Рабочая программа по чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты:
Предметные
Учащиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно
- подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
- формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.
- домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
- находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке
.
Учащиеся научатся:
Творческая деятельность
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
- сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать
- текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
- осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Метапредметные
Регулятивные УУД
- Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
- Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
- Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).
- Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
- Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
- Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и
- фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.
- Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.
- Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
- Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
- Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
- Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
- Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
- Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
- Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
- Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
- Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
- Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
- Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Личностные
- Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
- Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
- Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
- Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
- Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)
- Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
- Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
- Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
- Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.
- Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
- Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
- Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами.
- Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
- Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов.
- Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
- Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования
- Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
- Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.
- Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
- Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
- Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
- Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).
- Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
- Строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
- Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
- Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
- Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач. Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения.
- Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища, проводить его в классе по просьбе учителя.
- Осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей.
- Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.
Содержание учебного предмета
Наименование разделов и тем | Всего часов | Проверка техники чтения |
Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | |
Самое великое чудо на свете | 1 | |
Устное народное творчество | 14 | |
Поэтическая тетрадь 1 | 11 | |
Великие русские писатели | 26 | 1 |
Поэтическая тетрадь 2 | 6 | |
Литературные сказки | 9 |
|
Были-небылицы | 10 | |
Поэтическая тетрадь 1 | 6 | |
Люби живое | 16 | 1 |
Поэтическая тетрадь 2 | 8 | |
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок | 12 | |
По страницам детских журналов | 8 | 1 |
Зарубежная литература | 8 | |
ИТОГО | 136 часов | 3 |
«САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ»
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
знать:
структуру учебника;
приёмы ориентирования в учебнике;
историю создания книг;
отличия рукописной и печатной книги.
уметь:
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация);
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.
«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Русские народные песни.
Докучные сказки. Произведения прикладного искусства.
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
Иван – царевич и серый волк.
Сивка – бурка.
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1»
Ф.Тютчев «Весенняя гроза».
Ф.Тютчев «Листья».
А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…».
И.Никитин «Степь моя»
И.Никитин «Встреча зимы».
И.Суриков «Детство».
И.Суриков «Зима».
«ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ»
А.Пушкин «Уж небо осенью дышало..»
А.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».
И.Крылов «Мартышка и очки».
И.Крылов «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки»
И.Крылов «Ворона и лисица».
М.Лермонтов «Горные вершины».
М.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»
М.Лермонтов «Утес», «Осень».
Детство Л.Толстого.
Л.Толстой «Акула».
Л.Толстой «Прыжок».
Л.Толстой «Лев и собачка».
Л.Толстой «Какая бывает роса на траве».
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2»
Н.Некрасов «Славная осень!»
Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
К.Бальмонт «Золотое слово».
И.Бунин «Детство», «Полевые цветы».
«ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ»
Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки».
Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца…»
В.Гаршин «Лягушка – путешественница».
В.Одоевский «Мороз Иванович».
«БЫЛИ – НЕБЫЛИЦЫ»
М.Горький «Случай с Евсейкой».
К.Паустовский «Растрепанный воробей».
А.Куприн «Слон».
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1»
С.Черный «Воробей», «Слон».
А.Блок «Сны», «Ворона», Ветхая избушка».
С.Есенин «Черемуха
«ЛЮБИ ЖИВОЕ»
М.Пришвин «Моя Родина».
И.Соколов-Микитов «Листопадничек».
В.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку».
В.Бианки «Мышонок Пик».
Б.Житков «Про обезьянку».
В.Дуров «Наша Жучка».
В.Астафьев «Капалуха».
В.Драгунский «Он живой и светится…»
.
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2»
С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».
А.Барто «Разлука», «В театре».
С.Михалков «Если», «Рисунок».
Е. Благинина «Кукушечка», «Котенок».
«СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК»
Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
А.Платонов «Цветок на земле».
М.Зощенко «Золотые слова».
М.Зощенко «Великие путешественники».
Н.Носов «Федина задача».
