Разработка урока-мастерской по литературному чтению по теме: "Мы пишем сочинение".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Мандрикова Надежда Владимировна

Развитие умения пользоваться различными выразительными средствами связи для выражения мысли при  создании собственного художественного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-masterskaya_po_literaturnomu_chteniyu.docx 19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

3.    Установочная цель.

-Сегодня у нас не обычный урок, а урок – мастерская.

- Как вы понимаете, что такое мастерская? Кто в ней работает? (Мастера)

- Сегодня мы тоже будем мастерами, будем самостоятельно добывать знания.

- Наша задача – написать сочинение.

- Вчера на уроке чтения мы познакомились с творчеством замечательного русского поэта Ивана Захаровича Сурикова.

- Сегодня вам будет предложено незнакомое для вас стихотворение этого поэта, и вы, опираясь на него и отталкиваясь от него, попытаетесь создать своё произведение.

- Стихотворение называется «В ночном».

- Кто может объяснить значение слова «ночное»?

 ( Толкование этого слова дети находят в словаре  С.И.Ожегова).

- Ночное – это пастьба лошадей ночью в летнее время (Слайды 1-2)

- Какие ассоциации возникают у вас со словом "ночное"? (ночь, лошади, костёр, звёзды, праздник) (Слайды 3-4).

- Вы все талантливы,  и у вас получаются замечательные работы.

(Настрой детей на продолжительное, эмоционально приподнятое отношение к работе).

4.  Первичное чтение текста. (Читает учитель).

( Дети внимательно слушают)

В ночном

Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла.

 Топот
В поле раздается:
То табун коней в ночное
По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!

По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят.

Мужички сторожевые
Улеглись под лесом
И заснули... Не шелохнет
Лес густым навесом.

Всё темней, темней и тише...
Смолкли к ночи птицы;
Только на небе сверкают
Дальние зарницы.

Кой-где звякнет колокольчик,
Фыркнет конь на воле,
Хрупнет ветка, куст - и снова
Все смолкает в поле.

И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несется ведьма
На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый.

И какие-то всё в белом
Тени в поле ходят...
Детям боязно - и дети
Огонек разводят.

И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко.

5. Повторное чтение текста с заданием: выписать в два столбика слова:

- «тёплые» - которые « греют душу»

- «холодные» - которые чем-то не нравятся.

6. -   «Подарим» друг другу слова.

Дети читают вслух те слова, которых нет у других, и при желании дополняют свои столбики понравившимися словами.

  - Кто воспользовался подсказкой товарища?

Дети называют слова, которые они дописали в свои столбики.

7.  Выбор 4-х слов, тех, которые произвели наибольшее впечатление, оставили след в душе, поразили, записать их в одну строку.

1.____________  2.____________   3.____________  4.____________

8.  Приписать к каждому слову 5-6 слов-ассоциаций (Разные части речи).

(Выяснение со словарём Ожегова значение слова «ассоциация» - связь между отдельными понятиями, представлениями, при которых одно  из представлений вызывает другое).

9. Выбор одного слова, которое «греет душу», наиболее понравившееся,  вызывающее «тёплые» чувства.

Выписать его.

10. Придумать рифмы к этому слову.

( Рифма – это созвучие концов стихотворных строк, слов)

11. ЭТО СЛОВО заглавие сочинения.

12.  Письмо сочинения.

Постарайтесь использовать как можно больше слов из столбиков.

(Сочинение дети пишут на черновиках).

13.Чтение сочинений детей (по желанию).

13. Итог работы.

 «Оцени себя сам» (Слайд)

 Высказывания детей.

- Что было легко делать на уроке?

- Что вы почувствовали?

- Что вызвало затруднения?

- Что было самым интересным?

- Когда было особенно хорошо, спокойно, приятно?

14. А теперь я вас попрошу на листочке выразить те чувства, то настроение, которое у вас было на уроке при помощи одной из масок: маски радости или маски печали.

Дальнейшая ваша работа: оформление своих сочинений. Можно выбрать псевдоним.

( Выставка сочинений)

- Вы все молодцы!

Спасибо вам за вашу работу, ваш интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-аукциона по литературному чтению по теме "Люби всё живое", 3 класс

Этот  нестандартный урок   приемлемо проводить на уроках обобщения по разделам, т. к. можно в игровой форме "проработать" весь материал. Детям скучно однообразно отвечать на вопросы, а здесь...

Конспект урока по литературному чтение на тему" Ирина Пивоварова Сочинение" 3 класс

Конспект урока по литературному чтение на тему" Ирина Пивоварова Сочинение"  3 класс...

Конструкт урока литературного чтения на тему: устное сочинение "Мелодии весеннего леса"

Конструкт урока, в нем описано содержание деятельности учителя....

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Дж. Родари «Волшебный барабан» Сочинение возможного конца сказки» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: создать условия формирования для создания конца сказки.Планируемые результатыПредметные: - развивать умения анализировать произведение,- знать и перечислять сказки Д.Родари...

Презентация по литературному чтению на тему "Устное сочинение по картине В.Сурикова Взятие снежного городка"

В презентации представлены картины В.Сурикова, портрет художника.Викторина для внимательных....

Методическая разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:"Авторская сказка В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович""

Данная разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:" Авторская сказка В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"" составлена в соответствии с современными требованиям...

Конструкт урока литературного чтения по теме "Подготовка к сочинению по сказке "Золотой петушок", 3 класс

Конструкт урока содержит краткое описание урока и его ход с основными материалами для подготовки обучающизся 3 класс к сочинению по сказке....