Урок литературного чтения в 4-м классе по теме : Волшебная сказка « Василиса Прекрасная»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок разработан для 4класса по программе "Планета Знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vasilisa_prekrasnaya.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме : Волшебная сказка « Василиса Прекрасная»
Цель урока: углубление знаний о видах русских народных сказок (бытовые, волшебные, о животных) на примере русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
Задачи:
- создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;
- дать представление об историческом развитии жанра и о существовании разных вариантов сказки;
- развивать внимание, речь, мышление, интерес к чтению сказок;
- воспитывать внимательное отношение к окружающим, уважение к старшим, послушание и развитие чувства товарищества, взаимопомощи.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности
Учитель :
Ну, ребята, чур, молчок,
Начинается урок.
Я дарю свою улыбку всем вам. А вы поделитесь своими улыбками друг с другом, с нашими гостями.
Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.
– О каком жанре устного народного творчества гоориться? (Сказка)
Итак, мы отправляемся в сказку.
II Конкурс «Сказочный переполох».
Перепутались названия сказок. Начался переполох. Царевна стала Хаврошечкой, Кощей – Ясным Соколом. Не должно беспорядка в сказках быть. Получите карточки с названиями сказок и соедините начало и конец названий сказок.
- «Маша Хаврошечка»
- «Царевна лиса «
- «Крошечка- Лягушка»
- «Зайкина Василиса»
- «Прекрасная бурка»
- «Крошечка Сивка»
Учитель: На какие виды можно разделить эти к сказкам?
Дети: Сказки о животных и волшебные сказки.
Учитель: Какой вид сказки вы еще знаете?
Дети: Бытовые
Учитель: Что же такое бытовые сказки?
Дети: Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды
Учитель: Какие сказки можно назвать волшебными?
Дети: Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.
Учитель: Сказки о животных?
Дети: Сказки про животных – главные герои – животные.
Учитель: С какой сказкой мы познакомились с вами на предыдущем уроке?
Дети: Со сказкой «Василиса Прекрасная»
Проверка домашнего задания
Учитель: Ребята, вам на дом было задано нарисовать иллюстрации к понравившемуся эпизоду.
Посмотрите на выставку наших рисунков. Какой из этих рисунков вам понравился? (ответы детей)
Учитель: А кто автор этой работы? Представь, пожалуйста, свою работу
Дети: ответы детей (кто нарисован и почему понравился)
Учитель: Ребята,глядя на виши работы мы видим наличие фантастических существ,предметов,событий.
-Давайте подумаем,являеться ли сказка «Василиса Прекрасная» волшебной?
Дети: ответы детей.
Учитель: А как мы с вами сможем доказать,что сказка «Василиса Прекрасная » является волшебной?
Дети: Мы должны найти признаки волшебных сказок
Учитель: Давайте вспомним эти признаки
Дети:
-волшебные события;
-волшебные помощники
Фантастические существа
-герой преодолевает испытания
Учитель: Молодцы. Ребята есть еще один признак волшебной сказки,он называетя Двоемирие. Что это такое мы узнаем в процессе нашей работы.
Хорошо,ребята. Мы с вами перечислили признаки волшебной сказки. А теперь давайте попробуем найти эти признаки в нашей сказке «Василиса Прекрасная»
И помогут нам в этом волшебные конвертики, которые лежат у вас на парте.
Откройте их,пожалуйста. Что же лежало в них?
Дети: таблица
Учитель: Молодцы! Теперь вы сможете дать полный ответ на наш вопрос.
У каждого из вас есть таблица в левой части которой признаки волшебной сказки,а правая колонна пустая. Вы должны отметить знаком «+» наличие данного признака в сказке.
Игра.
Расшифруйте и выберите начало сказки
Жилибылистариксостарухой
Водномцарстве
Естьнасветелюдихорошие
Жилибылидедибаба
Учитель: Скажите, какой из предложений является началом нашей сказки «Василиса Прекрасная»?
- А как в сказках называют начало сказки?
Дети: Зачин.
Учитель: Прочитайте зачин нашей сказки.
-Что вы можете сказать о героине,прочитав первые строки?
Дети: у нее умирает мама,она перед смертью дарит ей куколку.
Учитель: С какой целью мама подарила Василисе куколку?(найдите в текстк и зачитайте)
Дети: чтобы она ей помогала в трудную минуту.(чтение)
Учитель: Если она помогает,значит кем она является?
Дети: помощником.
Учитель: -Ребята,а каких еще вы знаете сказочных героев,которые помогают главным героям в трудной ситуации?
Дети: Крошечка-Хаврошечка, Сивка бурка….
Учитель: К какому миру принадлежит этот сказочный персонаж?
Дети: к волшебному
Учитель: В чем ее волшебная сила?
Дети: ответы зачитывают.
Учитель: давайте посмотрим в таблицу,есть ли у нс такой пункт
Дети: ставят +
Учитель: Почему Василиса ушла из дому? Кто ее зставил?