Н.Носов «Телефон».
В.Драгунский « Друг детства».
«ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ»
Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».
Г.Остер «Вредные советы».
Г.Остер «Как получаются легенды».
Р.Сеф «Веселые стихи».
«ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Мифы Древней Греции
Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок»
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия) | Количество часов | Приме- чание | Планируемая дата проведения урока | ||||||||||
01.09 | |||||||||||||||
«Самое великое чудо на свете» ( 2ч.) | |||||||||||||||
Прогнозировать содержание раздела.Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочночитать текст про себя, отвечать на вопросы .Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы,читать текст друг другу.Договариваться друг с другом; приниматьпозицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения .Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке . Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».Проверять себя и самостоятельнооценивать свои достижения | 1 | 02.09 | |||||||||||||
1 | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. | 1 | 03.09 | ||||||||||||
2 | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | 05.09 | ||||||||||||
1 | 08.09 | ||||||||||||||
«Устное народное творчество» 14 ч. | |||||||||||||||
3/1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела.Планировать работу на уроке.Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры .Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства.Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события Сравниватьсодержание сказок и иллюстрации к ним.Делить текст па части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану;находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравниватьпроизведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом,выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельнооценивать свои достижения. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. | 1 | 09.09 | |||||||||||
4/2 | Русские народные песни. Вн.чт. «Русские народные сказки. Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» | 1 | 10.09 | ||||||||||||
5/3 | Лирические народные песни. Шуточные народные песни. | 1 | 12.09 | ||||||||||||
6/4 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 | 15.09 | ||||||||||||
7/5 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 | 16.09 | ||||||||||||
8/6 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 | 17.09 | ||||||||||||
9/7 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 | 19.09 | ||||||||||||
10/8 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». | 1 | 22.09 | ||||||||||||
11/9 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». | 1 | 23.09 | ||||||||||||
12/10 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». | 1 | 24.09 | ||||||||||||
13/11 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». | 1 | 26.09 | ||||||||||||
14/12 | Оценка достижений. Вн.чт. «Родные поэты» (стихи поэтов XIX – нач. ХХ в. для детей) | 1 | 29.09 | ||||||||||||
15/13 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 1 | 30.09 | ||||||||||||
16/14 | Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество».Проверка техники чтения | 1 | 01.10 | ||||||||||||
«Поэтическая тетрадь 1» 11 ч. | |||||||||||||||
17/1 | Знакомство с названием раздела. | Прогнозировать содержание раздела.Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определятьразличные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельнооценивать свои достижения. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. | 1 | 03.10 | |||||||||||
18/2 | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Вн. Чт. «Басни И.А. Крылова» | 1 | 06.10 | ||||||||||||
19/3 | Русские поэты XIX—XX века. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза». | 1 | 07.10 | ||||||||||||
20/4 | Ф.И.Тютчев «Листья». | 1 | 08.10 | ||||||||||||
