Рабочая программа. Начального общего образования по литературному чтению для 2 класса, автор-составитель: учитель начальных классов Телюкова С.В.
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
КТП 2 класс, литературное чтение Э. Э.Кац
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП 2 класс, литературное чтение Э.Э.Кац | 64.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Начального общего образования по литературному чтению для 2 класса,
автор-составитель: учитель начальных классов Телюкова С.В.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 15785 от 22.12.2009 (с последующими изменениями), утвержденного федерального перечня учебников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 ),с Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ № 1 им. Героя Советского Союза В.П. Чкалова, на основании авторской программы курса «Литературное чтение» автора Э.Э. Кац.
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.
Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.
Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.
Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:
— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
— развитие воображения, творческих способностей;
— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
— обогащение представлений об окружающем мире.
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.
Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.
В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.
Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.
Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.
Художник — творец, он создаёт свой мир по особым законам.
Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.
Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.
Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.
Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.
В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию.
На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.
В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.
Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.
В четвёртом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.
В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.
Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.
Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.
Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.
Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.
Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Литературное чтение» относится к образовательной области «Филология» и изучается с 1 по 4 класс четыре часа в неделю (136 ч. в год) или по три часа в неделю (102 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (или 438 часов).
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 1 им. Героя Советского СМоюза В.П. Чкалова предмет «Литературное чтение» в 2016-2017 учебном году во2 -х классах изучается 5 часов в неделю, всего - 170 часов в год.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека,
и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного
отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению к концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихсябудут сформированы:
- положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
Учащиеся приобретают опыт:
- внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;
- оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
У учащихся могут быть сформированы:
- представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
- умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
- умения оценивать свое отношение к учебе;
- внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
- эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой. (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы)
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
- читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
- пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
- объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
- вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
- объяснять действия персонажей;
- делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
- сравнивать героев разных произведений;
- ставить вопросы к тексту.
Учащиеся получат возможность научиться:
- в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- создавать рассказ по циклу картинок;
- рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;
- выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
Учащиеся получат возможность научиться:
- читать по ролям художественное произведение;
- сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
- придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
- создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
- участвовать в инсценировании литературных произведений.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- выделять рифмы в тексте стихотворения;
Учащиеся получат возможность научиться:
- объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
- находить сравнения в тексте произведения;
- определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
- определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
- выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
- определять ритм стихотворения путем прохлопывания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся приобретают опыт:
- выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
- самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;
- планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
- прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
- самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту;
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать произведения и героев;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
- находить объяснение незнакомых слов в словаре;
- находить нужные книги в библиотеке.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
- задавать вопросы по тексту произведения;
- сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).
Учащиеся получат возможность научиться:
- обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;
- аргументировать собственную позицию;
- получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.
6. Содержание учебного предмета
2 класс
Круг чтения
Осень пришла
Вспомним лето
С. Щипачёв «Подсолнух»; И. Суриков «Степь»; И. Соколов-Микитов «Вертушинка»; О. Дриз «Кончилось лето».
Здравствуй, осень
М. Пришвин «Полянка в лесу»; А. Майков «Осень»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; К. Паустовский «Прощание с летом».
Самостоятельное чтение. М. Пришвин «Последние цветы»; К. Ушинский «Пчёлы и муха»; А. Барто «Вам не нужна сорока?»; С. Аксаков «Осень»; В. Берестов «Урок листопада».
Региональный компонент: Г. Констанская «Заманила осень, заманила».
Народные песни, сказки, пословицы
Песни. Русские народные песни: «Как на тоненький ледок», «Ходит конь по бережку», «Заинька, где ты был-побывал…»; шотландская народная песня «Спляшем!»; чешские народные песни: «Разговор лягушек», «Сенокос»; английская народная песня «Дом, который построил Джек».
Сказки народов России. Русские сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; ненецкая сказка «Кукушка»; татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба».
Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная «Берёзонька скрип, скрип…»; сербская колыбельная «Нашей Любице…»; латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок…»
Сказки народов мира. Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи — век учись».
Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учёбе.
Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни: «Уж как я ль мою коровушку люблю…»; «Тень-тень, потетень…»; шведская песня «Отличные пшеничные…»; французская песня «Сюзон и мотылёк».
