№п/п | Раздел, количество часов | № урока по
разделу |
Тема урока, страницы учебника |
Характеристика деятельности учащихся
|
Дата |
Примечания |
1 | О Родине и
родной природе
(4 часа) | 1 | Стихотворения о Родине
В.Серова «Мой дом»
3
Стихотворения о Родине
Д.Павлычко «Где всего прекрасней на Земле?»
4
| Учиться слушать художественное слово. Понимать значение слов «дом», «Родина».
Моделировать обложки стихотворений: фамилия автора, заголовок, тема и жанр.
Сравнивать модели стихотворений.
Работать с иллюстрациями в учебной хрестоматии.
Выполнять задания в тетради.
Овладевать умением читать выразительно.
Формировать умение слушать стихотворение.
Моделировать: определять жанр и тему, указывать фамилию автора, указывать и объяснять заголовок.
Сравнивать стихотворения В.Серовой «Мой дом» и Д.Павлычко «Где всего прекрасней на Земле?». Заполнять таблицу:
Фамилия автора
| Заголовок
| Жанр
| Тема
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| \ | 1 четверть
(8 часов) |
2 |
| 2 | Сказки о природе
В.Белов «Родничок»
5-8 | Воспринимать текст сказки.
Определять жанр и тему.
Моделировать обложку, пользоваться заместителями и алгоритмом (порядком) учебных действий.
Работать с модельным планом: составлять, уточнять, пересказывать.
Учиться читать слова, предложения, абзацы из сказки.
Доказывать (аргументировать) ответ на вопрос «Почему заглох родник?».
Восстанавливать и читать диалог Родничка и Пчелки. |
|
|
3 |
| 3 | Сказки о природе
М.Михайлов «Лесные хоромы»
9-13 | Учиться слушать сказку.
Определять жанр и тему.
Моделировать обложку под руководством учителя.
Называть героев сказки. Читать в тетради имена героев. Показывать на иллюстрациях свое представление о героях сказки.
Учиться читать диалоги героев (в учебнике и тетради).
Сравнивать значения слов кузовок, корзиночка, лукошко, опираясь на рисунки в тетради. |
|
|
4 |
| 4 | Произведения о Родине
М.Гали «Земные краски»
14-15
Книжная полка | Формировать читательское восприятие:
- слушать текст стихотворения;
- моделировать обложку, используя заместители жанра, темы, фамилии автора и заголовка;
- определять ключевые слова (последние две строки);
- сравнивать сказку В.Белова «Родничок» и стихотворение М.Гали «Земные краски»;
- упражняться в чтении слов, предложений и отрывков из стихотворения;
- читать выразительно последнее четверостишие; наблюдать за знаками препинания и объяснять их значение в тексте;
- работать в группах: автор и береза, автора и сосна, автор и цветы.
|
|
|
5 | Учимся уму-разуму
(о детях и для детей)
(6 часов) | 1
| А.Барто «В школу»
16-17
| Учиться слушать художественное слово. Понимать значение слов «школа».
Моделировать обложки стихотворений: фамилия автора, заголовок, тема и жанр.
Сравнивать модели стихотворений.
Работать с иллюстрациями в учебной хрестоматии.
Выполнять задания в тетради.
Овладевать умением читать выразительно. |
|
|
6 |
| 2 | Рассказы о детях
В.Железников «История с азбукой»
18-24 | Слушать и воспринимать рассказ.
Выявлять и понимать отношения между героями и нравственно-этические нормы поведения.
Рассказывать о героях произведения.
Учиться читать слова, предложения.
Дополнять модель обложки.
Рассматривать иллюстрации и слушать относящиеся к ним эпизоды.
|
|
|
7 |
| 3 | Рассказы о детях
Л.Пантелеев «Буквы «Ты»
25-31 | Слушать рассказ, высказывать свое отношение к произведению.
Сравнивать отношение к героям рассказа.
Моделировать обложку.
Упражняться в чтении слов, предложений из рассказа.
Рассматривать иллюстрации, рассказывать эпизоды к ним.
Сравнивать модели обложек к изученным произведениям. |
|
|
8 |
| 4 | Стихотворения о детях
Я.Аким «Мой верный чиж»
32-34 | Слушать стихотворение, выражать свое отношение к произведению.
Моделировать обложку, сравнивать обложки, дополнять модели (задания в тетради).
Выполнять творческое задание по тексту произведения (рисунок в тетради).
Читать отдельные слова и отрывки из стихотворения. Заучивать наизусть четверостишие «Он делает прощальный круг,…» (выделять ключевые слова и знаки препинания). |
|
|
9 |
| 5 | Произведения для детей
Е.Ильина «Шум и шумок»
35-38 | Учиться воспринимать текст произведения, объяснять свое отношение к произведению и героям произведения. Работать с иллюстрациями.
