Литературно-музыкальная композиция "Мой Пушкин"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Гаркуша Светлана Павловна

Цель: Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина.
Задачи:
• проверить уровень знаний учащихся о сказках А. С. Пушкина;
• развивать речь, память, наблюдательность учащихся, их интерес к русской литературе, к литературным 
сказкам, расширять кругозор школьников;
• воспитывать уважение к творчеству А. С. Пушкина, культурному наследию страны.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мой Пушкин28.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной композиции в 3 классе.

Мой  Пушкин

Цель: Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина.
Задачи:
• проверить уровень знаний учащихся о сказках А. С. Пушкина;
• развивать речь, память, наблюдательность учащихся, их интерес к русской литературе, к литературным 
сказкам, расширять кругозор школьников;
• воспитывать уважение к творчеству А. С. Пушкина, культурному наследию страны.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, рисунки детей по произведениям поэта на тему « Моя любимая сказка», выставка "Пушкин в Лицее".
Ход мероприятия.
Ведущий: 
Сегодня день совсем не прост,
О Пушкине здесь речь пойдет,
О том поэте, чьи стихи
Мы прославляем в эти дни!
Ведущий:
Имя А. С Пушкина ныне известно каждому культурному человеку. 179 лет назад прогремел роковой выстрел, а мы до сих пор не можем примириться с этим. 27 января (8 февраля по новому стилю) 1837 года, в среду, в 11 часов, А. С. Пушкин последний раз занимался литературной работой, а вечером, надев фрак, уехал на дуэль. Поэт был
ранен в правую сторону живота. Рана была смертельной.
– 10 февраля 1837 года ( по новому стилю) в 14 часов 45 минут ушёл из жизни величайший из русских поэтов. Всю Россию облетела черная весть: «Погиб поэт невольник чести, пал оклеветанной молвой….». 

(Звучит романс Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель»).Ученики читают на фоне музыки.
1 ученик:
Мы чтить тебя привыкли с детских лет, 
И дорог нам твой образ благородный. 
Ты рано смолк, но в памяти народной 
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт. 
(А. Плещеев)
2 ученик:
Мне Пушкин чем-то очень дорог,
Его читаю и теперь.
Пусть путь земной его недолог.
Но как прожить нам без потерь?
3 ученик:
Поэт великий. Потеряли
Его в расцвете зрелых лет.
Другого мы найдём едва ли,
Чтоб был на все века поэт.
Ведущий: 
- Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его заветный образ дорог и близок 
каждому человеку. Как солнечный луч входит он в наше детство, и с тех пор мы 
помним его сказки и стихи.

1 ученик: 
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова – алмазы
На вечерний бархат тишины.
2ученик : 
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать…
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
3 (родитель)
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
4(родитель).
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом!

Учитель исполняет песню "Приходите в гости к нам" (Песня из к/ф "Там, на неведомых дорожках". Слова: Ю. Ким, Музыка: В. Дашкевич )

Ведущий:
Сегодня волшебство случится-
К нам сказка в гости постучится.
Любимые герои на бал придут,
Когда ребята тропинку к Лукоморью найдут.
На экране видео «Лукоморье», дети читают под клип .
1 ученик. 
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
2 ученик. 
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
3 ученик: 
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
4 ученик. 
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
1 ученик. 
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
2 ученик. 
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
3 ученик.
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
4 ученик. 
Там царь Кащей над златом чахнет;
Хором. Там русский дух... там Русью пахнет!
За дверью слышится мяуканье.
Ведущий: 
Мне кажется, кто-то мяукает. 

Из-за двери появляется кот.

Ведущий: 
Как вы сюда попали?
Кот: 
Здравствуйте, мои друзья!
Кот ученый – это я.
Я со сказками дружу,
В гости милости прошу!
Я кот учёный, кот волшебный,
Живу я в сказочной стране.
И каждый здесь меня узнает,
И каждый здесь известен мне.
Между прочим, я могу проникнуть куда угодно.
Вот моя волшебная книга.
Книгу волшебную я открываю,
В сказку с вами я попадаю…

Кот:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик выйдет к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает, и что-то попросит...
Инсценировка фрагмента "Cказки о рыбаке и рыбке" до слов:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».....

Кот:
Но жадность, ребята, к добру не приводит.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
Участники инсценировки выходят на поклон.
Кот:
В мире Пушкина чудесные краски!
Откроем страницу следующей сказки. 
Балда:
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Зовут меня Балда, иду сам не знаю куда.
Прошелся я по базару – полно там всякого товару.
К вам пришел не просто так.
На вопросы отвечайте,
Героев сказки вспоминайте!

Балда задает вопросы:

1. Какого работника искал поп?
2. Что должен делать работник в хозяйстве попа? 
3. Какую оплату попросил Балда за год работы?
4. Почему Балда нравился всем, кроме попа? 
5. Куда посоветовала попадья своему мужу отправить Балду?
6. Что придумали черти, чтобы не отдавать оброк Балде?
7. Кто бежал вместо Балды вокруг моря?
8. Как Балда перехитрил черта в испытании с лошадью?
9. Что стало после третьего щелчка с попом? 
10. За что был наказан поп? 
Ответы: 
1. Недорогого.
2. Готовить еду, работать с деревом и ухаживать за лошадьми.
3. Три щелчка.
4. Поп боялся расплаты.
5. К чертям за оброком.
6.Испытания. 
7. Зайцы.
8. «Поднял» лошадь ногами – сел и поехал. 
9. Вышибло ум. 
10. За жадность.
Балда:
На все мои вопросы вы ответили,
Откроем страницу следующей сказки... 
Выход Шамаханской царицы.
Шамаханская царица:
Я сказку эту каждый день читаю,
Её почти уж наизусть всю знаю,
Но снова, снова книгу открываю
И Шамаханскою Царицей стать мечтаю.

