполагает тот, кто не читал рассказ) Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ.

-А вот главных героев  я предлагаю вам узнать сейчас.

С хозяином дружит,                                    

Дом сторожит.

Живёт под крылечком,

А хвост колечком.  (собака)

Непоседа, пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая
Самая болтливая.
Вертится, стрекочет
Весь день хлопочет. (Сорока)

 Мы с вами много говорили о собаках, у многих из вас они есть.- А что вы знаете о сороках?

Перед чтением проведём словарно-лексическую работу. cлайд 3

Хвост поленом - хвост прямой, опущенный вниз.                                       

  Бдительность внимание, настороженность. Выводок – птенцы, выведенные  одной птицей.                                                                

  С заскоком и пыльцой в голове – крайность, странность в поведении.                   

 Поскакала дуром – двигалась странно.                                                                      

Срам – стыд и позор.

На свой страх и риск – действовать полностью на свою ответственность.

Слушаем рассказ и следим за чтением. Особое внимание обращайте на героев рассказа и их повадки.

Отгадывают загадки

Собака

Сорока Рассказывает

Ксения.

Читают определения ос

Коммуникативные: Участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные:

Определять цель урока.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Регулятивные :
устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Познавательные:

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета

Решение частных задач на основе анализа текста.

 

 

13 мин.

 

Вот мы и прочитали этот рассказ.

 Давайте теперь отвечать на вопросы.

Почему Пришвин назвал свой рассказ Выскочка? Объясните.

 Как у собаки появилась такая кличка?

 

Как автор описывает Вьюшку, ее поведение и повадки? с. 92 прочитать

-Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость?

- Чем же отличалась одна из сорок?

- Как про таких говорят?

- Случайно ли писатель так ее назвал?

-На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?

-Какой момент в рассказе был самый напряженный? Почему ты так считаешь?

- За что сороки осуждали Выскочку?

-Как рассказчик относится к Вьюшке и Выскочке? (с любовью, юмором, насмешкой, нежностью, состраданием). Презентация

 Объясните свой ответ. cлайд 4

Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом? Придумайте другой конец. Запишите.

Охотничья собака, лайка, приехала с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки назвали Бией, а потом Бия превратилась в Бьюшку, дальше стали звать Вьюшкой.

Она не слушала остальных

Запишите в тетрадь

Познавательные:

Анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи, делать обобщения, выводы;

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

Регулятивные: самоопределение к деятельности

Итог урока.

Рефлексия.

3 мин.

Подумайте, как бы вы продолжили предложение:

«Сегодня на уроке я узнал…».

«На этом уроке я похвалил бы себя…»

«После урока мне захотелось …»  слайд 5

Чему учат нас рассказы Пришвина?

 В рассказе нет назидательности, его рассказы воспитывают своим добром, той « силой жизни», о которой написал С. Я. Маршак.

-Как заканчивает Маршак статью о творчестве Пришвина? слайд 6

Д/з

Написать свою историю наблюдений за животными.

Ребята, урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог урока

Учат любить животных и птиц, оберегать по праву сильного все живое, быть добрым и чутким.

Прочитать.

Оценки.

Записываю Д/З

Познавательные:

Контроль и оценка результатов своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...

Технологическая карта по литературному чтению по теме "Слепая лошадь" (4 класс) УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского: определять осн...