Рабочая программа по чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Тома Татьяна Васильевна

Рабочая программа по чтению 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog_po_chteniyu.docx88.38 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты:

Предметные

Учащиеся научатся:

Виды речевой и читательской деятельности

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания   о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,  делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
  • осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством  учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;  делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте,  понимать, что точно
  • подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей  прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа,  продумывать связки для соединения частей.
  • домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
  • находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке

.

Учащиеся научатся:

Творческая деятельность

  • сочинять свои произведения  малых жанров устного народного творчества  в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • писать  небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
  • пересказывать содержание произведения  выборочно и сжато.
  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;  соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать
  • текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки,  высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся научатся:

Литературоведческая пропедевтика

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
  • осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  •  создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Метапредметные

Регулятивные УУД

  1. Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
  2. Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
  3. Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).
  4. Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал  и знаковой системы («+» и «-», «?»).  Фиксировать причины неудач в устной форме в  группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД

  1. Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
  2. Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и
  3. фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.
  4. Осознавать сущность и   значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова  и др.) как часть русской национальной культуры.
  5. Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
  6. Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
  7. Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

  1. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
  2. Строить связное высказывание из  7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
  3. Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
  4. Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
  5. Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
  6. Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
  7. Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
  8. Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы,  модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Личностные

  1. Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
  2. Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои  альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
  3. Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
  4. Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
  5. Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)
  6. Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.

  1. Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
  2. Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
  3. Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного  чтения.
  4. Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
  5. Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
  6. Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами.
  7. Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
  8. Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов.
  9. Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
  10. Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования
  11. Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
  12. Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.
  13. Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
  14. Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
  15. Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
  16. Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).
  17. Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
  18. Строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
  19. Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
  20. Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
  21. Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач. Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах  эффективность такой модели поведения.
  22. Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища, проводить его в классе по просьбе учителя.
  23. Осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей.
  24. Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.

Содержание  учебного предмета   

Наименование разделов и тем

Всего часов

Проверка

 техники чтения

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

Самое великое чудо на свете

1

Устное народное творчество

14

Поэтическая тетрадь 1

11

Великие русские писатели

26

1

Поэтическая тетрадь 2

6

Литературные сказки

9

 

Были-небылицы

10

Поэтическая тетрадь 1

6

Люби живое

16

1

Поэтическая тетрадь 2

8

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

12

По страницам детских журналов

8

1

Зарубежная литература

8

ИТОГО

136       часов

 3

 

 «САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ»  

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

 знать:

структуру учебника;

 приёмы ориентирования в  учебнике;

историю создания книг;

отличия рукописной и печатной книги.

уметь:

 различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация);

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»  

Русские народные песни.

Докучные сказки. Произведения прикладного искусства.

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Иван – царевич и серый волк.

Сивка – бурка.

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1»  

Ф.Тютчев «Весенняя гроза».

Ф.Тютчев «Листья».

А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…».

И.Никитин «Степь моя»

И.Никитин «Встреча зимы».

И.Суриков «Детство».

И.Суриков «Зима».

«ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ»  

А.Пушкин «Уж небо осенью дышало..»

А.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

И.Крылов «Мартышка и очки».

И.Крылов «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки»

И.Крылов «Ворона и лисица».

М.Лермонтов «Горные вершины».

М.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»

М.Лермонтов «Утес», «Осень».

Детство Л.Толстого.

Л.Толстой «Акула».

Л.Толстой «Прыжок».

Л.Толстой «Лев и собачка».

Л.Толстой «Какая бывает роса на траве».

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2»  

Н.Некрасов «Славная осень!»

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

К.Бальмонт «Золотое слово».

И.Бунин «Детство», «Полевые цветы».

 «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ»  

Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки».

Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца…»

В.Гаршин «Лягушка – путешественница».

В.Одоевский «Мороз Иванович».

«БЫЛИ – НЕБЫЛИЦЫ»

М.Горький «Случай с Евсейкой».

К.Паустовский «Растрепанный воробей».

А.Куприн «Слон».

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1»  

С.Черный «Воробей», «Слон».

А.Блок «Сны», «Ворона», Ветхая избушка».

С.Есенин «Черемуха

«ЛЮБИ ЖИВОЕ»  

М.Пришвин «Моя Родина».

И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

В.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку».

В.Бианки «Мышонок Пик».  

Б.Житков «Про обезьянку».

В.Дуров «Наша Жучка».

В.Астафьев «Капалуха».

В.Драгунский «Он живой и светится…»

.

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2»

С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».

А.Барто «Разлука», «В театре».

С.Михалков «Если», «Рисунок».

Е. Благинина «Кукушечка», «Котенок».

«СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК»

Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

А.Платонов «Цветок на земле».

М.Зощенко «Золотые слова».

М.Зощенко «Великие путешественники».

