Изучение звуков
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Тема: «Звук [ж], буквы Ж,ж.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи: познакомить учащихся с буквами Ж, ж, учить характеризовать звук [ж];закрепить знание о звонких и глухих парных согласных; дать представление о правописании жи-ши; читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

Развивать фонематический слух, внимание, мышление, речь;  совершенствовать навыки чтения.

Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга,

любознательность.


Планируемый результат обучения и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; обогащать словарный запас учащихся.

Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, делать выводы,  обобщать.

Личностные УУД:  формирование адекватной самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: формировать умение работать в парах; формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.

Тип урока: новый материал.

Элементы современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание); игровые;
личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
проблемное обучение (частично – поисковое).

Методы: игровой метод, метод беседы

Программные средства: комплект методических пособий УМК « Школа России»

Оборудование: индивидуальный дидактический материал; алфавит, лента букв; предметные рисунки и картинки; набор букв и слогов;  компьютер,   наборное полотно.

                              

                                  Ход урока:

I.Организационная часть.

Дети хором говорят девиз: «Учись доброму, худое на ум не придёт»

-Долгожданный дан звонок,

Начинается урок. (Проверяем готовность рабочих мест к уроку).

II. Включение в учебную деятельность.

- Ребята, кто сможет пять раз повторить скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»?

-В старину, когда не все дети могли обучаться в школе, воспитанием детей занимались старики. И они очень много внимания уделяли умению проговаривать скороговорки. Мы с вами умеем читать, но по-прежнему уделяем много внимания формированию у вас правильной, чёткой, плавной и красивой речи.  Мы и работаем со скороговорками и чистоговорками.

-  Сейчас у нас очень важный урок. Почему он  для нас важный?

- Мы с вами на уроках чтения не только учимся читать, но и узнаём много нового и интересного.

III. Актуализация знаний.

-Шорох, шептанье,

Шумок под окном,

Шлёпанье лёгкое…

Кто это-гном?

Ш-ш-ш! Там, за шторами,

Возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

-Вспомните слова, в которых есть звук [ш]?

-Дайте характеристику звуку [ш]?

- Какой буквой обозначается звук [ш]?

-Прочитайте текст «Шум, Машина, Тишина»

Выборочное чтение.

-Почему проснулась Тишина?

-О чём спросила Тишина у Машины?

-Что ответила Машина?

-Какие ещё специальные машины вы знаете?

-Если вам интересна эта тема, вы можете познакомиться со множеством машин в детской энциклопедии «Техника».

IV Определение темы и цели урока.

- С какого звука начинаются слова: жаба, журавль, живот?

- Как жужжит шмель?

-Какой звук производит пчела, когда летит?

- О каком звуке  и о какой букве мы будем говорить на уроке?

-Что нового мы можем узнать об этом звуке?   Будем учиться характеризовать звук.

 Запись на доске: «Характеристика звука».

- Что мы можем узнать о букве?

 Запись: «Как называется новая буква».

V. Работа по теме урока 
1.Знакомство со звуком [ж].

а)Фонетическая зарядка.

- Какой новый звук вы слышите в слове «жук»?

б) Назовите одинаковый звук в словах:

ужи   стрижи  ежи      снежинка

жук    жаба      лыжи  жираф

в) Характеристика звука [ж]?

Работа в парах:

- Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж] 

-Ребята, как вы думаете, звук  [ж] гласный или согласный? Почему?

-Звонкий или глухой?

-Твёрдый или мягкий?

Вывод: звук [ж] согласный, шипящий, звонкий парный, всегда твёрдый, на письме обозначается буквой Ж.
- Послушаем, как произносится звук в словах. Игра “Поймай звук”.

 Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], вставайте с места . Будьте внимательны.

Кошка, ножницы, цапля.

Журавль, чемодан, шапка

Замок, ёжик, штаны

Лиса, мыши, ужи

- Где услышали звук, как он произносится?

-Расскажите, что узнали про звук [ж]? Звук [ж] согласный, шипящий, звонкий парный, всегда твёрдый, на письме обозначается буквой Ж
2.Знакомство с буквами Ж,ж.

- Про звук мы узнали, сейчас познакомимся  с буквой, с помощью которой он записывается.

Это-Ж(же),

А это-К(ка).

Целый жук и полжука.

- Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук :
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

3.Сравнение печатных и письменных букв.

4.Физминутка.

- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали

На лужайке, по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.

5.Чтение слогов.

