Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

В работе перечислены и сопровождены примерами различные способы развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №73»  г. Саратова.

Развитие творческих способностей учащихся  на уроках литературного чтения.

Методическая разработка

учителя начальных классов

Булдаковой   Натальи  Владимировны.

С.Я.Маршак писал:  « Литературе  нужны не только талантливые писатели, но и талантливые читатели.   Именно  на них. на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда  напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота  действия, верного слова.

Художник-автор берет на себя только часть работы.  Остальное должен дополнить своим воображением художник - читатель.

Чтобы воспитать такого читателя, чуткого, внимательного, доброго, знающего, наконец, грамотного, разбирающегося в теории литературы, необходимо развивать творческие способности, которые есть у каждого ученика.

                         

В.А.Сухомлинский  считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь, нравственные качества.                    

        

  На уроках чтения дети учатся быть квалифицированными читателями, полноценно воспринимающими искусство слова, приобретают умение анализировать художественный текст, сами становятся» маленькими писателями», способными  выражать в слове свои впечатления, переживания.  Умение  анализировать литературное произведение – умение  творческое, учитель его  ищет сам, здесь нет готовых рецептов.   Овладение этим умением происходит в процессе  творческой деятельности, чтения и анализа.                                                        Творческой деятельностью, - по  выражению Л.С.Выготского, мы называем такую деятельность, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением или чувства, живущим и обнаруживающимся в самом человеке.

                                                                                                                                                                     Да, сочинять стихи, скороговорки, загадки может не каждый, но рисовать умеет любой школьник: кистью или карандашом, словом или голосом.  Идет работа над сказкой: содержание, композиция, языковые художественные средства рассматриваем в классе, даем портретные характеристики героям, особое внимание уделяем    описанию природы, рассматриваем авторское отношение к происходящим событиям.   Домашнее задание ученики получают индивидуально: группа художников рисует иллюстрации к сказке, группа актеров готовит инсценировки, подбирает костюмы, группа режиссеров помогает выбрать тембр, тон голоса, мимику, жесты для актеров, группа  звукорежиссеров подбирает музыку в зависимости  от характера текста  (юмористический, грустный, серьезный).  На уроке критики оценивают работу всех выше перечисленных групп.  Те ребята, у кого не совсем удачно получается, учатся, и наступает момент, когда сами просят, чтобы им дали возможность попробовать себя в главной роли.   Прием драматизации, используемый на уроке, формирует изображение, делая содержание текста более зримым, наглядным.   Дети рисуют героев с помощью интонации, мимики, жеста , позы.                                                        Следующий вид работы - составление  диафильма по сюжету сказки или  рассказа.   Это сложная творческая работа.   Чтобы облегчить ее ,  для  ребят предлагаю алгоритм работы .

  1. Прочитайте текст (или заданный отрывок из него), определите общий характер диафильма (юмористический, грустный,  серьезный).                
  2. Разделите текст на части (картины, кадры).
  3. Выделите в первой части главные предложения (для титров).
  4. Представьте себе мысленно картинку к этой части текста.
  5. Устно нарисуйте  картинку к первому кадру.
  6. Графически изобразите кадр (выполняется дома).
  7. На основании выделенных в тексте предложений сделайте титры к кадру (устно или письменно).
  8. Проверьте соответствие рисунка и титров в кадре.                                                  Диафильмы были созданы по сюжету русских народных сказок : «Сестрица Алёнушка и братец  Иванушка» , « У страха глаза велики» , «По –щучьему веленью» и других.                                            

   Нарисовать картины можно голосом  : дремлющий заснеженный лес , звоны под копытами коня , задумчивость  лирического героя .

          Еду.  Тихо .   Слышны звоны                 ( тишина леса )

          Под копытом на снегу ,                           ( ритм скачки  коня  [п   ,   к     т              

           Только  серые вороны                             (    р      -  крикливость ворон  )

          Расшумелись на лугу .