Н.Носов «Федина задача».

Н.Носов «Телефон».

В.Драгунский « Друг детства».

«ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ»

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

Г.Остер «Вредные советы».

Г.Остер «Как получаются легенды».

Р.Сеф «Веселые стихи».

«ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Мифы Древней Греции

Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок»

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности

учащихся

(основные учебные умения и действия)

Количество

часов

Приме-

чание

Планируемая дата проведения урока

01.09

«Самое великое чудо на свете» ( 2ч.)

Прогнозировать содержание раздела.Планировать работу по теме, используя условные обозначения. 

Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста,

 выборочночитать текст про себя, отвечать на вопросы

.Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

Участвовать в работе пары и группы,читать текст друг другу.Договариваться друг с другом; приниматьпозицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения

.Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке

.  Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».Проверять себя и самостоятельнооценивать свои достижения

1

02.09

      1

Рукописные книги Древней Руси.  Подготовка сообщения на основе статьи учебника.  

1

03.09

      2

Первопечатник Иван Фёдоров. 

1

05.09

1

08.09

«Устное народное творчество»

14 ч.

     3/1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. 

Прогнозировать содержание раздела.Планировать работу на уроке.Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры

.Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.

Называть виды прикладного искусства.Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. 

Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием.

 Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события

 Сравниватьсодержание сказок и иллюстрации к ним.Делить текст па части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану;находить героев, которые противопоставлены в сказке. 

Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев.

 Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок.

Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравниватьпроизведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. 

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом,выражать свою позицию.

Проверять себя и самостоятельнооценивать свои достижения.

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

1

09.09

    4/2

Русские народные песни.   Вн.чт. «Русские народные сказки. Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»

1

10.09

    5/3

Лирические народные песни. Шуточные народные песни. 

1

12.09

     6/4

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.  

1

15.09

      7/5

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. 

1

16.09

     8/6

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».  

1

17.09

    9/7

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».  

1

19.09

    10/8

Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». 

1

22.09

      11/9

Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». 

1

23.09

  12/10

Русская народная сказка «Сивка-Бурка». 

1

24.09

   13/11

Русская народная сказка «Сивка-Бурка». 

1

26.09

    14/12

Оценка достижений.  Вн.чт. «Родные поэты» (стихи поэтов XIX – нач. ХХ в. для детей)

1

29.09

    15/13

Проект: «Сочиняем волшебную сказку».  

1

30.09

    16/14

Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество».Проверка техники чтения

1

01.10

«Поэтическая тетрадь 1»

11 ч.

       17/1

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела.Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. 

Определятьразличные средства выразительности.

Использовать   приёмы   интонационного  чтения   (выразить   радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельнооценивать свои достижения.

 Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

1

03.10

   18/2

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Вн. Чт. «Басни И.А. Крылова»

1

06.10

    19/3

Русские поэты XIX—XX века. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза».  

1

07.10

    20/4

Ф.И.Тютчев «Листья».  

1

08.10

     21/5

А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»  

1

10.10

     22/6

А.А.Фет  «Зреет рожь над жаркой нивой...» 

1

13.10

    23/7

И.С.Никитин «Полно, степь моя...» . Олицетворение, как прием создания картины

1

14.10

     24/8

И.С.Никитин «Встреча зимы».  

1

15.10

      25/9

И.З.Суриков «Детство», «Зима».

1

17.10

     26/10

Оценка достижений. Вн.чт. « Мифы, легенды и придания»

1

20.10

     27/11

Контрольная работа №2  по теме «Поэтическая тетрадь». Проверка техники чтения

1

21.10

«Великие русские писатели»

26 ч.

       

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. 

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Различать лирическое и прозаическое произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём. 

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.  

Знать особенности литературной сказки. 

Определять нравственный смысл литературной сказки. 

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Даватьхарактеристику героев литературной сказки. 

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. 

Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. 

Составлять разные виды планов,воссоздавать текст по плану. 

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. 

Определять особенности басни, выделятьмораль басни в текстах. 

Представлять героев басни. 

Характеризовать героев басни на основе их поступков. 

Инсценировать басню.

Проверять себя и самостоятельнооценивать свои достижения.  Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельнооценивать свои достижения.

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

22.10

  28/1

А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». 

1

24.10

     29/2

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение 

1

27.10

   30/3

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения.  Вн.чт. «Уральские сказы Бажова. Хозяйка Медной горы»

1

28.10

   31/4

А.С.Пушкин. «Зимнее утро».   

1

29.10

    32/5

А.С.Пушкин. «Зимний вечер».   

1

31.10

    33/6

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». Сравнение народной и литературной сказки 

1

10.11

    34/7

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...».  

1

11.11

   35/8

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...».  

1

12.11

   36/9

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...».  

