Урок литературного чтения в 4-м классе по теме : Волшебная сказка « Василиса Прекрасная»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Симакова Марина Владимировна

Урок разработан для 4класса по программе "Планета Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasilisa_prekrasnaya.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме : Волшебная сказка       «  Василиса Прекрасная»

Цель урока: углубление знаний о видах русских народных сказок (бытовые, волшебные, о животных) на примере русской народной сказки «Василиса Прекрасная»

Задачи:

- создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;
- дать представление об историческом развитии жанра и о существовании разных вариантов сказки;
- развивать внимание, речь, мышление, интерес к чтению сказок;
- воспитывать внимательное отношение к окружающим, уважение к старшим, послушание и развитие чувства товарищества, взаимопомощи.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель :

Ну, ребята, чур, молчок,

Начинается урок.

Я дарю свою улыбку всем вам. А вы поделитесь своими улыбками друг с другом, с нашими гостями.

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.

– О каком жанре устного народного творчества гоориться? (Сказка)

Итак, мы отправляемся в сказку.

II Конкурс «Сказочный переполох».

            Перепутались названия сказок. Начался переполох. Царевна стала Хаврошечкой, Кощей – Ясным Соколом. Не должно беспорядка в сказках быть. Получите карточки с названиями сказок и соедините начало и конец названий сказок.

  1. «Маша                               Хаврошечка»
  2. «Царевна                            лиса  «                        
  3. «Крошечка-                       Лягушка»
  4. «Зайкина                           Василиса»                      
  5. «Прекрасная                      бурка»
  6. «Крошечка                        Сивка»

Учитель:  На какие виды можно разделить эти к сказкам?

Дети: Сказки о животных и волшебные сказки.

Учитель: Какой вид сказки вы еще знаете?

Дети: Бытовые

Учитель: Что же такое бытовые сказки?

Дети: Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды

Учитель: Какие сказки можно назвать волшебными?

Дети: Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.

Учитель: Сказки о животных?

Дети: Сказки про животных – главные герои – животные.

Учитель: С какой сказкой мы познакомились с вами на предыдущем уроке?

Дети: Со сказкой «Василиса Прекрасная»

Проверка домашнего задания

 Учитель: Ребята, вам на дом было задано нарисовать иллюстрации к понравившемуся эпизоду.

Посмотрите на выставку наших рисунков. Какой из этих рисунков вам понравился? (ответы детей)

Учитель: А кто автор этой работы? Представь, пожалуйста, свою работу

Дети: ответы детей (кто нарисован и почему понравился)

Учитель: Ребята,глядя на виши работы мы видим наличие фантастических существ,предметов,событий.

-Давайте подумаем,являеться ли сказка «Василиса Прекрасная» волшебной?

Дети: ответы детей.

Учитель: А как мы с вами сможем доказать,что сказка «Василиса Прекрасная » является  волшебной?

Дети: Мы должны найти признаки волшебных сказок

Учитель: Давайте вспомним эти признаки

Дети:

 -волшебные события;

-волшебные помощники

Фантастические существа

-герой преодолевает испытания

Учитель: Молодцы. Ребята есть еще один признак волшебной сказки,он называетя Двоемирие. Что это такое мы узнаем в процессе нашей работы.

Хорошо,ребята. Мы с вами перечислили признаки волшебной сказки. А теперь давайте попробуем найти эти признаки в нашей сказке «Василиса Прекрасная»

И помогут нам в этом волшебные конвертики, которые лежат у вас на парте.

Откройте их,пожалуйста. Что же лежало в них?

Дети: таблица

Учитель: Молодцы! Теперь вы сможете дать полный ответ на наш вопрос.

У каждого из вас есть таблица в левой части которой признаки волшебной сказки,а правая колонна пустая. Вы должны отметить знаком «+» наличие данного признака в сказке.

Игра.

Расшифруйте и выберите начало сказки

Жилибылистариксостарухой

Водномцарстве

Естьнасветелюдихорошие

Жилибылидедибаба

Учитель: Скажите, какой из предложений является началом нашей сказки «Василиса Прекрасная»?

- А как в сказках называют начало сказки?

Дети: Зачин.

Учитель: Прочитайте зачин нашей  сказки.

-Что вы можете сказать о героине,прочитав первые строки?

Дети: у нее умирает мама,она перед смертью дарит ей куколку.

Учитель: С какой целью мама подарила Василисе куколку?(найдите в текстк и зачитайте)

Дети: чтобы она ей помогала в трудную минуту.(чтение)

Учитель: Если она помогает,значит кем она является?

Дети: помощником.

Учитель: -Ребята,а каких еще вы знаете сказочных героев,которые помогают главным героям в трудной ситуации?

Дети: Крошечка-Хаврошечка, Сивка бурка….

Учитель: К какому миру принадлежит этот сказочный персонаж?

Дети: к волшебному

Учитель: В чем ее волшебная сила?

Дети: ответы зачитывают.

