Изучение звуков
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тема: «Звук [ж], буквы Ж,ж.
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.
Задачи: познакомить учащихся с буквами Ж, ж, учить характеризовать звук [ж];закрепить знание о звонких и глухих парных согласных; дать представление о правописании жи-ши; читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.
Развивать фонематический слух, внимание, мышление, речь; совершенствовать навыки чтения.
Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга,
любознательность.
Планируемый результат обучения и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; обогащать словарный запас учащихся.
Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, делать выводы, обобщать.
Личностные УУД: формирование адекватной самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: формировать умение работать в парах; формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.
Тип урока: новый материал.
Элементы современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание); игровые;
личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
проблемное обучение (частично – поисковое).
Методы: игровой метод, метод беседы
Программные средства: комплект методических пособий УМК « Школа России»
Оборудование: индивидуальный дидактический материал; алфавит, лента букв; предметные рисунки и картинки; набор букв и слогов; компьютер, наборное полотно.
Ход урока:
I.Организационная часть.
Дети хором говорят девиз: «Учись доброму, худое на ум не придёт»
-Долгожданный дан звонок,
Начинается урок. (Проверяем готовность рабочих мест к уроку).
II. Включение в учебную деятельность.
- Ребята, кто сможет пять раз повторить скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»?
-В старину, когда не все дети могли обучаться в школе, воспитанием детей занимались старики. И они очень много внимания уделяли умению проговаривать скороговорки. Мы с вами умеем читать, но по-прежнему уделяем много внимания формированию у вас правильной, чёткой, плавной и красивой речи. Мы и работаем со скороговорками и чистоговорками.
- Сейчас у нас очень важный урок. Почему он для нас важный?
- Мы с вами на уроках чтения не только учимся читать, но и узнаём много нового и интересного.
III. Актуализация знаний.
-Шорох, шептанье,
Шумок под окном,
Шлёпанье лёгкое…
Кто это-гном?
Ш-ш-ш! Там, за шторами,
Возле окна,
Шустрым мышонком
Шуршит тишина.
-Вспомните слова, в которых есть звук [ш]?
-Дайте характеристику звуку [ш]?
- Какой буквой обозначается звук [ш]?
-Прочитайте текст «Шум, Машина, Тишина»
Выборочное чтение.
-Почему проснулась Тишина?
-О чём спросила Тишина у Машины?
-Что ответила Машина?
-Какие ещё специальные машины вы знаете?
-Если вам интересна эта тема, вы можете познакомиться со множеством машин в детской энциклопедии «Техника».
IV Определение темы и цели урока.
- С какого звука начинаются слова: жаба, журавль, живот?
- Как жужжит шмель?
-Какой звук производит пчела, когда летит?
- О каком звуке и о какой букве мы будем говорить на уроке?
-Что нового мы можем узнать об этом звуке? Будем учиться характеризовать звук.
Запись на доске: «Характеристика звука».
- Что мы можем узнать о букве?
Запись: «Как называется новая буква».
V. Работа по теме урока
1.Знакомство со звуком [ж].
а)Фонетическая зарядка.
- Какой новый звук вы слышите в слове «жук»?
б) Назовите одинаковый звук в словах:
ужи стрижи ежи снежинка
жук жаба лыжи жираф
в) Характеристика звука [ж]?
Работа в парах:
- Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж]
-Ребята, как вы думаете, звук [ж] гласный или согласный? Почему?
-Звонкий или глухой?
-Твёрдый или мягкий?
Вывод: звук [ж] согласный, шипящий, звонкий парный, всегда твёрдый, на письме обозначается буквой Ж.
- Послушаем, как произносится звук в словах. Игра “Поймай звук”.
Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], вставайте с места . Будьте внимательны.
Кошка, ножницы, цапля.
Журавль, чемодан, шапка
Замок, ёжик, штаны
Лиса, мыши, ужи
- Где услышали звук, как он произносится?
-Расскажите, что узнали про звук [ж]? Звук [ж] согласный, шипящий, звонкий парный, всегда твёрдый, на письме обозначается буквой Ж
2.Знакомство с буквами Ж,ж.
- Про звук мы узнали, сейчас познакомимся с буквой, с помощью которой он записывается.
Это-Ж(же),
А это-К(ка).
Целый жук и полжука.
- Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук :
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
3.Сравнение печатных и письменных букв.
4.Физминутка.
- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
На лужайке, по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.
5.Чтение слогов.
-А теперь прочитаем слоги и слова с буквой ж (по цепочке, хоровое чтение):
аж яж жо страж кряж
уж ыж жу стружка крыжовник
еж ож же морж живот
иж жа жи жучок
-Какие гласные буквы стоят после ж?
-Какие гласные буквы вы не увидели после ж?
6. Чтение чистоговорок(работа над произношением и дикцией ):
жа-жа-жа – прилетели два чижа.
жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
же-же-же – дождь прошёл уже.
жи-жи-жи – в реке плавают ужи.
жо-жо-жо – в комнате стало свежо.
- Какой звук чаще всего повторяется в этих словах? [ж].Какой он?
Вывод: звук [разрезной кассе букв и слогов.всегда твёрдый, мягкого парного звука не имеет, поэтому стоящая после ж буква теряет свою функцию мягкости предшествующего согласного. Поэтому сочетание жи всегда пишется с буквой и.Это правило надо запомнить.
7.Звуко-буквенный анализ слов «жук», «ежи»
VI. Работа по учебнику.
1.Работа над текстом
а). Жужжащее чтение
- Назвать слова, в которых есть буква Ж
б). Чтение вслух «цепочкой» по предложениям
в). Беседа по прочитанному:
- Во что играли дети?
- Кто был Жмуркой?
- Кого догнал Женя?
- Как можно озаглавить рассказ?
г). А что могло произойти дальше?
( рассказы детей)
2. Игровое упражнение «КТО – ГДЕ» (разрезная касса букв и слогов.). Работа в паре.
- Закончи правильно предложение.
Ежи в болоте.
Мыши в небе.
Ужи в поле.
Стрижи в реке.
Ерши в лесу
VII. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
VIII. Продолжение работы по теме урока.
1.Работа по развитию речи. Составление рассказа со словами: гора, дорожка, лыжники, снежинки, сосны, ели).
2.Словарная работа: дорожка ,платок.
3. Игра «Четвертый лишний»
- Найдите лишнее слово
1. журавль, желудь, жираф, еж ( жёлудь- растение)
2. Женя, жук, Жанна, Жучка (жук-насекомое)
4.Игровое упражнение «Кто больше»
-Надо как можно больше запомнить слов со звуком [ж]?
-Жил-был жестокрылый жук.
-Жила-была жеманная жужелица.
- Жарко !- жаловалась жужелица.
-Жив- здоров! -жужжал жук.
-Жаба!- жалась жужелица.
-Жив -здоров!- живо жужжал жук.
-Жёлуди желтеют, -жалела жужелица.
-Жив- здоров!- жужжал жук.
5. Знакомство с жуком- жужелицей.
- В нашей природе много жуков именуемых жужелицами. Почти все они хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц.
Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу, со злостью убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей. Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц бабочек, которыми питаются. Жужелицы приносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада. Пожалуйста, постарайтесь не погубить без надобности ни одного живого существа. Чтобы сердце ваше было добрым ко всему, что бегает, ползает, плавает, летает, ходит.
IX. Итог урока.
- Давайте подведём итог нашего урока.
-Чем сегодня занимались на уроке?
-Чему доброму вы научились на уроке?
X. Рефлексия.
- Дополнить предложение: « Я теперь знаю, что буква Ж…»
- Как пишутся сочетание жи - ши?
Самооценка учащихся.
- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то покажите его на смайликах.
- Продолжите мои предложения:
-Было интересно…
-Было трудно…
-У меня получилось…
-Что у меня не получилось…
- Спасибо всем за урок. Вы у меня молодцы!
- Урок окончен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_14.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук [ж], буквы Ж,ж.
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.
Задачи: познакомить учащихся с буквами Ж, ж, учить характеризовать звук [ж];закрепить знание о звонких и глухих парных согласных; дать представление о правописании жи-ши; читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.
Развивать фонематический слух, внимание, мышление, речь; совершенствовать навыки чтения.
Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга,
любознательность.
Планируемый результат обучения и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; обогащать словарный запас учащихся.
Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, делать выводы, обобщать.
Личностные УУД: формирование адекватной самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: формировать умение работать в парах; формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.
Тип урока: новый материал.
Элементы современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание); игровые;
личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
проблемное обучение (частично – поисковое).