Танец Шамаханской царицы

Автор:
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
За руку его взяла
И в шатер свой увела.
А потом увез Девицу
Шамаханскую Царицу.
Но погубит Дадона жадность к концу,
Когда в просьбе откажет он мудрецу!

Кот:
В мире Пушкина чудесные краски!
Откроем страницу следующей сказки. 
Автор:
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил:
1 богатырь:
"Что за диво!
Все так чисто и красиво.
2 богатырь:
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
3 богатырь:
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
4 богатырь:
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
5 богатырь:
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.

6 богатырь:

Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
7 богатырь:
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица".
Автор:
Как и в сказке,так и в жизни-
Победила Доброта
Помогает в жизни дружба,
Вместе:
Друга верная рука!

Кот:
Белка песенки поёт,
Да орешки все грызет
Мой вопрос совсем простой:
Как названье сказки той? (Сказка о царе Салтане…)

Выходит Белочка и поёт песню."Во саду ли в огороде"
Белочка:
-Здравствуйте, мои друзья.
Меня узнали ?Белка я.
Звонко песенки пою,
Да орешки все грызу.
А орешки золотые ,
В них вопросы не простые.
Орешек смело выбирайте,
И на вопросы отвечайте!
Конкурс «Вопросы в орешках». Необходимо вытянуть орешек, прочитать вопрос и назвать правильный ответ. 6 человек выходят, по очереди тянут орешки и отвечают на вопросы.

1. Почему царь взял в жены третью девицу?
2. Кем назначил царь остальных двух девушек?
3. Почему царица с ребенком оказалась в бочке в океане?
4. Что необычного происходило с мальчиком во время плавания по океану?
5. Какое оружие смастерил царевич? 
6. Какую птицу он спас от коршуна? 
7. В каких насекомых превращала лебедь князя, чтобы он смог навестить отца? 
8. Из какого материала князь построил белочке дом? 
9. Кого прислала лебедь для охраны города? 
10. Чему обрадовался царь Салтан больше всего при посещении чудо — города? 
Ответы: 
1. Обещала родить богатыря.
2. Ткачихой и поварихой.
3. Они ей завидовали. 
4. Очень быстро рос. 
5. Лук. 
6. Лебедя. 
7. В комара, в муху, в шмеля. 
8. Из хрусталя. 
9. Своих братьев (33 богатыря) и Черномора. 
10. Что его жена и сын живы. 
Белочка:
На все вопросы нашли вы ответы,
Узнайте же Чудо 
По этим приметам:
Говорят , царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Инсценировка" Сказки о Царе Салтане..." 
Автор:
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
Лебедь:
"Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?" 
Автор:
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
Гвидон:
"Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу".
Лебедь:
- "А кого же на примете
Ты имеешь?" 
Гвидон:
- "Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?"

Автор:
Князь со страхом ждет ответа.
Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
Лебедь:
"Да! такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом -
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом".
Автор:
Князь пред нею стал божиться,
Князь:
Да пора уж мне жениться,
И об этом обо всем
Передумал я путем;
И готов душою страстной
За царевною прекрасной
Я пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Автор:
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила:

Лебедь:
"Зачем далеко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта - я".
Автор:
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушке своей.
Лебедь:
Злость и зависть – вот пороки,
Нам они мешают жить.
Князь:
Только в дружбе и согласье
Вместе:
Зло мы сможем победить!
Выходят на поклон.

Звучит вальс Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель».Ученики читают на фоне музыки.
1 ученик:
Мы Пушкину наш праздник посвятили,
Наполнив зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорили
Поэзии волшебными словами.
2 ученик:
Ветер по морю гуляет, дует в паруса
Никогда не перестанем верить в чудеса.
Где царевна оживает, злу наперекор,
Где красавиц похищает мрачный Черномор.

3 ученик:
Где Балда с чертями спорит, белочка поёт,
Где разбитые корыта рыбка раздаёт.
Где шумит волна морская, нас туда зовёт
Лукоморье, цепь златая и учёный кот.
4 ученик:
Мы с детских лет его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
Вместе:
В них русский дух, в них Русью пахнет!
Заключительная песня-переделка на мелодию песни "Приходите в гости к нам".

Говорят, что сказки не бывает…
Ты не верь! Кто так тебе сказал?
Тот, кто вырос, напрочь забывает,
Как когда-то в детстве он мечтал.
Говорят, что нет чудес на свете.
Врут! Поверь, бывают чудеса!
Главное лишь верить в них, как дети,
И они тебя не медля посетят! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный эрудицион по сказкам А.С.Пушкина

Игра-соревнование между командами на лучшее знание содержания сказок А.С.Пушкина и музыкальных произведений, созданных по этим сказкам....

Литературно-музыкальный эрудицион по сказкам А.С. Пушкина

Игра -соревнование  между командами на лучшее знание содержания  сказок А.С.Пушкина и музыкальных произведений, созданных по этим сказкам....

Литературно-музыкальный эрудицион по сказкам А.С. Пушкина

Игра -соревнование  между командами на лучшее знание содержания  сказок А.С.Пушкина и музыкальных произведений, созданных по этим сказкам....

"Пушкинский бал". Литературно-музыкальное мероприятие, посвященное А.С.Пушкину

Сценарий "Пушкинского бала", в который включены хореография, вокал, просмотр видеоматериала, литературно-музыкальные композиции, чтение стихов....

Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)

Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...

Литературно-музыкальная композиция по сказкам А.С. Пушкина Сказочная страна

Сценарий литературно-музыкальной композиции по сказкам А.С.Пушкина....