Психологи утверждают , что влияние художественного произведения на учащихся будет больше ,если на уроке каждый ученик под руководством  учителя  что-то сможет увидеть , познать , почувствовать в прочитанном произведении сам , а не со слов учителя .  Примером такой работы является словесное рисование.   Например  ,  идет работа над русской народной сказкой  « Лиса и журавль «  в  1 классе .   Учитель сообщает детям :»Сегодня  мы  превратимся в волшебных художников и будем рисовать на листе бумаги .  Кого сначала нарисуем ?   ( лису)   Какая она ?   ( Рыжая ,с  пушистым хвостом  )     Что она делает ?  ( Лиса сидит ,мордочка опущена ,она с аппетитом слизывает кашу с тарелки )     Учитель прикрепляет к листу  бумаги изображение лисы .

-Что нарисуем   возле ее лап ?  ( Около лисы тарелка с кашей )  

-Какая  тарелка ?  ( Плоская , голубая… )    К  « динамической « картине  .. прикрепляется  изображение тарелки .

-А кого нарисуем рядом с лисой?  ( журавля )

-Какой он ? ( Серый , стоит на  длинных ногах ,клюв большой , хвост тёмной метёлочкой . на голове красная   береточка.)

-Что делает журавль?  ( Грустно смотрит на лису.)   Прикрепляется нарисованный журавль.   Дети вспоминают реплики лисы и журавля , и их диалог воспроизводится  в виде сценки у доски .   Таким образом ,словесное рисование  переходит в драматизацию прочитанной сказки.

                 

Ребята любят не только читать сказки, но и сочинять сами.

Слесаренко  Максим  написал сказку в стихах.

        Выросла большая репка,

        Тянули  её бабка да дедка.

        Из последних сил старались.

        Вытащить  её пытались.  

         Стали внучку они кликать.

        Да и кошку пришлось звать.

       Мышка стала помогать.                                        

        Ай , да репка  , вот так плод ,.».

       Хватит кушать целый год!

       

       Если хорошо трудиться,

      Вот что может уродиться!

С    большим интересом  учащиеся приобщаются к теории литературы. Уже в 1 классе знакомятся с понятиями : рифма, ритм, стихи, проза,  жанр, тема, идея произведения, языковые художественные средства.   Эти знания необходимы учащимся, чтобы сочинять стихи. быть грамотными, уметь выразить свои мысли и чувства, открыть душу перед слушателями.  Итогом работы над художественными произведениями в разделах «Сады поэзии: из чего растут  стихи «, «Гранит страны «Литературы» в 1 классе являются творческие работы детей.

 

         Осень.                                                                      Осенние звуки.

У старой поздней осени                                     Тихо дождик моросит

  Подарков не просите                                         И   стучит по крыше.

   

                                                                          Ни скворцов и ни стрижей

                                                                                    Мы уже не слышим.      

                                                                                               

Пришлет она вам вьюгу                                     Лишь синички за окном

Уж вы её простите.                                              Песенку щебечут,

                                                                                  Говорят : « Зима идет,

                                                                                 Приготовьтесь к встрече «.

Плачет береза, рыдает  рябина,

Стихла осина, умолкла сосна.                                  Винокурова Ю.

Под ветром порывистым

Осень одна.

              Снежок.                                                        Синичка.

Кружит ласково снежок,                                     Холодно зимою                                                                               Весело порхает.                                                    Маленькой синичке

Дети вышли погулять,                                         Зимнею порою.

Песню напевают:                                                  Нету корма птичке,

«Вокруг ёлочки ходили,,                                       Нет жуков и мушек,                            

 Хороводы  мы водили,                                          Нет в лесу кормушек.

А потом пошли гулять                                            Голодно синичке,

И снежок весь убирать».                                        Плохо милой птичке.                                                                           Плохо милой птичке.

        Белов  А.                                                                            Тепляков И.

         Зима.                                                                            Ёлочка.

Пришла зимушка-зима,                                           Ёлочка зеленая

Все дороги замела,                                                   Снегом запушенная,

Все тропинки, все дома.                                           Пляшут рядом зайчики,

Вот так зимушка-зима !                                            Девочки и мальчики,

А зачем она пришла                                                  Пляшет с ними Дед Мороз ,

И сугробы намела                                                     Он подарки им принёс.

