Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, "Школа России"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Данный документ содержит рабочую программу по литературному чтению, 4 класс. Материал разработан на основе УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter_chtenie.docx | 81.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности.
Учащиеся научатся:
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность.
Учащиеся научатся:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом-повествованием;
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Литературоведческая пропедевтика.
Учащиеся научатся:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства их различия и сходства;
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Формулировать учебную задачу урока в мини-группе или в паре, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «–», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные универсальные учебные действия
Считывать информацию с новых, еще неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художников и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока не менее чем из 7–8 предложений.
Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Чехова, Л. Толстого, А. Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения не менее чем из 7–8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
Строить связное высказывание не менее чем из 7–8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3–4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий.
Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять ее на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
Находить нужную информацию в беседах со взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
Готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, рисунки, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой
на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Личностные результаты
Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений в семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвященные художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (не менее 5–6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
Знать наизусть не менее 2–3 стихотворений о Родине, красоте ее природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (например, в стихах, рассказах, песнях, в подборе к ним иллюстраций и т. д.).
Находить произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
Делиться чувствами, в том числе и негативными, в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.
Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над их причинами.
Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным – значит выбирать из многих альтернатив одну на основе морали и нравственных принципов.
Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.
Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается.
Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
Находить необычные сравнительные обороты, эпитеты, испытывать при этом чувства радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на ее проявления, события и пр.).
Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
Строить морально-этическое суждение не менее чем из 7–8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения при решении общих задач.
Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примере эффективность такой модели поведения.
Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и мышц туловища, проводить ихв классе по просьбе учителя.
Осознавать ценность здоровья для своего будущего, для успешного достижения учебных целей.
Находить в литературных произведениях примеры, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.
Содержание учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность 24 учебных недели определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения .
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.
Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.
Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.
Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.
В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.
Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.
Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведений разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.
Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.
Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:
1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;
2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;
3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).
Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическим и нормами.
Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.
Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа.
Основные содержательные линии
В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.
Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.
Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».
Структура курса
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Летописи. Былины. Жития. | 9 |
2 | Чудесный мир классики | 16 |
3 | Поэтическая тетрадь | 7 |
4 | Литературные сказки | 12 |
5 | Делу время - потехе час | 8 |
6 | Страна детства | 6 |
7 | Поэтическая тетрадь | 3 |
8 | Природа и мы | 11 |
9 | Поэтическая тетрадь | 5 |
