Литературно-музыкальный эрудицион по сказкам А.С.Пушкина
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Игра-соревнование между командами на лучшее знание содержания сказок А.С.Пушкина и музыкальных произведений, созданных по этим сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno-muzykalnyy_erudicion_po_skazkam_a.s.pushkina.doc | 66.5 КБ |
literaturno-muzykalnyy_erudicion_po_skazkam_a.s.pushkina.ppt | 2.28 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мы начинаем литературно-музыкальный
эрудицион.
- Песня «Приходите в гости к нам» 1 куплет.
- Стихотворение «У лукоморья дуб зелёный». Щербак, Косырева.
- Ребята, кому принадлежат эти замечательные поэтические строки.
- Наша игра будет связана с произведениями А.С.Пушкина. Тему мы определим чуть позже.
- Выбор названий команд ЧЕРНОМОРЫ, СКАЗОЧНИКИ, ЗВЕЗДОЧЁТЫ
- В игре участвуют 3 команды. Представляем капитанов команд. Капитаны подойдут и выберут название для своей команды.
- Жюри – наши гости.
- 1 конкурс Отгадай тему эрудициона, которая зашифрована в круге. Команды должны будут её прочитать вы можете прочитать по кругу: по ходу часовой стрелки, пропуская всё время 2 буквы. МУЗЫКА
Сегодня мы с вами отправляемся в замечательный мир сказок А. С. Пушкина. Тема нашей игры «Что за прелесть, эти сказки!»
2/ Разминка
За каждый правильный ответ команда получает один балл.
- Сколько жили старик со старухой у самого синего моря? (тридцать лет и три года)
- Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)
- Какое дерево увидели царица с сыном, когда вышли из бочки, вынесенной волной на берег? (Дуб)
- Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)
- Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)
- Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
- Сколько сказок написал А. С. Пушкин? (Шесть)
- Назовите имя сына царя Салтана. (Князь Гвидон)
- Какая героиня встречается в «Сказке о золотом петушке»? (Шамаханская царица)
- Назовите верного сторожа царя Дадона. (Золотой петушок)
- Назовите обладательницу волшебного зеркала. (Злая царица)
- Что бросила царевне в руки нищая черница? (Яблоко)
- Кто рассказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер)
- «Ест за четверых, работает за семерых, до светла всё у него пляшет…» Назовите героя. (Балда)
- За какую плату согласился работать Балда у попа? (За три щелка в год)
- С кем соревновался Балда, чтобы получить оброк? (С бесёнком)
- «Не печалься, ступай себе с богом...» Кто произносит эти слова?(Золотая рыбка)
- Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5 раз)
3/ Восстанови текст.
Сейчас мы узнаем, насколько вы точно знаете сказки Пушкина. Ваша задача – на месте пропусков вписать нужные слова. Правильно 3 балла, ошибка 2 балла.
1.
Жил-был …, Жил-был поп,
Толоконный …. Толоконный лоб.
Пошёл поп по … Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого … Посмотреть кой-какого товару
… ему Балда Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная … Идет, сам не зная куда…
2.
Жил старик … старухой Жил старик со своею старухой
У … синего моря; У самого синего моря;
Он жил в … землянке Он жил в ветхой землянке
Ровно … Ровно тридцать лет и три года…
Старик ловил … рыбу, Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою … Старуха пряла свою пряжу.
3.
Царь с царицею …, Царь с царицею простился,
В путь – дорогу …, В путь – дорогу снарядился,
И царица … И царица у окна
Села … его одна. Села ждать его одна.
Ждет – пождет с утра до ночи, Ждет – пождет с утра до ночи,
Смотрит в … , инда очи Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи Разболелись глядючи
С белой зори до ночи, С белой зори до ночи,
Не видать … друга! Не видать милого друга!
А мы пока посоревнуемся дальше
4/ Узнай сказку по рисунку В это время 1 представитель от команды подойдёт к нам.
Без подсказок, глядя только на картинки он должен угадать сказки.
1. Царевна-лебедь (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне лебеди”).
2. Яблоко (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”).
3. Месяц (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”).
4. Корыто (“Сказка о золотой рыбке”).
5. Зеркальце (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”).
6. Бесёнок «Сказка о попе и его работнике Балде
5/ Конкурс “Музыкальная шкатулка”.
В доме Пушкиных часто проходили музыкально – литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А.Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А.С.Пушкина нашли свое продолжение в музыке композиторов.
Задание 1: «Отгадай композитора». Перед вами портреты известных композиторов
- Какой из этих композитор написал оперу «Сказка о золотом петушке»
- Назовите фамилию композитора, автора оперы «Сказка о попе и работнике его Балде».
- Назовите фамилию композитора, который написал оперу «Сказка о царе Салтане». Слайд!
Н.А.Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати его опер девять написаны на сюжеты русских сказок и былин.
Задание 2: «Муз. викторина»
Послушайте музыкальные фрагменты из опер-сказок Римского-Корсакова, назовите героев, которых изобразил композитор и название оперы: СЛАЙД!
1 команда –музыка ! (ответ: Белка-чудесница из оперы «Сказка о царе Салтане»)
2 команда –музыка! (ответ: тема Звездочета из оперы « Сказка о золотом петушке»)
3 команда –музыка! (ответ: “Полёт шмеля” из оперы «Сказка о царе Салтане»)
Шмелем царь оборотился. Полетел и зажужжал. Судно на море догнал
Задание 3: «Муз. инструменты» СЛАЙД!
