Методическая разработка "Литературное слушание в 1 классе"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Кашина  Елена Геннадьевна

Роль литературного слушания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medod_raz.-literaturnoe_slushan.docx123.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме «Литературное слушание на уроках чтения в первом классе»

Автор – разработчик:

Кашина Елена Геннадьевна

учитель начальных классов


г. Нижний Новгород
2016год.

                            СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

   

  1.  Роль литературного слушания на уроках чтения в первом классе.
  2. Технология организации урока литературного слушания.
  3. Требования к проведению урока литературного слушания.
  4. Варианты построения урока слушания.
  5. Порядок знакомства с книгой на уроке чтения.
  6. Результативность применяемой технологии.
  7. План – конспект урока литературного слушания на уроке чтения в первом классе. 
  8. Диагностика

Литературное слушание

 

        Читательская деятельность предполагает правильную организацию восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста.

Чтобы научиться читать, ребенку нужно прежде всего научиться слушать «чужое чтение», т.е правильное, выразительное чтение учителя. А также воспринимать и понимать содержание читаемого текста другими людьми. Развитию читательских умений способствуют уроки литературного слушания, проводимые в первом классе.

На уроках литературного слушания первоклассники с огромным интересом знакомятся с новыми литературными произведениями. С удовольствием учатся приемам анализа произведений на доступном им уровне и с нетерпением ждут уроков слушания.

Литературное слушание – важнейшее звено в обучении и воспитании  первоклассников. Учитель может подбирать для урока разные произведения  и по жанру и по теме, с  глубоким воспитательным содержанием.    

Цель уроков слушания - обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса и эстетического вкуса, развитие стремления ребенка к самостоятельному общению с книгой.

Уроки литературного слушания позволяют активно формировать специальные читательские умения, способствуют развитию памяти, внимания, литературной речи, правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения, учат детей искусству слушать сказку, рассказ, стихотворение.

Литературное слушание является источником развития основных видов речевой деятельности – слушания, говорения, чтения.

Технология организации уроков литературного слушания

В первой учебной четверти работу на уроках литературного слушания можно ограничить моделированием обложки, определением жанра и  тематики произведения с использованием приема «словесного рисования», ответов на вопросы учителя, определением идеи произведения и построением схематического плана. Учащиеся первого класса могут дать «оценку» героям произведения, высказать свою точку зрения на происходящие  в произведении события.  

Для моделирования обложки можно использовать альбом или простую тетрадь в клетку. Страница тетради должна быть разделена на две равные  части. С одной стороны располагается модель обложки, а с другой «говорящая» иллюстрация. Учитель моделирует обложку на доске, а каждый ребенок на своем рабочем месте.

При моделировании вводится система «заместителей» - условных обозначений жанра, темы произведения, героев.

Жанры обозначаются фигурами:

Сказка         Пословица        

Рассказ                                                         Загадка                      ?    

Стихотворение                                           Басня

Темы чтения замещаются цветом:

        о Родине

        о природе

        о детях

        о животных

        о приключениях, волшебстве.

Использование «заместителей» героев:

Заяц                          З              

         

Колобок                   К

Лиса                         Л          

Снегурочка              С

Пример моделирования обложки

Модель первой страницы русской народной сказки «Колобок».

  Д         Б          К         З         В        М        Л        

Со второго полугодия на уроках литературного слушания (когда у учащихся первого класса уже сформирован навык чтения и письма) можно проводить дополнительные приемы анализа текста. Работа состоит из нескольких этапов.  

  1. этап - «Графическое рисование»

Проводится в следующей последовательности:

  • Выделяется эпизод для словесного рисования.
  • Рисуется место, где происходят события.
  • Изображаются действующие лица.

На данном этапе проводится работа над «образами» произведения, учащиеся должны представлять себе образы такими, какими их нарисовал автор. Для этого нужно выделить  изобразительные средства - «ключевые слова».

  • Добавляются необходимые детали.
  • Раскрашивается контурный рисунок.

Таким образом,  создавая графическую иллюстрацию, учащиеся делят текст на смысловые части, а содержание каждой части текста изображают иллюстрацией. Получается картинный план.