10 | Родина | 5 |
11 | Страна фантазия | 6 |
12 | Зарубежная литература | 12 |
Итого | 100 |
Формы контроля
Кол-во часов | Формы контроля | ||||
Четверть | К-во час. в неделю | Всего часов | Контрольная работа | ||
По плану | Факт. | По плану | Факт. | ||
1 | 3 | 25 | |||
2 | 3 | 24 | 1 | ||
3 | 3 | 30 | |||
4 | 3 | 21 | 1 | ||
Итого | 100 | 2 |
График контрольных работ
№ | Форма работы | Дата |
1. | Контрольная работа №1 за I полугодие. | 15.12 |
2. | Контрольная работа №2 за II полугодие. | 22.05 |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»
№ п/п | № п/п | Дата | Тема |
1 четверть - 25 часов ЛЕТОПИСИ. БЫЛИНЫ. ЖИТИЯ - 9 часов | |||
1 | 1 | 1.09 | Знакомство с учебником. Из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». |
2 | 2 | 5.09 | Из летописи « И вспомнил Олег коня своего». Сравнение текста летописи и исторических источников. |
3 | 3 | 6.09 | Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге». |
4 | 4 | 8.09 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». |
5 | 5 | 12.09 | Поэтический текст былины в пересказе И. Карнауховой. |
6 | 6 | 13.09 | Сергий Радонежский – святой земли Русской. |
7 | 7 | 15.09 | Житие Сергия Радонежского. |
8 | 8 | 19.09 | Обобщающий урок – игра « Летописи, былины, сказания, жития». |
9 | 9 | 20.09 | Оценка достижений. Проект « Создание календаря исторических событий». |
ЧУДЕСНЫЙ МИР СКАЗКИ - 16 часов | |||
10 | 1 | 22.09 | П.П. Ершов « Конек – Горбунок». |
11 | 2 | 26.09 | П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. |
12 | 3 | 27.09 | П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Характеристика героев. |
13 | 4 | 29.09 | А. С. Пушкин « Няне» А. С. Пушкин « Туча», « Унылая пора! Очей очарованье!.. |
14 | 5 | 3.10 | А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». |
15 | 6 | 4.10 | А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. |
16 | 7 | 6.10 | А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. |
17 | 8 | 10.10 | М. Ю. Лермонтов « Дары Терека» |
18 | 9 | 11.10 | М. Ю. Лермонтов « Дары Терека». |
19 | 10 | 13.10 | М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. |
20 | 11 | 17.10 | М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Характеристика героев. |
21 | 12 | 18.10 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Л. Н. Толстой « Детство». |
22 | 13 | 20.10 | Л. Н. Толстой « Как мужик камень убрал». Басня. |
23 | 14 | 24.10 | А. П. Чехов « Мальчики». |
24 | 15 | 25.10 | А. П. Чехов « Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. |
25 | 16 | 27.10 | Обобщающий урок – КВН « Чудесный мир классики». |
2 четверть - 24 часа. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ - 7 ЧАСОВ | |||
26 | 1 | 7.11 | Ф. И. Тютчев « Еще земли печален вид..», « Как неожиданно и ярко…» |
27 | 2 | 8.11 | А.А. Фет « Весенний дождь», « Бабочки» |
28 | 3 | 10.11 | Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...» А. Н. Плещеев « Дети и птичка». Ритм стихотворения |
29 | 4 | 14.11 | И. С. Никитин « В синем небе плывут над полями…» Н. А. Некрасов « Школьник» |
30 | 5 | 15.11 | Н. А. Некрасов « В зимние сумерки нянины сказки..» И. А. Бунин « Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина |
31 | 6 | 17.11 | Обобщающий урок – игра « Поэтическая тетрадь № 1» |
32 | 7 | 21.11 | Оценка достижений |
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ - 12 ЧАСОВ | |||
33 | 1 | 22.11 | В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки. |
34 | 2 | 24.11 | В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки. |
35 | 3 | 28.11 | В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. |
36 | 4 | 29.11 | В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста |
37 | 5 | 1.12 | П.П. Бажов « Серебряное копытце» . |
38 | 6 | 5.12 | П.П. Бажов « Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте |
39 | 7 | 6.12 | П.П. Бажов « Серебряное копытце». Герои художественного произведения |
40 | 8 | 8.12 | С.Т. Аксаков « Аленький цветочек» |
41 | 9 | 12.12 | С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Герои произведения |
42 | 10 | 13.12 | С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Деление текста на части |
43 | 11 | 15.12 | Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие |
44 | 12 | 19.12 | Обобщающий урок – игра « Крестики – нолики» |
ДЕЛУ ВРЕМЯ - ПОТЕХЕ ЧАС - 8 ЧАСОВ | |||
45 | 1 | 20.12 | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
46 | 2 | 22.12 | Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени" |
47 | 3 | 26.12 | Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени" |
48 | 4 | 27.12 | В. Ю. Драгунский « Главные реки» |
49 | 5 | 29.12 | В. Ю. Драгунский « Что любит Мишка» |
3 четверть - 30 часов | |||
50 | 6 | 10.01 | В. В. Голявкин « Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения |
51 | 7 | 12.01 | В. В. Голявкин « Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка |
52 | 8 | 16.01 | Обобщающий урок « Делу время – потехе час» |
СТРАНА ДЕТСТВА - 6 ЧАСОВ | |||
53 | 1 | 17.01 | Б.С. Житков « Как я ловил человечков». |
54 | 2 | 19.01 | Б.С. Житков « Как я ловил человечков». Герои произведения |
55 | 3 | 23.01 | К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками» |
56 | 4 | 24.01 | К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения |
57 | 5 | 26.01 | М.М. Зощенко « Ёлка» |
58 | 6 | 30.01 | Обобщающий урок « Страна детства» |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ - 3 ЧАСА | |||
