Урок литературного чтения в 4 классе М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по формированию умения воспринимать
изобразительно-выразительные средства
4 класс
М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»
Цель урока: Познакомить со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», фактами из биографии поэта, изобразительным средством - анафора.
Задачи урока:
формирование умения воспринимать изобразительно-выразительные средства в соответствии с их функцией в художественном произведении;
формирование умения воссоздавать в воображении картины природы, созданные автором;
формирование умения целостно воспринимать образ-переживание;
формирование умение видеть авторское отношение, позицию во всех элементах стихотворения;
развитие образного мышления, речи;
совершенствование навыки выразительного чтения;
продолжение работы по эстетическому воспитанию учащихся.
Основные предметные умения:
Развитие умения к эмоционально-смысловому содержанию лирического произведения и способам его создания. Развитие внимания к обобщающим выводам, заключенным в произведении.
Основные общеучебные умения:
Развитие умения актуализировать жизненный опыт.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Тип урока: открытие новых знаний
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- С творчеством какого автора мы знакомились на прошлом уроке?
- Какие произведения А.С. Пушкина вам запомнились?
- Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы продолжим знакомиться с лирическими произведениями. Посмотрите на экран. Над стихотворением какого поэта мы сегодня будем работать? (Слайд 2. Портрет)
Михаил Юрьевич Лермонтов (слайд 3)
(1814 – 1841)
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в знатной дворянской семье. Ему не было и трех лет, когда умерла его мать. Воспитанием мальчика занималась его бабушка, которая души в нем не чаяла и окружала его любовью и заботой. Но детские и отроческие годы будущего поэта были омрачены конфликтом между отцом и бабушкой, из-за которого мальчик был лишен возможности видеть своего отца.
Детство поэта прошло в родовом имении бабушки в селе Тарханы, недалеко от города Пензы. Имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками(английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах), но и прекрасно изучил европейскую культуру и литературу. Поэтическое дарование Лермонтова обнаружилось необычайно рано. До нас дошли стихи и поэмы четырнадцатилетнего юноши – «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата». Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта его характера, как мечтательность, склонность к фантазии. Он глубоко чувствовал природу, и через ее образы передавал свои душевные переживания. Кроме литературного таланта, у Лермонтова были способности к рисованию и музыке. Известны картины, написанные им, в частности автопортрет.
Любимым поэтом М.Ю.Лермонтова был Александр Сергеевич Пушкин. В январе 1837 года, в дни гибели Пушкина, Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта». Именно после этого стихотворения имя поэта Лермонтова становится известным русскому обществу.
-Посчитайте, сколько лет прожил М.Ю.?
-Лермонтов погиб, когда ему было 27 лет. Смерть настигла его, так же как и Пушкина, на дуэли.
Невозможно до конца понять смысл стихотворения Лермонтова, не зная истории создания творения. В феврале 1837 года в жизни Михаила Юрьевича произошли значимые перемены. Написанное им стихотворение «Смерть поэта» вызвало недовольство ряда чиновников. Пока шли разбирательства, поэта арестовали и заключили под стражу. Находясь в петербургской тюрьме, Лермонтов пишет стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», являющееся одним из последних в его творчестве. С помощью обугленных спичек вместо пера и серой обертки от еды вместо бумаги, он создает произведение о восхитительных природных красотах родного края.
- Словарная работа.
- Прежде чем мы начнем знакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова, давайте проведем словарную работу.
- В названии стихотворения нам встретится слово «волнуется». Объясните его значение (варианты детей).
- А теперь посмотрите на слайд (Слайд 4).
1.Я очень сильно волновался, для меня это было впервые.
2. Море волновалось все сильнее и сильнее.
В каком значении употреблено слово в 1-м предложении? А во втором? (слайд 5)
ВОЛНОВА'ТЬСЯ, ну́юсь, ну́ешься, несов. (к взволноваться).
1. Приходить в беспокойное состояние, нервничать, тревожиться. Нельзя волноваться из-за пустяков.
2. Приходить в колебательное движение. Море сильно волнуется. Волнуется желтеющая нива. || перен. Быть в движении. Улица волнуется, шумит, гремит она.
- Первичное восприятие.
- Закройте глаза. Прослушайте стихотворение и попытайтесь определить настроение автора.
( https://www.youtube.com/watch?v=fgkwoVMWgtA).
- Какие чувства передал М.Ю. Лермонтов в этом стихотворении?
- Каким настроением проникнут образ ландыша во 2 четверостишии?
- Отличается ли по настроению студёный ключ?
- Какие слова помогли вам почувствовать их настроения?
- Какими звуками наполнена природа?
- Какими мыслями хотел поделиться поэт? О чем это стихотворение?
- Продолжите предложение: В этом стихотворении поэт размышляет о……..
(связь природы с духовным состояния человека)
- Физ.минутка.
- Вторичное чтение (читают дети)
- Прочитайте стихотворение про себя.
8. Работа с текстом
- Найдите эпитеты в этом стихотворении (слайд 6).
Для изображения особенностей и сущности настоящей красоты Лермонтов пользуется различными средствами художественной выразительности. Например, создавать атмосферу загадочности и тайны помогают эпитеты (“свежий лес”, “сладостная тень”, “малиновая слива”, “смутный сон”, “таинственная сага”, “студёный ключ”, “душистая роса”, “румяный вечер”, “серебристый ландыш”, “златой час”, “мирный край”).
- Оживить картину автор пытается посредством художественного олицетворения. Вместе с соседом по парте найдите олицетворения (слайд 7), которые использует М.Ю.Лермонтов в произведении. Выпишите их в рабочую тетрадь (“нива волнуется”, “слива прячется”, “ландыш кивает головой”, “ключ играет и лепечет”).
- Обратите внимание на последнее четверостишье стихотворения:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога...
- Мы видим изобразительное средство художественной литературу, который называется анафора (слайд 7). Оно заключается в повторении некоторых звуков, слов или словосочетаний. Используется поэтами и писателями для усиления эмоциональной части произведения, создания возвышенного тона или смыслового выделения наиболее важных, по мнению автора, кусков текста. В отличие от других литературных приемов, анафора почти всего располагается в начале предложений. Чаще всего анафоры можно встретить именно в поэзии. Этот прием придает стихотворениям большую выразительность и яркость. И его можно расценивать как некий «голос поэта», он позволяет передать душевное состояние автора и те эмоции, которые он испытывал во время написания. Анафора в произведении проявляется в виде повышения интонации, движении кверху человеческого духа.
- Подготовьтесь к выразительному чтению (читают дети).
- Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
- Что заставило вас задуматься?
- Домашнее задание.
Учебник – стр.59 прочитать
Рабочая тетрадь - стр. 13, № 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Ю.Лермонтов. "Когда волнуется желтеющая нива..."
Материал содержит презентацию к уроку литературного чтения в 4 классе по программе "Планета знаний", а также аудиозапись стихотворения....
Конспект урока по литературному чтению. М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива …»
Конспект урока по литературному чтению. М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива …»...
Урок литературного чтения "Творчество М.Ю.Лермонтова "
Урок литературного чтения "Творчество М.Ю.Лермонтова "...
Михаил Лермонтов " Когда волнуется желтеющая нива "
По программе"Планета знаний"...
2016-2017 учебный год Урок литературного чтения "Детство М.Ю. Лермонтова
Презентация на урок литературного чтения "Детство М.Ю. Лермонтова"...
конспект урока "М.Ю.Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива"
Конспект к уроку литерного чтения «М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» Образовательные:·...
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....