Читать отдельны слова, отрывки, эпизоды из произведения.
учиться пользоваться поисковым чтением. |
| 2 четверть
(8 часов) |
10 |
| 6 | Книги о детях и для детей
Е.Благинина «Тюлюлюй»
39-43
Книжная полка | Сравнивать книги о детях и для детей В.Сутеева, Л.Пантелеева, А.Барто.
Слушать стихотворение Е.Благининой «Тюлюлюй».Сравнивать стихотворения А.Барто «В школу» и Е.Благининой «Тюлюлюй» (работа с таблицей).
Работать с «Книжной полкой»: уметь называть книги, рассказывать о знакомых книгах, обобщать книги по теме. |
|
|
11 | Мир
сказок
(сказки народные и литературные)
(4 часа) | 1 | Народные сказки
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
44-49 | Повторять и называть знакомые сказки (литературная игра «Вспомни и назови»).
Слушать сказку, моделировать обложку (жанр, тема, заголовок, авторская принадлежность), называть сказку (Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»).
Рассказывать сказку по сюжетным иллюстрациям в учебной хрестоматии. Выполнять задания в тетради под руководством учителя. Заучивать наизусть песенку Лисы. Объяснять слово хоромы и подбирать синонимы. |
|
|
12 |
| 2 | Литературные (авторские) сказки
В.Сутеев «Дядя Миша»
50-55 | Слушать сказку, выражать свое отношение к произведению и героям.
Отвечать на вопросы по содержанию, называть героев сказки, выделять ключевые слова.
Моделировать обложку, используя знаково-символические заместители.
Читать слова, предложения и заключительный эпизод в учебнике и тетради.
Составлять схематический или модельный план под руководством учителя. Рассказывать сказку по плану. |
|
|
13 |
| 3 | Литературные (авторские) сказки
С.Маршак «Тихая сказка»
56-59 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово.
Определять жанр и тему, используя знаково-символическое моделирование. Выполнять задания в учебной хрестоматии и тетради.
Сравнивать сказку С.Маршака «Тихая сказка» и русскую народную сказку «Кот, петух и лиса». |
|
|
14 |
| 4 | Сказки зарубежных писателей
Ш.Перро «Красная шапочка» 60-64 | Слушать сказку, наблюдать за особенностями сказки (начало, конец, имена героев). Сравнивать героев сказки. Составлять схематический план. Рассказывать по плану. Работать с «Книжной полкой». |
|
|
15 | О родной
природе
(4 часа) | 1 | Рассказы о природе
М.Пришвин «Лисичкин хлеб»
66-68 | Учиться слушать произведения о природе.
Моделировать обложку (определять тему и жанр, выделять фамилию автора).
Выполнять задания в тетради и в учебной хрестоматии.
Читать диалог в тетради. Упражняться в чтении слов и предложений из рассказа М.Пришвина «Лисичкин хлеб».
Объяснять заголовок.
Работать со схемой «Дары леса», находить информацию в тексте (читает учитель). |
|
|
16 |
| 2 | Стихотворения о животных
А.Блок «Зайчик»
69 | Слушать стихотворение, выражать свое отношение к произведению.
Моделировать обложку (жанр, тема, фамилия автора, заголовок).
Работать с текстом произведения, составлять эскизно-модельный план под руководством учителя.
Учиться читать отдельные слова, предложения, строфы в учебной хрестоматии и тетради.
Выполнять творческое задание (нарисовать иллюстрацию к стихотворению). |
|
|
17 |
| 3 | Рассказы для детей
Г.Скребицкий «Пушок»
70-73 | Формировать полноценное восприятие произведения: слушать, отвечать на вопросы по содержанию, выполнять задания в тетради.
Учиться читать вслух правильно целыми словами отдельных отрывков в учебной хрестоматии. Овладевать умением читать выразительно отрывка в тетради. Самостоятельно моделировать обложку. |
| 3 четверть
( 9 часов) |
18 |
| 4 | Литературное слушание
Стихи о природе
Е.Трутнева «Когда это бывает?»
74-76 | Формировать целостное восприятие произведения: слушание стихотворения, беседа по выявлению первичного восприятия.
Моделировать обложку (указать фамилию автора, заголовок, определить жанр и тему).
Соотносить текст произведения с иллюстрациями в учебной хрестоматии.
Наблюдать, анализировать и подводить под общий признак (понятие): чтение строк из стихотворения в учебной хрестоматии и определение предмета описания. |
|
|
19 | Мир сказок
(3 часа) | 1 | Сказки А.С.Пушкина
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок)
77-82 | Работать с книгами сказок (народных и литературных).
