Методическая разработка "Литературное слушание в 1 классе"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме «Литературное слушание на уроках чтения в первом классе»
Автор – разработчик: |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
- Роль литературного слушания на уроках чтения в первом классе.
- Технология организации урока литературного слушания.
- Требования к проведению урока литературного слушания.
- Варианты построения урока слушания.
- Порядок знакомства с книгой на уроке чтения.
- Результативность применяемой технологии.
- План – конспект урока литературного слушания на уроке чтения в первом классе.
- Диагностика
Литературное слушание
Читательская деятельность предполагает правильную организацию восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста.
Чтобы научиться читать, ребенку нужно прежде всего научиться слушать «чужое чтение», т.е правильное, выразительное чтение учителя. А также воспринимать и понимать содержание читаемого текста другими людьми. Развитию читательских умений способствуют уроки литературного слушания, проводимые в первом классе.
На уроках литературного слушания первоклассники с огромным интересом знакомятся с новыми литературными произведениями. С удовольствием учатся приемам анализа произведений на доступном им уровне и с нетерпением ждут уроков слушания.
Литературное слушание – важнейшее звено в обучении и воспитании первоклассников. Учитель может подбирать для урока разные произведения и по жанру и по теме, с глубоким воспитательным содержанием.
Цель уроков слушания - обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса и эстетического вкуса, развитие стремления ребенка к самостоятельному общению с книгой.
Уроки литературного слушания позволяют активно формировать специальные читательские умения, способствуют развитию памяти, внимания, литературной речи, правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения, учат детей искусству слушать сказку, рассказ, стихотворение.
Литературное слушание является источником развития основных видов речевой деятельности – слушания, говорения, чтения.
Технология организации уроков литературного слушания
В первой учебной четверти работу на уроках литературного слушания можно ограничить моделированием обложки, определением жанра и тематики произведения с использованием приема «словесного рисования», ответов на вопросы учителя, определением идеи произведения и построением схематического плана. Учащиеся первого класса могут дать «оценку» героям произведения, высказать свою точку зрения на происходящие в произведении события.
Для моделирования обложки можно использовать альбом или простую тетрадь в клетку. Страница тетради должна быть разделена на две равные части. С одной стороны располагается модель обложки, а с другой «говорящая» иллюстрация. Учитель моделирует обложку на доске, а каждый ребенок на своем рабочем месте.
При моделировании вводится система «заместителей» - условных обозначений жанра, темы произведения, героев.
Жанры обозначаются фигурами:
Сказка Пословица
Рассказ Загадка ?
Стихотворение Басня
Темы чтения замещаются цветом:
о Родине
о природе
о детях
о животных
о приключениях, волшебстве.
Использование «заместителей» героев:
Заяц З
Колобок К
Лиса Л
Снегурочка С
Пример моделирования обложки
Модель первой страницы русской народной сказки «Колобок».
Д Б К З В М Л
Со второго полугодия на уроках литературного слушания (когда у учащихся первого класса уже сформирован навык чтения и письма) можно проводить дополнительные приемы анализа текста. Работа состоит из нескольких этапов.
- этап - «Графическое рисование»
Проводится в следующей последовательности:
- Выделяется эпизод для словесного рисования.
- Рисуется место, где происходят события.
- Изображаются действующие лица.
На данном этапе проводится работа над «образами» произведения, учащиеся должны представлять себе образы такими, какими их нарисовал автор. Для этого нужно выделить изобразительные средства - «ключевые слова».
- Добавляются необходимые детали.
- Раскрашивается контурный рисунок.
Таким образом, создавая графическую иллюстрацию, учащиеся делят текст на смысловые части, а содержание каждой части текста изображают иллюстрацией. Получается картинный план.
2 этап - Составление плана с опорой на иллюстрацию.
Картинный план позволяет первоклассникам легко составить план пересказа, используя опорные слова. Данный план можно составить как устно, так записать и письменно (можно использовать печатные буквы).
- этап – Пересказ текста.