59 | 1 | 31.01 | В. Я. Брюсов « Опять сон», « Детская» |
60 | 2 | 2.02 | С. А. Есенин « Бабушкины сказки» |
61 | 3 | 6.02 | М. И. Цветаева « Бежит тропинка с бугорка», « Наши царства» |
ПРИРОДА И МЫ - 11 ЧАСОВ | |||
62 | 1 | 7.02 | Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш» |
63 | 2 | 9.02 | Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш». Отношение человека к природе |
64 | 3 | 13.02 | А. И. Куприн « Барбос и Жулька» |
65 | 4 | 14.02 | А. И. Куприн « Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения |
66 | 5 | 16.02 | М.М. Пришвин « Выскочка» |
67 | 6 | 20.02 | М.М. Пришвин « Выскочка». Характеристика героя на основании поступка |
68 | 7 | 21.02 | Е. И. Чарушин « Кабан» |
69 | 8 | 27.02 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа |
70 | 9 | 28.02 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана |
71 | 10 | 2.03 | Обобщающий урок – конкурс « Природа и мы» |
72 | 11 | 6.03 | Проект « Природа и мы». Оценка достижений |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ - 5 ЧАСОВ | |||
73 | 1 | 7.03 | Б.Л. Пастернак « Золотая осень» С.А. Клычков « Весна в лесу» |
74 | 2 | 13.03 | Д. Б. Кедрин « Бабье лето» Н.М. Рубцов « Лебедушка» |
75 | 3 | 14.03 | С.А. Есенин « Лебедушка» |
76 | 4 | 16.03 | Обобщающий урок – конкурс « Поэзии прекрасные страницы» |
77 | 5 | 20.03 | Оценка достижений |
РОДИНА - 5 ЧАСОВ | |||
78 | 1 | 21.03 | И.С. Никитин « Русь». Образ Родины в поэтическом тексте |
79 | 2 | 23.03 | С.Д. Дрожжин « Родине». А.В. Жигулин « О, Родина! В неярком блеске…» |
4 четверть - 21 час | |||
80 | 3 | 3.04 | Обобщающий урок « Родина» |
81 | 4 | 4.04 | Внеклассное чтение « Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Проект « Они защищали Родину» |
82 | 5 | 6.04 | Оценка достижений |
СТРАНА ФАНТАЗИЯ - 6 ЧАСОВ | |||
83 | 1 | 10.04 | Е. С. Велтистов « Приключение Электроника» |
84 | 2 | 11.04 | Е. С. Велтистов « Приключение Электроника». Герои фантастического жанра |
85 | 3 | 13.04 | К. Булычев « Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра |
86 | 4 | 17.04 | К. Булычев « Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра |
87 | 5 | 18.04 | Путешествие по стране Фантазии |
88 | 6 | 20.04 | Оценка достижений |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА - 12 ЧАСОВ | |||
89 | 1 | 24.04 | Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. |
90 | 2 | 25.04 | Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. |
91 | 3 | 27.04 | Г. Х. Андерсен « Русалочка». Авторская сказка |
92 | 4 | 4.05 | Г. Х. Андерсен « Русалочка». Деление произведения на части. |
93 | 5 | 8.05 | Г. Х. Андерсен « Русалочка». Характеристика героев |
94 | 6 | 11.05 | М. Твен « Приключения Тома Сойера» |
95 | 7 | 15.05 | М. Твен « Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступки |
96 | 8 | 16.05 | С. Лагерлёф « Святая ночь» |
97 | 9 | 18.05 | С. Лагерлёф « В Назарете». Иисус и Иуда |
98 | 10 | 22.05 | Контрольная работа за 2 полугодие |
99 | 11 | 23.05 | Обобщающий урок « Зарубежная литература» |
100 | 12 | 25.05 | Урок – игра « Литературные тайны» |
Критерии оценки уровня достижения обучающихся по литературному чтению и читательской деятельности.
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определённом темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворения, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имён детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т. п.)
Чтение и читательская деятельность в разных классах нач. школы имеет специфические особенности. В 4 классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту («про себя»);выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
-искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв,слогов,слов);
-неправильная постановка ударений (более 2);
-чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;
-непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; -неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочёты:
не более 2 неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
Особенности организации контроля по чтению.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно.кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы- небольшие по объёму (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.д.
Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Это может быть проза или стихотворение, больший или меньший по объёму текст, различный по сложности слоговой структуры слов. При выборе текста осуществляется подсчёт количества слов (слово средней длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задаёт после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учёта проверки результатов навыков чтения в 4 классе учитель пользуется следующей схемой:
Схема учёта навыка чтения во 2-4 классах
Фамилия ученика | Темп чтения, при котором осознаёт основную мысль текста | Чтение без ошибок | Ответы по содержанию текста | Выразительное Чтение | Общая оцен-ка |
Проверку сформированности навыка чтения целесообразно проводить 3 раза в год: в начале учебного года(сентябрь), в конце первого полугодия (20-25 декабря), в конце учебного года (апрель, май)
Характеристика цифровой оценки(отметки)
«5» (отлично)-уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта (два недочёта приравниваются к одной ошибке ); логичность и полнота изложения.