Народные сказки. Русская сказка «Снегурочка»; корейская сказка «Дружные братья»; норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил».
Региональный компонент:Д. Нагишкин Амурские сказки. А. ЛепетухинХехцирские сказки
Зимние картины
И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Опрятней модного паркета…»; Н. Сладков «Песенки подо льдом»; С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок).
Загадки о зиме.
Самостоятельное чтение. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); С. Есенин «Поёт зима, аукает…»; М. Пришвин «Птицы под снегом».
Региональный компонент:А. Максимов «Как я жил в тайге» (глава из повести «Зима»)
Авторские сказки
К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И. Токмакова «Гном»; Х.К. Андерсен «Оле-Лукойе» (главы); А. Толстой «Золотой ключик» (главы); С. Хопп «Волшебный мелок» (главы); Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) «Про пана Трулялинского»; Дж. Родари «Волшебный барабан»; С. Седов «Два медведя»; О. Дриз «Очень Высокий Человек».
Самостоятельное чтение. Дж. Крюс «Колдун в чернильнице»; Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».
Писатели о детях и для детей
Авторские колыбельные: Л. Мей «Баю-баюшки-баю…», А.Майков «Спи, дитя моё, усни…»; И. Токмакова «Как на горке — снег, снег…»; О. Дриз «Нашумелись»; А. Барто «Колыбельная», «Олень», «Снегирь»; Н. Носов «Фантазёры», «Живая шляпа»; С. Маршак «Чего боялся Петя?»; О. Кургузов «Надоело летать»; Ю. Владимиров «Чудаки»; Л. Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В. Драгунский «Друг детства»; В. Осеева «Волшебное слово»; Л. Пантелеев «Трус»; В. Железников «Рыцарь»; А. Алексин «Первый день»; С. Маршак «Друзья-товарищи».
Самостоятельное чтение. В. Осеева «Обидчики»; М. Зощенко «Самое главное».
Региональный компонент:Е. Неменко «Лучший праздник», Н. Наволочкин «Откуда течет Морошка?»
Весеннее настроение
Русские народные песни: «Идёт матушка-весна…», «Призыв весны», «Сад»; А. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок); В. Вересаев «Перелётные птицы»; А. Пушкин «Только что на проталинах весенних…»; А. Толстой «Весна»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»; Л. Милева «Синяя сказка»; О. Кургузов «Мы пишем рассказ»; Б. Заходер «Что красивей всего?».
Самостоятельное чтение. Народные песни «Весна-красна», «Вырастай, яблонька»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; О. Дриз «Зелёная карета»; М. Пришвин «Трясогузка».
Региональный компонент:Е. Кохан «Воробьиная Радость», А. Максимов «Амур проснулся»
Навык и культура чтения
Обучение осознанному, плавному чтению целыми словами, без искажений состава слов, с соблюдением орфоэпических норм; правильному интонированию, изменению силы голоса, соблюдению пауз в зависимости от смысла читаемого; передаче эмоционального тона персонажа, выбору нужного темпа чтения.
Работа с текстом и книгой
Формирование умений определять смысловую связь заглавия с содержанием произведения, выделять в тексте ключевые слова, раскрывать их значение.
Формирование умения пользоваться школьным толковым словарём для объяснения непонятных слов.
Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию.
Формирование умений называть персонажей и место действия так, как они обозначены в произведении, определять причины действий персонажей.
Формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в учебнике списка.
Развитие умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность героя, его речь, поступки, место действия.
Развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, умение выразить их в речи.
Формирование умений делить текст на части, озаглавливать их, отвечать на вопросы по тексту с опорой на фрагменты произведения и личный жизненный опыт.
Формирование умений определять главную мысль произведения.
Обучение подробному пересказу небольших произведений и отдельных эпизодов, выборочному пересказу (рассказ об отдельном герое, отдельном событии), составлению рассказа от лица героя по предложенному плану с помощью учителя.
Развитие умения определять и объяснять своё отношение к произведению и герою, опираясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персонажам различных произведений.
Формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции. Развитие умения сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками.
Формирование представления о содержании основных нравственных понятий, развитие умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.
Формирование умений представлять структуру книги (на примере учебника, опираясь на титульный лист, предисловие); ориентироваться в книге, пользуясь оглавлением; пользоваться толковым словарём, помещённым в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста произведения.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, создавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации, продолжать созданный писателем сюжет.
Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте.
Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам.
Формирование умения писать сочинения-миниатюры из 3—4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям.
Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразительно читать их перед одноклассниками.
Формирование умений создавать рассказ по репродукциям картин известных художников по предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о возможных иллюстрациях к произведению.
Литературоведческая пропедевтика
Обогащение представлений о фольклорных жанрах (песни-разговоры, сезонные песни, колыбельные, пословицы).
Знакомство со средствами выразительности: сравнениями, звукописью.
Развитие умения выделять рифму в стихотворении.
Расширение представления о ритме (через прохлопывание в ладоши трёхсложного ритма).
Знакомство с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
7Тематическое планирование с указанием деятельности учащихся
Название раздела | Характеристика деятельности обучающихся |
Осень пришла | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр - рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы. Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов. Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения. Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану. Творческая деятельность Инсценировать художественного произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации. Иллюстрировать художественное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку. |
Народные песни, сказки, пословицы | |
«Зимние картины» | |
Авторские сказки | |
Писатели о детях и для детей | |
«Весеннее настроение» | |
Мир детства | |
Удивительные приключения |
Учебно-тематическое планирование, календарно-тематическое планирование изучения учебного материала, по предмету «Литературное чтение» для 2 «А», 2«Б», 2«В» класса (приложения 1,2,3)
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий.
2 класс
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2 ч.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Э. Э. Кац. Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие.
Э. Э. Кац, Н. А. Миронова Литературное чтение. 2 класс. Проверочные и диагностические работы
9. Список литературы:
- Авторская программа по курсу «Литературное чтение» УМК «Планета знаний», авторы: Э.З. Кац. издательство:,М., АСТ, «Астрель».2013год;
- «Оценка достижения планируемых результатов» часть 1, 3-е издание, под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой, М. «Просвещение», 2013год;
- «Примерная программа по учебным предметам» часть 1, 5-е издание, М. «Просвещение», 2013 год.
- «Планируемые результаты начального общего образования», 3-е издание, под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой, М. «Просвещение», 2013год.
Приложение 3
Тематическое планирование по литературному чтению 2 «В» класс
Учитель: Телюкова Софья Владимировна
№ | Тема | К-во часов |
1. | Осень пришла | 12 |
3. | Народные песни, сказки, пословицы. | 36 |
7. | Зимние картины | 12 |
8. | Авторские сказки | 45 |
9 | Писатели о детях и для детей | 46 |
10 | Весеннее настроение | 15 |
ИТОГО | 167 |
Календарно-тематическое планирование (5 часов в неделю)
П./№ | № темы | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
ОСЕНЬ ПРИШЛА | 12 | |||
1. | 1. | 01.09 | Знакомство с учебником | 1 |
2. | 2. | 02.09 | Р/к.Слово в поэтическом тексте С.П Щипачёв «Подсолнух» | 1 |
3. | 3. | 05.09 | Зрительные и звуковые впечатления. И.З.Суриков «Степь» | 1 |
4. 5. | 4. 5. | 06.09 07.09 | Краткий пересказ. И. С. Соколов-Микитов «Вертушинка» | 2 |
6. | 6. | 08.09 | Р./к. Сравнение О.О.Дриз «Кончилось лето» | 1 |