С опорой на иллюстрации и составленный план, учащиеся легко овладевают приемом пересказа прослушанного произведения. Пересказывая текст, учащиеся могут выразить свое отношение к прочитанному, используя свои средства выразительности (интонацию, темп и тембр голоса, мимику, жесты).
С первых уроков литературного слушания необходимо привлекать внимание детей к тексту, авторскому слову.
На уроке можно проводить такие упражнения:
- Чтение слов, которые наиболее понравились, запомнились.
- Объяснение непонятных слов из контекста.
- Подбор слов – синонимов.
- Подбор собственного заглавия к тексту.
- К словам из стихотворения придумать рифму.
- Ролевое чтение.
- Инсценирование диалога.
Требования к уроку слушания
- Уроки литературного слушания в первом классе проводятся 2 раза в неделю в первом полугодии и 1 раз в неделю во втором.
- Произведения подбираются разные по жанру и тематике (стихи, сказки, рассказы, басни, загадки …)
- Урок начинается со слов учителя: «Дети, сегодня мы познакомимся с новым произведением, послушайте». Никаких вступительных бесед проводить не надо.
- Называть учителю произведение, указывать жанр и тему не нужно, этому мы учим детей по ходу урока.
- Всю работу по тексту нужно проводить только после первичного восприятия произведения.
- Для рассматривания нужно подбирать большеформатные детские книги в типовом оформлении, на первой странице должна четко читаться фамилия автора, заголовок.
- Итог урока может быть подведен с опорой на модель в тетради. Учащиеся называют жанр, тему и автора произведения. (сегодня мы познакомились со сказкой С. Михалкова о животных «Три поросенка»).
ПОРЯДОК ЗНАКОМСТВА С КНИГОЙ
(использование метода Н.И. Светловской).
1. Рассматривается иллюстрация на первой и последней страницах обложки.
2. Прочитываются все надписи на обложке (фамилия автора, заглавие).
- Правильно называется книга.
- Постраничное просматривание книги.
- Заключительная беседа.
- С какой книгой мы сегодня познакомились? Прочтите заголовок. Назовите книгу правильно. Кто автор книги?
ВАРИАНТЫ ПОСТРОЕНИЯ УРОКОВ
1вариант - Учебный материал – детская книга.
1. Первичное знакомство с книгой, которую дети будут слушать нам уроке. (использование метода «чтение – рассматривание» Н.Н.Светловской).
2. Слушание произведения.
3. Беседа после прочитанного.
4. Рассматривание иллюстрации к тексту прочитанного произведения.
5. Повторное слушание.
6.Моделирование обложки.
7. Упражнения в чтении слов, предложений, эпизодов произведения.
- Рекомендации для самостоятельной работы: найти книгу с прослушанным произведением, нарисовать иллюстрацию, подобрать пословицу соответствующую содержанию произведения, придумать загадку, ребус, передать содержание книги родителям или друзьям, представить события и героев в игровой (театрализованной) форме…
2 вариант - Работа с произведением.
1. Чтение учителем произведения.
2. Беседа после чтения, выявление первичного восприятия. Дети высказывают свое отношение к услышанному произведению.
3. Моделирование обложки произведения.
4. Работа с произведением: обсуждение содержания, определение темы, знакомство с названием.
5. Повторное слушание. (Если в классе есть читающие дети, можно подготовить повторное чтение детьми. Или прочитать текст самостоятельно, всем детям в классе. Для этого потребуется книга для каждого уч – ся или набранный текст произведения на отдельном листе).
6. «Графическое рисование» - составление картинного плана.
7. Деление текста на смысловые части, озаглавливание частей текста (составление плана пересказа).
8. Подробный или краткий пересказ текста. Рекомендации для самостоятельной работы
Результативность применяемой методики:
- Расширяется круг чтения младшего школьника, его начитанность.
- Развивается интерес не только к процессу чтения,но и к урокам чтения.
- Осуществляется связь чтения со всеми видами речевой деятельности.