Вопрос для всех команд:
Какие инструменты использовал Р-К для изображения «Полета шмеля» . МУЗЫКА!
Дополнительный балл получит команда, которая первой ответит на вопрос:
Какой инструмент звучит в «Песенке Балды» из оперы Д.Д.Шостаковича «Сказка о попе и работнике его Балде». Слайд и МУЗЫКА!
А теперь посмотрим правильный ответ (Ответ на доске! Слайд!)
6/ Конкурс капитанов (каждый капитан задаёт по 1 вопросу другим капитанам)
7/ Отбери героев 3б, 2б, 1б.
Капитаны команд выбирают один из трёх конвертов. В каждом конверте находятся имена героев сказок:
«Сказка о царе Салтане…»
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
«Сказка о попе и работнике его Балде».
Задача команд отобрать героев только означенной сказки, убрав лишних. Конкурс оценивается в три балла.
Конверт 1 «Сказка о царе Салтане…»
мачеха
царевна Лебедь
Салтан
три девицы
дядька Черномор
шамаханская царица
семь богатырей
белка
зеркальце
сватья
бесёнок
гонец
попадья
коршун
Конверт 2 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
мачеха
царевна
Царевич Елисей
попадья
дядька Черномор
шамаханская царица
семь богатырей
белка
зеркальце
Соколко
бесёнок
Ветер
Месяц
коршун
Конверт 3 «Сказка о попе и работнике его Балде»
мачеха
Балда
зайка
три девицы
поп
шамаханская царица
семь богатырей
конь
зеркальце
старый бес
бесёнок
гонец
попадья
коршун
8/ Узнай сказку
Каждой команде я сейчас зачитаю отрывок из «Волшебных известий», а вы угадайте, о какой сказке идёт речь.
- Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! «Пальмира» ждёт вас! («Сказка о царе Салтане»)
- Тем, кто интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч сдаю на лето горницу в аренду. В горнице имеются: кругом лавки крытые ковром, под свечами стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой. «Сказка о мёртвой царевне»
- Предлагаю свои услуги:
Работаю за семерых;
Могу:
- запрягать лошадь,
- топить печь,
- закупать продукты на рынке,
- печь яйца, варить кашу,
- нянчить детей.
(Балда, «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
9/ Конкурс «Кот в мешке» музыка
- Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне…»
- Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне…»
- Орех – «Сказка о царе Салтане»
- Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде»
- Петушок – «Сказка о золотом петушке»
- Рыбка – «Сказка о рыбаке и рыбке
10/ . Конкурс «Оживи сказочную строку!» (Соперники должны угадать, из какой сказки «немая сцена»)
1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь…».
2. Под ёлкою высокой
Видит: Белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупки собирает,
Кучки равные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе…
3. Воротился старик ко старухе
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку
Золотую рыбку, не простую…»
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше - то совсем раскололось!»
11/ «Собери слово»
Е Е Т В Р (ветер) ( «Сказка о мертвой Цареве и о семи богатырях»)
Л А К Е Б (белка) («Сказка о царе Салтане»)
А Р А З Б (базар) («Сказка о попе и о работнике Балде»)
Заключительное слово.
V. Обобщение
Наша игра подошла к концу. Подведём итоги игры команд. Жюри подводит итоги. Слово предоставляется жюри
- Что же объединило сегодня на уроке музыку и литературу?
Надеюсь, что вы открыли для себя что-то новое.
- Чему же учат нас пушкинские сказки?
Песня «Сказка по лесу идёт»
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
Спасибо ученикам, жюри за работу, гостям за внимание, а чтобы наш сегодняшний конкурс остался в вашей памяти надолго, мы вам дарим небольшие призы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция для проведения Дня матери по мотивам сказки "Царевна-лягушка"
1 класс 8 марта...
Литературно-музыкальный эрудицион по сказкам А.С. Пушкина
Игра -соревнование между командами на лучшее знание содержания сказок А.С.Пушкина и музыкальных произведений, созданных по этим сказкам....
Литературно-музыкальный эрудицион по сказкам А.С. Пушкина
Игра -соревнование между командами на лучшее знание содержания сказок А.С.Пушкина и музыкальных произведений, созданных по этим сказкам....
Литературно-музыкальная композиция "Стихи и сказки о цыганах"
Сказка – это неотъемлемая часть детства. Родители, с помощью сказки, могут помочь ребенку уснуть, кроме этого, сказки могут дать первые представления об окружающем мире. Именно в детстве происхо...
"Пушкинский бал". Литературно-музыкальное мероприятие, посвященное А.С.Пушкину
Сценарий "Пушкинского бала", в который включены хореография, вокал, просмотр видеоматериала, литературно-музыкальные композиции, чтение стихов....
Литературно-музыкальная композиция "Мой Пушкин"
Цель: Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина.Задачи:• проверить уровень знаний учащихся о сказках А. С. Пушкина;• развивать речь, память, наблюдательность учащи...
Литературно-музыкальная композиция по сказкам А.С. Пушкина Сказочная страна
Сценарий литературно-музыкальной композиции по сказкам А.С.Пушкина....