РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по литературному чтению (УМК "Школа России")
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по литературному чтению (УМК "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit._chtenie.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

                                                УМК «Школа России»

Планируемые результаты изучения предмета

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

1)  формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2)  формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)  воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5)  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относится к людям иной национальной принадлежности;

6)  овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

7)   принятие и освоение социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8)  развитие самостоятельности и личной ответственности за сноп по ступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9)  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10)  наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)  освоение, способами решения проблем творческого и поискового характера;

3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)  использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6)  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7)   использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8)  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9)  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10)  готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11)  умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1)  понимание литературы как явления национальной и мировой литературы, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2)  осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений,  понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3)  достижение необходимого для продолжения образовании уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа  художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4)   использование разных видов чтения изучающее (смысловое, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении и давать и обосновывать нравственную оценку поступков героем;

5)  умение   самостоятельно   выбирать   интересующую   литературу пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6)  умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную  мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать  их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7)  умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение  написать отзыв на прочитанное произведение;

8)  развитие художественно-творческих способностей, умение создавать

собственный текст на основе художественного произведения, репродукции

картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Содержание предмета

Виды речевой и читательской деятельности.

Умение слушать (аудирование).

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение.

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы  книги:  содержание или оглавление, титульный лист,  аннотации иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой  на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал)

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собраны сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литеры турой.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие- им разительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанною произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ  поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народом (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов) последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выяснение авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слон, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на ос пот литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное  построение

плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Тематическое планирование

РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

по

авторской

  по

рабочей

Обучение грамоте

92

92

Добукварный период

14

14

Азбука – первая учебная книга

9

Знакомство с гласными буквами и звуками

5

Букварный период

63

63

Знакомство с согласными звуками

[н, с, к, т, л, р] и  буквами, их обозначающими

8

Знакомство с согласными звуками [в, п, м, з] и  буквами, их обозначающими. Буквы Е,е.

9

Знакомство с согласными звуками [б, д] и  буквами, их обозначающими. Буквы Я,я.

7

Знакомство с согласными звуками [г, ч, ш] и  буквами, их обозначающими. Буква ь.

8

Знакомство с согласными звуками [ж, й, х] и  буквами, их обозначающими. Буквы Ё,ё.

8

Знакомство с согласным звуком [ц] и  буквами Ц,ц.

Буквы Ю,ю, Э,э.

8

Знакомство с согласными звуками [щ, ф] и  буквами, их обозначающими. Буквы ь и ъ.

8

Алфавит

7

Послебукварный период

15

15

Как хорошо уметь читать!

5

Творчество русских писателей

10

Систематический курс

40

40

136

136

136

136

136

136

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

1

1

1

1

1

Самое великое чудо на свете

4

4

4

4

Летописи, былины, жития

11

11

Летописи

3

Былины

4

Жития

4

Устное народное творчество

15

15

14

14

Малые жанры устного народного творчества

5

Русские народные сказки

10

10

Русские народные песни

4

Жили были буквы

8

8

Сказки, загадки, небылицы

7

7

Апрель, апрель. Звенит капель!

5

5

И в шутку и всерьез

6

6

14

14

Веселые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, И. Токмаковой, В. Берестова

6

Веселые рассказы для детей

8

Я и мои друзья

5

5

10

10

О братьях наших меньших

5

5

12

12

Веселые стихи о животных

4

Рассказы и животных

8

Люби живое

16

16

Рассказы М. Пришвина и И.С. Соколова-Микитова

3

Рассказы о животных В.В. Бианки, Б.С. Житкова, В.П. Астафьева, В.Ю. Драгунского

10

Рассказы о животных В.П. Астафьева, В.Ю. Драгунского

3

Природа и мы

12

12

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

2

Рассказы о природе русских писателей

10

Родина

8

8

Люблю природу русскую. Осень

8

8

Люблю природу русскую. Зима

9

9

Люблю природу русскую. Весна

9

9

Поэтическая тетрадь 1.

11

11

12

12

Творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

6

4

Творчество И.С. Никитина и И.З. Сурикова

5

Стихи русских поэтов

8

Поэтическая тетрадь 1 (2 часть).

6

6

8

8

Поэтическая тетрадь 2.

6

6

5

5

Поэтическая тетрадь 2 (2 часть).

8

8

Русские писатели

14

14

24

24

Творчество А.С. Пушкина

8

9

Басни И.А. Крылова

2

4

Творчество Л.Н. Толстого

4

7

Творчество М.Ю. Лермонтова

4

Чудесный мир классики

22

22

П.П. Ершов «Конек-горбунок»

7

Творчество А.С. Пушкина

7

Творчество Л.Н. Толстого

2

Творчество М.Ю. Лермонтова

4

Творчество А.П. Чехова

2

Из детских журналов

9

9

8

8

Страна Фантазия

7

7

Собирай то ягодке – наберешь кузовок

12

12

Рассказы Б.В. Шергина и А.П. Платонова

4

Рассказы М. Зощенко и Н. Носова

8

Делу время – потехе час

9

9

Литературные сказки

8

8

16

16

Сказки В.Ф. Одоевского и В.М. Гаршина

4

Сказка П.П. Бажова

4

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

8

Были-небылицы

10

10

Страна детства

8

8

Писатели детям

17

17

Творчество К.И. Чуковского

4

Стихи С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А. Л. Барто

7

Творчество Н.Н. Носова

6

Литература зарубежных стран

12

12

8

8

15

15

Народные песенки

2

Творчество Ш. Перро

3

Творчество Г.-Х. Андерсена

5

5

Эни Хогарт

2

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

3

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

5

Рассказы С. Лагерлеф

2

Обобщение пройденного (резервные уроки)

4

4

2

2

2

2

Итого

132

132

136

136

136

136

136

136


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению "Школа России"...

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению...

Промежуточная итоговая аттестация по образовательной программе начального общего образования по литературному чтению за курс 4 класса.

Содержание заданий тестов соответствует блокам изучения курса по литературному чтению. Тесты составлены таким образом, что показывают уровень сформированности учебных умений — воспринимать и вып...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования, ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1 -4 класс

Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение».Литературное чтение изучается в 1 классе на уровне начального общего обра...

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе примерной программы начального общ...

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению (1 класс)

Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе примерной программы начального общ...