- Учащиеся с первого класса овладевают приемами анализа художественного произведения.
Урок литературного слушания в 1-м классе "В.Сутеев. «Палочка-Выручалочка»"
Описание исходного уровня знаний, умений и навыков, необходимых для проведения урока по данной теме:
- учащиеся владеют слоговым чтением.
- умеют моделировать произведение.
- любят выполнять творческие работы по тексту.
- учатся работать в группах.
Учебные задачи:
- ввести в круг чтения новую авторскую сказку;
- включить учащихся в эмоционально-творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;
- развивать творческое воображение;
- воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
Учебные умения:
- правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять жанр и тему;
- выявлять авторскую точку зрения и выражать свою;
- прогнозировать содержание на основе заголовка;
- редактировать деформированный словесный и картинный план, создавая при этом диафильм;
- разыгрывать диалог;
- создавать продолжение сказки
Оборудование урока.
- Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса, с.114-117.
- Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса, с.48.
- Листочки, цветные карандаши для моделирования.
- Компьютерная презентация урока.
- Выставка книг В. Г. Сутеева.
- Костюмы Зайца, Ежа.
- Карточки для рефлексии.
Конспект урока
1. Организация класса.
- Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
2. Сообщение темы.
-Сегодня на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новым произведением.
-Заголовок произведения “Палочка - выручалочка”.
Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова! (С.К.Тивикова)
- О чём может быть текст с таким названием?
-Вы уже знаете такие произведения, где палочка помогала кому – то? (Золушка)
-После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения
3. Чтение учителем произведения
(Книги закрыты).
4. Проверка первичного восприятия.
-Понравилось произведение?
-Что вам понравилось?
-Что вам не понравилось?
-Когда вам было весело? А грустно?
-Оправдались ли ваши предположения?
5. Моделирование обложки
-Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала?
-Сказку.
-Почему вы так решили? Докажите.
-Покажите на своих моделях, что я вам прочитала сказку.
-Подумайте, о ком эта сказка?
-О животных.
-Покажите это на своих моделях.
(Учащиеся закрашивают круг коричневым цветом.)
-Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку?
-В.Сутеев.
Значит, какая это сказка?
- Авторская (литературная).
-Укажите на модели фамилию автора.
-Что вы знаете об этом человеке?
-Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.
-Писал сценарии к мультфильмам.
-Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.
-Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник! А если этот человек ещё и режиссёр, сценарист, постановщик мультфильмов, то можете не сомневаться – перед вами В.Г.Сутеев.
Обратите внимание на выставку, где собраны не только книги, которые он сам писал и иллюстрировал, но и произведения других авторов с рисунками Сутеева.
-У Ани Евстафьевой в домашней библиотеке есть замечательная книга, с которой она хочет вас познакомить.
(Аня знакомит с книгой “Стихи и сказки в картинках В.Г.Сутеева”.)
-Это, действительно, удивительный человек. Его рисунки нельзя спутать ни с чьими другими.
-С какими его произведениями мы уже знакомы? Отгадайте по моделям обложек.
-Мы прочитали сказки Сутеева “Дядя Миша”, “Яблоко”, “Под грибом”, “Ёлка”, “Капризная кошка”.
-Откройте книгу и прочитайте заголовок сказки. Обозначьте заголовок в модели.
-Сравните с моей моделью.
-Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке.
Сутеев “Палочка - выручалочка”. Эта сказка о животных.
6. Работа с произведением: анализ содержания, определение темы чтения.
-Вам встретились такие слова, значение которых вам было непонятно?
(Если есть такие слова, то они заносятся в “Словарь нашего класса”)
-Кто главные герои в сказке?
-Ёжик и Заяц.
-Переверните модели и запишите это на обратной стороне.
-Почему я поставила двустороннюю стрелку?
-Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.
-Каким был Ёжик? Заяц?
Ёжик | Заяц |
Воспитанный | Невоспитанный |
Вежливый | Грубый |
Смелый | Трусливый |
Добрый | Благодарный |
Умный |
|
Находчивый | |
Сообразительный | |
Скромный |
-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его?