1

14.11

    37/10

И.А.Крылов.   

1

17.11

     38/11

Басни И.А.Крылова. «Мартышка и Очки». Мораль басен

1

18.11

     39/12

Басни И.А.Крылова. «Зеркало и Обезьяна»  

1

19.11

  43/13

Басни И.А.Крылова. «Ворона и лисица»  

1

21.11

    41/14

М.Ю.Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.    

1

24.11

     42/15

    43/16

М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Сравнение лирического текста и произведения живописи  

1

25.11

    44/17

М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Вн. чт.  М.Ю. Лермонтов «Бородино»

1

26.11

     45/18

Л.Н.Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя.  .

1

28.11

    46/19

Рассказы Л.Н.Толстого. «Акула»  

1

01.12

     47/20

Рассказы Л.Н.Толстого. «Прыжок»  

1

02.12

  48/21

Быль  Л.Н.Толстого. «Лев и собачка»  

1

03.12

                  49/22

50/23

Рассказы Л.Н.Толстого. 

2

05.12

     51/24

     

 Вн.чт. «Рассказы М. Зощенко для детей»

1

08.12

     52/25

Обобщение по теме

«Великие русские писатели»

 

1

   53/26

Контрольная работа №3 по теме «Великие русскиеписатели».  

1

09.12

«Поэтическая тетрадь 2»

6 ч.

Прогнозировать содержание раздела.Воспринимать стихи на слух.

Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование.

 Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения.

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.  

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

  Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту

 стихотворения.Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.

Читать стихи выразительно, 

оценивать свои достижения. Участвовать в работе группы,читать стихи друг другу, работая в паре,

самостоятельно оценивать свои достижения.

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

10.12

   54/1

   55/2

Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе, Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы».  

2

12.12

   56/3

К.Д.Бальмонт «Золотое слово»       И.А.Бунин «Детство».  Средства художественной выразительности.

1

15.12

   57/4

И.А.Бунин «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…»   

1

16.12

   58/5

Опенка достижений.   Вн. чт. С. Аксаков «Аленький цветочек»

1

17.12

59/6

Контр  работа №4 потеме«Поэтическая тетрадь»

1

19.12

Литературные сказки  9ч

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

 Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. 

 Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

 Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы,

 представленной в учебнике

1

22.12

60/1

Д.Н.Мамин-Сибиряк   «Алёнушкины   сказки».  

1

23.12

61/2

Д.Н.Мамин-Сибиряк   «Алёнушкины   сказки».  

1

24.12

63/3

64/4

В.М.Гаршин «Лягушкапутешественница».

1

26.12

65/5

В.М.Гаршин «Лягушка путешественница».

1

29.12

66/6

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».  

1

30.12

67/7

Проверка техники чтения.

68/8

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».  

1

12.01

69/9

Оценка достижений.  

1

13.01

«Были-небылицы»

10 ч.

70/1

 Вн. чт. Т. Крюкова «Смешные истории»

Прогнозировать содержание раздела.Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. 

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. 

Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного

 пересказов.Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев

произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать

сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельнооценивать свои достижения.

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

1

14.01

   71/2

М. Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения – основной прием описания подводного царства.   

1

16.01

   72/3

М. Горький «Случай с Евсейкой».   

1

19.01

   73/4

К. Г. Паустовский    «Растрёпанный    воробей».

1

20.01

    74/5

К. Г. Паустовский    «Растрёпанный    воробей».

1

21.01

   75/6

А.И. Куприн «Слон».

1

23.01

    76/7

А.И. Куприн «Слон».

1

26.01

    77/8

А.И. Куприн «Слон».

1

27.01

    78/9

Оценка достижений.  

1

28.01

79/10

Контрольная работа №5 по теме «Литературные сказки. Были-небылицы».

Вн. чт. Л.Б. Гераскина «В стране невыученных уроков»

1

30.01

«Поэтическая тетрадь 1»

6ч.

    80/1

Стихи о животных.

Прогнозировать содержание радела. Читатьстихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.  Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

 Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой па текст.

 Определятьавторское отношение к изображаемому.  Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельнооценивать свои достижения

1

02.02

    81/2

Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. 

1

03.02

    82/3

Саша Чёрный. Стихи о животных.  

1

04.02

    83/ 4

А. А. Блок. Картины зимних забав.  

1

06.02

   84/5

С. А. Есенин «Черёмуха».  

1

09.02

    85/6

Оценка достижений.  

1

10.02

«Люби живое»

16 ч.

    86/1

Вн. чт. В. Бианки «Лесная газета»

Прогнозировать содержание раздела.Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения.  

Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Пересказывать произведение на основе плана.

Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения

1

11.02

    87/2

М.М.Пришвин «Моя Родина».  

1

13.02

    88/3

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек».   

1

16.02

   89/4

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек».   

