Г. Скребицкий «Жаворонок»
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

 

Тема урока: Г. Скребицкий «Жаворонок»

Цель: познакомить детей с творчеством Г. Скребицкого и его произведением «Жаворонок»

 

Учебные задачи:

        

Направленные на достижение личностных результатов:

  • научить проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к чтению;
  • способствовать формированию умения выражать свои эмоции, любви  к природе.

 

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Регулятивных: учить принимать участие в учебном сотрудничестве,  принимать позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
  • Познавательных: осознанно строить речевое высказывание, работать с моделями, строить сообщение в устной форме;
  • Коммуникативных: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, строить монологическое высказывание, договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.

 

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • продолжить работу по формированию основ  читательской деятельности,  анализировать художественное произведение, работать с пословицами;
  • способствовать формированию умения моделировать обложку, развитию навыка правильного осознанного чтения целыми словами, обогащению словаря учащихся;
  • содействовать развитию творческих способностей учащихся, воспитанию нравственно-этических качеств, любви  и бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_literatura.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока литературного чтения

Учитель: Власова В.И.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Г. Скребицкий «Жаворонок»

Цель: познакомить детей с творчеством Г. Скребицкого и его произведением «Жаворонок»

Учебные задачи:

        

Направленные на достижение личностных результатов:

  • научить проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к чтению;
  • способствовать формированию умения выражать свои эмоции, любви  к природе.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Регулятивных: учить принимать участие в учебном сотрудничестве,  принимать позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
  • Познавательных: осознанно строить речевое высказывание, работать с моделями, строить сообщение в устной форме;
  • Коммуникативных: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, строить монологическое высказывание, договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • продолжить работу по формированию основ  читательской деятельности,  анализировать художественное произведение, работать с пословицами;
  • способствовать формированию умения моделировать обложку, развитию навыка правильного осознанного чтения целыми словами, обогащению словаря учащихся;
  • содействовать развитию творческих способностей учащихся, воспитанию нравственно-этических качеств, любви  и бережного отношения к природе.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: карточки для рефлексии, учебник «Литературное чтение» 2 класс (автор Л.А.Ефросинина), рабочая тетрадь по литературному чтению, карточки для индивидуальной и групповой работы, тестовые задания.

Материалы для учителя: учебник «Литературное чтение» 2 класс (автор Л.А.Ефросинина), презентация, компьютер, проектор.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.  Организационный этап.

Вот и прозвенел звонок

Начинается урок.

Время не теряем

Урок мы начинаем!

Внимательно слушаем и правильно отвечаем.

Как работаем на уроке литературного чтения?

(Повторим, подумаем, расскажем, узнаем, закрепим, подведем итог)

 

Прогнозирование

- Повторим

- Подумаем

- Расскажем

- Узнаем

- Закрепим

- Подведем итог

 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности.

 1.Речевая разминка.

а) дыхательная гимнастика

 вдох – носом, выдох через нос;

 вдох – задержка дыхания – выдох;

 вдох, выдох, задержка дыхания.

- упражнение для губ и языка «Улыбка»

 Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

б) работа с пословицей.

Летит скворец – зиме конец.

- Прочитайте.

-Подготовьтесь читать.

в) актуализация читательского опыта учащихся, работа с моделями.

Весна – прекрасное время года, время пробуждения природы. О весне написано много литературных произведений, давайте их вспомним.

 г) проверка домашнего задания

- Какое произведение готовили дома?

- Назовите жанр произведения.

Дыхательные упражнения

Доброе утро и солнцу, и птицам:

Доброе утро улыбчивым лицам.

-Подготовьтесь читать:

1 ряд – с вопросительной интонацией;

2 ряд – весело;

3 ряд – быстро.

Учащиеся по моделям называют произведение

-Чтение стихотворения А.Барто «Апрель»

-выразительное чтение стихотворения

Регулятивные: принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Познавательные: поиск фактов и суждений.

Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение.

3. Постановка учебной задачи.


 - Как вы думаете, о ком мы будем читать сегодня произведение?

- Каких птиц называют вестниками весны?  

    Птицы возвещают о приходе весны, про каждую птицу сложено много произведений, но к одной из них у русского народа особое отношение – ей посвящен праздник.

 

 

Формулировка темы урока учащимися.

Работа по зрительным меткам.

Высказывания учащихся, формулировка темы и цели урока.

-Сообщение учащихся о жаворонке.

На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских людей  повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.

 На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

 Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки и что есть силы кричали.

 После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери.

Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу выполнения задания.

Познавательные:

удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений.

4. Построение проекта выхода из затруднения.


 

1. Рассказ учителя о писателе, знакомство с биографией (презентация )Г. Скребицкого

Георгий  Алексеевич  Скребицкий – писатель – натуралист. Он писал рассказы и сказки о природе. Скребицкий с детства любил слушать и читать книги о природе.  Он любил ходить в лес, на речку. Воображал себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за животными.  В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, белочки, зайчишки. В каждом   времени  года он умел найти что-то удивительно прекрасное. В своих произведениях он рисует картины природы,  учит наблюдать за природой, видеть  и понимать её красоту.