«4» (хорошо) – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала,полнота и логичность раскрытия вопроса» самостояте отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по текущему учебному материалу» не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» (удовлетворительно)-достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу; не более
3-5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» (плохо)- уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.
Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы» Сущность её состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.) Эта оценка ставится как дополнительная, в журнал не вноситсянаходить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплекс | |||||
№ | Автор | Название учебника, класс | Год издания | Издательство | № в Перечне |
1 | Л. Ф. Климанова | Литературное чтение: Учебник для 4 кл. | 2017 | М.:Просвещение | 1.1.1.2.5.4. |
Методическая литература
2 | С.В.Кутявина | Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой 4 класс | 2013 | Москва. ВАКО | |
3 | Л. Ф. Климанова | Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» 4 кл. | 2017 | М. :Просвещение | |
4 | Абросимова Е.Е., Мурашкина И.А. | Комплексные задания к текстам. 4 класс | 2012 | Саратов: Лицей | |
5 | Лободина Н.В | Чтение 1-4 класс. Тесты для проверки техники и выразительности чтения | 2007 | Волгоград, Издательство «Учитель» | |
О.Н. Тишурина | Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. | 2009 | Москва, Дрофа | ||
Справочная литература | |||||
1 | Институт стратегических исследований в образовании РАО А.М. Кондаков, Л.П. Кезина, Е.С. Савинов | Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения | 2011 | Москва «Просвещение» | |
2 | Асмолова А.Г. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе | 2011 | Москва «Просвещение» | |
3 | Ковалёва Г.С. Логинова О.Б. | Планируемые результаты начального общего образования | 2011 | Москва «Просвещение» | |
4 | Кондаков А.М. Кезина Л.П. | Примерные программы по учебным предметам В 2 частях | 2011 | Москва «Просвещение» | |
5 | Данилюк А.Я. Кондаков А.М. | Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России | 2011 | Москва «Просвещение» | |
Печатные пособия | |||||
1 | Иллюстрации к литературным произведениям; | ||||
2 | Портреты писателей; | ||||
3 | Репродукции произведений живописи; | ||||
4 | Перфокарты, карточки по темам программы | ||||
Компьютерные и информационно–коммуникативные средства | |||||
1 | Персональный компьютер | ||||
2 | Интерактивная доска | ||||
3 | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. | ||||
Экранно - звуковые пособия | |||||
1 | Слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы | ||||
2 | Презентации по темам программы | ||||
Лабораторное оборудование | |||||
1 | Наборные полотна для демонстрационного материала |
Контрольная работа по литературному чтению
в 4 классе за I полугодие
Фамилия, имя_____________________________________________________
Вариант 1
Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.
Джек-поводырь
Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук – постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках – бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.
«Джек, на остановку!» – и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому. Джек выбирает из сидящих, человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно … «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.
– Джек теперь мне взамен глаз! – не нахвалится своим поводырем бывший лётчик.
Вопросы и задания:
1. Определи жанр произведения:
1) рассказ
2) басня
3) сказка
4) стихотворение
2. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?
1) он отличался от всех внешним видом
2) он всегда гулял с собакой
3) он гулял в одном и том же месте
3. По какой причине ослеп лётчик? Выпиши ответ из текста.
4. Как ты понимаешь значение слова поводырь?
5. Кто стал верным другом бывшего лётчика?
6. Как ты понимаешь выражение Джек теперь мне взамен глаз?
7. Подбери синоним к слову выбоина.
8. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?
1) лаял на молодого человека
2) тыкался носом в колени пассажира помоложе
3) начинал рычать на пассажира
9. Восстанови последовательность событий рассказа с помощью цифр.
Вместо палочки он держал за поводок собаку.
Джек ведёт к автобусу.
Каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой.
Он лишился одной руки и обоих глаз.
Бывший лётчик доволен другом.
10. Определи главную мысль текста.
Контрольная работа по литературному чтению
в 4 классе за I полугодие
Фамилия, имя_____________________________________________________
Вариант 2
Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.