1

17.02

   90/5

В. И. Белов. «Малька провинилась».  

1

18.02

   91/6

В. И. Белов. «Ещё про Мальку».  

1

20.02

   92/7

Контрольная работа №6 по теме «Люби живое». Проверка техники чтения.

1

24.02

    93/8

В.В.Бианки «Мышонок Пик».  

1

25.02

     94/9

В.В.Бианки «Мышонок Пик».  

1

27.02

    95/ 10

В.В.Бианки «Мышонок Пик».  Вн. чт. М.М. Пришвин. Рассказы

1

02.03

     96/11

Б.С.Житков «Про обезьянку».  

1

03.03

    97/12

Б.С.Житков «Про обезьянку».  

1

04.03

     98/13

В.П.Астафьев «Капалуха».   

1

06.03

    99/14

В.П.Астафьев «Капалуха».   

1

10.03

          100/15

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».     

1

11.03

    101/16

Оценка достижений.  

1

13.03

«Поэтическая тетрадь 2»

8 ч.

     102/1

Вн. чт. Сказки Г. Х. Андерсена

Прогнозировать содержание раздела.Планировать работу на уроке,осмысливать цели чтения.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения,  отражая   позицию автора   и  своё

 отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения.

Участвовать и творческих проектах.

Заучивать стихи наизусть.

Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения

1

16.03

    103/2

С.Я. Маршак "Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...»  

1

17.03

     104/3

А.Л. Барто «Разлука». 

1

18.03

    105/4

А.Л. Барто «В театре». 

1

20.03

     106/5

С.В. Михалков «Если».  

1

30.03

    107/6

Н.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок». 

Выразительное чтение.

1

31.03

    108/7

Проект: «Праздник поэзии».  

1

01.04

    109/8

Оценка достижений.  

1

03.04

«Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»

12 ч.

       110/1

  Вн. чт. Сказки В . Гауфа «Карлик Нос»

Прогнозировать  содержание   раздела.  Объяснять   смысл,   название темы;подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу с произведением па уроке с использованием условных обозначений. 

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия стихотворения.Соотносить пословицу с содержанием произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения: определятьглавную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех;

 определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Проверять себя и самостоятельнооценивать свои достижения

1

06.04

    111/2

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»

1

07.04

    112/3

А.П.Платонов «Цветок на земле».  

1

08.04

    113/4

А.П.Платонов «Ещё мама».

1

10.04

   114/5

М.М.Зощенко «Золотые слова».  

1

13.04

    115/6

М.М.Зощенко «Золотые слова». Восстановление порядка событий.

1

14.04

   116/7

М.М.Зощенко «Великие путешественники».  

1

15.04

117/8

М.М.Зощенко «Великие путешественники».  

1

17.04

118/9

Н.Н.Носов «Федина задача».  

1

20.04

119/10

Н.Н.Носов «Федина задача».  Вн. чт. Н.Н. Носов. Фантазеры: рассказы и повести.

1

21.04

120/11

Н.Н.Носов «Телефон». 

1

22.04

121/12

Контрольная работа №7 по теме «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».  

1

24.04

«По страницам детских журналов»

8 ч.

    122/1

Вн.чт»Детские журналы» «Мурзилка» - детский журнал.  

Прогнозировать содержание раздела.Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности).

Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. 

Восприниматьна слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. 

Использоватьприём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи».

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. 

Готовитьсообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои

произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

1

27.04

    123/2

 «Весёлые картинки» — самые старый детский журнал.  

1

28.04

    124/3

Ю.Ермолаев «Проговорился».  

1

29.04

    125/4

Ю.Ермолаев «Воспитатели».  

1

05.05

    126/5

Г. Остер «Вредные советы».  

1

06.05

    127/6

Г.Остер «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов.  ».  Легенда. Легенда своей семьи, дома, своего города

1

08.05

     128/7

Р. Сеф «Весёлые стихи»

1

12.05

    129/8

Оценка достижений. 

1

13.05

«Зарубежная литература»

    130/1

. Древнегреческий миф. Храбрый Персей

Прогнозировать содержание раздела.Планировать работу на уроке. 

Читать и воспринимать на слух художественное произведение. 

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. 

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя).

Пересказывать выборочно произведение.

Сравнивать сказки разных народов

.Сочинять свои сказки. Определятьнравственный смысл сказки (с помощью учителя). 

1

15.05

   131/2

    132/3

Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические подвиги героев. 

1

18.05

   133/4

    134/5

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок».   

2

19.05

   135/6

 Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок».  Создание рисунков к сказке.

1

20.05

     136/7

Контрольная работа №8 по теме«Зарубежная литература». Проверка техники чтения . Оценка достижений.    

1

22.05

ИТОГО        136 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение

Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...