Цикл уроков по произведению Ю.Нагибина "Зимний дуб"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Тема понимания в отношениях взрослых и детей
в рассказе Ю.Нагибина «Зимний дуб»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Три урока по литературному чтению Ю.Нагибин "Зимний лес" | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению
4 класс
Программа Эльконина-Давыдова
Автор учебника Матвеева Е.И.
Тема цикла уроков:
Тема понимания в отношениях взрослых и детей
в рассказе Ю.Нагибина «Зимний дуб»
Цели:
- анализ текста - читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации;
Задачи:
Предметные:
-включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации ;
-помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.
Личностные:
-высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста
Метапредметные:
- преобразовывать и интерпретировать информацию: соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте
Урок 1
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 этап. Подготовка к первичному восприятию. Работа с текстом до чтения. Цель: прогнозирование содержания текста | |
Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом Юрия Нагибина «Зимний дуб». - Кто-то из вас уже сталкивался с творчеством этого писателя? - Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом рассказе? Почему именно зимнему дубу посвящено произведение? - Можем мы узнать из названия, где и когда происходит действие? - Можем ли мы предположить, кто будет главным героем рассказа? - Мы выслушали все предположения, хотите проверить, кто окажется прав? | Выслушиваются ответы детей. |
2 этап. Постановка цели урока. | |
Но прежде чем насладиться чтением, давайте сформулируем цели и задачи урока. С какой целью мы будем знакомиться с рассказом Ю.Нагибина? | Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения |
3 этап. Комментированное чтение 1 части рассказа и диалог с автором через текст | |
Учитель читает первую часть рассказа. Вопросы во время чтения «Мороз был крепкий, и к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцати четырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось» -Почему молодой учительнице нравился мороз? «Это был Фролов, объездчик с конезавода» Кто такой объезчик? «Фролов приподнял кубанку над крепкой, хорошо остриженной головой» Что такое «кубанка»? | Слушают чтение учителя. -Мороз бодрил, вокруг была сказочная красота, и это не могло не нравиться молодой учительнице. -Специалист по объездке лошадей. Кубанка-мужской головной убор. |
4 этап. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | |
Задача: находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение | |
-Как вы думаете, с какой целью автор открывает повествование пейзажем? -Каким образом встреча в поле характеризует героиню? | -Описание зимней природы помогает нам понять настроение учительницы. Анна Васильевна любуется красотой зимнего морозного утра, выпавшим за ночь снегом. Эта картина жизни вызывает у неё радостное («Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе»), бодрое («Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тел»), игривое настроение («Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет»). Самоуверенная:«Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дороги уваровской учительнице» Пользуется уважением, образованная, умная «Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, — и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе — всюду ее знают, ценят и называют уважительно — Анна Васильевна» |
5 этап. Комментированное чтение 2 части рассказа и диалог с автором через текст | |
Задача: поиск информации и понимание прочитанного | |
Учитель по ходу чтения уточняет лексические значения малознакомых слов и задаёт скрытые вопросы автора. «И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам кАпоры и платочки, куртузы и шапочки, ушанки и башлыки» Какой общий признак есть у всех перечисленных слов, являющимися однородными членами предложения? Презентация слайд №13 «И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?..» Когда страх можно назвать смешным? | Дети читают по цепочке вторую часть рассказа. -Это названия головных уборов. -Учительница с улыбкой вспоминает свой страх, потому что волноваться не было причины. |
Этап 6. Оценка информации | |
Задача: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте | |
-Как АВ относится к своей работе? -Что поразило учительницу в ответе Савушкина? -Почему АВ назвала про себя Савушкина «трудным мальчиком» -Каким предстаёт Савушкин в этом эпизоде? | -Ответсвенно, добросовестно: «Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: "Существительным называется часть речи... существительным называется часть речи..."» -« Он сказал это не так, как другие ученики. Слова вырвались из его души как признание, как счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце» -« Савушкин сел, улыбаясь каким-то своим мыслям, ничуть не тронутый грозными словами учительницы» -Добродушный, не от мира сего «сел, улыбаясь каким-то своим мыслям..», смешной «В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на которых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея.» |
Этап 7. Итог урока | |
Смогли ли мы найти подтверждение нашим предположениям, с которых начали урок? Можно ли назвать зимний дуб герем рассказа? А вот я считаю, что именно зимний дуб – главный герой рассказа Ю.Нагибина. Но об этом мы поговорим на следующем уроке. А пока давайте обсудим, каким может быть домашнее задание. | Скорее всего дети ответят на этот вопрос отрицательно. Выслушиваются ответы детей. Возможны варианты: дочитать рассказ до конца и узнать, наконец, почему он так называется; узнать об авторе. |
2 урок Тема: «Характеры героев рассказа» | |
1 этап Постановка цели урока. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
На прошлом уроке мы начали знакомство с рассказом Ю.Нагибина «Зимний дуб». На какие вопросы мы пытались ответить? Дома вы дочитали рассказ до конца и теперь уже можете ответить наверняка на эти вопросы. -Почему рассказ называется «Зимний дуб»? -Можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа? Сегодня на уроке мы более подробно поговорим о героях рассказа, точнее об их взаимоотношениях. Назовите героев произведения Ю.Нагибина. Учитель фиксирует ответы на доске. | -Почему рассказ называется «Зимний дуб»? Можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа? Выслушиваюся ответы детей. -Анна Васильевна и Савушкин. (Если дети не назовут в числе героев зимний дуб, спросить, почему не назвали) |
Задача 1: определять тему частей текста | |
Рассказ «Зимний дуб» разделён на 4 части. Определите тему каждой из частей | - Тема 1 части: тропинка в школу ( или «напоённый светом январский денёк») Тема 2 части: урок русского языка в 5-а классе. Тема 3 части: разговор учительницы с учеником Тема 4 части: красота зимнего леса (или «зачарованный мир покоя и беззвучья») |
Задача 2: находить в тексте конкретные аргументы, сведения, факты, заданные в явном виде. Проверим, насколько внимательно вы читали начало рассказа. Ответьте кратко на вопросы. (Приём в форме опросника прямого вопроса) -Как звали молодую учительницу-героиню рассказа? -Сколько ей было лет? -Сколько лет она проработала в школе? -Какой предмет преподавала? -Как относились к молодой учительнице ученики и их родители? -К ученикам какого класса спешила учительница морозным утром? -Какую тему проходили ученики? -Назовите фамилию ученика, опоздавшего на урок. -Какой пример существительного привёл герой рассказа? -Что послужило причиной вызова мальчика в учительскую? Заготовьте оценочную линеечку. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Подтвердите ответы цитатами. (Приём поискового чтения) | Дети записывают в тетради ответы на вопросы. -Анна Васильевна -24 года -Два года -Русский язык -Уважительно -5 «а» -Имена существительные -Савушкин -Зимний дуб -Савушкин постоянно опаздывал на 1 урок. Взаимопроверка. Подтверждение ответов цитатами. (За каждую быстро найденную цитату ученики ставят себе в тетради плюс. Ученики,набравшие больше всего плюсов, получают «5») |
Задача 3: понимать информацию, представленную в неявном виде | |
Вы сейчас отвечали на мои вопросы, легко находя подтверждения своим ответам в тексте. А вот теперь попробуйте ответить на вопросы, на которые нельзя найти прямые ответы в рассказе. И всё-таки ответить на них можно. Предлагаю разбиться на группы для обсуждения ответа в течение 1 минуты. (Приём в форме хитроумных вопросов) Вопрос 1. Сколько времени, по мнению АВ, должен был тратить Савушкин на дорогу в школу? Вопрос 2. Кем работала мама Савушкина? | Объединяются в группы для обсуждения ответов. - 45 минут: «От санатория до шоссе минут пятнадцать и по шоссе не больше получаса» - Санитаркой при санатории: «Она вспомнила мать Савушкина — "душевую нянечку", как называл се сын. Она работала при санаторной водолечебнице, худая усталая женщина с белыми и обмягшими от горячей воды, будто матерчатыми, руками» |
