Технологическая карта урока литературное чтение 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Тема урока: Б.С. Житков «Как я ловил человечков»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Литературное чтение 4 класс 29.01.2018г.
Учитель начальных классов МКОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка» Леухина С. М.
Тема урока: Б.С. Житков «Как я ловил человечков»
Цель: развивать способности учеников-читателей полноценно воспринимать художественный текст.
Задачи:
1. Образовательная:
Продолжить работу над содержанием произведения Б.С.Житкова «Как я ловил человечков», выявлением главной мысли рассказа. Учить думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки.
2. Развивающая:
Совершенствовать восприятие, понимание и воспроизведение текста, умение прогнозировать текст. Развивать устную речь, воображение, внимание, творческие способности, интерес к чтению, умение работать с текстом, учебной книгой. Формировать навык правильного, плавного, осознанного и выразительного чтения.
3. Воспитательная:
Воспитывать нравственные качества и нравственные убеждения через анализ содержания художественного произведения, чувство ответственности за свои поступки, коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.
Материал для чтения: Б.С.Житков «Как я ловил человечков»
Оборудование урока: портрет Б.С.Житкова; выставка книг по произведениям Б.С.Житкова; иллюстрации к тексту; учебник литературного чтения, карточки для постановки учебной задачи; листы самооценки для обучающегося с ОВЗ.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
1.Органиционный момент | Сегодня на уроке вы будете думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки. А чтобы это получилось, хочу напомнить, что каждый человек имеет право на собственное мнение, право на ошибку, право на выбор. Вы готовы к работе? | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Методы обучения: Частично-поисковый. Ролевая игра. Выборочное чтение. Метод стимулирования интереса к учению. Метод самоконтроля (цветокоды). Метод самостоятельной деятельности учащихся: Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа; самостоятельная работа; работа в статистических парах. Используемые технологии: технология создания ситуации успеха на уроке; личностно-ориентированные. Формируемые компетентности: коммуникативная компетентность (диалог); коммуникативная компетентность (продуктивная парная коммуникация); компетентность разрешения проблем. |
2.Актуализация опорных знаний | 1) Об авторе - Кто автор произведения, прочитанного вами дома? - Что вы о нем раньше знали? - Кто еще нашел информацию о Житкове? Учитель обобщает знания об авторе (показывая портрет и его книги): Борис Степанович Житков родился в семье математика и пианистки. С детских лет он пристально изучал мир и людей. Житков был морским офицером, штурманом дальнего плавания, инженером-судостроителем, учителем, плотником, объездил полстраны. Он был прирожденным рассказчиком и его знания привели к писательству. С 1924 года он начал печататься и постепенно “ушел” в детскую литературу. В его книгах: “Морские истории”, “Что бывало”, “Рассказы про животных” - четко видно добро и зло, мужество и трусость, благородство и непорядочность. 2) Какие мысли и чувства возникли у вас после чтения? Тестирование. Работа в парах. Дано 5 предложений из текста, два – “с ловушкой”, отметьте в тетради: “верно” - “+”, “неверно” - “?”. “Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко” “Я заснул с радостью” “Слез со стола, рукавом затер, что ногами наследил” “Я ночью даже слышал какую-то возню” “Назад пойду, таблетки куплю в аптеке” | |
3.Целеполагание | Я предлагаю вам послушать стихотворение М.Цветаевой. Оно небольшое по объёму, но в нём заключён важный смысл. Одна половинка окна растворилась, Одна половинка души показалась. Давай-ка откроем и ту половину, и ту половину окна! (М.Цветаева) В одной половинке окна мы увидели одну половинку человека – внешний вид. Когда откроем другую половинку окна, то узнаем и вторую половинку души – внутренний мир. Человек может быть чистым, аккуратным, но общаться с ним не хочется: он груб, невежлив, не воспитан. Мы отличаемся не только внешним видом, но и своим неповторимым внутренним миром. Сегодня на уроке мы не только заглянем во внутренний мир героя, но попробуем правильно оценить его поступок. | |