Чтоб залили нам катки,                                            Весело детишкам,

Чтоб играли мы в снежки,                                        Милым шалунишкам.

Чтоб катались на санях

В городах и деревнях!

          Бабкин   С.                                                            Земсков Р.      

       

 Большой интерес для школьников представляет раздел  « Устное  народное творчество».   Изучая его , учащиеся познают богатство языка, развивают мышление и логигу,глубже познают окружающий мир, расширяют кругозор. Завершая  работу  по данной теме , провожу урок творчества.  В уголке «Авторское место» организуется выставка книжек-малышек.  В них содержатся загадки, скороговорки, считалки собственного сочинения.  

                                 

                               Считалки.

1. Шли ежата в горы.                                      2. Бельчата весело играли,

   Тащили помидоры.                                           Дружно яблоки таскали.

   Сели на пень отдыхать,                                     Кто не хочет собирать,

   Начинай считать опять.                                     Тот и будет нас искать.

     Бескровная О.   1 класс                                            Дуванов И.     1 класс

3. Раз,два,три.четыре.пять                               4.  Раз,два .три,четыре.пять,  

    В прятки мы идем  играть.                                Я сейчас пойду гулять.

Мы считали до пяти,                                                 Понижай, ребенок.тон ,

Вышел ты, а ты води.                                                Выходи скорее вон1

 

      Зубкова П.   1 класс                                                  Мамонов А.    1 класс        

                ЗАГАДКИ.

1. Родился он зимою,                                                 2.Когда во двор

 Его слепили мы.                                                         Придет весна.

И был он всем на радость                                           То что проснется

Для дружной детворы.                                                    Ото сна?

Но выглянуло солнце,                                                         (Снег)

Стал таять зимний друг,                                              

Лишь сучья и морковка                                                 Манукян Я.      1 класс

Упали с него вдруг.                                                    

        (Снеговик)                                                                              

 Чехун А.   1 класс                                                                                      

3. Голубая, нежная шапчонка                                    4.Как оно придет, все

   Спряталась под снегом от девчонки.                        Зацветет.

              (Подснежник)                                                            (Лето)

     

       Солошенко Ю.      2 класс                                     Родина М.   2 класс    

Уроки чтения в 1 классе начинаю с артикуляционной зарядки, чтобы приготовить речевой аппарат к чтению целыми словами.  С этой целью провожу работу над скороговорками, в которых часто употребляется какой-либо согласный звук (аллитерация).   Позднее учащиеся сами их сочиняют.

                              ПТИЧЬИ СКОРОГОВОРКИ.

  1.  Ворона воровала, прыгала, скакала.

               

                 Усова В.

 

  1. Воробей воровал из кормушки.

Были там сухарики и сушки.

Это всё подарил он подружке.

-Вора бей! –закричали кукушки.

     Полусохина  Т.

3.Пляшет во дворе сорока,

Сапоги берёт без срока.                (  Началова Т.)       1. класс

В учебнике «Литературное чтение»   В.Ю.Свиридовой  . произведений о домашних и диких животных. например , Н.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка», К.Паустовский «Заячьи лапы» , С .Есенин «Лебёдушка» ,  «Мой щенок» и другие.    Ребята учатся составлять тексты: описание, повествование, рассуждение.  Кому трудно сочинять, учитель предлагает готовые рифмы.  Многие учащиеся проявляют самостоятельность в творческой работе, яркую индивидуальность. Выражая собственные чувства и настроение.

      Мой щенок.                                                                  Белочка.

                                                                                           

                                                                                     

Добрый песик, черный, носик,                         Шубка у белочки

Лает звонко, очень громко.                               Просто золотистая,

Он красивый. Очень умный,                               Зубки остренькие,

И с ребятами он дружный.                               Хвостик пушистый.  

