Г. Скребицкий «Жаворонок»
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему
Тема урока: Г. Скребицкий «Жаворонок»
Цель: познакомить детей с творчеством Г. Скребицкого и его произведением «Жаворонок»
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
- научить проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к чтению;
- способствовать формированию умения выражать свои эмоции, любви к природе.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Регулятивных: учить принимать участие в учебном сотрудничестве, принимать позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
- Познавательных: осознанно строить речевое высказывание, работать с моделями, строить сообщение в устной форме;
- Коммуникативных: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, строить монологическое высказывание, договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- продолжить работу по формированию основ читательской деятельности, анализировать художественное произведение, работать с пословицами;
- способствовать формированию умения моделировать обложку, развитию навыка правильного осознанного чтения целыми словами, обогащению словаря учащихся;
- содействовать развитию творческих способностей учащихся, воспитанию нравственно-этических качеств, любви и бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_literatura.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока литературного чтения
Учитель: Власова В.И.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Г. Скребицкий «Жаворонок»
Цель: познакомить детей с творчеством Г. Скребицкого и его произведением «Жаворонок»
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
- научить проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к чтению;
- способствовать формированию умения выражать свои эмоции, любви к природе.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Регулятивных: учить принимать участие в учебном сотрудничестве, принимать позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
- Познавательных: осознанно строить речевое высказывание, работать с моделями, строить сообщение в устной форме;
- Коммуникативных: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, строить монологическое высказывание, договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- продолжить работу по формированию основ читательской деятельности, анализировать художественное произведение, работать с пословицами;
- способствовать формированию умения моделировать обложку, развитию навыка правильного осознанного чтения целыми словами, обогащению словаря учащихся;
- содействовать развитию творческих способностей учащихся, воспитанию нравственно-этических качеств, любви и бережного отношения к природе.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: карточки для рефлексии, учебник «Литературное чтение» 2 класс (автор Л.А.Ефросинина), рабочая тетрадь по литературному чтению, карточки для индивидуальной и групповой работы, тестовые задания.
Материалы для учителя: учебник «Литературное чтение» 2 класс (автор Л.А.Ефросинина), презентация, компьютер, проектор.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный этап. | Вот и прозвенел звонок Начинается урок. Время не теряем Урок мы начинаем! Внимательно слушаем и правильно отвечаем. Как работаем на уроке литературного чтения? (Повторим, подумаем, расскажем, узнаем, закрепим, подведем итог)
| Прогнозирование - Повторим - Подумаем - Расскажем - Узнаем - Закрепим - Подведем итог
| Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | 1.Речевая разминка. а) дыхательная гимнастика вдох – носом, выдох через нос; вдох – задержка дыхания – выдох; вдох, выдох, задержка дыхания. - упражнение для губ и языка «Улыбка» Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. б) работа с пословицей. Летит скворец – зиме конец. - Прочитайте. -Подготовьтесь читать. в) актуализация читательского опыта учащихся, работа с моделями. Весна – прекрасное время года, время пробуждения природы. О весне написано много литературных произведений, давайте их вспомним. г) проверка домашнего задания - Какое произведение готовили дома? - Назовите жанр произведения. | Дыхательные упражнения Доброе утро и солнцу, и птицам: Доброе утро улыбчивым лицам. -Подготовьтесь читать: 1 ряд – с вопросительной интонацией; 2 ряд – весело; 3 ряд – быстро. Учащиеся по моделям называют произведение -Чтение стихотворения А.Барто «Апрель» -выразительное чтение стихотворения | Регулятивные: принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. Познавательные: поиск фактов и суждений. Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение. |
3. Постановка учебной задачи. | - Как вы думаете, о ком мы будем читать сегодня произведение? - Каких птиц называют вестниками весны? Птицы возвещают о приходе весны, про каждую птицу сложено много произведений, но к одной из них у русского народа особое отношение – ей посвящен праздник.
Формулировка темы урока учащимися. | Работа по зрительным меткам. Высказывания учащихся, формулировка темы и цели урока. -Сообщение учащихся о жаворонке. На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских людей повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки и что есть силы кричали. После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери. | Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу выполнения задания. Познавательные: удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений. |
4. Построение проекта выхода из затруднения.
| 1. Рассказ учителя о писателе, знакомство с биографией (презентация )Г. Скребицкого Георгий Алексеевич Скребицкий – писатель – натуралист. Он писал рассказы и сказки о природе. Скребицкий с детства любил слушать и читать книги о природе. Он любил ходить в лес, на речку. Воображал себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, белочки, зайчишки. В каждом времени года он умел найти что-то удивительно прекрасное. В своих произведениях он рисует картины природы, учит наблюдать за природой, видеть и понимать её красоту. 2. Первичное восприятие. 3. Беседа по содержанию. -Понравилось вам произведение? - Что особенно запомнилось? - Какие картины природы вы себе представляли? 4. Физкультурная минутка
5. Моделирование обложки - Что вы услышали? – Подходит ли данная модель к прослушанному произведению? 6. Словарная работа. В тексте встретятся слова с непонятным значением.
