Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения
статья по чтению (1 класс) на тему

Семенова Наталья Алексеевна

Цель работы: описать систему работы по развитию творческих способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся через словотворчество

Введение.                                                               

                                                     Жизнь – это движение,

                                                           А движение – это творчество.

     Глобальные социально- экономические  преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. И этими людьми являются наши дети.

     Прекрасная пора детства! Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много нового, неизвестного в разных видах деятельности. Такой деятельностью является и творческая. В ее основе лежит реализация творческих способностей и возможностей ребенка.

     Американский психолог П. Торренс работая с такими детьми, понял, что у любого ребенка можно развить творческие способности. «Для них характерна собственная работа мыслей. Все они пропускают как бы через себя, через собственное видение мира… Эти дети обладают творческим даром».

     Основные цели обучения в начальной школе  связаны с развитием личности ребенка, формированием умственной активности. Раскрытием творческих способностей. И в этом плане большая роль отводится урокам литературного чтения, так как они позволяют каждому ребенку раскрыться и самореализоваться.

      Вопросы творчества, творческих способностей детей, их творческой активности достаточно глубоко исследованы Л. С. Выготским, Л.Н. Толстым, В.А. Сухомлинским, Ш.А. Амонашвили, Д.Б Элькониным, М.Р. Львовым и  другими. Однако конкретные практические разработки по предметам, в том числе чтению,  мы считаем недостаточными.

     Сегодня перед учителем остро встает проблема: как организовать учебный  процесс, чтобы обеспечить развитие творческих сил ребенка и подготовить его к тому, чтобы не бояться проявить себя в «большой»(взрослой) жизни.

     Тема нашего исследования, проводимого в течении 5 лет, называется:

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках  литературного чтения».

Объект исследования: речевая деятельность младших школьников.

Цель работы: описать систему работы по развитию творческих способностей учащихся.

   Задачи:

  1. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по данной проблеме.
  2. Провести входную и выходную диагностику уровня развития психических процессов и предметных достижений учащихся.
  3. Сформулировать особенности развития творческих способностей младших школьников
  4. Определить пути и средства развития творческих способностей.
  5. Описать и апробировать систему работы.

На первом этапе мы изучили

Теоретические основы проблемы формирования творческих способностей младших школьников.

И выяснили:

Под способностями понимают отдельные психические свойства и качества личности, обуславливающие возможности человека в тех или иных видах деятельности.

           Существует условие становления и роста способностей- это активность самого ребенка.

          Само слово «творчество» происходит от слова «творить», и в общественном смысле это означает – искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте            Но  главным критерием творчества является  лишь всестороннее развитие творческих сил ребенка

Для успешного формирования творческих способностей учащихся нужны определенные условия.

1. Высокая познавательная активность.

2. Демократическая система обучения и воспитания.

3. Включение в постоянную творческую деятельность.

4. Самостоятельность.

5. Пример взрослых.

6. Ситуация успеха.

Можно выделить основные этапы проявления творческих способностей.

1. Репродуктивный.

Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.

2. Конструктивный.

Ребята могут самостоятельно выполнить часть работы, находят некоторые способы ее осуществления.

3. Собственно творчество.

  • Выполняют работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в знакомых видах деятельности

Сначала ребенок постоянно нуждается в руководстве старших, лишь постепенно он сможет стать более самостоятельным и свободным.

        Особенностью развития творческих способностей младших школьников является то, что творчество младшего школьника  проявляется хотя бы в минимальном отступлении от образца.

В процессе творческой деятельности развиваются, прежде всего, творческие способности школьника, которые включают в себя развитие творческого воображения, наблюдательности, неординарного мышления.

       Изучив теоретические основы,

 нами были глубоко изучены  и найдены практические пути решения проблемы. Эту работу мы оформили в виде эксперимента.  Мы пришли к выводу, что начинать работу по данной проблеме надо с организации психологического диагностирования. Мы провели

.1. Констатирующий эксперимент.    

Чтобы создать условия для успешного развития творческих способностей младших школьников, учитель должен хорошо знать психологические особенности каждого ребенка, т.е. определить на каком уровне развития у него находятся: внимание, память, мышление, восприятие, воображение.