                                                                             Белочка по веточкам

     Назаров Н.    1  класс                                    Прыгает на ёлочке,

                                                                            А на землю сыплются  

                                                                             Шишки да иголочки.

                                                                        Улитина А.    2 класс

    ЗАЙКА.  (Сказка.)

     

Маленький белый зайчишка                                  Стали лапку бинтовать.

Плачет, сидит на снегу:                                          Обрадовался зайка, поскакал

                                                                                   И на тропинке лису повстре-

Большая еловая шишка                                               чал.

Упала на лапу ему.                                                     Но тут появился клёст,

Вдруг откуда ни возьмись- посмотри:                       Клюнул лису за хвост

Прилетели к большой ели снегири.                      И сказал косому:

Стали зайке помогать,                                            - Беги скорее к дому!

   

                                            Мягкова В.     2 класс                                                                                                                                                              

                                                                                                                                   

С большим интересом дети прочитывают произведения русских и советских писателей о родной природе: о березе,  черемухе , цветах, птицах . насекомых.   Это рассказы Ю. Нагибина «Зимний дуб».  Н.Павловой «Первые цветы». Н.Сладкова «Ивовый пир»,стихи В.Жуковского «Черёмуха цветёт «, А. Майкова  «Ласточка примчалась» и многие другие.    У каждого человека есть любимое дерево.  Поделитесь, ребята. Со мной своими мыслями и чувствами, чтобы я взглянула вашими глазами  на любимое вами дерево, и мне захотелось его полюбить.   Вот некоторые рассуждения учащихся.                                                                                                                        

                     

        БЕРЁЗА.

У меня под окном растёт молодая берёзка.    По древнему гороскопу берёза соответствует знаку Зодиака моей мамы.   Когда я смотрю на стройный, красивый ствол   и зелёные свежие листья дерева, я всегда   думаю о маме.  Нежный шепот листвы напоминает мне голос мамы.  Весной, когда на деревце распускаются листочки и сережки , оно похоже на маму в праздничном  красивом наряде.  Зимой дерево погружается в сон, становится задумчивым, грустным, какой бывает иногда  моя мама.  Я очень люблю это дерево.

                 

                   Назаров Н.      3 класс  

                                                             

                                 

                               БЕРЁЗА.

Растёт березка у нас  под окном.

К нам весело смотрит и утром и днём.

Окно распахну и скажу ей: «Привет!»

Она веткой тихонько кивнёт мне в ответ.

Однажды посмотрели на нашу берёзу:

Тихо роняет она золотые слёзы.

Ну что ж , ненадолго зима,

Весною мне «здравствуй»  прошепчет листва.

                Тищенко А.    3 класс

                             СИРЕНЬ.

Красивее этого кустарника я не видела ещё нигде.  Все цветочки на сирени разные : белые, фиолетовые, светлые и тёмные.   У одного цветка четыре лепестка , а у другого – пять.  Когда идёшь мимо этой красавицы ,  ветер наклонит её вперед. Кажется, что сирень «здравствуй» тебе говорит.  Если ей грустно ,  она опускает листочки вниз, а когда весело .то кустики шелестят  из окна ими.  Сирень можно сравнивать с девушкой, да, да с самой обыкновенной девушкой.    Её цветы – это нежное лицо.   А листья и ветки – великолепное   зеленое платье.    Возле нашей дачи растёт махровая сирень,и из окна я любуюсь красавицей.  

                                          Донцова Е.    3 класс

   

Насколько ребёнок индивидуально творческая личность, показывают классные сочинения.  Читая их, проникаешься мыслями и чувствами  детей, смотришь на происходящее их глазами, волнуешься и переживаешь вместе с ними.  Учебник  «Литературное чтение» включает  произведения для семейного чтения. Например, нанайская сказка «Айога»,А.Гайдар «Чук и Гек», В.Маяковский «История Власа –лентяя и лоботряса « и другие.   Ребятам предлагаю написать сочинение о своей семье, форму изложения каждый выбирает самостоятельно: стихи или проза.   Вот некоторые из них.

                                      МОЯ СЕМЬЯ.