Дети: ответы,зачитываем по ролям.
Учитель: К кому она отправилась за огнем?
Дети: к бабе яге
Ребята,.Давайте отдохнем
Физкультминутка
В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга живёт. (поворот обратно )
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят, (руки вверх)
Куда попадает Василиса? (в таинственный мир )
Учитель : Значит Василиса попала из реального мира в сказочный. Это пунк двоемирие.
Что нам известно об этом персонаже?
Звучит музыка. Неожиданно появляется Баба-яга.
Яга. Кто нарушил мой покой? Кто обо мне здесь толкует? Шумите!!
Учитель:Вот мы тут с ребятами задались вопросом,кто же такая баба яга? Откуда она пришла в нашу сказку? И самое главное,владеет ли она волшебной силой. Ты нам не подскажешь?
Яга. Не только не подскажу,но и не отпущу! Здесь при мне останетесь!
Учитель. Нет уж,Баба-Яга,ты нам не мешай,отпирай ворота,мы и сами справимся
Яга. Хорошо! Будь по-вашему! Но только вот замок на воротах не простой, а с секретом. Кто на мои вопросы ответит,того и отпущу! Слушайте!
- В каком доме я живу? (в избушке на курьих ножках)
- Кто ко мне в гости пришел? (Василиса)
- Какие испытания я ей устроила?
- Откройте мне секрет,кто помог Василисе сбежать? Если ответите на этот вопрос,то открою замок. (девка-чернявка)
Яга. Я так и думала! Эх, бестолковая! Так уж и быть открою вам замок! А сама побегу наказывать эту девку!
Учитель: Давайте посмотрим в таблицу, какой из пунктов мы с вами отметим:?
Дети: ставят + волшебные существа.
Учитель: Ребята,живя у Бабы-Яги какие трудности испытания почувствовала Василиса? Давайте зачитаем.
Дети: читают
Учитель.Отметим в таблиц пункт .
-Какие волшебные препятствия встретились на пути к дому Василисы
-Почему сначала они хотели предотвратить побег.потом помогли Василисе?
Дети: Из-за доброго отношения,доброго сердца Василисы.
Учитель: Что же является добром,а что злом в сказке?
«Добро-это любовь матери к Василисе:она позаботилась о том,чтобы дочка после ее смертине пропала»
«Добро-это то,что Василиса умеет вежливо,ласково говорить с животными и людьми»
«Добро-это ее скромность-трудолюбие. Она сшила замечательную ткань,сшила чудесную рубашку
«Зло-это жестокость, несправедливость мачехи и ее дочерей в отношении к Василисе»
«Одно зло несет всем жестокая баба-яга. Но добро, которое оставила мама Василисе ,победило бабу-ягу»
Чем же закончилась сказка? (свадьбой) Чтение отрывка…
Комментируя заключительные строки сказки,ученики приходят к выводу,что свадьба-это награда героя за все сложные моменты в его жизни.
Какие главные черты характера Василисы вы бы отметили?
Учитель: Итак, наше знакомство со сказкой “Василиса Прекрасная” подходит к концу. Интересно ли было на уроке? Что вы расскажите дома своим родителям и близким?
(Выслушав ответы учеников, возвращаемся к теме урока и формулируем выводы,
Рефлексия
-. Вот на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску).
- Но она почему-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. Наклеим на неё яблочки.
- У каждого из вас есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).
- Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки - прикрепите красное яблоко.
- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается - желтое.
- Если вам было сложно разобраться, есть трудности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: "Мир природы в авторских сказках. Л.А. Чарская «Зимняя сказка»" (по системе Д.Б. Эльконина–В.В.Давыдова)
Комбинированный урок литературного чтения...
Литературное чтение во 2-м классе по теме «"Волшебное слово" В.Осевой»
Урок, в ходе которого обучающиеся учатся анализировать художественное произведение, совершенствуют речевую деятельность (слушание, говорение, чтение) и навык чтения по ролям, а так же учатся работать ...
Урок литературного чтения в 4 «Б» классе по теме: Произведения С. Я. Маршака. Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»
Цель: Расширение знаний детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака. Знакомство со сказкой – пьесой «Двенадцать месяцев»...
Урок - обобщение по литературному чтению для учеников 4 класса по теме: «Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек Горбунок»» (программа «Начальная школа XXI века»)
Урок - обобщение по литературному чтению для учеников 4 класса по теме: «Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек Горбунок»» (программа «Начальная школа XXI века»)...
Фрагмент урока литературного чтения (слушания) в 1 классе на тему: «Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"».
Фрагмент урока литературного чтения (слушания) в 1 классе на тему: «Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"» по программе "Школа 21 века"....
Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена"
Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена"...
Разработка открытого урока по чтению во 2 «Д» классе на тему: «Волшебное слово» В.А.Осеевой
Разработкаоткрытого урока по чтениюво 2 «Д» классе на тему: «Волшебное слово» В.А.Осеевой...