Рабочая программа по чтению 1 класс. XXI век
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе авторской программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования. Нормативно-правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009 года № 373)
- основная образовательная программа МАОУ начальной школы – детского сада №72 на 2015-2018 годы,
- Положение о рабочей программе педагога МАОУ.
Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальной школе – детском саду №72 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся первого класса.
Данная программа создана на основе личностно-ориентированных, деятельностно-ориентированных и культурно-ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Начальная школа XXI века», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, использующей полученные знания и умения, для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Программа «Литературное чтение» относится к предметной области «Филология» рассчитана на 44 часа в год и включает в себя 12 часов внутрипредметного модуля «Литературное слушание». Данный модуль создает условия для реализации принципа идейно – художественной значимости литературы, развития у детей интереса к чтению, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, позволяет развить внимание к оттенкам лексического значения, позволяет работать над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизацией незнакомых слов, способствует формированию у детей самосознания и самоконтроля,
Цель научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. В первом классе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- формирование у учащихся 1-го класса интереса к процессу чтения и потребности читать;
- формирование плавного чтения целыми словами формирование навыков выразительного чтения;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
- развитие устной речи (в том числе значительное обогащение словаря), развитие творческих способностей детей в 1-ом классе.
- приобщение детей 1-го класса к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
В результате освоения предметного содержания программы «Литературное чтение» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностными результатами освоения программы «Литературное чтение» в первом классе являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами освоения программы «Литературное чтение» в первом классе является формирование универсальных учебных действий (далее - УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности .
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами освоения программы «Литературное чтение» в первом классе является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- различать рассказ и стихотворение.
Cистема оценки достижений учащихся
По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе).Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки −«хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
- либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
- либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (необязательный)− решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и
действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка −«превосходно».
Необходимый уровень («хорошо») Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания |
Повышенный (программный) уровень («отлично») Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации |
Максимальный (необязательный) уровень («превосходно») Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Программно-методическое обеспечение учебного процесса
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. - М.: Вентана-Граф, 2015.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Уроки слушания. Учебная хрестоматия. - М.: Вентана-Граф, 2015.
- Ефросинина Л.А. Тетрадь по литературному чтению. 1 класс. - М.: Вентана-Граф, 2015.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: оценка достижения планируемых результатов обучения 1-4 класс.
Тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Из них отведено на внутри-, межпредметные модули | Количество часов на лабораторные, проектные, проверочные, творческие работы | Количество часов на контрольные работы | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные | ||||||
1. | Читаем сказки, загадки, скороговорки | 5 | 2 | - воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся; - отвечать на вопросы по содержанию текста; - плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чтения; - читать текст с интонационным выделением знаков препинания; - понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения | Регулятивные: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, -уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; - организовывать свое рабочее место и работу; Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике. Коммуникативные: -оформлять свою мысль в устной речи; -обосновывать высказанное суждение; -уметь задавать уточняющие вопросы | ||