7. | 7. | 09.09 | Р./к. Создание рассказов на основании впечатлений от прочитанного произведения М. М. Пришвин «Полянка в лесу» | 1 |
8. | 8. | 12.09 | Р./к. позиция поэта. А. Н. Майков «Осень» | 1 |
9. | 9. | 13.09 | Настроение автора, выраженному в произведении. А. С. Пушкин«Уж небо осенью дышало…» (отрывок) | 1 |
10. | 10. | 14.09 | Создание рассказа по аналогии. К. Г. Паустовский«Прощание с летом» (отрывок) | 1 |
11. | 11. | 15.09 | Картинная галерея И. И. Машков «Натюрморт. Камелия» | 1 |
12. | 12. | 16.09 | В./ч.Соотнесение жизненных и читательских впечатлений. Осень в произведениях русских писателей и поэтов. | 1 |
НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, СКАЗКИ, ПОСЛОВИЦЫ | 36 | |||
13. | 1. | 19.09 | Статья о песнях «Как на тоненький ледок…»(русская народная песенка) | 1 |
14. | 2. | 20.09 | Эмоциональная окрашенность народных песен. «Ходит конь по бережку…» (русская народная песенка) | 1 |
15. | 3. | 21.09 | Творчество по образцу. «Заинька, где ты был…»(русская народная песенка) | 1 |
16. | 4. | 22.09 | Настроение народной песни.«Спляшем!» (шотландская народная песенка) «Разговор лягушек», «Сенокос» (чешские народные песенки) | 1 |
17. | 5. | 23.09 | Сравнение песен разных народов. С.Я. Маршак «Дом, который построил Джек» (английская народная песенка) | 1 |
18. 19. 20. 21. | 6. 7. 8. 9. | 26.09 27.09 28.09 29.09 | Сказки народов России «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка) | 4 |
22. | 10. | 30.09 | Картинная галереяВ. М. Васнецов «Алёнушка» | 1 |
23. 24. 25. | 11. 12. 13. | 03.10 04.10 05.10 | Причины поступков персонажей. «Хаврошечка» (русская народная сказка) | 3 |
26. 27. | 14. 15. | 06.10 07.10 | Фольклёрная лексика. «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка) | 2 |
28. | 16. | 10.10 | Соотношение иллюстрации с содержанием текста. «Каша из топора» (русская народная сказка) | 1 |
29. 30. | 17. 18 | 11.10 12.10 | Пересказ от лица определённого персонажа. «Кукушка» (ненецкая народная сказка) | 2 |
31. 32. 33. | 19. 20. 21. | 13.10 14.10 17.10 | Сюжетные линии. «Три дочери» (татарская народная сказка) | 3 |
34. | 22. | 18.10 | Оценка поступков персонажей. «Врозь — плохо, вместе — хорошо» (мордовская народная сказка) | 1 |
35. 36. | 23. 24. | 19.10 20.10 | Прогнозирование развития сюжета. «Как проверяется дружба» (лезгинская народная сказка) | 2 |
37. 38. | 25. 26. | 21.10 24.10 | Колыбельная песня. «Березонька скрип-скрип…» (русская колыбельная) «Нашей Любице…» (сербская колыбельная) «Спи, усни, мой медвежонок…» (латышская колыбельная) | 2 |
39. | 27. | 25.10 | В./ч. Русский фольклор. | 1 |
40. 41. 42. | 28. 29. 30. | 26.10 27.10 28.10 | Основная мысль произведения. «Золотая рыба» (индийская народная сказка). | 3 |
43. | 31. | 07.11 | Идея произведения. «Счастливый мальчик» (иранская народная сказка) | 1 |
44. 45. | 32. 33. | 08.11 09.11 | Создавать сказки на определенную тему. «Два ленивца» (сербская народная сказка) «Век живи — век учись» (хорватская народная сказка) | 2 |
46. | 34. | 10.11 | Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учебе. | 1 |
47. | 35. | 11.11 | Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учебе. | 1 |
48. | 36. | 14.11 | В./ч. Сказки народов мира. | 1 |
ЗИМНИЕ КАРТИНЫ | 12 | |||
49. | 1 | 15.11 | Лиричесие поизведения о зиме. И. С. Никитин«Встреча зимы» (отрывок) | 1 |
50. | 2. | 16.11 | Сравнения в прозе. К. Г. Паустовский«Первый зимний день» | 1 |
51. | 3. | 17.11 | Р./к.Картинная галерея А. А. Пластов «Первый снег» | 1 |
52. 53. | 4. 5. | 18.11 21.11 | Картины природы в лирике. С. А. Есенин «Пороша» | 2 |