Этап 2. Работа с текстом: оценка информации | |
Задача 1: определять место и роль иллюстративного ряда в тексте | |
Предлагаю вам продолжить работу с текстом. Я буду показывать вам фотографии зимнего леса, а вы постарайтесь найти, подходящие с вашей точки зрения, строчки из теста рассказа «Зимний дуб» (приём выборочного чтения) | Просмотр презентации. Зачитывание цитат. |
Физкультминутка. Задача 2: находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение | |
Теперь давайте поговорим о героях рассказа. (приём выбора ключевых слов из синонимичного ряда для характеристики героев, объектов, явлений) Вспомните, какие черты характера этих героев мы определили на прошлом уроке. Ответы фиксируются на доске. -Как разговор АВ и Савушкина характеризует каждого из них? -А какие черты характера проявляются у наших героев во время прогулки по лесу? -Каким мы видим Савушкина? Возможные наводящие вопросы: «— А ты его видел? — азартно спросила Анна Васильевна» Как вы понимаете словосочетание «азартно спросила»? -Почему в вопросе учительницы появились азартные, задорные нотки? (Ей захотелось увидеть живого лося в лесу. «Анна Васильевна заинтересовалась следами»). «Анна Васильевна прикусила язык. Пожалуй, здесь, в лесу, ей лучше помалкивать» Кто так подумал? Какой приём использует автор? Почему так подумала АВ? (Так подумала сама АВ. Автор использовал приём ПТЗ. Учительница поняла, что здесь, в лесу, она гостья, а её ученик Савушкин разбирается в тайнах леса лучше, чем она) -Можно ли назвать Савушкина учителем Анны Васильевны? Чему он научил ее? | -Анна Васильевна: самоуверенная, кокетливая, умная, образованная Савушкин: добродушный, рассеянный -АВ не любит ложь, значит, она честная, правдолюбивая. «Ей стало смутно и грустно, как и всегда, когда она сталкивалась с детской ложью» Савушкин наивный, искренний, открытый и тоже честный, бесхитростный. «он только смотрел на нее большими серыми глазами, и взгляд его словно говорил: "Вот мы все выяснили. Чего же тебе еще от меня надо?"» -Савушкин любит природу, животных. Он открыл для себя особый мир. Любознательный «Он продолжал водить Анну Васильевну по своему мирку» Внимательный, заботливый. -АВ любопытная «Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей потайную жизнь лес…» «Анна Васильевна заинтересовалась следами……азартно спросила…..» азартная, увлекающаяся «Анна Васильевна заметила, что, падая в воду, снег не таял, сразу густел, провисал в воде студенистыми зеленоватыми водорослями. Это ей так понравилось, что она стала носком ботика сбивать снег в воду, радуясь, когда из большого комка вылеплялась особенно замысловатая фигура. Она вошла во вкус…» самокритичная «Боже мой! — вслед за тем с болью подумала Анна Васильевна, — Можно ли яснее признать свое бессилие?» |
Этап 4. Итог урока | |
Мы провели с вами большую работу. Но вот вопрос: можно ли назвать зимний дуб героем рассказа- так и остался открытым. Почему же автор назвал рассказ именно так? Об этом поговорим на следующем уроке. А что вам нужно сделать дома, чтобы подготовиться к следующему уроку? | Выслушиваются ответы детей. Возможные варианты: перечитать заключительную часть рассказа, в которой описывается зимний дуб и встреча с ним АВ. Нарисовать зимний дуб и его обитателей. |
3 урок Тема «Роль природы в жизни человека» | |
1 этап. Постановка цели урока. | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Сегодня у нас заключительный урок по изучению рассказа Ю.Нагибина «Зимний дуб» Нам осталось ответить на последний вопрос: можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа? Почему всё-таки автор назвал рассказ именно так? Как писателю удалось передать красоту дерева? Какую роль играет природа в жизни человека? Как при помощи слова создается образ? Чтобы ответить на эти вопросы, надо научиться быть внимательным к художественному слову. Нам предстоит проделать очень большую работу. | |
Этап 2. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | |
Дома вы рисовали рисунки. Давайте посмотрим, какаим вы представили зимний дуб. Учитель просит подобрать цитаты к рисункам одноклассников. | На доску вывешиваются детские рисунки. Находят цитаты к рисункам. |
- Мы перечитали описание зимнего дуба. Какие изобразительные средства использовал автор при описании? - Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании? - Почему дуб назван «великодушным стражем леса»? - Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка? -Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?