2. | Учимся уму-разуму | 4 | 1 | воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, - отвечать на вопросы по содержанию текста; - читать вслух слова, предложения; - плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чтения; - читать текст с интонационным выделением знаков препинания; - декламировать стихотворение | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - сопоставлять свою работу с образцом; оценивать ее по критериям, выработанным в классе. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; - извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; разграничение основной и второстепенной информации; Коммуникативные: - умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, целями коммуникации и особенностями слушателя; | ||
3. | Читаем о родной природе | 3 | 1 | - читать текст с интонационным выделением знаков препинания; - иллюстрировать прочитанное произведение или план; - декламировать стихотворение | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала; - внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; - выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: - выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; разграничение основной и второстепенной информации; - составление текстов различных жанров в соответствии с темой и стилем речи. Коммуникативные: - умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, целями коммуникации и особенностями слушателя; | ||
4. | О наших друзьях – животных | 5 | 1 | 1 | воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, - отвечать на вопросы по содержанию текста; - читать вслух слова, предложения | Познавательные: - выделение и формулирование познавательной цели; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, -уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; организовывать свое рабочее место и работу; - сопоставлять свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе. Коммуникативные: -оформлять свою мысль в устной и письменной речи; -обосновывать высказанное суждение; -уметь задавать уточняющие вопросы | |
5. | Учимся уму-разуму | 4 | 1 | - читать текст с интонационным выделением знаков препинания; - отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст художественного произведения | Познавательные: - сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям. - находить необходимую информацию в учебнике. Регулятивные: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем -уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; организовывать свое рабочее место и работу; - сопоставлять свою работу с образцом; оценивать ее по критериям, выработанным в классе. Коммуникативные: -оформлять свою мысль в устной и письменной речи; -обосновывать высказанное суждение; -уметь задавать уточняющие вопросы | ||
6. | Читаем сказки, пословицы, считалки | 5 | 1 | - понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения; - читать текст с интонационным выделением знаков препинания; - иллюстрировать прочитанное произведение или план; - пересказывать текст художественного произведения (подробно). | Познавательные: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: -уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; организовывать свое рабочее место и работу; - сопоставлять свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе. Коммуникативные: - разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация); - управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий). | ||
7. | О наших друзьях – животных | 4 | 1 | - понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения; - пересказывать текст художественного произведения (подробно). | Познавательные: - сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям. - находить необходимую информацию в учебнике. Коммуникативные: - умение адекватно (подробно, сжато, выборочно) передавать содержание текста; - составление текстов различных жанров в соответствии с темой и стилем речи. | ||
8. | Читаем о родной природе | 8 | 2 | - читать текст с интонационным выделением знаков препинания; - отвечать на вопросы по содержанию текста; - декламировать стихотворение | Регулятивные: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, -уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; организовывать свое рабочее место и работу; Коммуникативные: - разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация); - управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий). | ||
9. | Повторение | 6 | 2 | 1 | создавать небольшой рассказ по картинке; - читать по ролям текст, используя нужную интонацию, темп и тон речи; - иллюстрировать прочитанное произведение или план; - пересказывать текст художественного произведения | Регулятивные: - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений; Познавательные: - извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; разграничение основной и второстепенной информации; - составление текстов различных жанров в соответствии с темой и стилем речи. Коммуникативные: - умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, целями коммуникации и особенностями слушателя; | |