-А теперь прочитаем слоги и слова с буквой ж (по цепочке, хоровое чтение):

аж   яж    жо  страж         кряж

уж   ыж   жу   стружка     крыжовник

еж  ож  же  морж       живот

иж   жа  жи  жучок

-Какие гласные буквы стоят после ж?

-Какие гласные буквы вы не увидели после ж?

6. Чтение чистоговорок(работа над произношением и дикцией ):
жа-жа-жа – прилетели два чижа.
жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
же-же-же – дождь прошёл уже. 
жи-жи-жи – в реке плавают ужи.
жо-жо-жо – в комнате стало свежо.
- Какой звук чаще всего повторяется в этих словах? [ж].Какой он?

Вывод: звук [разрезной кассе букв и слогов.всегда твёрдый, мягкого парного звука не имеет, поэтому стоящая после ж буква теряет свою функцию мягкости предшествующего согласного. Поэтому сочетание жи всегда пишется с буквой и.Это правило надо запомнить.

7.Звуко-буквенный анализ слов «жук», «ежи»

VI. Работа по учебнику.

1.Работа над текстом   
а). Жужжащее чтение
- Назвать слова, в которых есть буква Ж 
б). Чтение вслух «цепочкой» по предложениям
в). Беседа по прочитанному:
- Во что играли дети?
- Кто был Жмуркой?
- Кого догнал Женя?
- Как можно озаглавить рассказ?
г). А что могло произойти дальше?
( рассказы детей) 
2. Игровое упражнение «КТО – ГДЕ» (разрезная касса букв и слогов.). Работа в паре.
- Закончи правильно предложение.
Ежи в болоте.
Мыши в небе.
Ужи в поле.
Стрижи в реке.
Ерши в лесу
VII. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.

VIII. Продолжение  работы по теме урока.
 1.Работа по развитию речи. Составление рассказа со словами: гора, дорожка, лыжники, снежинки, сосны, ели).
2.Словарная работа: дорожка ,платок.

3. Игра «Четвертый лишний»
- Найдите лишнее слово
1. журавль, желудь, жираф, еж ( жёлудь- растение)
2. Женя, жук, Жанна, Жучка (жук-насекомое)

4.Игровое упражнение «Кто больше»

-Надо как можно больше запомнить слов со звуком  [ж]?

-Жил-был жестокрылый жук.

-Жила-была жеманная жужелица.

- Жарко !- жаловалась жужелица.

-Жив- здоров! -жужжал жук.

-Жаба!- жалась жужелица.

-Жив -здоров!- живо жужжал жук.

-Жёлуди желтеют, -жалела жужелица.

-Жив- здоров!- жужжал жук.

5. Знакомство с жуком- жужелицей.

- В нашей природе много жуков именуемых жужелицами. Почти все они хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц.

Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу, со злостью убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей. Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц бабочек, которыми питаются. Жужелицы приносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада. Пожалуйста, постарайтесь не погубить без надобности ни одного живого существа. Чтобы сердце ваше было добрым ко всему, что бегает, ползает, плавает, летает, ходит.

IX. Итог урока.
- Давайте подведём итог нашего урока. 

-Чем сегодня занимались на уроке?

-Чему доброму вы научились на уроке?
X. Рефлексия.
- Дополнить предложение: « Я теперь знаю, что буква Ж…»

- Как пишутся сочетание жи - ши?
Самооценка учащихся. 
- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то покажите его на смайликах.
- Продолжите мои предложения:
-Было интересно…
-Было трудно…
-У меня получилось…

-Что у меня не получилось…
- Спасибо всем за урок. Вы у меня молодцы!
- Урок окончен.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_14.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук [ж], буквы Ж,ж.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи: познакомить учащихся с буквами Ж, ж, учить характеризовать звук [ж];закрепить знание о звонких и глухих парных согласных; дать представление о правописании жи-ши; читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

Развивать фонематический слух, внимание, мышление, речь;  совершенствовать навыки чтения.

Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга,

любознательность.


Планируемый результат обучения и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; обогащать словарный запас учащихся.

Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, делать выводы,  обобщать.

Личностные УУД:  формирование адекватной самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: формировать умение работать в парах; формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.

Тип урока: новый материал.

Элементы современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание); игровые;
личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
проблемное обучение (частично – поисковое).

