внеурочное занятие "Путешествие в русскую деревню"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Занятие по краеведению в виде спектакля, в котором участвуют дети как экскурсоводы по русской деревне. Рассказывают о жизни, быте, традициях крестьян на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie._puteshestvie_v_russkuyu_derevnyu.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность.

Тема занятия: Посиделки. Путешествие в русскую деревню.

Цель:
Приобщение детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность.
Задачи:
1.    Расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
2.    Закрепить знания детей о русской избе,  о предметах русского быта, о народном творчестве.
3.    Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности.
4.    Обобщить знания детей об избе на Руси: о предметах быта.
5.    Закрепить знания о символах и древних образах.
6.    Развитие интереса к прошлому.
7.    Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.

Ход занятия:

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Проходите, располагайтесь поудобнее « кто на лавку, кто под лавку, а кто и в уголке постоит» - не пугайтесь, так шутили в старину. Мы рады приветствовать Вас. Сегодня мы совершим с вами путешествие в старину, в русскую деревню.

Сегодня вы узнаете, как строились деревянные дома в России; как выбиралось место для постройки; по каким правилам выбирали место для строительства. Вы узнаете, как русские люди украшали свое жилище.

Нашу экскурсию проведу я …. и мои помощники, с которыми вы встретитесь в ходе экскурсии.

Слайд 2. (терем)

Что ни терем, ни изба –

Позолота да резьба.

Терем, терем, теремок,

Он затейлив и высок,

В нём окошки слюдяные,

Все наличники резные,

А на крыше петушки

Золотые гребешки.

А перилах на крылечке

Мастер вырезал колечки,

Завитушки да цветки

И раскрасил от руки.

В терему резные двери,

В изразцах на печке в ряд

Птицы райские сидят.

Душно в тереме высоком

От натопленной печи:

Не откроют в холод окна

Наши предки русичи.

Ведущий: На Руси всегда знали и ценили великолепные свойства древесины: ее дешевизну; легкость обработки; прочность способность сохранять тепло; сравнительную долговечность. В деревянной избе всегда сухо, летом - прохладно, зимой – тепло. Правда у дерева есть враги  - это огонь, вода, а также жучки, которые точат дерево и портят древесину.

Слайд 3. На картинке враги дерева: огонь, вода, жучки.

Ведущий: Лучший материал для строительства русской избы - хвойные породы деревьев. Попробуйте их отгадать.

Загадки на слайде 4: ель, сосна, лиственница.

Ведущий: Мой первый помощник Дух леса расскажет вам о заготовке древесины для строительства дома.

Помощник 1: Лучшее дерево для сруба – сосна, смолистая, дождей и снега не боится, дольше не загнивает и не становится трухлявой. Прочны дуб и ель. Ель заготавливали для крыш. Нельзя брать старые деревья - они должны умереть своей смертью.

Нельзя рубить дерево на перекрестке дорог, т. к. там хоронили людей, умерших не своей смертью, следовательно, в дереве может оказаться нечистая сила.

Если три первых дерева для рубки не подошли, лучше вернуться домой.

При валке дерева следовало постараться, чтобы оно не упало на север, дом будет холодным.

Заготавливали деревья зимой, в полнолуние, когда по поверьям оно спит; потому что если срубить его раньше, то брёвна будут отсыревать, а потом трескаться.

Деревья рубили топором, т. к. считали, что он закрывает края дерева, и оно не гниет.

Слайд № 5 На картинке зимней лес.

Музыка Звуки леса.

Ученик: В старину, русские люди верили в хорошие и плохие приметы и очень осмотрительно выбирали место для своего будущего дома. А вот как это происходит, расскажет вам Дух луга и поля.

Дух Луга и Поля В старые времена избы на любом месте не строили. Выбору места, где должен стоять дом, уделялось большое внимание.

Не строили там, где раньше проходила дорога или стояла баня, т. к. эти места считались нечистыми.

Место выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли, но при это чтобы не затопляло при разливе рек.

Чтобы не было в доме холодно и сыро от ветра, особенно осеннего, место должно быть высоким, светлым и сухим.

В старину брали три хлебца, хозяин приглядит площадку для строительства, поутру выходит на место строительства. Два хлебца кладут за пазуху, один с правой стороны, другой с левой, а третий прямо на сердце, пусть он правду скажет. Потом их бросали на землю, коль упадут корками кверху, можно дом строить, а уж, коли, нет, то не обессудь, ищи другое место.

Счастливым считалось то место, на которое ложились отдыхать коровы, гуляющие в стаде, т. к. рога считались символом плодородия и достатка.

Место, на котором собирались строить дом, - освещалось.

Где, будет дом сажали – березку.

Под бревна первого венца укладывали деньги, шерсть, зерна – все это символы богатства и семейного тепла; ладан – символ святости дома.