           Уровень развития этих процессов мы  определили с помощью диагностических методик, сделали выводы. Данная информация помогает нам лучше понять малыша, опираясь на его природные задатки и способности. Мы получили следующие результаты:

Выводы констатирующего эксперимента.

3.2. Формирующий эксперимент.

          После проведения психологического исследования, мы анализируем результаты констатирующего эксперимента и намечаем практические пути по развитию творческих способностей.            Систему работы по развитию творческих способностей мы строим по следующим направлениям:

1. Развитие психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, мышления, речи, воображения.

2.Самовыражение индивидуальности личности ученика через творческую деятельность: сочинение загадок, написание сказок,  стихотворений.

     

Первый этап. Мы определили систему игр и упражнений, направленную на развитие познавательных  процессов.

Игры по развитию наблюдательности. Например:

2. «Это похоже на ….».

учитель  начинает: « То, что мы задумали, похоже на цветок, на бабочку, на винт вертолета, на восьмерку, которая лежит на боку. Ответ: бант.

Игры и упражнения, направленные на развитие памяти.

Упражнение «Слова».

Цель: развитие логической    памяти.

Описание работы.

Учитель читает вслух шесть строк:

Весна – солнце-ручей

Река-рыболов-уха

Праздник -песни –веселье

Мост – река – вода

Пчела – улей – мед

Дуб – желудь – свинья

Ученикам на доске  предлагается карточка, на которой написаны лишь первые слова из каждой строчки. Дети должны досказать второе и третье слова в строке:

Весна…..

Река……

Праздник……….

Мост…….

Пчела…….

Дуб……….

Задания и игры для развития творческого мышления.

Методика «Узнавание предмета по заданным признакам».

1.Назови предмет, про который можно сказать:

-черная, четырехугольная, сделана  из дерева

- белый, сладкий. Твердый

- продолговатый, зеленый, твердый, съедобный

- желтый, продолговатый, кислый

Упражнение «Составление предложений».

Цель: развитие умения  творчески мыслить, создавать целостные образы.    

 Детям,  предлагаются три слова не связанные между собой по смыслу: озеро, карандаш,  медведь. Составьте  как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова. Время выполнения 10-15 минут.

.                                            

Комплекс игр, направленных на развитие воображения и

фантазии. Предлагается раздаточный материал из приложения.

Второй этап. Система заданий, направленная на самовыражение личности через творчество. Результатами этого этапа являются алгоритмы развития творческих способностей, и они выражаются в следующем:

2.Алгоритм  работы по сочинению загадок.

На уроках литературного чтения мы используем следующую последовательность работы.

1.Сравнение литературных и народных загадок.

2.Отгадывание загадок, объяснение.

3.Выделение загадок из  других жанров.

4. Знакомство со структурой жанра.

5.Составление модели загадки (языковые средства, общие признаки. предмет сравнения).

6.Работа над рифмой.

7. Работа с загадками разных  моделей:

8. Собственное конструирование загадок.

Здесь самое трудное – подобрать нужное, точное слово, сравнить, противопоставить.

Первоначальные умения вырабатываются в результате коллективной работы. Затем дети пробуют индивидуально сочинять загадки. Получается не у всех, и с такими ребятами мы возвращаемся к предыдущему этапу.

На этом этапе ребята получают памятки. Образец представлен вашему вниманию.(раздаточный материал)

А) Чаще всего загадка строится на перечислении  признаков предмета, явления: величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение.

Например. «Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел».

Б) Загадку можно построить на основе сравнения.

Например: гуляет в поле, но не конь,

                   Летает на воле, да не птица.

В) В загадке может использоваться многозначность слова. Например: «Одной ручкой встречает, другой ручкой провожает».

Г) Загадка может иметь форму диалога. Например:

- Это черная?

- Нет, красная.

- А почему она белая?

- Потому что зеленая.

Д) В загадках встречается рифма. Например:

  То я в клетку, то в линейку.

 Написать на мне сумей-ка.

 Можешь и нарисовать.

 Что такое я ….             (тетрадь).

Ж) В загадке может быть звуковая подсказка. Например: «Маленький шарик под лавкою шарит».