Методы: игровой метод, метод беседы

Программные средства:
 комплект методических пособий УМК « Школа России»

Оборудование: индивидуальный дидактический материал; алфавит, лента букв; предметные рисунки и картинки; набор букв и слогов;  компьютер,   наборное полотно.

                               

                                  Ход урока:

I.Организационная часть.

Дети хором говорят девиз: «Учись доброму, худое на ум не придёт»

-Долгожданный дан звонок,

Начинается урок. (Проверяем готовность рабочих мест к уроку).

II. Включение в учебную деятельность.

- Ребята, кто сможет пять раз повторить скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»?

-В старину, когда не все дети могли обучаться в школе, воспитанием детей занимались старики. И они очень много внимания уделяли умению проговаривать скороговорки. Мы с вами умеем читать, но по-прежнему уделяем много внимания формированию у вас правильной, чёткой, плавной и красивой речи.  Мы и работаем со скороговорками и чистоговорками.

-  Сейчас у нас очень важный урок. Почему он  для нас важный?

- Мы с вами на уроках чтения не только учимся читать, но и узнаём много нового и интересного.

III. Актуализация знаний.

-Шорох, шептанье,

Шумок под окном,

Шлёпанье лёгкое…

Кто это-гном?

Ш-ш-ш! Там, за шторами,

Возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

-Вспомните слова, в которых есть звук [ш]?

-Дайте характеристику звуку [ш]?

- Какой буквой обозначается звук [ш]?

-Прочитайте текст «Шум, Машина, Тишина»

Выборочное чтение.

-Почему проснулась Тишина?

-О чём спросила Тишина у Машины?

-Что ответила Машина?

-Какие ещё специальные машины вы знаете?

-Если вам интересна эта тема, вы можете познакомиться со множеством машин в детской энциклопедии «Техника».

IV Определение темы и цели урока.

- С какого звука начинаются слова: жаба, журавль, живот?

- Как жужжит шмель?

-Какой звук производит пчела, когда летит?

- О каком звуке  и о какой букве мы будем говорить на уроке?

-Что нового мы можем узнать об этом звуке?   Будем учиться характеризовать звук.

 Запись на доске: «Характеристика звука».

- Что мы можем узнать о букве?

 Запись: «Как называется новая буква».

V. Работа по теме урока 
1.Знакомство со звуком [ж].

а)Фонетическая зарядка.

- Какой новый звук вы слышите в слове «жук»?

б) Назовите одинаковый звук в словах:

ужи   стрижи  ежи      снежинка

жук    жаба      лыжи  жираф

в) Характеристика звука [ж]?

Работа в парах:

- Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж] 

-Ребята, как вы думаете, звук  [ж] гласный или согласный? Почему?

-Звонкий или глухой?

-Твёрдый или мягкий?

Вывод: звук [ж] согласный, шипящий, звонкий парный, всегда твёрдый, на письме обозначается буквой Ж.
- Послушаем, как произносится звук в словах. Игра “Поймай звук”.

 Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], вставайте с места . Будьте внимательны.

Кошка, ножницы, цапля.

Журавль, чемодан, шапка

Замок, ёжик, штаны

Лиса, мыши, ужи

- Где услышали звук, как он произносится?

-Расскажите, что узнали про звук [ж]? Звук [ж] согласный, шипящий, звонкий парный, всегда твёрдый, на письме обозначается буквой Ж
2.Знакомство с буквами Ж,ж.

- Про звук мы узнали, сейчас познакомимся  с буквой, с помощью которой он записывается.

Это-Ж(же),

А это-К(ка).

Целый жук и полжука.

- Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук :
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

3.Сравнение печатных и письменных букв.

4.Физминутка.

- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали 

На лужайке, по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.

5.Чтение слогов.

-А теперь прочитаем слоги и слова с буквой ж (по цепочке, хоровое чтение):

аж   яж    жо  страж         кряж

уж   ыж   жу   стружка     крыжовник

еж  ож  же  морж       живот

иж   жа  жи  жучок

-Какие гласные буквы стоят после ж?

-Какие гласные буквы вы не увидели после ж?

6. Чтение чистоговорок(работа над произношением и дикцией ):
жа-жа-жа – прилетели два чижа.
жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
же-же-же – дождь прошёл уже. 
жи-жи-жи – в реке плавают ужи.
жо-жо-жо – в комнате стало свежо.
- Какой звук чаще всего повторяется в этих словах? [ж].Какой он?