 

У нас в семье два малыша:                           А я уже совсем большой,

Котёнок и моя сестра.                                    И хочется сказать порой:

Один бумажкой шелестит,                            - Друзья, нельзя ли помолчать,

Другая без конца пищит.                                 Вы не даёте мне поспать».

         

                        Маркелов А.   3 класс

   

              ДОРОГОЙ   ДЛЯ  МЕНЯ  ЧЕЛОВЕК .

У каждого из нас в жизни есть дорогой нам человек .    Ему мы подражаем, с него берём пример.   Для меня таким человеком является мама.  С этим словом связаны нежность, честность, доброта, любовь.  Каждое утро

нежные руки мамы гладят меня.  Добрые слова заставляют открывать глаза.

И вот я вижу перед собой нежное, доброе лицо моей мамы.    А как хорошо дома вечером!   Я с нетерпением жду, когда откроется дверь, и мама  вернётся  домой.   Мы выпьем чай,  поговорим о делах.  Мама успокоит, поможет советом.    Ведь в жизни бывают такие моменты, когда может помочь только мама.  Для меня мама – это мой лучший друг.  Мне очень хочется видеть её счастливой.  Я люблю свою мамочку.

                                  Мосолыгин А.    4 класс

               ДОРОГОЙ  ДЛЯ  МЕНЯ  ЧЕЛОВЕК.

У нас в семье мама, папа, бабушка ,дедушка и я.   Но больше всего мне нравится общаться с бабушкой ,так как  никто другой не может так спокойно выслушать меня или так же спокойно наказать.  Однажды я взяла на руки котёнка Сёму.   Но почему-то у меня плутишка стал мяукать.  Я ему предлагала и мясо, и  молоко, и чесала за ушком – ничего не помогало.   Я забеспокоилась:  не заболел ли?   Но вскоре котёнка у меня забрала  бабушка. Удивительно.  Он успокоился  у неё, перестал мяукать, а бабушка завернула его в теплый платок и прижала к себе.  Когда у меня возникает вопрос ,она мне всегда помогает.   Вот такой удивительный человек- моя бабушка.

                                  Цыганова Н.           4  класс

Нет выше награды для учителя, чем признание его учеников.  Очень            

 

 приятно, что для кого-то из ребят дорогим человеком стали не только мама, бабушка, папа, дедушка, но и  их первый учитель.  

               Кто с нами трудился все годы подряд?

               Кто. сил не жалея, учил нас. ребят?

               Учитель!  Я Вам благодарна.

               Что могу я читать и писать.

               И что особый дар  есть –

                Могу я стихи сочинять.

                Вы все объясняли задания.

                А если кто болен, тогда

                Его провожали из здания,

                И он возвращался всегда.

                Откиньте все страдания

                 На целый долгий век,

                  Наталья Владимировна –

                Дорогой для меня человек!

                   Трифонова  В.   4 класс

Выделено две основные группы тем: репродуктивная  и творческая.  Темы первой группы предполагают раскрытие какого-то отдельного факта, явления, связанного  с опытом детей или отдельным предметом.  Например, чтобы написать сочинение  на тему « Что я знаю о лисице» ,  «Как Люди научились добывать огонь, «О чём мне рассказала капелька дождя» достаточно изложить определённые темой знания, то есть выполнить работу на репродуктивном уровне.   Творческие темы  формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании ,чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей ,размышлять над известными фактами и явлениями.   Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Блонский писал по этому поводу: «Надо приучать ребёнка писать только о том, что он хорошо знает, о чём он много думает и глубоко  думал.  Нет ничего вреднее для ребёнка, как давать ему темы, по которым он мало думал и о которых у него мало, что есть сказать».   Особое значение я придаю формулировке творческих тем, их эмоциональному представлению, стремлюсь вызвать удивление ребят, мажорное  настроение , интерес к работе.  Этот аспект очень важен для мотивации литературного творчества .Вот именно то, как отреагирует  ученик на задание во многом определяет его выполнение.     Формулирование творческих тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности   проявлению эмоционально-оценочного суждения, т.е. затронуть не только ум ребенка, но и прежде всего его чувства.  Вот некоторые темы, которые были предложены  детям: «Воспоминания березового листка», «История моих старых ботинок», О чём чирикал воробей», «Размышления нашего стола», «Слово о Саратове», «Зима отступает»,  «Голубая весна» и другие.   Предлагаю учащимся одновременно несколько тем, они выбирают ту. которая им более близка и интересна, например, «Вот так тыква!»,  «Ну и кочан!»,  «Моя милая яблонька» или  «Осеннее утро»,  «Осень в лесу», «Сказка осеннего леса»,  «Последние листья» и другие.