-Изменилось ли у Анны Васильевны мнение о Савушкине после прогулки по лесу? Почему она решила не говорить с его матерью? -Почему Анна Васильевна, думая о мальчике, назвала его чудесным и загадочным гражданином будущего? | -Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись. (Просмотр презентации:слайд № 10, 11) -Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался прошитым серебряными нитями; листья в снежных чехольчиках. -Чтобы лучше показать читателю красоту зимнего дуба, представить его наглядно. -Потому что огромный, могучий, стоит, как страж. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящерицы, козявок. Зимний дуб «великодушно» приютил их всех. -"Просто дуб – что! Зимний дуб – вот это существительное!" -"…Робко шагнула" к нему, а "страж леса" тихо качнул ей навстречу ветвью. -Да, изменилось. Она подумала о мальчике как о «чудесном и загадочном человеке» |
3 этап. Обобщающая беседа по прочитанному. | |
-Что изменилось в Анне Васильевне после прогулки по лесу? -Как вы думаете, почему все ее уроки показались ей скучными и сухими? Что, по-вашему мнению, не хватало в ее уроках? -Изменятся ли уроки Анны Васильевны после прогулки по лесу? -Можно ли назвать Анну Васильевну настоящим учителем? Какими качествами должен обладать настоящий учитель? -Можно ли назвать Савушкина учителем Анны Васильевны? Чему он научил ее? -Как вы думаете, будет ли Савушкин опаздывать после этой прогулки? Как вы думаете, что скажет ему Анна Васильевна, если он опять опоздает? -Как вы думаете, каким вырастет Савушкин? - Как вы думаете, почему Анна Васильевна поняла, что самым удивительным в лесу был чуткий мальчик, вслушивающийся в таинственный мир природы? Согласны ли вы с ней? | -Когда Анна Васильевна побывала в мире Савушкина, она многое открыла для себя. Ученик знал то, чего не знала учительница. В душе Анны Васильевны происходит осмысление жизни: каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать. -Это человек, который не только учит, но и готов учиться сам |
4 этап. Итог урока | |
-Почему рассказ называется «Зимний дуб»? | -Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть необычное в обычном. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл уроков математики
Планы уроков по математике...
Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе
Цели:1.Дать сведения о гончарном ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...
цикл уроків з теми " Нежива природа" 3 клас
Представляю на розгляд вчителів мої уроки разом з презентаціями з теми " Нежива природа "3 клас. Сподіваюсь,що може,комусь стануть в нагоді...
Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница", 3 класс.
Данный цикл уроков литературного чтения является авторской разработкой и направлен в помощь коллегам, использующим в своей работе интегрированные уроки....
Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" 3 класс
Цели:Познакомить обучающихся с творчеством русского писателя В.М. Гаршина и его сказкой «Лягушка-путешественница»;Задачи:формировать коммуникативные умения: выделять главную мысль те...
Урок 1- 2 цикл уроков по окружающему миру
Цель:Ознакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами,2. Познакомить с защитным знаком «Качеством Кубани»;3. Орган...
Цикл уроков по формированию и развитию функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Цикл современных уроков математики...