2  этап - Составление плана с опорой на иллюстрацию.

Картинный план позволяет первоклассникам легко составить план пересказа, используя опорные слова. Данный план можно составить как устно, так записать и письменно (можно использовать печатные буквы).

  1. этап – Пересказ текста.

С опорой на иллюстрации и составленный план, учащиеся легко овладевают приемом пересказа прослушанного произведения. Пересказывая текст, учащиеся  могут выразить свое отношение к прочитанному, используя свои средства выразительности (интонацию, темп и тембр голоса, мимику, жесты).

С первых уроков литературного слушания необходимо привлекать внимание детей к тексту, авторскому слову.

На уроке можно проводить такие упражнения:

- Чтение слов, которые наиболее понравились, запомнились.

- Объяснение непонятных слов из контекста.

- Подбор слов – синонимов.

- Подбор собственного заглавия к тексту.

- К словам из стихотворения придумать рифму.

- Ролевое чтение.

- Инсценирование диалога.

 

                         Требования к уроку слушания

  •  Уроки  литературного слушания в первом классе  проводятся 2 раза в неделю в первом полугодии и 1 раз в неделю во втором.
  • Произведения подбираются разные по жанру и тематике (стихи, сказки, рассказы, басни, загадки …)
  • Урок начинается со слов учителя:  «Дети, сегодня мы познакомимся с новым произведением, послушайте». Никаких вступительных бесед проводить не надо.
  • Называть учителю произведение, указывать жанр и тему не нужно, этому мы учим детей по ходу урока.
  • Всю работу по тексту нужно проводить только после первичного восприятия произведения.

- Для рассматривания нужно подбирать большеформатные детские книги в типовом оформлении, на первой странице должна  четко читаться  фамилия автора, заголовок.

    -  Итог урока может быть подведен с опорой на модель в тетради. Учащиеся называют жанр, тему и автора произведения. (сегодня мы познакомились со   сказкой С. Михалкова о животных «Три поросенка»).

ПОРЯДОК ЗНАКОМСТВА С КНИГОЙ

(использование метода Н.И. Светловской).

1. Рассматривается иллюстрация на первой и последней страницах обложки.

2. Прочитываются все надписи на обложке (фамилия автора, заглавие).

  1. Правильно называется книга.
  2. Постраничное просматривание книги.
  3. Заключительная беседа.

- С какой книгой мы сегодня познакомились? Прочтите заголовок.     Назовите книгу правильно. Кто автор книги?                

ВАРИАНТЫ ПОСТРОЕНИЯ УРОКОВ

1вариант  - Учебный материал – детская книга.

1. Первичное знакомство с книгой, которую дети будут слушать нам уроке. (использование метода «чтение – рассматривание» Н.Н.Светловской).

2. Слушание произведения.

3. Беседа после прочитанного.

4. Рассматривание иллюстрации к тексту прочитанного произведения.

5. Повторное слушание.

6.Моделирование обложки.

7. Упражнения в чтении слов, предложений, эпизодов произведения.

  1. Рекомендации для самостоятельной работы: найти книгу с прослушанным произведением, нарисовать иллюстрацию, подобрать пословицу соответствующую содержанию произведения, придумать загадку, ребус,  передать содержание книги родителям или друзьям, представить события и героев в игровой (театрализованной) форме…

2  вариант -  Работа с произведением.

1. Чтение учителем произведения.

2. Беседа после чтения, выявление первичного восприятия. Дети высказывают свое отношение к услышанному произведению.

3. Моделирование обложки произведения.

4. Работа с произведением: обсуждение содержания, определение темы, знакомство с названием.

5. Повторное слушание. (Если в классе есть читающие дети, можно подготовить повторное чтение детьми. Или прочитать текст самостоятельно,  всем детям в классе. Для этого потребуется книга для каждого уч – ся или набранный текст произведения на отдельном листе).

6. «Графическое рисование» - составление картинного плана.

7. Деление текста на смысловые части, озаглавливание частей текста (составление плана пересказа).