21/5 | А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» | 1 | 10.10 | ||||||||||||
22/6 | А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...» | 1 | 13.10 | ||||||||||||
23/7 | И.С.Никитин «Полно, степь моя...» . Олицетворение, как прием создания картины | 1 | 14.10 | ||||||||||||
24/8 | И.С.Никитин «Встреча зимы». | 1 | 15.10 | ||||||||||||
25/9 | И.З.Суриков «Детство», «Зима». | 1 | 17.10 | ||||||||||||
26/10 | Оценка достижений. Вн.чт. « Мифы, легенды и придания» | 1 | 20.10 | ||||||||||||
27/11 | Контрольная работа №2 по теме «Поэтическая тетрадь». Проверка техники чтения | 1 | 21.10 | ||||||||||||
«Великие русские писатели» 26 ч. | |||||||||||||||
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Даватьхарактеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов,воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделятьмораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельнооценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельнооценивать свои достижения. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. | 22.10 | |||||||||||||
28/1 | А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». | 1 | 24.10 | ||||||||||||
29/2 | А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение | 1 | 27.10 | ||||||||||||
30/3 | А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Вн.чт. «Уральские сказы Бажова. Хозяйка Медной горы» | 1 | 28.10 | ||||||||||||
31/4 | А.С.Пушкин. «Зимнее утро». | 1 | 29.10 | ||||||||||||
32/5 | А.С.Пушкин. «Зимний вечер». | 1 | 31.10 | ||||||||||||
33/6 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». Сравнение народной и литературной сказки | 1 | 10.11 | ||||||||||||
34/7 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». | 1 | 11.11 | ||||||||||||
35/8 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». | 1 | 12.11 | ||||||||||||
36/9 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». | 1 | 14.11 | ||||||||||||
37/10 | И.А.Крылов. | 1 | 17.11 | ||||||||||||
38/11 | Басни И.А.Крылова. «Мартышка и Очки». Мораль басен | 1 | 18.11 | ||||||||||||
39/12 | Басни И.А.Крылова. «Зеркало и Обезьяна» | 1 | 19.11 | ||||||||||||
43/13 | Басни И.А.Крылова. «Ворона и лисица» | 1 | 21.11 | ||||||||||||
41/14 | М.Ю.Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 | 24.11 | ||||||||||||
42/15 43/16 | М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Сравнение лирического текста и произведения живописи | 1 | 25.11 | ||||||||||||
44/17 | М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Вн. чт. М.Ю. Лермонтов «Бородино» | 1 | 26.11 | ||||||||||||
45/18 | Л.Н.Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. . | 1 | 28.11 | ||||||||||||
46/19 | Рассказы Л.Н.Толстого. «Акула» | 1 | 01.12 | ||||||||||||
47/20 | Рассказы Л.Н.Толстого. «Прыжок» | 1 | 02.12 | ||||||||||||
48/21 | Быль Л.Н.Толстого. «Лев и собачка» | 1 | 03.12 | ||||||||||||
49/22 50/23 | Рассказы Л.Н.Толстого. | 2 | 05.12 | ||||||||||||
51/24
| Вн.чт. «Рассказы М. Зощенко для детей» | 1 | 08.12 | ||||||||||||
52/25 | Обобщение по теме «Великие русские писатели» |
| 1 | ||||||||||||
53/26 | Контрольная работа №3 по теме «Великие русскиеписатели». | 1 | 09.12 | ||||||||||||
«Поэтическая тетрадь 2» 6 ч. | |||||||||||||||
Прогнозировать содержание раздела.Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения.Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. Участвовать в работе группы,читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. | 10.12 | ||||||||||||||
54/1 55/2 | Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе, Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». | 2 | 12.12 | ||||||||||||
56/3 | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» И.А.Бунин «Детство». Средства художественной выразительности. | 1 | 15.12 | ||||||||||||
57/4 | И.А.Бунин «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…» | 1 | 16.12 | ||||||||||||
58/5 | Опенка достижений. Вн. чт. С. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | 17.12 | ||||||||||||