Ученик: (Плотник) После выбора места - хозяин приглашал на помощь в строительстве соседей и односельчан. В старину практически каждый крестьянин владел искусством плотника. В те времена, чуть ли не единственным инструментом плотника был топор.

Экскурсовод: Повсеместно в России, не только избы, но и церкви, мельницы, амбары, овины возводили без единого гвоздя, при дружной и спорой работе – дом могли возвести за один день.

Экскурсовод: Древнерусский строитель очеловечивал свое жилище, уподоблял его живому человеку. И это проявилось в названии деталей избы, которые дошли до нас из глубины веков. А расскажет нам об этом ещё один мой помощник… Догадайтесь, кто это.

Учитель: На Руси верили – никакой дом не стоит без этого существа. Он - душа дома, покровитель жилища и людей живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку, кухню. От уважительного отношения к нему зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам “соседушка” устраивает мелкие неприятности: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду. Если он в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Это существо любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку” обязательно звали с собой. Он защищал дом от всяческих напастей.

Конечно, это домовой.

Домовой: У избы, как и у человека, есть лицо, и повернуто оно к дороге – улице. С лица избы глядят на мир глаза – окна. «Наличники» - это рама, располагающаяся вокруг окна, часто украшенная резьбой или росписью. Считалось, что изображение животных и птиц, орнамент охраняют жилье крестьянина от нечистой силы. Наличник- украшение на лице дома. Передняя часть избы – чело (по древне русски – лоб) ; глаза – окна … Вы, можете спросить:- А, где же рот? Звучание слова дверь не напоминает нам слово рот! Чаще вместо слова дверь – употребляли ворота. Через ворота попадали в усадьбу русского крестьянина. Ворота были тем ртом, который красовался на лице русской избы.

Картинки с лицом человека и избы.

Учитель: Как на Руси в каждом доме встречали гостей? (В праздничном русском костюме подносили хлеб-соль).

Слайд 6: с изображением встречи гостей с хлебом-солью.

Учитель: Почему же именно хлеб и соль?

Ученик: Хлеб-символ гостеприимства. А соль с давних времен являлась довольно дорогим продуктом, поэтому подавали его в праздник в достаточном количестве, что говорило о желании хозяев встретиться с гостем.

Хлеб с солью символизировали гостеприимство дома хозяев.

Ученик: С давних времен существовала еще одна мера гостеприимства,  насколько крепко заварен чай. В зависимости от его крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько рады встречи с ним.  

Учитель: После застолья гости плясали, водили хороводы, пели, играли в разные игры, а по вечерам дети любили слушать сказки. У русских людей огромное количество сказок.

Сказочница: 

Здравствуйте, ребята! Трудная у меня сегодня задача: поручили мне не просто рассказать вам сказку, а показать как она рассказывается.

Знаете, что я сейчас держу в руках? Большой серый клубок, не просто клубок, а тот самый, который помог Ивану-царевичу найти царство Кощея Бессмертного. Давайте бросим его перед собой и отправимся в страну сказок.

Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться у тесовых у ворот, там, где присказка живёт. Там, где присказка живёт, у тесовых у ворот… Ну вот, оглянуться не успели, а уже очутились у самых ворот в страну Сказок. Здесь и живут присказки.

  • Эй, сестрицы-присказки, выходите, покажитесь ребятам!

Первая присказка: Было это дело на море , на океане, на острове Кидане стоит дерево – золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идёт – песню поёт, вниз идёт сказки сказывает. Вот  было бы любопытно и занятно посмотреть. Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.

Вторая присказка: А правда, красивая у меня сестрица? А я немного толстовата, но зато весёлая.

На море, на океане,

На острове Буяне

Стоит дуб зелёный,

Под тем дубом стол  золочёный,

Садись, кушай,

Мою сказку слушай.

Третья присказка: А я самая весёлая сестрица, забубённая голова, и самая бестолковая. Летела сова – весёлая голова, вот она летела, летела и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела.

Сказочница: Наши гости ждут, о каких чудесах им дальше будут рассказывать. Вот для чего вы, присказки , и придуманы. Присказки-затейницы так речь поведут, что сразу ясно, что история будет сказываться небывалая, сказочная и слушать хорошо нужно, а то начало пропустишь. Ну, присказки, а не откроете ли вы  ворота? Нам надо в сказочную страну попасть.

Присказки: Мы бы открыли, да ключей у нас нет, они у братьев-зачинов хранятся. Вы зайдите к ним, они по-соседству живут.

Сказочница: До свидания, присказки. Задержались мы у вас. Пойдемте, ребята я вас со сказочными зачинами познакомлю.