3.Последовательность работы по сочинительству сказок.

                                                    « Цель – не просто обучение  

                                                             маленького сказочника, а воспи

                                                               тание Человека, становление

                                                             Гражданина».

    В нашей педагогической деятельности нас заинтересовал процесс обучения сочинительству сказок. В этой работе мы опирались на опыт В.А. Сухомлинского, который был внедрен в его Павлышевской школе.

В этой творческой деятельности мы делали опору на многоступенчатую систему.

1 этап. Уроки мышления среди природы.

Сельская школа – это благодатное место для проведения таких уроков. Можно уходить с детьми на прогулки, в походы, экскурсии в лес, на пруд, в поле.

Цель уроков: знакомить детей с окружающей действительностью.

Задачи:

  1. Наблюдение за изменениями, происходящими в природе.
  2. Сравнения предметов природы с предметами бытовой жизни.

Например: одуванчик похож на маленького седого старичка, солнце – теплый оладушек, елка – часы с кукушкой, лужа – блюдце с чаем и другие.

2 этап. Чтение сказок.

Цель: Знакомство со сказками авторскими, народными.

Виды работы: иллюстрация, театрализация, выразительное чтение.

Дети пытаются увидеть в сказках то, что наблюдали в природе.

3 этап. Сочинительство сказок.

 1. Подготовительная работа.

А) Работа над жанром сказки.

Б) Работа над словом и предложением.

  • Определение значения слова:
  • Работа над многозначностью слова.

На уроках мы предлагаем использовать следующие виды упражнений

 Найдите многозначные слова.

Например:

Не жалейте пятачка,

Говорит корова.

Вы купите молочка,

     Вкусного парного!

Поросята тут как тут:

Нам по целой кружке!

Пяточки свои суют

Маленькие хрюшки.

(А. Шибаев)

Бросил палку к верху мишка:

Падай в лапу с ели, шишка!

Шишка хлоп по голове –

Сразу шишек стало две.

                                     (Е.Петрищева)

Дети объясняют значение многозначного слова и придумывают новые слова.

  • Упражнения на постановку логического ударения.
  • Лексико-стилистические упражнения.
  • Упражнения по подбору синонимов.
  • Работа с фразеологизмами.
  • Литературные викторины, кроссворды по прочитанным сказкам

2. Сочинение части сказки: по готовому началу, концовке, основной части.

Например.

- Одна хилая мышка, что жила в библиотеке, вздумала как-то навестить своих сородичей, которые ютились в подвале  и были далеки от всего мира.

3. Собственное сочинительство сказок.

А) Коллективное сочинение.

Первые темы для написания сказок мы предлагаем сами, например:

  • О майском жуке.
  • Узор на окне.
  • Осенний дождь.
  • Первый листочек.
  • Солнышко и тучка.
  • Дом для муравья.
  • Роса на траве и другие.

В начале работы детям дается толчок. Например:

- Бежал муравей домой, да провалился в ямку. И выбраться не может.

Спрашиваем детей: а что дальше?

Вот тут дети начинают придумывать, воображать, фантазировать. В этой творческой деятельности они опираются на имеющийся опыт реальной жизни. Получаются такие продолжения сказки:

- Потом появились дети – муравьи, опустили травинку и вытащили старого муравья. Отвели домой, уложили в теплую постельку, дали молока.

Ребята объясняют свое сочинение тем, что так делает мама, когда им плохо.

Б) Собственное написание сказок по аналогии.

В) Составление сказок из элементов и частей разных сказок (авторских и народных)

Г) Написание собственных сказок.

Д) Создание сборников, книжек – малышек.

4.Основы стихосложения.

  Знакомство учащихся с поэзией начинаем  с первых уроков обучения грамоте. Основная задача на этом этапе – формировать у детей представление о стихотворной речи.

 Выделяем главный признак стихотворения – наличие рифмы.

Начинаем обучение умению рифмовать.

На этом этапе мы ведем работу по следующему алгоритму.

1.Работа с чистоговорками.

Цель: практически познакомить детей с понятием «рифма».

Сначала работа проходит коллективно. Например:

Гу – гу – гу – рассказать я вам могу; что я видел на лугу.