Итого: | 44 | 12 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
ИНМ – изучение нового материала
ЗИ – закрепление изученного
ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
КУ – комбинированный урок
ЗП – защита проекта
КР, СР, ПР, ЛР – соответственно контрольная, самостоятельная, практическая, лабораторная работа
№ п/п | Дата | Тема | Характеристика деятельности учащегося | Оборудование |
Читаем сказки, загадки, скороговорки | ||||
1. | Литературные (авторские) сказки. Характерные особенности литературных (авторских) сказок. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок), В. Сутеев «Кораблик», | ИНМ | Проектор, презентация | |
2. | М. «Литературное слушание» Малые жанры фольклора (потешки, считалки, загадки, пословицы и поговорки) | КУ | ||
3. | Народные сказки. Характерные особенности народных сказок. «Пузырь, Соломинка и Лапоть» (русская народная сказка). | ИНМ | Проектор, презентация | |
4. | Литературные (авторские) сказки. К. Булычёв «Скороговорка», В. Бианки «Лис и мышонок» | КУ | ||
5. | М. «Литературное слушание» Мир сказок. В. Сутеев «Мешок яблок», «Терёшечка» (русская народная сказка) | КУ | Проектор, презентация | |
Учимся уму-разуму | ||||
6. | К. Ушинский «Играющие собаки», Л. Толстой «Косточка», | ИНМ | ||
7. | И. Северянин «Её питомцы», | КУ | Проектор, презентация | |
8. | А. Барто «Я – лишний», Я. Аким «Мама», Э. Успенский «Всё в порядке» | ИНМ | ||
9. | М. «Литературное слушание» Е. Ильина «Чик-чик ножницами» | КУ | ||
Читаем о родной природе | ||||
10. | Л. Толстой «Солнце и ветер», | КУ | Проектор, презентация | |
11. | Берёзонька» (русская народная песня), С. Маршак «Апрель», М. Пришвин «Лесная капель» | КУ | аудиозапись | |
12. | М. «Литературное слушание» Мир родной природы. А. Блок «Зайчик» | КУ | ||
О наших друзьях – животных | ||||
13. | И. Мазнин «Давайте дружить», Ю. Коваль «Бабочка», С. Михалков «Аисты и лягушки» | ИНМ | Проектор, презентация | |
14. | М. «Литературное слушание» В. Чаплина «Мушка» | КУ | ||
15. | Е. Чарушин «Томкины сны», | ИНМ | ||
16. | М. Пришвин «Норка и Жулька», «Котик» (р н песня), Э. Шим «Глухарь», Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья» | ИНМ | Проектор, презентация | |
17. | Проверочная работа по пройденным разделам | ПР | ||
Учимся уму-разуму | ||||
18. | М. Пляцковский «Добрая лошадь», В. Осеева «Кто хозяин?», | ИНМ | Проектор, презентация | |
19. | В. Голявкин «Про то, для | ИНМ | Проектор, презентация | |
20. | М. «Литературное слушание» В. Драгунский «Что любит Мишка» | КУ | аудиозапись | |
21. | И. Бутман «Клоун», Е.Пермяк «Бумажный змей», В. Берестов «Серёжа и гвозди» | КУ | ||
Читаем сказки, пословицы, считалки | ||||
22. | М. Пляцковский «Урок дружбы» | ИНМ | ||
23. | А. Усачёв «Грамотная мышка», | КУ | ||
24. | В. Сутеев «Цыплёнок и Утёнок», | КУ | Проектор, презентация | |
25. | М. «Литературное слушание» Выявление уровня читательской компетентности | КУ | ||
26. | С. Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить», Д. Биссет «Дракон Комодо» | ИНМ | ||
О наших друзьях – животных | ||||
27. | А. Барто «Жук», | ИНМ | ||
28. | В. Орлов «Большие уши» | ИНМ | ||
29. | Е. Чарушин «Томка и корова», | КУ | Проектор, презентация | |
30. | М. «Литературное слушание» Рассказы о животных. Г. Скребицкий «Пушок» | КУ | ||
Читаем о родной природе | ||||
31. | И. Соколов-Микитов «Радуга», | ИНМ | ||
32. | И. Шевчук «Ленивое эхо», К. Чуковский «Загадка», И. Соколов-Микитов «Май» | ИНМ | аудиозапись | |
33. | С. Витвицкий «Травка зеленеет…», Я. Тайц «Всё здесь», «По ягоды» | КУ | ||
34. | М. «Литературное слушание» Мир родной природы. | КУ | ||
35. | К. Чуковский «Радость», | ИНМ | ||
36. | Произведения о мире. Ю. Коринец «Волшебное письмо» | КУ | Проектор, презентация | |
37. | Р. Валеева «Здравствуй, лето!», В. Лунин «Я видела чудо» | ИНМ | ||
38. | М. «Литературное слушание» Мир родной природы. Г. Скребицкий «Мать», А.Барто «Весенняя гроза» | КУ | ||
Повторение | ||||
39. | Интегрированная проверочная работа | ПР | ||
40. | Анализ итоговой работы. Проверка техники чтения | ОСЗ | ||
41. | М. «Литературное слушание» В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок» | КУ | ||
42. | Рефлексивное сочинение | ПР | ||
43. | Презентация проектных | ЗП | ||
44. | М. «Литературное слушание» Книжная полка | ЗИ | Проектор, презентация |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Компьютер;
проектор Epson;
демонстрационные плакаты;
мультимедийные пособия;
аудиозаписи по темам.
Электронные ресурсы
- Сайт образовательной системы «Школа 2100» (http://www.school2100.ru/);
- Сайт для учителей начальных классов (www.pedsovet.su)
Творческие работы
Оформление творческой работы допускается в свободной форме.
Темы творческих работ
1.Как придумать загадку?
2.Сказки народов мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение
Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
Рабочая программа по: чтению. Класс: 3
Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...