-Как автор относится к ежу? К зайцу?
-Кто вам понравился больше и почему?
-Ребята, сейчас появится ещё одна книжечка, в которой каждая страничка – это ваша работа.
(Учитель собирает модели и степлером соединяет в общую книжечку, обложка выполнена учителем.)
-Где эта книга родилась?
-Я поздравляю вас, в нашей “Библиотечке развития” появилась ещё одна новая книга.
7. Релаксация. Музыкальная пауза
Дети исполняют песню “В мире много сказок”
В мире много сказок грустных и смешных,
Грустных и смешных.
Не прожить на свете нам без любимых книг,
Не прожить на свете нам без них.
8. Повторное слушание.
- Хотите послушать сказку в исполнении артиста Всеволода Абдулова?
-На экране будут слайды – рисунки Сутеева
Прослушивание аудиокниги. Просматривание иллюстраций к сказке
9. Творческая работа в группах.
-Сейчас будем работать по группам.
1 группа “Мишки”– составить диафильм
2 группа “Белочки”- работа в книге “Литературное чтение”, с. 117
-Задача вашей группы – прочитать отрывок из сказки, проинсценировать диалог главных героев.
3 группа “Лисички”– придумать продолжение сказки от имени Зайца
Презентация работы каждой группы.
Вопросы учащимся после инсценирования сказки:
-Представьте, что перед вами настоящие герои сказок. Какие вопросы вы им хотите задать?
-Что посоветуете Ежу? Зайцу?
10. Рекомендации для самостоятельной работы.
-Сегодня на уроке вы побывали в роли авторов, мультипликаторов, артистов, хотите быть иллюстраторами? Это вы по желанию сможете сделать дома – нарисовать иллюстрацию к любому отрывку из сказки, а затем мы соберём книгу – самоделку.
- Ещё предлагаю пересказать эту сказку от лица Ёжика или Зайца своим младшим братьям, сестричкам, родителям.
11. Итог урока. Рефлексия.
-Может ли простая палочка стать выручалочкой? От чего это зависит? В чьих руках простая палочка может стать волшебной?
-Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое важное?
-“Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!”
-“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”! Чему учит нас сказка?
- Какой урок возьмём из неё?
-Что хотел нам сказать автор?
-Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека.
-Мой добрый друг, пожалуйста,
Добро совершать не бойся.
Помог кому – то – и радуйся,
Награды не нужно большей.
-Дарите людям добро!
-Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок? Что понравилось? Что не понравилось? Чему научились?
-Какое произведение помогло?
-Покажите ваше настроение. (Графический словарь)
-Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился.
Сегодня я работал лучше, чем вчера
Я мог бы работать лучше
Я недоволен своей работой
-Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.
-Прикрепите на общий круг знак, который соответствует вашему состоянию.
Диагностика
1выявление первичного восприятия
2. Моделирование обложки произведения.
3. «Графическое рисование» - составление картинного плана.
4. Деление текста на смысловые части, озаглавливание частей текста (составление плана пересказа).
5. Подробный пересказ текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока по литературному слушанию (1 класс)
План-конспект урока по литературному слушаниюю Тема: "Народные сказки"...
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс на 20012-20013 учебный год
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс на 20012-20013учебный год...
Тематическое планирование по литературному слушанию 1 класс программа"Начальная школа 21 век"
Данный материал поможет в работе учителю...
Конспект урока литературного слушания 1 класс М.Михайлов "Лесные хоромы"
Конспект урока литературного слушания для 1 класса "М.Михайлов "Лесные хоромы" 21 век...
Урок литературного слушания 1 класс В.Сутеев Палочка-выручалочка
Мультимедийная разработка урока литературного слушания 1 класс по программе Начальная школа 21 века. Презентация к уроку и аудио сказка...
Литературное слушание 1 класс. Тема "По страницам любимых книг"(урок-утренник).
Конспект урока - утренника "По страницам любимых книг"....