Методы: игровой метод, метод беседы
Программные средства: комплект методических пособий УМК « Школа России»
Оборудование: индивидуальный дидактический материал; алфавит, лента букв; предметные рисунки и картинки; набор букв и слогов; компьютер, наборное полотно.
Ход урока:
I.Организационная часть.
Дети хором говорят девиз: «Учись доброму, худое на ум не придёт»
-Долгожданный дан звонок,
Начинается урок. (Проверяем готовность рабочих мест к уроку).
II. Включение в учебную деятельность.
- Ребята, кто сможет пять раз повторить скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»?
-В старину, когда не все дети могли обучаться в школе, воспитанием детей занимались старики. И они очень много внимания уделяли умению проговаривать скороговорки. Мы с вами умеем читать, но по-прежнему уделяем много внимания формированию у вас правильной, чёткой, плавной и красивой речи. Мы и работаем со скороговорками и чистоговорками.
- Сейчас у нас очень важный урок. Почему он для нас важный?
- Мы с вами на уроках чтения не только учимся читать, но и узнаём много нового и интересного.
III. Актуализация знаний.
-Шорох, шептанье,
Шумок под окном,
Шлёпанье лёгкое…
Кто это-гном?
Ш-ш-ш! Там, за шторами,
Возле окна,
Шустрым мышонком
Шуршит тишина.
-Вспомните слова, в которых есть звук [ш]?
-Дайте характеристику звуку [ш]?
- Какой буквой обозначается звук [ш]?
-Прочитайте текст «Шум, Машина, Тишина»
Выборочное чтение.
-Почему проснулась Тишина?
-О чём спросила Тишина у Машины?
-Что ответила Машина?
-Какие ещё специальные машины вы знаете?
-Если вам интересна эта тема, вы можете познакомиться со множеством машин в детской энциклопедии «Техника».
IV Определение темы и цели урока.
- С какого звука начинаются слова: жаба, журавль, живот?
- Как жужжит шмель?
-Какой звук производит пчела, когда летит?
- О каком звуке и о какой букве мы будем говорить на уроке?
-Что нового мы можем узнать об этом звуке? Будем учиться характеризовать звук.
Запись на доске: «Характеристика звука».
- Что мы можем узнать о букве?
Запись: «Как называется новая буква».
V. Работа по теме урока
1.Знакомство со звуком [ж].
а)Фонетическая зарядка.
- Какой новый звук вы слышите в слове «жук»?
б) Назовите одинаковый звук в словах:
ужи стрижи ежи снежинка
жук жаба лыжи жираф
в) Характеристика звука [ж]?
Работа в парах:
- Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж]
-Ребята, как вы думаете, звук [ж] гласный или согласный? Почему?
-Звонкий или глухой?
-Твёрдый или мягкий?
Вывод: звук [ж] согласный, шипящий, звонкий парный, всегда твёрдый, на письме обозначается буквой Ж.
- Послушаем, как произносится звук в словах. Игра “Поймай звук”.
Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], вставайте с места . Будьте внимательны.
Кошка, ножницы, цапля.
Журавль, чемодан, шапка
Замок, ёжик, штаны
Лиса, мыши, ужи
- Где услышали звук, как он произносится?
-Расскажите, что узнали про звук [ж]? Звук [ж] согласный, шипящий, звонкий парный, всегда твёрдый, на письме обозначается буквой Ж
2.Знакомство с буквами Ж,ж.
- Про звук мы узнали, сейчас познакомимся с буквой, с помощью которой он записывается.
Это-Ж(же),
А это-К(ка).
Целый жук и полжука.
- Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук :
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
3.Сравнение печатных и письменных букв.
4.Физминутка.
- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
На лужайке, по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.
5.Чтение слогов.
-А теперь прочитаем слоги и слова с буквой ж (по цепочке, хоровое чтение):
аж яж жо страж кряж
уж ыж жу стружка крыжовник
еж ож же морж живот
иж жа жи жучок
-Какие гласные буквы стоят после ж?
-Какие гласные буквы вы не увидели после ж?
6. Чтение чистоговорок(работа над произношением и дикцией ):
жа-жа-жа – прилетели два чижа.
жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
же-же-же – дождь прошёл уже.
жи-жи-жи – в реке плавают ужи.
жо-жо-жо – в комнате стало свежо.
- Какой звук чаще всего повторяется в этих словах? [ж].Какой он?