Первый зачин: В некотором царстве, в некотором государстве…

Второй зачин: Нет же, братец, совсем не так начинать нужно. Ну, что это за некоторое царство? Не в некотором, а в тридевятом царстве, очень далеко значит, за целых двадцать девять царств от нас, да и звучит лучше: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве».

Третий зачин: Нет, не так. Все сказки нужно начинать с меня: «Жили-были, жили-были.»

Второй зачин: Ну, как это с тебя, да ты у нас самый маленький, постарше тебя есть.

Третий зачин: Маленький, да удаленький. Всё равно самые лучшие сказки с меня начинаются.

Первый зачин: Нет, с меня: в некотором царстве, в некотором государстве.

Второй зачин: Нет, с меня в тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

Третий зачин: Нет с меня: жили-были.

Сказочница: Да перестаньте вы, пожалуйста,  спорить. Ведь это мы, сказочники, выбираем, как сказку начинать. А вы, ребята, не смотрите что они такие спорщики. Когда нужно, они верную службу справляют, без них ведь ни одна сказка не обходится. Они помогают вас в сказочную страну ввести и заодно напомнить, что события чудесные сказочные будут происходить, такие, какие в жизни обычно не случаются. Ну, братья-зачины, откройте нам ворота в сказку.

Первый зачин: Пожалуйста, милости просим в некоторое царство, в некоторое государство.

Второй зачин: Вот сейчас ключ поверну и вы – в тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

Третий зачин: Не забывайте про нас, вернётесь домой – всем ребятам расскажите, как жили-были у ворот в сказочную страну братья-зачины, и для чего мы служим, тоже расскажите.

Сказочница: Ну, вот мы и в сказочной стране. Ребята, сказки бывают разные – волшебные, бытовые, о животных. Многие сказки, которые вы знаете – это сказки народные, но многие писатели на основе народных сказок сочинили свои – авторские сказки. Вот сегодня такие сказки мы вам и предлагаем посмотреть.

Давайте посмотрим первую сказку «Как старик корову продавал».

«Топтыгин и лиса».

 

«Теремок».

 Сказочница: А вот и подошло к концу наше путешествие. Но и напоследок мне есть чем вас повеселить. В нашей сказочной стране растёт необычное дерево. На дереве не яблоки, не груши, а сказочные концовки растут. Весёлые они, но только постоянно споря, кто из них красивее и смешнее сказку заканчивает. Ну что ж, ребята, давайте послушаем их и выберем самую весёлую концовку.

Первая концовка: Сказка вся, боле врать нельзя. Вот какая я маленькая да удаленькая.

Вторая концовка: Да, весёлая ты у нас подружка. Я тоже люблю шутки, вот послушайте: « Я тут на свадьбе была, мёд-пиво пила. Всем гостям подавали ковшом, а мне подали черпом; взяли меня за нос и бросили за мост; я катилась да катилась, да здесь и очутилась.

Третья концовка: Смешная ты, подруженька, да невезучая, ьтебе у меня немного поучиться нужно, вот слушай как надо:

Вам – сказку,

А мне – бубликов связку,

Гречневой кашки

В крашеной чашке,

Масло горшок

Да горячий пирожок.

Сказочница: Вот видите ребята, какие весёлые и смешные концовки. Наше путешествие к сёстрам-присказкам, братьям-зачинам и подружкам-концовкам закончилось. Не забывайте про них, ведь это они делают сказку такой красивой и необыкновенной, переносят в удивительный сказочный мир.

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие по русской деревне. Мы благодарим вас за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО "Русская деревня".

Урок изобразительного искусства. Декоративное рисование "Русская деревня"...

Изготовление макета русской деревни

Презентацию уместно использовать на уроках технологии  в 4 классе  по учебнику «Технология», авторы Рагозина Т.М., Гринёва А.А., Мылова И.Б....

Урок трудового обучения. Работа с бумагой и картоном. Тема "Русская деревня"

Урок можно провести с презентацией "Русская деревня", где подробно рассказывается об устройстве русской избы, ее сакральных украшениях...

Мастер-класс. Русская деревня.

Назначение: Для работы с детьми от 8 лет и старше, педагогов, родителей.Цель: Выполнение тематического рисунка в смешанной технике.Задачи:- Познакомить учеников с особенностями русской деревянной архи...

"Русская деревня"

Творческая мастерская...

Исследовательский проект "Большое путешествие Муми -Тролля в русскую деревню".

Проект поможет  расширить представление о русском языке,узнать  больше о словах-архаизмах.Архаизмы-это устаревшие слова, вышедшиеиз активного употребления в речи....

Методическая разработка открытого занятия по теме: «Русская деревня» Деревенские избы в технике аппликации

Конспект занятия студии дизайна «Волшебный мир»Коллективное панно из бумагиЗанятие студии декоративно-прикладного творчества для учащихсяТема: Русская деревняЦели: формирование предст...