Литературно-музыкальный эрудицион по сказкам А.С.Пушкина
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Тихомирова Марина Александровна

Игра-соревнование между командами на лучшее знание содержания сказок А.С.Пушкина и музыкальных произведений, созданных по этим сказкам.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мы начинаем литературно-музыкальный

эрудицион.

  1. Песня «Приходите в гости к нам» 1 куплет.

  1. Стихотворение «У лукоморья дуб зелёный». Щербак, Косырева. 

- Ребята, кому принадлежат эти замечательные поэтические строки.

- Наша игра будет связана с произведениями А.С.Пушкина. Тему мы определим чуть позже.

  1. Выбор названий команд  ЧЕРНОМОРЫ, СКАЗОЧНИКИ, ЗВЕЗДОЧЁТЫ

-  В игре участвуют 3 команды. Представляем капитанов команд. Капитаны подойдут и выберут название для своей команды.

  1. Жюри – наши гости.

  1. 1 конкурс Отгадай тему  эрудициона, которая зашифрована в круге. Команды должны будут её прочитать вы можете прочитать по кругу: по ходу часовой стрелки, пропуская всё время 2 буквы. МУЗЫКА

                                               

Сегодня мы с вами отправляемся в замечательный мир сказок А. С. Пушкина. Тема нашей игры  «Что за прелесть, эти сказки!»

2/ Разминка 

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

- Сколько жили старик со старухой у самого синего моря? (тридцать лет и три года)

- Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)

- Какое дерево увидели царица с сыном, когда вышли из бочки, вынесенной волной на берег? (Дуб)

- Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)

- Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

- Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

- Сколько сказок написал А. С. Пушкин? (Шесть)

- Назовите имя сына царя Салтана. (Князь Гвидон)

- Какая героиня  встречается в «Сказке о золотом петушке»? (Шамаханская царица)

-  Назовите верного сторожа царя Дадона. (Золотой петушок)

- Назовите обладательницу волшебного зеркала. (Злая царица)

- Что бросила царевне в руки  нищая черница? (Яблоко)

- Кто рассказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер)

- «Ест за четверых, работает за семерых, до светла всё у него пляшет…» Назовите  героя. (Балда)

- За какую плату согласился работать Балда у  попа? (За три щелка в год)

-  С кем соревновался Балда, чтобы получить оброк? (С бесёнком)

- «Не печалься, ступай себе с богом...» Кто произносит эти слова?(Золотая рыбка)

- Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5 раз)

3/ Восстанови текст. 

Сейчас мы узнаем, насколько вы точно знаете сказки Пушкина. Ваша задача – на месте пропусков вписать нужные слова. Правильно 3 балла, ошибка 2 балла.

1.
Жил-был …,                                            Жил-был поп,
Толоконный ….                                      Толоконный лоб.
Пошёл поп по …                                    Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого …                    Посмотреть кой-какого товару
…              ему Балда                              Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная …                              Идет, сам не зная куда…


2.
Жил старик … старухой                      Жил старик со своею старухой
У … синего моря;                                 У самого синего моря;
Он жил в … землянке                         Он жил в ветхой землянке
Ровно …                                                Ровно тридцать лет и три года…
Старик ловил … рыбу,                        Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою …                        Старуха пряла свою пряжу.


3.
Царь с царицею …,                               Царь с царицею простился,
В путь – дорогу …,                               В путь – дорогу снарядился,
И царица …                                           И царица у окна
Села … его одна.                                   Села ждать его одна.
Ждет – пождет с утра до ночи,            Ждет – пождет с утра до ночи,
Смотрит в … , инда очи                    Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи                           Разболелись глядючи
С белой зори до ночи,                          С белой зори до ночи,
Не видать …  друга!                    Не видать милого друга!


А мы пока посоревнуемся дальше

4/ Узнай сказку по рисунку В это время 1 представитель от команды подойдёт к нам.

Без подсказок, глядя только на картинки он должен  угадать сказки.

1. Царевна-лебедь (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне лебеди”).

2. Яблоко (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”).

3. Месяц (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”).

4. Корыто (“Сказка о золотой рыбке”).

5. Зеркальце (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”).

 

6. Бесёнок «Сказка о попе и его работнике Балде

                                   

5/ Конкурс “Музыкальная шкатулка”.

     В доме Пушкиных часто проходили музыкально – литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А.Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А.С.Пушкина нашли свое продолжение в музыке композиторов.

Задание 1: «Отгадай композитора». Перед вами портреты известных композиторов

- Какой из этих композитор написал оперу «Сказка о золотом петушке»

- Назовите фамилию композитора, автора оперы «Сказка о попе и работнике его Балде».

- Назовите фамилию композитора, который написал оперу «Сказка о царе Салтане». Слайд!

Н.А.Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати его опер девять написаны на сюжеты русских сказок и былин. 

Задание 2: «Муз. викторина»

Послушайте музыкальные фрагменты из опер-сказок Римского-Корсакова, назовите героев, которых изобразил композитор и название оперы:  СЛАЙД!

1 команда музыка ! (ответ: Белка-чудесница из оперы «Сказка о царе Салтане»)

2 команда –музыка! (ответ: тема Звездочета из оперы « Сказка о золотом петушке»)

3 команда музыка!  (ответ: “Полёт шмеля” из оперы «Сказка о царе Салтане»)

Шмелем царь оборотился. Полетел и зажужжал. Судно на море догнал

Задание 3: «Муз. инструменты»    СЛАЙД!

Вопрос для всех команд:

Какие инструменты использовал Р-К для изображения «Полета шмеля» .  МУЗЫКА!