59/6 | Контр работа №4 потеме«Поэтическая тетрадь» | 1 | 19.12 | ||||||||||||
Литературные сказки 9ч | |||||||||||||||
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | 1 | 22.12 | |||||||||||||
60/1 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». | 1 | 23.12 | ||||||||||||
61/2 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». | 1 | 24.12 | ||||||||||||
63/3 64/4 | В.М.Гаршин «Лягушка– путешественница». | 1 | 26.12 | ||||||||||||
65/5 | В.М.Гаршин «Лягушка путешественница». | 1 | 29.12 | ||||||||||||
66/6 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». | 1 | 30.12 | ||||||||||||
67/7 | Проверка техники чтения. | ||||||||||||||
68/8 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». | 1 | 12.01 | ||||||||||||
69/9 | Оценка достижений. | 1 | 13.01 | ||||||||||||
«Были-небылицы» 10 ч. | |||||||||||||||
70/1 | Вн. чт. Т. Крюкова «Смешные истории» | Прогнозировать содержание раздела.Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов.Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельнооценивать свои достижения. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. | 1 | 14.01 | |||||||||||
71/2 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения – основной прием описания подводного царства. | 1 | 16.01 | ||||||||||||
72/3 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | 19.01 | ||||||||||||
73/4 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | 20.01 | ||||||||||||
74/5 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | 21.01 | ||||||||||||
75/6 | А.И. Куприн «Слон». | 1 | 23.01 | ||||||||||||
76/7 | А.И. Куприн «Слон». | 1 | 26.01 | ||||||||||||
77/8 | А.И. Куприн «Слон». | 1 | 27.01 | ||||||||||||
78/9 | Оценка достижений. | 1 | 28.01 | ||||||||||||
79/10 | Контрольная работа №5 по теме «Литературные сказки. Были-небылицы». Вн. чт. Л.Б. Гераскина «В стране невыученных уроков» | 1 | 30.01 | ||||||||||||
«Поэтическая тетрадь 1» 6ч. | |||||||||||||||
80/1 | Стихи о животных. | Прогнозировать содержание радела. Читатьстихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой па текст. Определятьавторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельнооценивать свои достижения | 1 | 02.02 | |||||||||||
81/2 | Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. | 1 | 03.02 | ||||||||||||
82/3 | Саша Чёрный. Стихи о животных. | 1 | 04.02 | ||||||||||||
83/ 4 | А. А. Блок. Картины зимних забав. | 1 | 06.02 | ||||||||||||
84/5 | С. А. Есенин «Черёмуха». | 1 | 09.02 | ||||||||||||
85/6 | Оценка достижений. | 1 | 10.02 | ||||||||||||
«Люби живое» 16 ч. | |||||||||||||||
86/1 | Вн. чт. В. Бианки «Лесная газета» | Прогнозировать содержание раздела.Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения | 1 | 11.02 | |||||||||||
87/2 | М.М.Пришвин «Моя Родина». | 1 | 13.02 | ||||||||||||
88/3 | И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1 | 16.02 | ||||||||||||
89/4 | И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1 | 17.02 | ||||||||||||
90/5 | В. И. Белов. «Малька провинилась». | 1 | 18.02 | ||||||||||||
91/6 | В. И. Белов. «Ещё про Мальку». | 1 | 20.02 | ||||||||||||
92/7 | Контрольная работа №6 по теме «Люби живое». Проверка техники чтения. | 1 | 24.02 | ||||||||||||
93/8 | В.В.Бианки «Мышонок Пик». | 1 | 25.02 | ||||||||||||
94/9 | В.В.Бианки «Мышонок Пик». | 1 | 27.02 | ||||||||||||
95/ 10 | В.В.Бианки «Мышонок Пик». Вн. чт. М.М. Пришвин. Рассказы | 1 | 02.03 | ||||||||||||
96/11 | Б.С.Житков «Про обезьянку». | 1 | 03.03 | ||||||||||||
97/12 | Б.С.Житков «Про обезьянку». | 1 | 04.03 | ||||||||||||
98/13 | В.П.Астафьев «Капалуха». | 1 | 06.03 | ||||||||||||
99/14 | В.П.Астафьев «Капалуха». | 1 | 10.03 | ||||||||||||
100/15 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | 1 | 11.03 | ||||||||||||
101/16 | Оценка достижений. | 1 | 13.03 | ||||||||||||
«Поэтическая тетрадь 2» 8 ч. | |||||||||||||||