Ма – ма – мА – платье сшила я сама; хороша у нас зима .

Часто ребята прохлопывают  ритм  чистоговорки .Придумывают продолжение, составляют собственные чистоговорки.

2. Задания на усвоение норм литературного произношения и ударения.

Игра «Доскажи словечко».Например:

  • Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля …..(енот)

  • Не колючий,

Светло – синий,

По кустам развешан …(иней)

  • Хвост пушистый,

Мех огнистый.

Леса нашего краса.

А зовут ее ….(лиса)

3. Упражнение «Найди рифмующиеся слова» :Дневник, умелый, бочка ,кричи, молчи, точка, апрель, речка, капель, свечка.

4.Игра «Поймай рифму».

Цель: закрепление умения рифмовать.

Описание. Бросаю ребенку мяч и называю слово. Он должен придумать рифмующееся слово. Например:

Рот – крот, леса – небеса, ребенок – тигренок и другое.

5. Игра «Исправь ошибку».

Описание игры. Детям необходимо найти лишние слова (не рифмующиеся).

Двор – ковер, забор, мотор,малыш.

Свечка – печка, речка, кашка.

Звонок – урок, теремок, береза, сынок.

6. Разноуровневые задания.

  • Подражательный: выбери нужную рифму.

Мы вчера своих сестер

Повели гулять во …(забор, двор, бор)

  • Конструктивнй: составь пары рифмующихся слов.
  • Собственно – творческий: используя рифмы, сочини четверостишие:

Цветок, пенек, весна, красна.

Например: Вот пришла к нам весна.

                 И была она красна.

                  Озарила пенек,

                   И расцвел там цветок.

Результативность этой работы мы проследили проведя

3.3 Контрольный эксперимент

Мы повторно провели диагностику уровня развития познавательных процессов и творческих способностей детей.

Анализируя проведенную нами работу в процессе исследований, наблюдений, общения с ребятами, семьей, другими педагогами можно сделать следующие выводы.

Многообразная работа по развитию творческих способностей не прошла бесследно. Дети начитанностью, воспитанностью, грамотностью превосходят своих сверстников. Это отражается и на их эмоциональном восприятии окружающего мира, логике рассуждения, умственном развитии, у них хорошо развита устная и письменная речь. произошли изменения в саморегуляции: в общении дети стали свободнее выражать свре мнение, больше рассуждать, что проявляется и на других уроках, дети прошли этап самовыражения через слово, каждый по своему приобщился к художественной прозе и поэзии.      
 Мы со своими учениками провела творческую работу «Мой любимый урок», результаты которой меня очень порадовали:  9 учеников из 9 на 1 место поставили урок литературного чтения.                                

Также занимают призовые места в школьных олимпиадах, конкурсах.

Учащиеся являются постоянными авторами заметок, сочинений в детскую страничку «Бурундучок» в районной газете, активными читателями библиотеки.

Значит, цель уроков литературного чтения достигнута – они позволили  каждому ребенку проявить свои  творческие способности.

Основные выводы и планирование дальнейшей работы:

  • Повышение интереса к урокам литературного чтения.
  • Сближение детей и родителей в результате выполнения совместных заданий.
  • Развитие творческого воображения, речи.
  • Расширение эмоциональной жизни детей.
  • Повышение качества предметных достижений.

Но на достигнутом мы не останавливаемся. Со многими ребятами мы смогли пройти не по всем этапам. Значит нам предстоит двигаться дальше. А с детьми достигшими более высоких результатов, мы попробуем себя в других видах творческой деятельности – это создание детских проектов по литературному чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения и русского языка»

Актуальность моей темы исходит из следующих проблем:1.Снижения общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;2.Отсутствия нравственного ориентира, просмотра ненужных телепередач,...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

В работе перечислены и сопровождены примерами различные способы развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения.

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Человечество вступило в XXI век. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что...

02. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaВ статье рассматривается важность развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальных класса...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения...

1,2,3,4 классы Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения. Педагог: Кузьмина Светлана Викторовна.Развивать творческие способности надо с раннего возраста и продолжать в течении жизни. Д...