Вывод: звук [разрезной кассе букв и слогов.всегда твёрдый, мягкого парного звука не имеет, поэтому стоящая после ж буква теряет свою функцию мягкости предшествующего согласного. Поэтому сочетание жи всегда пишется с буквой и.Это правило надо запомнить.

7.Звуко-буквенный анализ слов «жук», «ежи»

VI. Работа по учебнику.

1.Работа над текстом   
а). Жужжащее чтение
- Назвать слова, в которых есть буква Ж 
б). Чтение вслух «цепочкой» по предложениям
в). Беседа по прочитанному:
- Во что играли дети?
- Кто был Жмуркой?
- Кого догнал Женя?
- Как можно озаглавить рассказ?
г). А что могло произойти дальше?
( рассказы детей) 
2. Игровое упражнение «КТО – ГДЕ» (разрезная касса букв и слогов.). Работа в паре.
- Закончи правильно предложение.
Ежи в болоте.
Мыши в небе.
Ужи в поле.
Стрижи в реке.
Ерши в лесу
VII. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.

VIII. Продолжение  работы по теме урока.
1.Работа по развитию речи. Составление рассказа со словами: гора, дорожка, лыжники, снежинки, сосны, ели).
2.Словарная работа: дорожка ,платок.

3. Игра «Четвертый лишний» 
- Найдите лишнее слово
1. журавль, желудь, жираф, еж ( жёлудь- растение)
2. Женя, жук, Жанна, Жучка (жук-насекомое)

4.Игровое упражнение «Кто больше»

-Надо как можно больше запомнить слов со звуком  [ж]?

-Жил-был жестокрылый жук.

-Жила-была жеманная жужелица.

- Жарко !- жаловалась жужелица.

-Жив- здоров! -жужжал жук.

-Жаба!- жалась жужелица.

-Жив -здоров!- живо жужжал жук.

-Жёлуди желтеют, -жалела жужелица.

-Жив- здоров!- жужжал жук.

5. Знакомство с жуком- жужелицей.

- В нашей природе много жуков именуемых жужелицами. Почти все они хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц.

Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу, со злостью убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей. Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц бабочек, которыми питаются. Жужелицы приносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада. Пожалуйста, постарайтесь не погубить без надобности ни одного живого существа. Чтобы сердце ваше было добрым ко всему, что бегает, ползает, плавает, летает, ходит.

IX. Итог урока.
- Давайте подведём итог нашего урока. 

-Чем сегодня занимались на уроке?

-Чему доброму вы научились на уроке?
X. Рефлексия.
- Дополнить предложение: « Я теперь знаю, что буква Ж…»

- Как пишутся сочетание жи - ши?
Самооценка учащихся. 
- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то покажите его на смайликах.
- Продолжите мои предложения:
-Было интересно…
-Было трудно…
-У меня получилось…

-Что у меня не получилось…
- Спасибо всем за урок. Вы у меня молодцы!
- Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над пониманием. Элемент урока обучения грамоте в 1 классе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (Образовательная система «школа 2100»). Тема: Работа с текстом «Три птичницы» при изучении звуков [ ц ] , [ щ ] и букв «ц» , «щ».

На основе текста "Три птичницы" проводится   работа над пониманием текста, отрабатываектся умение понимать смысл пословиц, акцентируется внимание на многознач...

Игры при изучении звуков

В период обучения грамоте особое внимание нужно уделить  тому, чтобы ребёнок ясно слышал, точно выделял и правильно произносил звуки. Умение дифференцировать звуки речи вырабатывается в проц...

презентация изучение звука и буквы х

презентация изучение звука и буквы х...

БЛОКОВОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

О блоковом изучении звуков и букв прочитала в журнале «Начальная школа» № 2 за 1993г.В своей работе К.А. Плеханова использовала основные положения системы, разработанной профессором П.М. Эрдниевым, в ...

Тест. Повторение изученного. Звуки и буквы. Слог, ударение. 4 класс

Данный материал предназначен для учащихся 4 классов для повторения изученного материала в начале учебного года....

Изучение звуков и букв английского языка для 2-х классов (опорный учебный материал)

В данном документе представлены правила чтения букв и буквосочетаний для обучающихся 2-х классов с заданиями направленными на закрепление тем: глаголы-связки, местоимения, звуки, буквы английского язы...

Выражения согласия и несогласия в диалоге-расспросе. Изучение звука[kw].

Конспект урока для 2 класса по английскому языку. УМК Rainbow English, Афанасьева, Михеева...