Кукушка
Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши, снегу натащат, а мать – убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжёлой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
– Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! – закричал старший сын.
Тут побежали дети за матерью:
– Мама, мы тебе водички принесли.
– Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.
Вопросы и задания:
1. Определи жанр произведения:
1) рассказ 2) басня 3) сказка 4) стихотворение
2. Сколько детей было у матери?
1) трое
2) двое
3) четверо
4) запиши свой вариант ответа___________________________________________
3. Почему заболела мать?
1) простыла
2) заразилась
3) от тяжёлой жизни
4) запиши свой вариант ответа___________________________________________
4. О чём просила мать своих детей? Выпиши ответ из текста.
5. Подбери синоним к слову чум.
6. В какую птицу превратилась мать?
7. Как ты думаешь, какой народ сочинил это произведение?
1) русские
2) азербайджанцы
3) ненцы
4) запиши свой вариант ответа___________________________________________
8. Где происходили события?
1) в степи
2) в лесу
3) в пустыне
4) в тундре
9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.
Превращение в птицу.
Навсегда бросила детей мать-кукушка.
Мать просит пить.
Не слушались дети матери.
Тяжело заболела мать.
Мать улетает.
Дети просят вернуться.
10. Определи главную мысль текста.
Приложение 1
Контрольная работа по литературному чтению
в 4 классе за II полугодие
Фамилия, имя_____________________________________________________
1 вариант
Прочитай текст
СКАЗКА ПРО СТАРЫЙ ДОМ
Дом был старый, деревянный. Крышка покосилась. Печка развалилась. Труба набок съехала. Окна не открываются, двери не закрываются. Щели в полах.
Когда-то в доме жили люди. Тогда он был новенький и красивый. А потом люди уехали. И дом расстроился. Стал скучать и стареть.
И сад вокруг дома тоже скучал – и одичал от одиночества. Яблоки стали кислыми, вишни мелкими. Вместо цветов – высокая трава, крапива да лопух выросли.
Так и жил старый, заброшенный дом в старом, заброшенном саду. Весной, когда стаивали огромные сугробы, выползало из-под снега кривое крылечко, дом и сад просыпались после долгого зимнего сна. Просыпались, потягивались, поскрипывая старыми досками и ветками.
И дом говорил:
– А не думаешь ли ты, сад, что в этом году к нам могут вернуться люди?
– Думаю, - неуверенно отвечал сад.
– Мы должны подготовиться к встрече, – говорил дом.
– Конечно, – соглашался сад.
Им помогали ветер, дождь и солнце. Ветер влетал в дом через трубу. Проветривал комнаты, чердак и даже подвал. Потом через вечно открытую дверь вылетал в старый сад. Выметал прошлогоднюю листву, сухие ветки, помогал развёртываться нежным лепесткам диких яблонь и вишен.
После ветра за дело брался дождь. Дождь тщательно отмывал весь дом: от съехавших набок трубы до самого крылечка.
Особенно дождь старался, когда мыл окна. Дождь сильными струями расчёсывал густую листву сирени, разглаживал листья тополей. И землю в саду поил дождь.
За ветром и дождем приходила очередь солнца. Солнце хорошенько просушивало дом. Гладило золотыми лучами стёкла в паутине трещин – чтобы блестели ярче. Золотило старые наличники на окнах. Потом лучи солнца скользили по саду. Заглядывали в каждый крохотный цветок дикой сирени, чтобы не светились искорками.
Затем снова прилетал ветер. Он где-то раздобыл семена кое-каких цветов и разбросал их, как умел. Потом одуванчики выросли не только в густой траве, но и на крыльце.
Одна ромашка ухитрилась поселиться даже на крыше в какой-то щелочке.
Так ветер, дождь и солнце помогали готовиться заброшенному дому и старому саду к встрече людей.
Дом и сад ждали. Но люди не приходили. Вернее, приходили, но, посмотрев на дом и сад, уходили.
– Это старый дом, - говорили люди, - у него разбиты окна, и крыша съехала совсем набок, и крыльцо развалилось. Разве это дом?
- Да, конечно, - соглашались другие люди, - и сад тоже совсем заброшен. Лучше мы построим новый, красивый дом и вырастим новый, замечательный сад.
И люди уходили. Дом и сад очень огорчались и начинали ждать снова.
И дождались.