Учитель: давайте посмотрим в таблицу,есть ли у нс такой пункт

Дети: ставят +

Учитель: Почему Василиса ушла из дому? Кто ее зставил?

Дети: ответы,зачитываем по ролям.

Учитель: К кому она отправилась за огнем?

Дети: к бабе яге

Ребята,.Давайте отдохнем

Физкультминутка
В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга живёт. (поворот обратно )
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)

Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят, (руки вверх)

Куда попадает Василиса? (в таинственный мир )

Учитель : Значит Василиса попала из реального мира в сказочный. Это пунк двоемирие.

Что нам известно об этом персонаже?

Звучит музыка. Неожиданно появляется Баба-яга.

Яга. Кто нарушил мой покой? Кто обо мне здесь толкует? Шумите!!

Учитель:Вот мы тут с ребятами задались вопросом,кто же такая баба яга? Откуда она пришла в нашу сказку? И самое главное,владеет ли она волшебной силой. Ты нам не подскажешь?

Яга. Не только не подскажу,но и не отпущу! Здесь при мне останетесь!

Учитель. Нет уж,Баба-Яга,ты нам не мешай,отпирай ворота,мы и сами справимся

Яга. Хорошо! Будь по-вашему! Но только вот замок на воротах не простой, а с секретом. Кто на мои вопросы ответит,того и отпущу! Слушайте!

  1. В каком доме я живу? (в избушке на курьих ножках)
  2. Кто ко мне в гости пришел? (Василиса)
  3. Какие испытания я ей устроила?
  4. Откройте мне секрет,кто помог Василисе сбежать? Если ответите на этот вопрос,то открою замок. (девка-чернявка)

Яга. Я так и думала! Эх, бестолковая! Так уж и быть открою вам замок! А сама побегу  наказывать эту девку!

Учитель: Давайте посмотрим в таблицу, какой из пунктов мы с вами отметим:?

Дети: ставят + волшебные существа.

Учитель: Ребята,живя у Бабы-Яги какие трудности испытания почувствовала Василиса? Давайте зачитаем.

Дети: читают

Учитель.Отметим в таблиц пункт .

-Какие волшебные препятствия встретились на пути к дому Василисы

-Почему сначала они хотели предотвратить побег.потом помогли Василисе?

Дети: Из-за доброго отношения,доброго сердца Василисы.

Учитель: Что же является добром,а что злом в сказке?

 «Добро-это любовь матери к Василисе:она позаботилась о том,чтобы дочка после ее смертине пропала»

«Добро-это то,что Василиса умеет вежливо,ласково говорить с животными и людьми»

«Добро-это ее скромность-трудолюбие. Она сшила замечательную ткань,сшила чудесную рубашку

«Зло-это жестокость, несправедливость мачехи и ее дочерей в отношении к Василисе»

«Одно зло несет всем жестокая баба-яга. Но добро, которое оставила мама Василисе ,победило бабу-ягу»

Чем же закончилась сказка? (свадьбой) Чтение отрывка…

Комментируя заключительные строки сказки,ученики приходят к выводу,что свадьба-это награда героя за все сложные моменты в его жизни.

Какие главные черты характера Василисы вы бы отметили?

Учитель: Итак, наше знакомство со сказкой “Василиса Прекрасная” подходит к концу. Интересно ли было на уроке? Что вы расскажите дома своим родителям и близким?

(Выслушав ответы учеников, возвращаемся к теме урока и формулируем выводы,

Рефлексия

-. Вот  на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску).

- Но она почему-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. Наклеим на неё яблочки.
- У каждого из вас есть 3 яблока (
красное, желтое, зеленое).

- Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки - прикрепите красное яблоко.

- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается - желтое.

- Если вам было сложно разобраться, есть трудности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение во 2-м классе по теме «"Волшебное слово" В.Осевой»

Урок, в ходе которого обучающиеся учатся анализировать художественное произведение, совершенствуют речевую деятельность (слушание, говорение, чтение) и навык чтения по ролям, а так же учатся работать ...

Урок литературного чтения в 4 «Б» классе по теме: Произведения С. Я. Маршака. Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»

Цель: Расширение знаний детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака. Знакомство со  сказкой – пьесой «Двенадцать месяцев»...

Урок - обобщение по литературному чтению для учеников 4 класса по теме: «Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек Горбунок»» (программа «Начальная школа XXI века»)

Урок - обобщение по литературному чтению для учеников 4 класса по теме: «Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек Горбунок»»  (программа «Начальная школа XXI века»)...

Фрагмент урока литературного чтения (слушания) в 1 классе на тему: «Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"».

Фрагмент урока  литературного чтения (слушания)  в 1 классе  на тему: «Сказка  В.Сутеева "Палочка-выручалочка"» по программе "Школа 21 века"....

Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена"

Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена"...

Разработка открытого урока по чтению во 2 «Д» классе на тему: «Волшебное слово» В.А.Осеевой

Разработкаоткрытого урока по чтениюво 2 «Д» классе на тему: «Волшебное слово» В.А.Осеевой...