Вывод: звук [разрезной кассе букв и слогов.всегда твёрдый, мягкого парного звука не имеет, поэтому стоящая после ж буква теряет свою функцию мягкости предшествующего согласного. Поэтому сочетание жи всегда пишется с буквой и.Это правило надо запомнить.
7.Звуко-буквенный анализ слов «жук», «ежи»
VI. Работа по учебнику.
1.Работа над текстом
а). Жужжащее чтение
- Назвать слова, в которых есть буква Ж
б). Чтение вслух «цепочкой» по предложениям
в). Беседа по прочитанному:
- Во что играли дети?
- Кто был Жмуркой?
- Кого догнал Женя?
- Как можно озаглавить рассказ?
г). А что могло произойти дальше?
( рассказы детей)
2. Игровое упражнение «КТО – ГДЕ» (разрезная касса букв и слогов.). Работа в паре.
- Закончи правильно предложение.
Ежи в болоте.
Мыши в небе.
Ужи в поле.
Стрижи в реке.
Ерши в лесу
VII. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
VIII. Продолжение работы по теме урока.
1.Работа по развитию речи. Составление рассказа со словами: гора, дорожка, лыжники, снежинки, сосны, ели).
2.Словарная работа: дорожка ,платок.
3. Игра «Четвертый лишний»
- Найдите лишнее слово
1. журавль, желудь, жираф, еж ( жёлудь- растение)
2. Женя, жук, Жанна, Жучка (жук-насекомое)
4.Игровое упражнение «Кто больше»
-Надо как можно больше запомнить слов со звуком [ж]?
-Жил-был жестокрылый жук.
-Жила-была жеманная жужелица.
- Жарко !- жаловалась жужелица.
-Жив- здоров! -жужжал жук.
-Жаба!- жалась жужелица.
-Жив -здоров!- живо жужжал жук.
-Жёлуди желтеют, -жалела жужелица.
-Жив- здоров!- жужжал жук.
5. Знакомство с жуком- жужелицей.
- В нашей природе много жуков именуемых жужелицами. Почти все они хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц.
Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу, со злостью убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей. Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц бабочек, которыми питаются. Жужелицы приносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада. Пожалуйста, постарайтесь не погубить без надобности ни одного живого существа. Чтобы сердце ваше было добрым ко всему, что бегает, ползает, плавает, летает, ходит.
IX. Итог урока.
- Давайте подведём итог нашего урока.
-Чем сегодня занимались на уроке?
-Чему доброму вы научились на уроке?
X. Рефлексия.
- Дополнить предложение: « Я теперь знаю, что буква Ж…»
- Как пишутся сочетание жи - ши?
Самооценка учащихся.
- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то покажите его на смайликах.
- Продолжите мои предложения:
-Было интересно…
-Было трудно…
-У меня получилось…
-Что у меня не получилось…
- Спасибо всем за урок. Вы у меня молодцы!
- Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над пониманием. Элемент урока обучения грамоте в 1 классе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (Образовательная система «школа 2100»). Тема: Работа с текстом «Три птичницы» при изучении звуков [ ц ] , [ щ ] и букв «ц» , «щ».
На основе текста "Три птичницы" проводится работа над пониманием текста, отрабатываектся умение понимать смысл пословиц, акцентируется внимание на многознач...
Игры при изучении звуков
В период обучения грамоте особое внимание нужно уделить тому, чтобы ребёнок ясно слышал, точно выделял и правильно произносил звуки. Умение дифференцировать звуки речи вырабатывается в проц...
презентация изучение звука и буквы х
презентация изучение звука и буквы х...
БЛОКОВОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
О блоковом изучении звуков и букв прочитала в журнале «Начальная школа» № 2 за 1993г.В своей работе К.А. Плеханова использовала основные положения системы, разработанной профессором П.М. Эрдниевым, в ...
Тест. Повторение изученного. Звуки и буквы. Слог, ударение. 4 класс
Данный материал предназначен для учащихся 4 классов для повторения изученного материала в начале учебного года....
Изучение звуков и букв английского языка для 2-х классов (опорный учебный материал)
В данном документе представлены правила чтения букв и буквосочетаний для обучающихся 2-х классов с заданиями направленными на закрепление тем: глаголы-связки, местоимения, звуки, буквы английского язы...
Выражения согласия и несогласия в диалоге-расспросе. Изучение звука[kw].
Конспект урока для 2 класса по английскому языку. УМК Rainbow English, Афанасьева, Михеева...