Урок литературного чтения в 4 классе М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Коневина Ольга Александровна, учитель начальных классов

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока  по формированию умения воспринимать

изобразительно-выразительные средства

4 класс

 М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»

   Цель урока: Познакомить со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», фактами из биографии поэта,  изобразительным средством - анафора.

   Задачи  урока:

формирование умения воспринимать изобразительно-выразительные средства в соответствии с их функцией в художественном произведении;

формирование умения воссоздавать в воображении картины природы, созданные автором;

формирование умения целостно воспринимать образ-переживание;

формирование умение видеть авторское отношение, позицию во всех элементах стихотворения;

развитие образного мышления, речи;

совершенствование навыки выразительного чтения;

продолжение работы по эстетическому воспитанию учащихся.

   Основные предметные умения:

Развитие умения к эмоционально-смысловому содержанию лирического произведения и способам его создания. Развитие внимания к обобщающим выводам, заключенным в произведении.

   Основные общеучебные умения:

Развитие умения актуализировать жизненный опыт.

   Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор.

   Тип урока: открытие новых знаний

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

- С творчеством какого автора мы знакомились на прошлом уроке?

- Какие произведения А.С. Пушкина вам запомнились?

  1. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы продолжим знакомиться с лирическими произведениями. Посмотрите на экран.  Над стихотворением какого поэта мы сегодня  будем работать? (Слайд 2. Портрет)

Михаил Юрьевич Лермонтов (слайд 3)

(1814 – 1841)

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в знатной дворянской семье. Ему не было и трех лет, когда умерла его мать. Воспитанием мальчика занималась его бабушка, которая души в нем не чаяла и окружала его любовью и заботой. Но детские и отроческие годы будущего поэта были омрачены конфликтом между отцом и бабушкой, из-за которого мальчик был лишен возможности видеть своего отца.

Детство поэта прошло в родовом имении бабушки в селе Тарханы, недалеко от города Пензы. Имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками(английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах), но и прекрасно изучил европейскую культуру и литературу. Поэтическое дарование Лермонтова обнаружилось необычайно рано. До нас дошли стихи и поэмы четырнадцатилетнего юноши – «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата». Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта его характера, как мечтательность, склонность к фантазии. Он глубоко чувствовал природу, и через ее образы передавал свои душевные переживания. Кроме литературного таланта, у Лермонтова были способности к рисованию и музыке. Известны картины, написанные им, в частности автопортрет.

Любимым поэтом М.Ю.Лермонтова был Александр Сергеевич Пушкин. В январе 1837 года, в дни гибели Пушкина, Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта». Именно после этого стихотворения имя поэта Лермонтова становится известным русскому обществу.

-Посчитайте, сколько лет прожил М.Ю.?

-Лермонтов погиб, когда ему было 27 лет. Смерть настигла его, так же как и Пушкина, на дуэли.

       Невозможно до конца понять смысл стихотворения Лермонтова, не зная истории создания творения. В феврале 1837 года в жизни Михаила Юрьевича произошли значимые перемены. Написанное им стихотворение «Смерть поэта» вызвало недовольство ряда чиновников. Пока шли разбирательства, поэта арестовали и заключили под стражу. Находясь в петербургской тюрьме, Лермонтов пишет стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», являющееся одним из последних в его творчестве. С помощью обугленных спичек вместо пера и серой обертки от еды вместо бумаги, он создает произведение о восхитительных природных красотах родного края.

  1. Словарная работа.

- Прежде чем мы начнем знакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова, давайте проведем словарную работу.

- В названии стихотворения нам встретится слово «волнуется». Объясните его значение (варианты детей).

- А теперь посмотрите на слайд (Слайд 4).

1.Я очень сильно волновался, для меня это было впервые.

2. Море волновалось все сильнее и сильнее.

 В каком значении употреблено слово в 1-м предложении? А во втором? (слайд 5)

ВОЛНОВА'ТЬСЯ, ну́юсь, ну́ешься, несов. (к взволноваться). 

1. Приходить в беспокойное состояние, нервничать, тревожиться. Нельзя волноваться из-за пустяков.

2. Приходить в колебательное движение. Море сильно волнуется. Волнуется желтеющая нива. || перен. Быть в движении. Улица волнуется, шумит, гремит она. 

  1. Первичное восприятие.

- Закройте глаза. Прослушайте стихотворение  и попытайтесь определить настроение автора.

( https://www.youtube.com/watch?v=fgkwoVMWgtA).

- Какие чувства передал М.Ю. Лермонтов в этом стихотворении?

- Каким настроением проникнут образ ландыша во 2 четверостишии?

- Отличается ли по настроению студёный ключ?

- Какие слова помогли вам почувствовать их настроения?

- Какими звуками наполнена природа?

- Какими мыслями хотел поделиться поэт? О чем это стихотворение?

- Продолжите предложение: В этом стихотворении поэт размышляет о……..

(связь природы с духовным состояния человека)

  1. Физ.минутка.
  2. Вторичное чтение (читают дети)

- Прочитайте стихотворение про себя.

      8.    Работа с текстом

- Найдите эпитеты в этом стихотворении (слайд 6).

Для изображения особенностей и сущности настоящей красоты Лермонтов пользуется различными средствами художественной выразительности. Например, создавать атмосферу загадочности и тайны помогают эпитеты (“свежий лес”, “сладостная тень”, “малиновая слива”, “смутный сон”, “таинственная сага”, “студёный ключ”, “душистая роса”, “румяный вечер”, “серебристый ландыш”, “златой час”, “мирный край”).

- Оживить картину автор пытается посредством художественного олицетворения. Вместе с соседом по парте найдите олицетворения (слайд 7), которые использует  М.Ю.Лермонтов в произведении. Выпишите их в рабочую тетрадь (“нива волнуется”, “слива прячется”, “ландыш кивает головой”, “ключ играет и лепечет”).

- Обратите внимание на последнее четверостишье стихотворения:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога...

- Мы видим  изобразительное средство художественной литературу, который называется анафора (слайд 7). Оно заключается в повторении некоторых звуков, слов или словосочетаний. Используется поэтами и писателями для усиления эмоциональной части произведения, создания возвышенного тона или смыслового выделения наиболее важных, по мнению автора, кусков текста. В отличие от других литературных приемов, анафора почти всего располагается в начале предложений. Чаще всего анафоры можно встретить именно в поэзии. Этот прием придает стихотворениям большую выразительность и яркость. И его можно расценивать как некий «голос поэта», он позволяет передать душевное состояние автора и те эмоции, которые он испытывал во время написания. Анафора в произведении проявляется в виде повышения интонации, движении кверху человеческого духа.

  - Подготовьтесь к выразительному чтению (читают дети).

  1. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

- Что заставило вас задуматься?

  1. Домашнее задание.

Учебник – стр.59 прочитать

Рабочая тетрадь - стр. 13, № 4




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов. "Когда волнуется желтеющая нива..."

Материал содержит презентацию к уроку литературного чтения в 4 классе по программе "Планета знаний", а также аудиозапись стихотворения....

Конспект урока по литературному чтению. М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива …»

Конспект урока по литературному чтению. М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива …»...

Урок литературного чтения "Творчество М.Ю.Лермонтова "

Урок литературного чтения "Творчество М.Ю.Лермонтова "...

2016-2017 учебный год Урок литературного чтения "Детство М.Ю. Лермонтова

Презентация на урок литературного чтения "Детство М.Ю. Лермонтова"...

конспект урока "М.Ю.Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива"

Конспект к уроку литерного чтения «М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» Образовательные:·...