2. Первичное восприятие.

3. Беседа по содержанию.

-Понравилось вам произведение?

- Что особенно запомнилось?

- Какие картины природы вы себе представляли?

4. Физкультурная минутка

 

5. Моделирование обложки

- Что вы услышали?

– Подходит ли данная модель к прослушанному произведению?

6. Словарная работа.   В тексте встретятся слова с непонятным значением.

 

5. Физкультурная минутка для глаз (тренажер «Восьмерка»)

Ознакомительное чтение детьми: Г. Скребицкий «Жаворонок»

Слушают рассказ.

Слушают произведение.

Отвечают на вопросы.

Маленькие птички,

Птички невелички,

По лесу летают,

Песни распевают.

Буйный ветер налетел

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в гнездо

Там уютно и тепло.

Моделируют обложку, защищают модель у доски (слайд)

Ответы учащихся

Словарная работа:

Игра «Найди соответствия»

Пригорок – небольшой холм

Трущобы – непроходимые места

Лютая стужа – злая, свирепая

  

Регулятивные:

прогнозирование,

познавательные: моделирование, построение рассуждений.

Коммуникативные:  умение аргументировать своё предположение, договариваться, находить общее решение.

5. Первичное закрепление.

Чтение текста «цепочкой» по абзацам.

Беседа по прочитанному тексту:

- Что Г.Скребицкий  называет белым нарядом зимы?

- Откуда взлетел жаворонок?

- Как летел жаворонок?

-Что слышалось в его песне?

- Куда разносилась песня жаворонка?

- Кто услышал песню жаворонка?

- Какие звери проснулись?

- О чем думали животные?

- С чем автор сравнивает жаворонка?

2. Физкультурная минутка для глаз по методике В.Ф.Базарного

3. Выборочное чтение текста

- Откуда взлетел жаворонок?

(2 абзац)

- Что слышалось в его песне?

(4 абзац)

- Кто слушал весеннюю песню?

(8 абзац)

4. Работа в тетради  «Литературное чтение»

 

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму

Выполнение теста

 

  

 

 

 

Чтение вслух по  абзацам, беседа по вопросам.

 

 

 Выполнение физкультурной минутки по методике В.Базарного

Чтение текста и ответы учащихся.

 

 

1 вариант - с.67 задание 1 – С чем автор сравнивает жаворонка?

2 вариант – с.67 задание 2  

Допиши  предложение: Жаворонок – маленькая …

Взаимопроверка работы

 

1. Где разнеслась песня жаворонка?

а) по селу  и деревне;

б) по полям и лугам.

2. О чём думали все птицы и звери?

а) уже не страшна лютая стужа;

б) вернётся лютая зима.

Самопроверка по алгоритму

Регулятивные: контроль, коррекция,

познавательные: структурирование знаний, выбор способа решения задачи, построение речевого высказывания, коммуникативные.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в группах:

Составление проекта «Вестник весны»

1 группа  - восстановление стихотворения

 

2 группа – оставление заклички

 

 

3группа – восстановление загадки

 

4 группа – составление приметы

 

5 группа – составление скороговорки

 

Работа в группах:

 

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней!

В чистом поле – домик твой,

В ясном небе – песня!

Уж вы пташечки, жавороночки,

Прилетайте к нам,

Весну красную, весну ясную

Принесите нам.

Хочет -  прямо  полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

И поёт, поёт, поёт

Жаворонок летит к теплу.

 Жаворонок в жару кружит над жнивьём.

Регулятивные: контроль и коррекция,

коммуникативные – управление поведением партнера.

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

 Обобщение

 - Что делали на уроке?

 - Что вам понравилось?

 - Какие сделали выводы?

 Рефлексия

На партах у вас рисунки жаворонков.

Если вы работали уверенно и не допускали ошибок – жаворонок взлетел к солнцу, если возникли трудности – посредине, если трудно – только начал взлетать (показ карточек).

Отвечают на вопросы

Осуществление самооценки (дети показывают карточки)

Коммуникативные:

умение аргументировать своё предложение, находить общее решение

Познавательные: рефлексия, личностные:

Смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока литературного чтения во 2 классе Произведения о родной природе. Анализ рассказа Г. Скребицкого "Жаворонок"

Урок составлен к учебника УМК "Начальная школа XXI века" . В конспекте урока показаны приемы работы над выразительным чтением...

«Нравственно – экологическое воспитание в процессе изучения рассказа Г.Скребицкого «Жаворонок»

«Нравственно – экологическое воспитание в процессе изучения рассказа Г.Скребицкого «Жаворонок» - конспект урока во 2 классе...

Г. Скребицкий «Жаворонок»

Тема урока: Г. Скребицкий «Жаворонок»Цель: познакомить детей с творчеством Г. Скребицкого и его произведением «Жаворонок» Учебные задачи:...