102/1 | Вн. чт. Сказки Г. Х. Андерсена | Прогнозировать содержание раздела.Планировать работу на уроке,осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать и творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения | 1 | 16.03 | |||||||||||
103/2 | С.Я. Маршак "Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» | 1 | 17.03 | ||||||||||||
104/3 | А.Л. Барто «Разлука». | 1 | 18.03 | ||||||||||||
105/4 | А.Л. Барто «В театре». | 1 | 20.03 | ||||||||||||
106/5 | С.В. Михалков «Если». | 1 | 30.03 | ||||||||||||
107/6 | Н.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок». Выразительное чтение. | 1 | 31.03 | ||||||||||||
108/7 | Проект: «Праздник поэзии». | 1 | 01.04 | ||||||||||||
109/8 | Оценка достижений. | 1 | 03.04 | ||||||||||||
«Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» 12 ч. | |||||||||||||||
110/1 | Вн. чт. Сказки В . Гауфа «Карлик Нос» | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы;подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением па уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения.Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения: определятьглавную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельнооценивать свои достижения | 1 | 06.04 | |||||||||||
111/2 | Б.В.Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» | 1 | 07.04 | ||||||||||||
112/3 | А.П.Платонов «Цветок на земле». | 1 | 08.04 | ||||||||||||
113/4 | А.П.Платонов «Ещё мама». | 1 | 10.04 | ||||||||||||
114/5 | М.М.Зощенко «Золотые слова». | 1 | 13.04 | ||||||||||||
115/6 | М.М.Зощенко «Золотые слова». Восстановление порядка событий. | 1 | 14.04 | ||||||||||||
116/7 | М.М.Зощенко «Великие путешественники». | 1 | 15.04 | ||||||||||||
117/8 | М.М.Зощенко «Великие путешественники». | 1 | 17.04 | ||||||||||||
118/9 | Н.Н.Носов «Федина задача». | 1 | 20.04 | ||||||||||||
119/10 | Н.Н.Носов «Федина задача». Вн. чт. Н.Н. Носов. Фантазеры: рассказы и повести. | 1 | 21.04 | ||||||||||||
120/11 | Н.Н.Носов «Телефон». | 1 | 22.04 | ||||||||||||
121/12 | Контрольная работа №7 по теме «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». | 1 | 24.04 | ||||||||||||
«По страницам детских журналов» 8 ч. | |||||||||||||||
122/1 | Вн.чт»Детские журналы» «Мурзилка» - детский журнал. | Прогнозировать содержание раздела.Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Восприниматьна слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использоватьприём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовитьсообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | 1 | 27.04 | |||||||||||
123/2 | «Весёлые картинки» — самые старый детский журнал. | 1 | 28.04 | ||||||||||||
124/3 | Ю.Ермолаев «Проговорился». | 1 | 29.04 | ||||||||||||
125/4 | Ю.Ермолаев «Воспитатели». | 1 | 05.05 | ||||||||||||
126/5 | Г. Остер «Вредные советы». | 1 | 06.05 | ||||||||||||
127/6 | Г.Остер «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. ». Легенда. Легенда своей семьи, дома, своего города | 1 | 08.05 | ||||||||||||
128/7 | Р. Сеф «Весёлые стихи» | 1 | 12.05 | ||||||||||||
129/8 | Оценка достижений. | 1 | 13.05 | ||||||||||||
«Зарубежная литература» | |||||||||||||||
130/1 | . Древнегреческий миф. Храбрый Персей | Прогнозировать содержание раздела.Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов .Сочинять свои сказки. Определятьнравственный смысл сказки (с помощью учителя). | 1 | 15.05 | |||||||||||
131/2 132/3 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические подвиги героев. | 1 | 18.05 | ||||||||||||
133/4 134/5 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 2 | 19.05 | ||||||||||||
135/6 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке. | 1 | 20.05 | ||||||||||||
136/7 | Контрольная работа №8 по теме«Зарубежная литература». Проверка техники чтения . Оценка достижений. | 1 | 22.05 | ||||||||||||
ИТОГО 136 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение
Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
Рабочая программа по: чтению. Класс: 3
Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...