54. 55. | 6. 7. | 22.11 23.11 | Эмоциональный настрой поэтического произведения. А. С. Пушкин«Опрятней модного паркета…» (отрывок) | 2 |
56. 57. | 8. 9. | 24.11 25.11 | Общение с природой. Н. И. Сладков«Песенки подо льдом» | 2 |
58. | 10. | 28.11 | Сопоставление картины природы, созданные писателем и увиденные в жизни. С. Я. Маршак«Ветры, бури, ураганы…» (отрывок) | 1 |
59. | 11. | 29.11 | Загадки о зиме | 1 |
60. | 12. | 30.11 | В./ч. Р./к.Зима в произведениях русских писателей. | 1 |
Авторские сказки | 45 | |||
61. | 1. | 01.12 | Отношение автора к героям. К. Д. Ушинский«Мена». | |
62. | 2. | 02.12 | Отношение автора к героям. К. Д. Ушинский«Мена» | 2 |
63. 64. 65. 66. 67. | 3. 4. 5. 6. 7. | 05.12 06.12 07.12 08.12 09.12 | Внутреннее состаяние героев. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 5 |
68. 69. 70. 71. | 8. 9. 10. 11. | 12.12 13.12 14.12 15.12 | Внеший вид персонажей. Братья Гримм «Храбрый портной». Проверка техники чтения. | 4 |
72. | 12. | 16.12 19.12 | Эмоциональная реакция на прочитанное. И. П. Токмакова «Гном». | 2 |
73. 74. 75. | 13. 14. 15. | 20.12 21.12 22.12 23.12 24.12 | Собственное отношение к героям. Х.-К. Андерсен «Оле Лукойе» (отрывок) | 5 |
76. 77. 78. | 16. 17. 18. | 26.12 27.12 28.12 29.12 | В./ч.Х.-К. Андерсен «Сказки» | 4 |
79. 80. | 19. 20. | 11.01 12.01 13.01 | Подробный пересказ. Братья Гримм«Маленькие человечки» | 3 |
81. 82. 83. | 21. 22. 23. | 16.01 17.01 18.01 | Реплика. А. Н. Толстой. Главы из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | 3 |
84. 85. | 24. 25. | 19.01 20.01 | В./ч.А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | 2 |
86. | 26. | 23.01 | Картинная галереяА. Муха «Плакат» | 1 |
87. 88. 89. 90. | 27. 28. 29. 30. | 24.01 25.01 26.01 27.01 | Устойчивые выражения. С. Хопп. Главы из книги «Волшебный мелок» | 4 |
91. 92. 93. 94. | 31. 32. 33. 34. | 30.01 31.01 01.02 02.02 | Причины поступков героев. Н. Н. Носов. Главы из книги «Приключения Незнайки и его друзей» | 4 |
95. 96. | 35. 36. | 03.02 06.02 | В./ч.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | 2 |
97. 98. | 37. 38. | 07.02 08.02 | Ритм, рифма, звукозапись. Б. В. Заходер«Про пана Трулялинского» | 2 |
99. 100. | 39. 40. | 09.02 10.02 | Вымышленная ситуация. Дж. Родари«Волшебный барабан» | 2 |
101. 102. | 41. 42. | 13.02 14.02 | План произведения. С. А. Седов«Два медведя» | 2 |
103. | 43. | 15.02 | Многозначность слова. О. О. Дриз«Очень Высокий Человек» | 1 |
104. 105. | 44. 45. | 16.02 17.02 | О. О. Дриз«Очень Высокий Человек». | 2 |
ПИСАТЕЛИ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ | 46 | |||
106. | 1. | 20.02 | Колыбельная, как поэтический жанр. Л. А. Мей«Баю-баюшки…» А. Н. Майков«Спи, дитя мое, усни…» | 1 |
107. | 2. | 21.02 | Общие черты жанра колыбельная. И. П. Токмакова«Как на горке снег, снег…» | 1 |
108. | 3. | 22.02 | Составление вопросов к тексту. О. О. Дриз«Нашумелись…» | 1 |
109. | 4. | 23.02 | Закрепление знаний о жанре колыбельной песни. А. Л. Барто «Колыбельная» | 1 |
110. 111. 112. 113. | 5. 6. 7. 8. | 24.02 27.02 28.02 01.03 | Актуализация читательского опыта. Н. Н. Носов «Фантазеры» | 4 |
114. | 9. | 02.03 | Ритм лирического произ ведения. С. Я. Маршак«Чего боялся Петя?» | 1 |
115. | 10. | 03.03 | Самостоятельная работа с книгой. А. Л. Барто«Олень» | 1 |
116. | 11. | 06.03 | Эмоциональный оттенок слов в стихотворении. О. Ф. Кургузов«Надоело летать» | 1 |
117. 118. | 12. 13. | 07.03 09.03 | Подбор рифмы. Ю. М. Владимиров«Чудаки» | 2 |
119. 120. | 14. 15. | 10.03 13.03 | Внутренние переживания героя. Л. Н. Толстой«Косточка» | 2 |
121. 122. | 16. 17. | 14.03 15.03 | Подписи к иллюстрациям в учебнике. А. П. Гайдар«Совесть» | 2 |
