Приёмы совершенствования навыка чтения младшего школьника
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Навык чтения - явление сложное, комплексное. Степень овладения навыком чтения - один из показателей общего уровня развития ребёнка. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная рнабота над развитием и совершенствованием навыка чтения. При этом надо помнить, что чтение и работа над техникой чтения не одно и то же.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_sovershenstvovaniya_navyka_chteniya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.В. Ющенко
муниципальная гимназия г. Ярцева,
заместитель директора,
учитель начальных классов высшей категории
Приемы совершенствования навыка чтения
младших школьников
В соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, предложенной Институтом стратегических исследований в образовании РАО, на ступени начальная школа предполагается достижение планируемых результатов через освоение учащимися, в том числе междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом»
И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
Однако за последние 50 лет очень резко, практически в два раза, сократилось время обучения чтению и письму. Дети должны читать современные учебники уже через 2-3 месяца. Кроме того, в последние 20 лет в школу приходят дети не в 7-8, а шести с половиной - семи лет.
На 2011/12 учебный год Примерный учебный план для общеобразовательных школ Смоленской области предполагает на учебный предмет «Литературное чтение» в 1-4 классах и вовсе 2 часа в неделю. При этом информационная насыщенность, темп обучения, который мы задаем ребенку, вырос неимоверно. А возможности ребенка остались теми же.
Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков чтения.
Навык чтения – явление сложное, комплексное. Степень овладения навыком чтения - один из показателей общего уровня развития ребенка.
Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов), б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков.
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Процесс чтения – это не тот процесс, который можно сформировать быстренько.
В современной методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако у каждого ребенка свойственный только ему темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.
Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.
Этап автоматизации характеризуется как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом.
Все три этапа формирования навыка чтения ребенок проходит в своем индивидуальном темпе, и продолжаются эти этапы примерно три-четыре года.
При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, а на последующих – пониманию текста.
Необходимо помнить, что чтение и работа над техникой чтения не одно и то же. Работа над техникой чтения не должна превышать 5 минут на уроке, но и не быть эпизодической. В методической литературе высказывается мнение, что важна не длительность, частота тренировочных упражнений.
При этом очень важно «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика» Формировать навык владения дыханием и голосом возможно с помощью следующих упражнений.
Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
Выдох со счетом. Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки (хором): Как на горке на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка…… (до полного выдоха).
Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.
Выделяется два качества техники чтения: правильность, беглость.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл прочитанного.
Беглость чтения – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения.
Поле чтения (или угол чтения) – это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление.
Для расширения поля чтения первоклассникам с первых дней учебы предлагается
* для чтения «текст», составленный из цветных точек, заменяющих буквы. Читают такой «текст», называя цвет точки.
*Игра «Фотоглаз».
Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне или нет?
*За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.
*«Кто быстрее»? Требуется найти в тексте предложение, которое прочитал учитель. По команде «Начали» ученик «скользит по тексту» в поисках данного предложения. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.
Одна из типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению – искажение звукобуквенного состава: пропуски букв, слогов, слов; перестановка единиц чтения; вставка произвольных элементов в единицы чтения. Эти ошибки говорят о том, что ученик не умеет распознавать предъявленную букву.
*Работа с алфавитом.
На карточках подготовить несколько вариантов расположения букв алфавита: 1 – в каждой строке по 6 букв; 2 – в строке по 7 букв; и т.д. Задания для работы с карточками: - прочитать буквы по строчкам; - назвать соседей буквы; - назвать букву, которая стоит между, справа, слева, под, над и т.п.; - чтение букв по столбикам.
Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Особенно трудно детям читать слова с большим стечением согласных, которые редко встречаются в текстах.
* Карточки для чтения со всеми типами слогов:
гл/сгл сгл/гл сгл/гл/согл сгл/гл Й
ел ля зол дуй
яд да бок пой
ус то нёс лай
сгл/гл/сгл Ь сгл./сгл./гл./сгл сгл/гл/сгл/сгл сгл/сгл/гл/сгл/сгл
пень труд парк хвост
боль крот волк дрозд
*Набор односложных слов для расширения поля чтения:
газ рёв пас вёз лоб сад сел род
дог сядь пять лёг тёк сев туг сед
код ряд рок миг ложь суд мох лес
лез мажь рот раз мазь зыбь мак лук
луг шаг сер режь бег пыж миг рябь
мог воз туп ход рос рыж боб зуд
маг бес тук год нёс таз вяз куб
паз гас ров дуб мёд туз вес нож
пядь ток сад зоб муж воз лев паз
рог кот рад зуб нос худ лёд чиж
*Упражнения, направленные на развитие четкости произношения:
Звуковая разминка. Мимические упражнения и артикуляция.
Слова, трудные для произношения (портфель, иллюминация)
Скороговорки. Чистоговорки.
Традиционное вечернее чтение.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий». Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня.
Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Приобретение учащимися необходимого для успешного обучения навыка чтения дает определенные гарантии в том, что дети не уйдут из учебной деятельности, и позволяет сохранить в среднем звене качественную успеваемость.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995
2. Гольдин З.Д. Учебное моделирование орфоэпического чтения: Книга для учителей и родителей.- М.: Новая школа, 1997
3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя – М.: АРКТИ, 2001.
4. По материалам сайта Образование
ру http://www.danilova.ru/publication/read_metod_05.htm 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.В.А.Суомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало ...
Совершенствование навыков чтения младших школьников
Рекомендации по использованию приемов и методов в оптимизации и повышении уровня техники чтения учащихся младших классов, для участников образовательного процесса....
Совершенствование навыков чтения младших школьников
Рекомендации по использованию приемов и методов в оптимизации и повышении уровня техники чтения учащихся младших классов, для участников образовательного процесса....
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
ЭТА СТАТЬЯ РАССКАЗЫВАЕТ,КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ОСОЗНАННО И ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ, СФОРМИРОВАТЬ НАВЫК РАБОТЫ С ТЕКСТОМ БОЛЬШОГО ОБЪЁМА,ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ....
Приёмы совершенствования навыков чтения младших школьников
статья с указанием приёмов и видов работ с текстом для совершенствования техники чтения...
Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах, когда учебный материал увеличивается в ...
Совершенствование навыков чтения младших школьников посредством использования технологии оптимального чтения.
Совершенствованиенавыков чтения младших школьников посредствомиспользования технологии оптимального чтения....