На покрытом пылью долгих дорог велосипеде к дому подъехал человек. За спиной – рюкзак. На багажнике – огромный чемодан с разноцветными наклейками. Через плечо – яркая дорожная сумка. На другом плече – фотоаппарат. На голове – широкополая шляпа. Конечно же это бывалый путешественник. А путешественники, как известно, любят всякие странности.
Дом с ромашкой на покосившейся крыше, с одуванчиками на кривом крыльце, сад, в котором ветви диких яблонь переплетаются с ветками дикой сирени, как в сказочном лесу, а по земле стелются темно-зеленые лопухи, похожие на огромные зонтики, - разве это не странность? Почти волшебная странность.
– Ах, – сказал путешественник, – какое чудо! Заколдованная избушка в заколдованном лесу.
«Вовсе мы не заколдованные, – подумали дом и сад, – мы заброшенные».
– Ах! – снова сказал путешественник. – Какая прелесть! И он защёлкал фотоаппаратом.
– Мы – прелесть… Мы – чудо …, – почти задохнулись от радости, смущения, неожиданности дом и сад.
– Пожалуй, я поживу здесь, – решил путешественник. И вместе со своим усталым велосипедом, тяжелым рюкзаком, чемоданом с наклейками, дорожной сумкой и конечно же с фотоаппаратом он поселился в заброшенном доме и одичавшем лесу.
Что же из этого получилось? То, чего не могло не получиться. Яблоки стали крупными-крупными, вишни сладкими-сладкими. Среди лопухов расцвели ярко-красные маки величиной с огромные воздушные шары.
Трещины на стеклах сложились в веселые рисунки. Крылечко перестало просто скрипеть, оно стало чирикать очень музыкально. А дверь, которая уже много лет не могла шевельнуться, с удовольствием и легкостью открывалась и закрывалась.
Почему же так вышло? Смешной вопрос … ясно, почему…
А потом? Потом путешественнику пришло время отправляться в путь. Ведь он путешественник.
И что же получилось? То, что должно получиться: жили-были заброшенный дом и заброшенный старый сад…
Вопросы и задания к тексту.
После чтения текста ответь на вопросы и выполни задания. Для этого ты можешь пользоваться текстом. Правильный ответ необходимо обвести в кружок.
- Где и когда произошла встреча старого дома с путешественником? Отметь правильный ответ.
- В сказочном лесу в конце лета.
- На пыльной дороге ранней весной.
- Среди лопухов ранней осенью.
- В старом лесу в начале лета.
- В этом тексте автор в целом повествует:
- о долгожданной встрече старого дома с путешественником;
- о помощи ветра, дождя и солнца старому дому и заброшенному саду;
- о том, что все заветные желания обязательно сбываются;
- о том, что добрые слова и чуткое сердце творят чудеса.
- Какие чувства испытали дом и сад, когда познакомились с путешественником? Отметь правильный ответ.
- Дом и сад боятся – на их месте будут строить новый дом.
- Дом и сад гордятся собой – они самые красивые в деревне.
- Дом и сад счастливые – они очень понравились человеку.
- Дом и сад переживают – они самые одинокие на свете.
4. Определи порядок микротем в тексте. Пронумеруй предложения так, чтобы показать, в каком порядке происходили события.
- Человеку пришло время отправляться в путь.
- Среди лопухов расцвели ярко-красные маки.
- Яблоки стали кислыми, вишни мелкими.
- Старый дом и заброшенный сад скучают от одиночества.
- Почему путешественник решил остаться в доме? Отметь правильный ответ.
- Дом показался ему чудесной избушкой в сказочном лесу.
- У дома была ромашка на покосившейся крыше.
- Путешественнику больше негде было остановиться.
- Путешественник устал везти огромный чемодан.
6. «Но люди не приходили. Вернее, приходили, но, посмотрев на дом и сад, уходили». Проанализируйте эту фразу. Сделайте вывод о том, почему это происходило. Отметь правильный ответ.
- Ветер и солнце не пускали в дом людей.
- Дом был развалившийся, старый, кривой.
- Дом не хотел людям дверь.
- Дом пугал людей скрипом старых досок.
Обоснуй свой вывод
7. Какие чувства передал автор, описывая старый дом и сад вначале произведения? Отметь правильный ответ.
- Радость, веселье.
- Сочувствие, сопричастность к судьбе героев.
- Удивление, недоумение.
- Возмущение.
Из каких слов, предложений текста это следует? Приведи пример из текста.