123. 124. 125. | 18. 19. 20. | 16.03 17.03 20.03 | Составление рассказов по жизненным и читательским впечатлениям. В. Ю. Драгунский «Друг детства» | 3 |
126. | 21. | 21.03 | В./ч. Поэты о детях | 1 |
127. 128. 129. | 22. 23. 24. | 22.03 23.03 24.03 | Собственное отношения к прочитанному. В. А. Осеева «Волшебное слово» | 3 |
130. 131. | 25. 26. | 03.04 04.04 | Внимание к внутренней жизни персонажа. Л. Н. Толстой«Птичка» | 2 |
132. 133. 134. | 27. 28. 29 | 05.04 06.04 07.04 | Жизненный и читательский опыт для оценки поведения героев.Л. Пантелеев «Трус» | 3 |
135. 136. 137. 138. | 30. 31. 32. 33. | 10.04 11.04 12.04 13.04 | Чтение по ролям. Н. Н. Носов «Живая шляпа» | 4 |
139. 140. | 34. 35. | 14.04 17.04 | Рассказ истории из собственной жизни по аналогии с прочитанным. А. Л. Барто«Снегирь» | 2 |
141. 142. 143. 144. | 36. 37. 38. 39 | 18.04 19.04 20.04 21.04 | Соотношение предложенной пословицы с главной мыслью прочитанного рассказа. В. К. Железников «Рыцарь» | 4 |
145. 146. | 40. 41. | 24.04 25.04 | В./ч. Рассказы о детях | 2 |
147. 148. 149. | 42. 43. 44. | 26.04 27.04 28.04 | Выразительное чтение. А. Г. Алексин «Первый день» | 3 |
150. | 45. | 30.04 | Эмоциональное состояние героя. С. Я. Маршак«Друзья-товарищи» | 1 |
151. | 46. | 03.05 | Картинная галерея В.И. Суриков«Портрет дочери художника». | 1 |
ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ | 15 | |||
152. 153. 154. | 1. 2. 3. | 04.05 05.05 08.05 | Народные обряды. «Идет матушка-весна…» (русская народная песня) «Призыв весны», «Сад» (русские народные песни) | 3 |
155. 156. | 4. 5. | 10.05 11.05 | Сопоставление описания отдельных явлений природы в разных стихотворениях.Р./к. А. Н. Плещеев«Птичка», «Весна» (отрывок) | 2 |
157 | 6. | 12.05 | Р./к. Картинная галерея И. И. Левитан«Март» | 1 |
158. | 7. | 15.05 | Эмоциональная окрашенность произведения. Р./к. В. В. Вересаев«Перелетные птицы» | 1 |
159. | 8. | 16.05 | Отношение человека к природе.Р./к. А. С. Пушкин «Только что на проталинах весенних…» | 1 |
160. 161. | 9. 10. | 17.05 18.05 | Жизненные впечатления. А. Н. Толстой«Весна» | 2 |
162. | 11. | 19.05 | Саша Черный «Зеленые стихи». Проверка техники чтения. | 1 |
163. 164. | 12. 13. | 22.05 23.05 | Написание сказок по аналогии. Л. Милева «Синяя сказка» | 2 |
165. | 14. | 24.05 | Л. Милева «Синяя сказка». | 1 |
167. | 15. | 25.05 | Краткий пересказ фрагментов. О. Ф. Кургузов «Мы пишем рассказ» | 1 |
168. 169. | 16. 17. | Эстетическое восприятие природы. Б. В. Заходер «Что красивее всего?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа за курс начального общего образования по литературному чтению 3 класс
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) по литературному чтению для 1 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА(федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) по литературному чтениюдля 1 класса...
Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС начального общего образования
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования, ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1 -4 класс
Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение».Литературное чтение изучается в 1 классе на уровне начального общего обра...
Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе примерной программы начального общ...
Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению (1 класс)
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе примерной программы начального общ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4739956) учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 2 класса начального общего образования
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования. Программа направлена н...