Слушать отрывок из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина.
Рассматривать иллюстрации и слушать тексты эпизодов из сказки. Упражняться в чтении слов, предложений и строф из сказки. Выполнять задания в тетради.
Подбирать синонимы к слову чудесница.
Учить наизусть отрывки по желанию в учебной хрестоматии и тетради. |
|
|
20 |
| 2 | Сказки для детей
К.Чуковский «Муха-Цокотуха»
83-88 | Воспринимать на слух текст сказки в стихотворной форме. Объяснять свое отношение к прослушанному произведению.
Самостоятельно составлять модель обложки и проверять по готовому образцу.
Слушать повторно и рассматривать иллюстрации. Читать отрывки из сказки. Упражняться в выразительном чтении.
Конструировать живые картинки по группам. Рассматривать книги со сказками К.Чуковского. |
|
|
21 |
| 3 | Сказки для детей
В.Сутеев «Ёлка»
89-93
Проверь себя | Рассматривать книги с литературными (авторскими) сказками А.Пушкина, К.Чуковского, В.Сутеева: называть (фамилия автора и заголовок), указывать жанр и тему. Классифицировать по форме (стихотворной и прозаической).
Работать со сказкой В.Сутеева «Ёлка»: слушать, рассматривать иллюстрации, выполнять задания в учебной хрестоматии и тетради. |
|
|
22 | Учимся
уму-разуму
(6 часов) | 1 | Сказки для детей
В.Сутеев «Палочка-выручалочка» 96-101 | Формировать читательское восприятие:
- Слушать сказку В.Сутеева «Палочка-выручалочка».
- Моделировать обложку: определить жанр, тему, указать фамилию автора и заглавие.
- Смысловое (изучающее) чтение текста сказки.
- Знаково-символическое моделирование содержания по частям: составлять эскизно-модельный план.
- Пересказывать по модельному плану.
- Сравнивать изученные сказки В.Сутеева. Работа с таблицей:
Название
| Жанр
| Тема
| Народная или литературная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
| 2 | Рассказы о детях
Е.Пермяк «Пичугин мост»
102-104 | Формировать целостное восприятие произведения: слушание произведения (читает учитель),выполнение заданий в учебнике и тетради.
Выявлять духовно-нравственный опыт: раскрыть нравственное значение поступка Семы Пичугина.
Сравнить рассказы Е.Пермяка «Торопливый ножик» и «Пичугин мост». Заполнить таблицу.
Фамилия автора
| Заглавие (заголовок)
| Жанр
| Тема
| Имена героев
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
| 3 | Стихотворения для детей
Н.Саконская «Мы с мамой»
105-106 | Учить слушать и слышать: слушание стихотворения (читает учитель), ответы на вопросы.
Учиться читать вслух для одноклассников.
Сравнивать стихотворения Я.Акима «Мама» и Н.Саконской «Мы с мамой». Заполнить таблицу.
Понимать авторскую позицию и выражать ее через выразительное чтение. |
|
|
25 |
| 4 | Рассказы о детях
В.Чаплина «Мушка»
107-109 | Слушать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию.
Моделировать обложку (самостоятельно определить жанр и тему, указать фамилию автора и заголовок).
Рассказывать с опорой на иллюстрации в учебной хрестоматии. Учиться читать предложения, отрывки в учебной хрестоматии и тетради. Описывать Мушку. |
|
|
26 |
| 5 | Рассказы о детях
С.Баруздин «Веселые рассказы»
110-116 | Целостное восприятие произведения: слушание (рассказывает учитель), беседа по выявлению первичного восприятия текста.
Моделировать: дополнить модель обложки (задание 1 в тетради).
Составлять знаково-символическую модель содержания рассказа: повторное слушание каждой части, подбор заместителей и составление эскизно-модельного плана или блок-схемы.
Читать последний эпизод рассказа по учебной хрестоматии (на оранжевой плашке).
Учить читать слова и предложения (слабо читающих детей) в учебной хрестоматии (с. 67), рассматривать иллюстрацию.
Понимать и аргументировать: точку зрения автора и свою точку зрения.
Транслировать (высказывать) духовно-нравственный опыт: отношения в семье, отношение к людям (соседям), отношение к животным.
Оценивать уровень понимания содержания произведения: создать модель обложки, комментировать заголовок рассказа, выполнить задание 3 в тетради по литературному слушанию (стр.31) |
| 4 четверть (32 часа) |
|
|
|
|
|
|
|
27 |
| 6 | Рассказы для детей
Е.Ильина «Чик-чик ножницами»
117-119 | Слушать (аудировать) произведение (читает учитель), слушать вопросы и отвечать полным ответом (О ком рассказывается в произведении? Что понравилось? Что не понравилось? Почему?).