5. Физкультурная минутка для глаз (тренажер «Восьмерка») | Ознакомительное чтение детьми: Г. Скребицкий «Жаворонок» Слушают рассказ. Слушают произведение. Отвечают на вопросы. Маленькие птички, Птички невелички, По лесу летают, Песни распевают. Буйный ветер налетел Птичек унести хотел. Птички спрятались в гнездо Там уютно и тепло. Моделируют обложку, защищают модель у доски (слайд) Ответы учащихся Словарная работа: Игра «Найди соответствия» Пригорок – небольшой холм Трущобы – непроходимые места Лютая стужа – злая, свирепая
| Регулятивные: прогнозирование, познавательные: моделирование, построение рассуждений. Коммуникативные: умение аргументировать своё предположение, договариваться, находить общее решение. |
5. Первичное закрепление. | Чтение текста «цепочкой» по абзацам. Беседа по прочитанному тексту: - Что Г.Скребицкий называет белым нарядом зимы? - Откуда взлетел жаворонок? - Как летел жаворонок? -Что слышалось в его песне? - Куда разносилась песня жаворонка? - Кто услышал песню жаворонка? - Какие звери проснулись? - О чем думали животные? - С чем автор сравнивает жаворонка? 2. Физкультурная минутка для глаз по методике В.Ф.Базарного 3. Выборочное чтение текста - Откуда взлетел жаворонок? (2 абзац) - Что слышалось в его песне? (4 абзац) - Кто слушал весеннюю песню? (8 абзац) 4. Работа в тетради «Литературное чтение»
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму Выполнение теста
| Чтение вслух по абзацам, беседа по вопросам.
Выполнение физкультурной минутки по методике В.Базарного Чтение текста и ответы учащихся.
1 вариант - с.67 задание 1 – С чем автор сравнивает жаворонка? 2 вариант – с.67 задание 2 Допиши предложение: Жаворонок – маленькая … Взаимопроверка работы
1. Где разнеслась песня жаворонка? а) по селу и деревне; б) по полям и лугам. 2. О чём думали все птицы и звери? а) уже не страшна лютая стужа; б) вернётся лютая зима. Самопроверка по алгоритму | Регулятивные: контроль, коррекция, познавательные: структурирование знаний, выбор способа решения задачи, построение речевого высказывания, коммуникативные. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Работа в группах: Составление проекта «Вестник весны» 1 группа - восстановление стихотворения
2 группа – оставление заклички
3группа – восстановление загадки
4 группа – составление приметы
5 группа – составление скороговорки
| Работа в группах:
Жаворонок полевой! Нет певца чудесней! В чистом поле – домик твой, В ясном небе – песня! Уж вы пташечки, жавороночки, Прилетайте к нам, Весну красную, весну ясную Принесите нам. Хочет - прямо полетит, Хочет – в воздухе висит, Камнем падает с высот, И поёт, поёт, поёт Жаворонок летит к теплу. Жаворонок в жару кружит над жнивьём. | Регулятивные: контроль и коррекция, коммуникативные – управление поведением партнера. |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | Обобщение - Что делали на уроке? - Что вам понравилось? - Какие сделали выводы? Рефлексия На партах у вас рисунки жаворонков. Если вы работали уверенно и не допускали ошибок – жаворонок взлетел к солнцу, если возникли трудности – посредине, если трудно – только начал взлетать (показ карточек). | Отвечают на вопросы Осуществление самооценки (дети показывают карточки) | Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение, находить общее решение Познавательные: рефлексия, личностные: Смыслообразование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока литературного чтения во 2 классе Произведения о родной природе. Анализ рассказа Г. Скребицкого "Жаворонок"
Урок составлен к учебника УМК "Начальная школа XXI века" . В конспекте урока показаны приемы работы над выразительным чтением...
«Нравственно – экологическое воспитание в процессе изучения рассказа Г.Скребицкого «Жаворонок»
«Нравственно – экологическое воспитание в процессе изучения рассказа Г.Скребицкого «Жаворонок» - конспект урока во 2 классе...
Урок литературного чтения Г. Скребицкий «Жаворонок»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА...
Г. Скребицкий «Жаворонок»
Тема урока: Г. Скребицкий «Жаворонок»Цель: познакомить детей с творчеством Г. Скребицкого и его произведением «Жаворонок» Учебные задачи:...