Дополнительный балл получит команда, которая первой ответит на вопрос:

Какой инструмент звучит в «Песенке Балды»  из оперы Д.Д.Шостаковича «Сказка о попе и работнике его Балде».     Слайд и МУЗЫКА!

А теперь посмотрим правильный ответ (Ответ на доске! Слайд!)

     

6/  Конкурс капитанов (каждый капитан задаёт по 1 вопросу другим капитанам)

7/ Отбери героев 3б, 2б, 1б.

Капитаны команд выбирают один из трёх конвертов. В каждом конверте находятся имена героев сказок:

«Сказка о царе Салтане…»

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о попе и работнике его Балде».

Задача команд отобрать героев только означенной сказки, убрав лишних. Конкурс оценивается в три балла.

Конверт 1 «Сказка о царе Салтане…»

мачеха

царевна Лебедь

Салтан

три девицы

дядька Черномор

шамаханская царица

семь богатырей

белка

зеркальце

сватья

бесёнок

гонец

попадья

коршун

Конверт 2 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

мачеха

царевна

Царевич Елисей

попадья

дядька Черномор

шамаханская царица

семь богатырей

белка 

зеркальце

Соколко

бесёнок

Ветер

Месяц

коршун

Конверт 3 «Сказка о попе и работнике его Балде»

мачеха

Балда

зайка

три девицы

поп

шамаханская царица

семь богатырей

конь

зеркальце

старый бес

бесёнок

гонец

попадья

коршун

8/ Узнай сказку

Каждой команде я сейчас зачитаю отрывок из «Волшебных известий», а вы угадайте, о какой сказке идёт речь.

  1. Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! «Пальмира» ждёт вас! («Сказка о царе Салтане») 
  2. Тем, кто интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч сдаю на лето горницу в аренду. В горнице имеются: кругом лавки крытые ковром, под свечами стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой. «Сказка о мёртвой царевне»

-   Предлагаю   свои   услуги:

     Работаю   за   семерых;

     Могу:

     - запрягать   лошадь,

     - топить   печь,

     - закупать   продукты   на   рынке,

     - печь   яйца, варить   кашу,

     - нянчить   детей.

     (Балда, «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

9/ Конкурс «Кот в мешке»  музыка

- Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне…»

- Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне…»

- Орех – «Сказка о царе Салтане»

- Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде»

- Петушок – «Сказка о золотом петушке»

      - Рыбка – «Сказка о рыбаке и рыбке

10/ . Конкурс «Оживи сказочную строку!» (Соперники должны угадать, из какой сказки «немая сцена»)

 1. Три девицы под окном

 Пряли поздно вечерком…

 Дверь тихонько заскрипела,

 И в светлицу входит царь…».

 2. Под ёлкою высокой

 Видит: Белочка при всех

 Золотой грызёт орех,

 Изумрудец вынимает,

 А скорлупки собирает,

 Кучки равные кладёт

 И с присвисточкой поёт

 При честном при всём народе…

 3.                     Воротился старик ко старухе

                          Рассказал ей великое чудо.

                          «Я сегодня поймал было рыбку

                          Золотую рыбку, не простую…»

                          Старика старуха забранила:

                          «Дурачина ты, простофиля!

                          Не умел ты взять выкупа с рыбки!

                          Хоть бы взял ты с неё корыто,

                          Наше - то совсем раскололось!»

11/ «Собери слово»

Е Е Т В Р            (ветер)            ( «Сказка о мертвой Цареве и о семи богатырях»)

Л А К Е Б         (белка)         («Сказка о царе Салтане»)

А Р А З Б         (базар)         («Сказка о попе и о работнике Балде»)

 Заключительное   слово.

V. Обобщение

Наша игра подошла к концу. Подведём итоги игры команд. Жюри подводит итоги. Слово предоставляется жюри

- Что же объединило сегодня на уроке музыку и литературу?

Надеюсь, что вы открыли для себя что-то новое.

- Чему  же учат нас пушкинские сказки?

Песня «Сказка по лесу идёт»

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

                                                        К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

  

     

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,  

Чтоб добрей и лучше стать потом.  

 

Спасибо ученикам, жюри за работу, гостям за внимание, а чтобы наш сегодняшний конкурс остался в вашей памяти надолго, мы вам дарим небольшие призы.                          


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный эрудицион по сказкам А.С. Пушкина

Игра -соревнование  между командами на лучшее знание содержания  сказок А.С.Пушкина и музыкальных произведений, созданных по этим сказкам....

Литературно-музыкальный эрудицион по сказкам А.С. Пушкина

Игра -соревнование  между командами на лучшее знание содержания  сказок А.С.Пушкина и музыкальных произведений, созданных по этим сказкам....

Литературно-музыкальная композиция "Стихи и сказки о цыганах"

Сказка – это неотъемлемая часть детства. Родители, с помощью сказки, могут помочь ребенку уснуть, кроме этого, сказки могут дать первые представления об окружающем мире. Именно в детстве происхо...

"Пушкинский бал". Литературно-музыкальное мероприятие, посвященное А.С.Пушкину

Сценарий "Пушкинского бала", в который включены хореография, вокал, просмотр видеоматериала, литературно-музыкальные композиции, чтение стихов....

Литературно-музыкальная композиция "Мой Пушкин"

Цель: Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина.Задачи:• проверить уровень знаний учащихся о сказках А. С. Пушкина;• развивать речь, память, наблюдательность учащи...

Литературно-музыкальная композиция по сказкам А.С. Пушкина Сказочная страна

Сценарий литературно-музыкальной композиции по сказкам А.С.Пушкина....