Моделировать обложку с опорой на произведение в учебной хрестоматии: найти, прочитать и указать на модели фамилию автора и заголовок; определить жанр и тему.
Читать диалог героев по учебной хрестоматии (на оранжевой плашке). Работа в парах.
Учиться читать с опорой на ударный слог слова и предложения на зеленой плашке (группа слабо читающих детей).
Определить главную мысль, аргументировать и подтвердить пословицей из текста произведения «Где нет терпения, нет и умения».
Выполнять задания в тетради. |
|
|
28 | Мир сказок
(4 часа) | 1 | Сказки зарубежных писателей
Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
122-129 | Развивать восприятие художественного произведения: аудировать (текст читает учитель), отвечать на вопросы по выявлению первичного восприятия.
Моделировать обложку под руководством учителя.
Работать с текстом произведения: читать вслух первый абзац сказки (на оранжевой плашке), рассматривать иллюстрации и слушать соответствующие им отрывки (читает учитель).
Учиться читать предложения из сказки (на зеленой плашке) и в тетради задание 2.
Работать в тетради: самостоятельно выполнять задание 1 к тексту, объяснять значение слов. |
|
|
29 |
| 2 | Произведения для детей
В.Бианки «Лесной Колобок- Колючий Бок»
130-133 | Формировать целостное восприятие: слушание сказки, беседа по выявлению первичного восприятия произведения.
Моделировать обложку: фамилия автора, заглавие, жанр и тема.
Соотносить иллюстрацию в учебной хрестоматии со строчками из сказки.
Развивать чувство толерантности: читать строки о добром отношении к животным в учебной хрестоматии.
Учиться читать слова, предложения, загадку в учебной хрестоматии под рубрикой «Прочитай на зеленой плашке» и задания в тетради.
Показывать свое отношение к произведению и его героям (задание 2 в тетради). |
|
|
30 |
| 3 | Народные сказки
Русская народная сказка «Терешечка»
134-140 | Слушать и воспринимать сказку (читает учитель), выполнять задания в тетради. Упражняться в чтении отдельных частей сказки и слушать чтение учителя. Соотносить иллюстрации и отдельные эпизоды сказки, рассказывать содержание отрывков, соответствующих иллюстрациям в учебной хрестоматии и задание 2 в тетради. Читать по группам (отрывки на зеленых и оранжевых плашках). Работать с текстом песенки: задание 1 в тетради. Готовить рассказ о Терешечке: выполнить задание 3 в тетради, составить рассказ по алгоритму (памятка 6). |
|
|
31 |
| 4 | Сказки о животных
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и Серый Волк»
141-146 | Слушать сказку (читает учитель).
Моделировать обложку (жанр, тема, авторская принадлежность, заголовок).
Повторно слушать сказку и соотносить текст с иллюстрациями.
Учиться читать: слова и пословицы (на зеленой плашке), последний эпизод (на оранжевой плашке).
Рассказывать эпизод к иллюстрации в тетради (задание 1).
Работать в парах: читать диалог Волка и Лисы (задание 2 в тетради).
Сравнить русскую народную сказку «Лисичка-сестричка и Серый Волк» с литературной (авторской) сказкой Н.Сладкова «На одном бревне». Составить таблицу.
Авторская принадлежность
| Заголовок
| Тема
| Главная мысль
| Русская народная сказка
| Лисичка-сестричка и Серый Волк
| О животных
| Хитрость Лисы и доверчивость Волка
| Сладков
| На одном бревне
| О животных
| О мирной жизни с соседями
|
|
|
|
32 | О родной
природе
(2 часа) | 1 | Рассказы для детей
Г.Скребицкий «Мать»
147-149 | Слушать (аудировать) рассказ (читает учитель), понимать главную мысль рассказа (бережное отношение к матери с детьми).
Моделировать обложку и комментировать заголовок «Мать».
Работать с произведением: повторно слушать (читает учитель) и читать последний эпизод самостоятельно. Дополнять модель (задание 1 в тетради). Упражняться в чтении по группам (2, 4 в тетради), слова и предложения на зеленой плашке и последний эпизод на оранжевой плашке в учебной хрестоматии. |
|
|
33 |
| 2 | Стихотворения о природе
А.Барто «Весенняя гроза»
150-152
Проверь себя | Слушать (аудировать) стихотворение, высказывать свое мнение о настроении. Моделировать обложку: указать фамилию автора и заголовок, определить жанр и тему. Повторно слушать и соотносить с иллюстрацией в учебной хрестоматии.Учиться читать стихотворный текст, показывать цветом свои ощущения на рисунке (задание в тетради). |
|
|