Развивая творческие способности детей, повышается интерес к чтению, развивается речь и логическое мышление учащихся, повышается техника чтения, ребята знакомятся с основами теории литературы, используют приобретённые знания в самостоятельной работе, не испытывает затруднений при написании сочинений.  Они становятся для них излюбленным видом творчества.  Урок чтения становится предметом постижения искусства.   Все учащиеся моего класса выполняют нормы техники чтения (120 и более слов в минуту на момент окончания начальной школы), владеют осознанной, правильной, выразительной речью.   Чтение стало любимым предметом для моих учеников.  На уроках мы обмениваемся мнениями о прочитанных книгах, которые ребята берут в библиотеках, пишем отзыв о прочитанной книге, приобщаем детей к чтению.   Третьеклассники  по чтению  имеют оценки четыре и пять.  Учащиеся, которые переходят в среднее звено, хорошо проводят анализ художественных произведений  на достаточно высоком уровне.  Умеют выделять уже во 2 классе все части рассказа: вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение, давать  пейзажа в произведении, портретную характеристику героев, определять роль пейзажа в произведении, хорошо знают языковые художественные средства, обладают богатой фантазией и воображением, проявляют интерес к чтению, растут чуткими читателями, отзывчивыми, умеющими сопереживать.  

Творческие задания  делают интересной самостоятельную работу учащихся в классе и дома, повышают их активность, развивают навыки межличностного общения. дают импульс к творческому началу учения ,формируют у них уверенность в себе, самоуважение, самооценку, т.е. помогают решать социально-значимые задачи.   Творческая деятельность учащихся находит свое продолжение во внеклассной работе: организуем выставки работ, чтение своих стихов перед родителями, создаем классные литературные газеты, журналы.  Так в классе появились сборники сказок .рассказов, стихов.  Вот названия некоторых из них: «Моя осень»,  « Мы любим сказки», «Здравствуй, весна - красна», «Что мне рассказала капелька дождя», «Мы любим праздник Новый год» и другие.

Развитие  творческих способностей учащихся является одним из показателей их интеллектуального развития.

 По итогам 2004-2005 учебного года  и 2005-2006 года качество знаний учащихся 3а класса и 4а класса по литературному чтению составило 100%.

                              ЛИТЕРАТУРА.

Н.В. Нечаева.  Организация литературного творчества. М, 1994

Л.И. Тикунова.  Инициатива и творчество учителя – путь к перестройке обучения и воспитания.  Журнал «начальная школа» №8, 1997г.

О.В. Кубасова.  Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения.  Журнал «Начальная школа» №9 1991г.

Л.Б. Константинова.  Развитие творческих способностей младших школьников.  Журнал  Начальная школа» №7  2000г.

                

                                                                   

                                                                                     

                                                                                         

                                                                                   

                                             

           

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения и русского языка»

Актуальность моей темы исходит из следующих проблем:1.Снижения общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;2.Отсутствия нравственного ориентира, просмотра ненужных телепередач,...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Цель работы: описать систему работы по развитию творческих способностей учащихся....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения.

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Человечество вступило в XXI век. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что...

02. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaВ статье рассматривается важность развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальных класса...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения...

1,2,3,4 классы Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения. Педагог: Кузьмина Светлана Викторовна.Развивать творческие способности надо с раннего возраста и продолжать в течении жизни. Д...