8. Выбери позицию, наиболее точно характеризующую отношение автора к поведению людей. Отметь правильный ответ.
- Дом и сад не нравятся людям потому, что они слишком старые.
- Дом и сад нравятся людям, но у людей нет денег на ремонт.
- Дом и сад не нравятся людям – люди не замечают прекрасное.
- Дом и сад не нравятся людям потому, что они очень страшные.
Обоснуй свой вывод
9. Выбери фразу, которая наиболее точно характеризует главную мысль автора. Отметь правильный ответ.
- Доброе слово и кошке приятно!
- Дело мастера боится.
- Друг познается в беде.
- Удивительное - рядом.
Обоснуй свой вывод
10. «Дверь, которая уже много лет не могла шевельнуться, с удовольствием и легкостью открывалась и закрывалась». Почему же так вышло? Объясни причины.
Приведи два доказательства.
Доказательство 1.
Доказательство 2.
11. Какие изобразительные средства использует автор в тексте? Назови их, приведи примеры.
12. Придумай и напиши свой вариант продолжения этой истории. Что произойдет дальше?
13. Придумай и напиши свою историю об удивительной встрече.
Контрольная работа по литературному чтению
в 4 классе за II полугодие
Фамилия, имя_____________________________________________________
2 вариант
Прочитай текст
КОШКА И КУКУШКА
В одной квартире жили хозяйка и ее кошка. Хозяйка то на работе, то по магазинам, то по знакомым. Возраст кошки известен – совсем взрослый котенок или совсем молодая кошка. Кошка все дома, и чаще одна. Кошка скучала. Пока-то дождешься хозяйку.
Кошка пробовала подружиться с телефоном. Как только он начинал звонить, мчалась к нему из любого уголка квартиры. Прыгала вокруг аппарата, мяукала. После нескольких звонков телефон замолкал. Тогда она решила познакомиться с водопроводными трубами. Даже научилась урчать так же, как они. Но трубы не обращали на кошку никакого внимания.
Однажды хозяйка пришла с работы позже, чем надеялась кошка. Кошка уже ждала ее, сидела возле двери. Наконец дождалась, замурлыкала.
– Посмотри, что я принесла. Она показала кошке большую картонную коробку.
– Это часы с кукушкой.
– С кукушкой! – обрадовалась кошка. – Кукушка – это кто-то живой. Это хорошо!
Хозяйка открыла коробку. Белый домик, красная крыша, золотые полоски циферблата, маленькая дверца под крышей.
Кошке дом понравился. Ну, а кукушка? Где та самая живая кукушка? Наконец было выбрано подходящее место. Укрепили домик на стене. Подвесили гири на цепочках. Хозяйка толкнула маятник. Часы затикали. И вот что-то в них зашипело, открылась дверца под крышей, и выглянула кукушка. Она ясно сказала «ку-ку» и спряталась. Хозяйка перевела стрелки, и кукушка снова выглянула, сказала «ку-ку», снова спряталась. Конечно, кошке понравилась кукушка: и кивает, и почти поёт.
– Только она уже, должно быть, устала, – подумала кошка.
Хозяйка поставила стрелки на нужные цифры, подтянула гири и оставила кукушку в покое. Через некоторое время чуткие уши кошки уловили уже знакомое шипение и затем «ку-ку». Кошка бросила вкуснейший рыбий хвост и со всех лап кинулась к кукушке. Примчалась, а дверца уже захлопнулась, кукушка спряталась.
– ну вот, – удивилась кошка, – позвала, а сама не дождалась. Странная какая!
Кошка была уверена, что кукушка звала именно её. Смешная кошка…
– Всё, – решила она, – больше не отойду, буду ждать. Села под часами. Ждет. Часы тикают. Кукушка не выглядывает. Кошка задрала голову, посмотрела на кукушкин домик, мяукнула, позвала кукушку. Та не отвечает. А хозяйка подошла к кошке, погладила.
– ну что, – спрашивает, – игрушка понравилась? И остановила маятник, чтобы ночью кукушка не будила своим «ку-ку».
Кошка заметила, что кукушкин домик перестал тикать, и решила, что кукушка, видимо обиделась на то, что ее назвали «игрушкой».
Молчит кукушка. Сидит кошка под домиком. Ждёт. Долго сидела в темноте и нечаянно уснула. А утром ее хозяйка разбудила.
– Эх ты! Сторож! Деревянную птичку не укараулила.
