конспект урока "М.Ю.Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Конспект к уроку литерного чтения «М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»
Образовательные:
· знакомство с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова
· формирование умения воспринимать изобразительно-выразительные средства в соответствии с их функцией в художественном произведении;
· формирование умения воссоздавать в воображении картины природы, созданные автором;
· формирование умения целостно воспринимать образ-переживание;
· формирование умение видеть авторское отношение, позицию во всех
элементах стихотворения;
Развивающие:
· развивать логическое мышление, внимание, воображение;
· развивать образное мышление, речь;
· совершенствовать навыки выразительного чтения
Воспитательные:
· продолжить работу по эстетическому воспитанию учащихся
Здоровьесберегающие:
· создание положительного психологического климата на уроке;
· поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,
Тип урока: открытие новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_k_uroku_liternogo_chteniya.docx | 20.01 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 286.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект к уроку литерного чтения «М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»
Образовательные:
- знакомство с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова
- формирование умения воспринимать изобразительно-выразительные средства в соответствии с их функцией в художественном произведении;
- формирование умения воссоздавать в воображении картины природы, созданные автором;
- формирование умения целостно воспринимать образ-переживание;
- формирование умение видеть авторское отношение, позицию во всех
элементах стихотворения;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, воображение;
- развивать образное мышление, речь;
- совершенствовать навыки выразительного чтения
Воспитательные:
- продолжить работу по эстетическому воспитанию учащихся
Здоровьесберегающие:
- создание положительного психологического климата на уроке;
- поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,
Тип урока: открытие новых знаний
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
-С творчеством какого автора мы знакомились на прошлом уроке?
-Какие произведения Ю.Яковлева вы запомнили?
- Постановка учебной задачи.
-Сегодня мы продолжим знакомиться с лирическими произведениями. Посмотрите на экран. Над стихотворением какого поэта мы сегодня будем работать?(Слайд 2)
Михаил Юрьевич Лермонтов(слайд 3)
(1814 – 1841)
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в знатной дворянской семье. Ему не было и трех лет, когда умерла его мать. Воспитанием мальчика занималась его бабушка, которая души в нем не чаяла и окружала его любовью и заботой. Но детские и отроческие годы будущего поэта были омрачены конфликтом между отцом и бабушкой, из-за которого мальчик был лишен возможности видеть своего отца.
Детство поэта прошло в родовом имении бабушки в селе Тарханы, недалеко от города Пензы. Имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками(английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах), но и прекрасно изучил европейскую культуру и литературу. Поэтическое дарование Лермонтова обнаружилось необычайно рано. До нас дошли стихи и поэмы четырнадцатилетнего юноши – «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата». Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта его характера, как мечтательность, склонность к фантазии. Он глубоко чувствовал природу, и через ее образы передавал свои душевные переживания. Кроме литературного таланта, у Лермонтова были способности к рисованию и музыке. Известны картины, написанные им, в частности автопортрет.
Любимым поэтом М.Ю.Лермонтова был Александр Сергеевич Пушкин. В январе 1837 года, в дни гибели Пушкина, Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта». Именно после этого стихотворения имя поэта Лермонтова становится известным русскому обществу.
-Посчитайте, сколько лет прожил М.Ю.?
-Лермонтов погиб, когда ему было 27 лет. Смерть настигла его, так же как и Пушкина, в дуэли.
- Словарная работа.
-Прежде чем мы начнем знакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова, давайте проведем словарную работу.
-В произведении нам встретится слово «волнуется». Объясните его значение. (варианты детей)
-А теперь взгляните на слайд (Слайд 4). В каком значении употреблено слово в 1-м предложении? А во втором? (слайд 5)
-Объясните значение выражений: погружаться в сон, погружаться в воду, погружаться в работу.
- Первичное восприятие.
-При помощи, кроме биографии, мы можем узнать об авторе? Верно, с помощью чтения и анализа его произведений.
-Закройте глаза. Прослушайте стихотворение и попытайтесь определить настроение автора.(читает учитель).
-Какие чувства передал М.Ю. Лермонтов в этом стихотворении?
- Каким настроением проникнут образ ландыша во 2 четверостишии?
- Отличается ли по настроению студёный ключ?
- Какие слова помогли вам почувствовать их настроения?
-Какими звуками наполнена природа?
-Какими мыслями хотел поделиться поэт? О чем это стихотворение?
-Продолжите предложение: В этом стихотворении поэт размышляет о……..
- Физминутка.
- Вторичное чтение (читают дети)
-Прочитайте стихотворение про себя. Подготовьтесь к выразительному чтению.
- Работа с текстом
-Найдите цветовые эпитеты в этом стихотворении.(слайд 6)
-Вместе с соседом по парте найдите олицетворения(слайд 7), которые использует М.Ю.Лермонтов в произведении.Выпишите их в рабочую тетрадь (упр .2 стр.12)
- Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
- Что заставило вас задуматься?
- Домашнее задание.
Учебник – стр.59 прочитать
Рабочая тетрадь- стр. 13, № 4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Михаил Юрьевич Лермонтов (1895-1925) Родился в знатной дворянской семье. Мама умерла, когда М.Ю. не было еще и 3-х лет. Воспитанием занималась бабушка. Уже в детстве у М.Ю.Лермонтова проявилась способность к рисованию, любовь к музыке. Тогда же начал писать стихи. Его любимым поэтом был А.С.Пушкин .
1.Я очень сильно волновался, для меня это было впервые. 2. Море волновалось все сильнее и сильнее.
ВОЛНОВА'ТЬСЯ , ну́юсь , ну́ешься , несов. ( к взволноваться ). 1 . Приходить в колебательное движение. Море сильно волнуется. Волнуется желтеющая нива. Лрмнтв.|| перен. Быть в движении. Улица волнуется, шумит, гремит она. Грздв . 2 . Приходить в беспокойное состояние, нервничать, тревожиться. Нельзя в. из-за пустяков . 3. Выражать недовольство властями, бунтовать (устар.). Украина глухо волновалась. Пшкн . 4 . Страд. к волновать (редко). Морская гладь волнуется ветром . Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
Эпитет- красочное определение, выраженное прилагательным Олицетворение- изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Ю.Лермонтов. "Когда волнуется желтеющая нива..."
Материал содержит презентацию к уроку литературного чтения в 4 классе по программе "Планета знаний", а также аудиозапись стихотворения....
Конспект урока на тему: "Когда появилась одежда?"
Конспект урока в 1 классе на тему: "Когда появилась одежда?" УМК "Школа России", учебник "Окружающий мир"...
презентация +конспект урока по теме Когда изобрели велосипед УМК Школа Росии 1 класс
презентация +конспект урока по теме Когда изобрели велосипед УМК Школа Росии 1 класс...
Конспект сценария новогоднего спектакля "Когда зажигаются ёлки"
Сценарий для малочисленного класса....
Конспект урока по литературному чтению. М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива …»
Конспект урока по литературному чтению. М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива …»...
Михаил Лермонтов " Когда волнуется желтеющая нива "
По программе"Планета знаний"...