4.Совместная деятельность по достижению цели | Что было неясно при чтении? Лексика: Корма – задняя часть судна Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом Модель – образец изделия, уменьшенный или сделанный в натуральную величину. - Где в тексте вы встретились с этим понятием “модель”? - Постановка проблемы - Зачем Б. С. Житков написал этот рассказ? (Дети высказывают свое мнение) - Я ваши мысли выслушала. Теперь проследим, придем ли к этой мысли в конце урока. - Чтобы решить эту проблему, проведем анализ произведения. - Анализ содержания произведения 1) От чьего имени идет повествование? - Назовите предмет его обожания. - Прочтите, как выглядит пароходик. - Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы показать восхищение? На доске карточки: олицетворение, сравнение, метафора, эпитет, ирония. Используйте их для ответа на вопрос. - Какое из данных средств художественной выразительности отметили (Будочка – домик, винт – розочка, два черных пояса – метафора.) - Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила? Выскажите свои предположения. - Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвия. | |
5.Первичное закрепление достигнутых целей | 2) Ролевая игра - Какой разговор идет между бабушкой и Борей? Инсценируем его. - Как будет бабушка разговаривать с внуком? - А внук? - Кто сможет сыграть эти роли? (Дети играют) - Как называется разговор двух героев? (Диалог) - Ребята справились с ролью? 3) Фантазии Бори - Каким представляет Боря настоящий пароход. Прочитайте. (Дети читают вполголоса: “… И, наверное, в нем живут человечки…”) - Каким вы представляете героя? (Фантазер, исследователь.) - Проследим, как развиваются его фантазии Выборочное чтение: “… тихонько зашуршало…” “… дать им конфетку…” “… отломить от леденца кусок…” “… Я положил хлеб…” “… хотел взять, намочить чернилами…” - Что еще использует Боря в своей фантазии? (Обман) | |
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Оценка поступка героя - Чем заканчивается история? Прочитайте об этом вполголоса: “… А потом вскочил с постели как был…” и приготовьтесь об этом событии рассказать постороннему человеку, отвечая на его вопросы. Игра “Репортаж с места события” - Кто ведет репортаж? (Корреспондент.) - Кто еще участвует? (Свидетели, очевидец события.) - Что они должны делать? (Корреспондент задает вопросы свидетелю события, а он отвечает.) - Что можно использовать для ответов? (Он может показать свое возмущение, восхищение, сожаление мимикой, голосом, жестами.) Корреспондент: - Что вы увидели на месте события? - Слышал ли он какие-то звуки? - Как он узнал, что внутри тихо? - Где он взял нож и для чего? - Легко ли ему было поднять палубу? - Как поступил Боря? - С какой целью он это сделал? - Увидел ли он кого-либо? - Как чувствует себя герой-исследователь после происшедшего? - Ребята справились с диалогом? | |
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение | 1) Графическая мимика: - Представьте себе, что это наши герои. Что изображено на схеме? (Это его мимика) - Какая? - В каком месте рассказа у героя был восторг? - В каком месте рассказа – печаль? - Кто и почему изменил ему настроение? 2) Вернемся к проблеме - Зачем автор написал рассказ? (Так не поступать, не обманывать старших, быть послушным, одержимость фантазией ведет к хитрости, обману.) - Что посоветуем герою? Прочтите пословицу “Дал слово – держись, а не давши – крепись”. (Не нарушать данное слово) Возьмите свои листы самооценки и оцените свою работу на уроке с помощью цвета. «могу» - зелёный «сомневаюсь» - жёлтый «пока не могу» - красный 1. Можешь назвать героев рассказа? 2. Можешь охарактеризовать главного героя? 3. Можешь пересказать рассказ? 4. Можешь сказать, чему учит рассказ? 5. Удалось заглянуть во внутренний мир героя? (Для ребёнка с ОВЗ) Таким образом, сегодня мы узнали еще об одном авторском «секрете», писательском приеме: отсутствием концовки рассказа, – автор как бы подводит читателя не только к оценке ситуации, но способствует тому, чтобы он примерил ее на себя и подумал, как можно из нее выйти, т.е. решить жизненную задачу. Автор нам не рассказывает о том, какой будет реакция бабушки, когда она увидит разломанный пароходик. Писатель как бы обрывает свой рассказ на самом остром сюжетном моменте. Как вы думаете, почему? | |
8. Задание на дом | Дома вы сами придумаете концовку рассказа, решив проблему - сумеет ли мальчик исправить свою ошибку? 2 вариант – рассказать о реликвии в вашей семье. | |
9.Рефлексия | Какое открытие сделали на уроке? Если ты дал слово, то должен его сдержать. Ни одно обещание не должно звучать попусту. Сдержать слово бывает не всегда легко- каждый из нас знает это по себе. Верность слову, обещаниям не возможна без проявления настойчивости, требовательности к себе, умения распоряжаться своим словом. Прежде чем совершить поступок, надо подумать, к чему он приведет? И как от этого будут чувствовать себя другие люди. Поступками должен управлять разум, а не эмоции. Этот урок был важен и для меня. Он сказал мне: «Верь в своих воспитанников, каждый из них обязательно станет хорошим человеком!» Спасибо за сотрудничество. Урок окончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"
laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...