8. Подробный или краткий пересказ текста. Рекомендации для самостоятельной работы

     

Результативность  применяемой методики:

  1. Расширяется круг чтения младшего школьника, его начитанность.
  2. Развивается интерес не только  к процессу чтения,но и к урокам чтения.
  3. Осуществляется  связь чтения со всеми видами речевой деятельности.
  4. Учащиеся с первого класса овладевают приемами анализа художественного произведения.

Урок литературного слушания в 1-м классе "В.Сутеев. «Палочка-Выручалочка»"

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков, необходимых для проведения урока по данной теме:

  • учащиеся владеют слоговым чтением.
  • умеют моделировать произведение.
  • любят выполнять творческие работы по тексту.
  • учатся работать в группах.

Учебные задачи:

  • ввести в круг чтения новую авторскую сказку;
  • включить учащихся в эмоционально-творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;
  • развивать творческое воображение;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Учебные умения:

  • правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять жанр и тему;
  • выявлять авторскую точку зрения и выражать свою;
  • прогнозировать содержание на основе заголовка;
  • редактировать деформированный словесный и картинный план, создавая при этом диафильм;
  • разыгрывать диалог;
  • создавать продолжение сказки

Оборудование урока.

  • Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса, с.114-117.
  • Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса, с.48.
  • Листочки, цветные карандаши для моделирования.
  • Компьютерная презентация урока.
  • Выставка книг В. Г. Сутеева.
  • Костюмы Зайца, Ежа.
  • Карточки для рефлексии.

Конспект урока

1. Организация класса.

- Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

2. Сообщение темы.

-Сегодня на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новым произведением.

-Заголовок произведения “Палочка - выручалочка”.

Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова! (С.К.Тивикова)

- О чём может быть текст с таким названием?

-Вы уже знаете такие произведения, где палочка помогала кому – то? (Золушка)

-После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения

3. Чтение учителем произведения

(Книги закрыты).

4. Проверка первичного восприятия.

-Понравилось произведение?

-Что вам понравилось?

-Что вам не понравилось?

-Когда вам было весело? А грустно?

-Оправдались ли ваши предположения?

5. Моделирование обложки

-Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала?

-Сказку.

-Почему вы так решили? Докажите.

-Покажите на своих моделях, что я вам прочитала сказку.

-Подумайте, о ком эта сказка?

-О животных.

-Покажите это на своих моделях.

(Учащиеся закрашивают круг коричневым цветом.)

-Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку?

-В.Сутеев.

Значит, какая это сказка?

- Авторская (литературная).

-Укажите на модели фамилию автора.

-Что вы знаете об этом человеке?

-Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.

-Писал сценарии к мультфильмам.

-Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.

-Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник! А если этот человек ещё и режиссёр, сценарист, постановщик мультфильмов, то можете не сомневаться – перед вами В.Г.Сутеев.

Обратите внимание на выставку, где собраны не только книги, которые он сам писал и иллюстрировал, но и произведения других авторов с рисунками Сутеева.

-У Ани Евстафьевой в домашней библиотеке есть замечательная книга, с которой она хочет вас познакомить.

(Аня знакомит с книгой “Стихи и сказки в картинках В.Г.Сутеева”.)

-Это, действительно, удивительный человек. Его рисунки нельзя спутать ни с чьими другими.

-С какими его произведениями мы уже знакомы? Отгадайте по моделям обложек.

-Мы прочитали сказки Сутеева “Дядя Миша”, “Яблоко”, “Под грибом”, “Ёлка”, “Капризная кошка”.

-Откройте книгу и прочитайте заголовок сказки. Обозначьте заголовок в модели.

-Сравните с моей моделью.

-Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке.

Сутеев “Палочка - выручалочка”. Эта сказка о животных.

6. Работа с произведением: анализ содержания, определение темы чтения.

-Вам встретились такие слова, значение которых вам было непонятно?

(Если есть такие слова, то они заносятся в “Словарь нашего класса”)

-Кто главные герои в сказке?

-Ёжик и Заяц.

-Переверните модели и запишите это на обратной стороне.

-Почему я поставила двустороннюю стрелку?

-Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.

-Каким был Ёжик? Заяц?

Ёжик

Заяц

Воспитанный

Невоспитанный

Вежливый

Грубый

Смелый

Трусливый

Добрый

Благодарный

Умный

 

Находчивый

Сообразительный

Скромный

-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его?

-Как автор относится к ежу? К зайцу?

-Кто вам понравился больше и почему?

-Ребята, сейчас появится ещё одна книжечка, в которой каждая страничка – это ваша работа.

(Учитель собирает модели и степлером соединяет в общую книжечку, обложка выполнена учителем.)

-Где эта книга родилась?

-Я поздравляю вас, в нашей “Библиотечке развития” появилась ещё одна новая книга.

7. Релаксация. Музыкальная пауза

Дети исполняют песню “В мире много сказок”

В мире много сказок грустных и смешных,
Грустных и смешных.
Не прожить на свете нам без любимых книг,
Не прожить на свете нам без них.

8. Повторное слушание.

- Хотите послушать сказку в исполнении артиста Всеволода Абдулова?

-На экране будут слайды – рисунки Сутеева

Прослушивание аудиокниги. Просматривание иллюстраций к сказке

9. Творческая работа в группах.

-Сейчас будем работать по группам.

1 группа “Мишки”– составить диафильм

2 группа “Белочки”- работа в книге “Литературное чтение”, с. 117

-Задача вашей группы – прочитать отрывок из сказки, проинсценировать диалог главных героев.

3 группа “Лисички”– придумать продолжение сказки от имени Зайца

Презентация работы каждой группы.

Вопросы учащимся после инсценирования сказки:

-Представьте, что перед вами настоящие герои сказок. Какие вопросы вы им хотите задать?

-Что посоветуете Ежу? Зайцу?

10. Рекомендации для самостоятельной работы.

-Сегодня на уроке вы побывали в роли авторов, мультипликаторов, артистов, хотите быть иллюстраторами? Это вы по желанию сможете сделать дома – нарисовать иллюстрацию к любому отрывку из сказки, а затем мы соберём книгу – самоделку.

- Ещё предлагаю пересказать эту сказку от лица Ёжика или Зайца своим младшим братьям, сестричкам, родителям.

11. Итог урока. Рефлексия.

-Может ли простая палочка стать выручалочкой? От чего это зависит? В чьих руках простая палочка может стать волшебной?

-Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое важное?

-“Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!”

-“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”! Чему учит нас сказка?

- Какой урок возьмём из неё?

-Что хотел нам сказать автор?

-Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека.

-Мой добрый друг, пожалуйста,
Добро совершать не бойся.
Помог кому – то – и радуйся,
Награды не нужно большей.
-Дарите людям добро!

-Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок? Что понравилось? Что не понравилось? Чему научились?

-Какое произведение помогло?

-Покажите ваше настроение. (Графический словарь)

-Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился.

Сегодня я работал лучше, чем вчера
Я мог бы работать лучше
Я недоволен своей работой

-Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.

-Прикрепите на общий круг знак, который соответствует вашему состоянию.

 

        

                                            Диагностика

1выявление первичного восприятия

2. Моделирование обложки произведения.





3. «Графическое рисование» - составление картинного плана.



4. Деление текста на смысловые части, озаглавливание частей текста (составление плана пересказа).



5. Подробный  пересказ текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по литературному слушанию (1 класс)

План-конспект урока по литературному слушаниюю Тема: "Народные сказки"...

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс на 20012-20013 учебный год

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс на 20012-20013учебный год...

Конспект урока литературного слушания 1 класс М.Михайлов "Лесные хоромы"

Конспект урока литературного слушания для 1 класса "М.Михайлов "Лесные хоромы" 21 век...

Урок литературного слушания 1 класс В.Сутеев Палочка-выручалочка

Мультимедийная разработка урока литературного слушания 1 класс по программе Начальная школа 21 века. Презентация к уроку и аудио сказка...

Литературное слушание 1 класс. Тема "По страницам любимых книг"(урок-утренник).

Конспект урока - утренника "По страницам любимых книг"....