Кошка немного смутилась. Удивилась! «Что за деревянная птичка? Деревянный стол, деревянная дверь. А Кукушка? Деревянная?! Что-то здесь непонятно».
Хозяйка собирается на работу. На ходу кормит кошку. И по пути виновато говорит:
– Я сегодня поздно вернусь. Не сердись.
– Хорошо, – подумала кошка. – Будет время познакомиться с кукушкой. – Весело мурлыкая, она проводила хозяйку…
Вернулась хозяйка поздно. Заметила, что кошка её не встречает. Удивилась, вбежала в комнату. Вот она, кошка. Нельзя сказать, что грустная, или обиженная, или расстроенная. Нет, спокойная, подошла к хозяйке, мурлыкнула. Только серьезная какая-то.
Посмотрела на хозяйку внимательно. Кошка пошла спать в свое кресло. Только она не спала. Лежала в темноте и думала. Скорее, пыталась привыкнуть к тому, что узнала, а вернее, поняла в этот день.
Каждые полчаса кукушка выглядывала, куковала, кивала. Кошка в ответ кивала и вежливо, приветливо мяукала. Но кукушка пряталась, не обращая внимания на кошку никакого внимания. И кивала она только прямо, только в одну сторону, будто мимо, непонятно на кого глядя. Сядешь слева, сядешь справа – все в одну точку кивает. Странно. Кошка до хрипоты мяукала: она требовала кукушкиного внимания.
Кукушка выглядывала минута в минуту, куковала, кивала в одну точку. Ни разу не ошибалась.
Кошка слезла со штор: устала сидеть. Перестала мяукать: совсем охрипла. Кошка сидела тихо и смотрела на часы с кукушкой. Смотрела и думала. Наконец, поняла, что кукушка – «деревянная птичка». Не настоящая … Не живая … Игрушка. Вот так … Успокоилась. Расстроилась ли, нет – кто знает?
Когда пришла хозяйка, веселая и ласковая, кошка встретила ее. Она стала взрослой кошкой. Больше всего на свете ей хотелось понять: ее хозяйка, самая добрая, самая хорошая, ее хозяйка, она – живая или вдруг тоже… немножко игрушка …
Вопросы и задания к тексту.
После чтения текста ответь на вопросы и выполни задания. Для этого ты можешь пользоваться текстом. Правильный ответ необходимо обвести в кружок.
- Где и когда кошка впервые увидела кукушку? Отметь правильный ответ.
- В большой картонной коробке днем.
- В белом домике с красной крышей на рассвете.
- В кукушкином домике ночью.
- В хозяйской гостиной вечеров.
- В этом тексте автор в целом повествует о том, как:
- хозяйка принесла домой загадочную коробку;
- кошка привлекала внимание кукушки;
- у кошки рождается недоверие к жизни;
- кошка поняла, что самое важное в жизни – это живое общение.
- Какие чувства испытала кошка, когда увидела кукушку? Отметь правильный ответ.
- Кошка радовалась встрече с подругой.
- Кошка удивлялась поведению кукушки.
- Кошка с недоумением наблюдала за кукушкой.
- Кошка обиделась на кукушку.
4. Определи порядок микротем в истории. Пронумеруй предложения так, чтобы показать, в каком порядке происходили события.
- Кошка до хрипоты мяукала: она требовала кукушкиного внимания.
- Укрепили домик на стене, подвесили гири на цепочках.
- Трубы не обращали на кошку никакого внимания.
- Она стала взрослой кошкой.
- Почему кошка пробовала подружиться и с телефоном, и с водопроводными трубами? Отметь правильный ответ.
- Кошка была еще совсем молодая, глупая.
- Кошка скучала дома в ожидании хозяйки.
- Кошка думала, что телефон и трубы - живые.
- Кошке казалось, что телефон и трубы с ней общаются.
6. «Вернулась хозяйка поздно. Заметила, что кошка её не встречает. Удивилась, вбежала в комнату».Проанализируйте эту фразу. Сделайте вывод: почему кошка не встретила хозяйку. Отметь правильный ответ.
- Кошка была слишком занята своими мыслями.
- Взрослые кошки не встречают хозяев с работы.
- Кошка обиделась на хозяйку.
- У кошки был трудный день.
Обоснуй свой вывод
7. Отметьте тот ответ, который соответствует содержанию прочитанного текста.
- Рассказчик осуждает хозяйку.
- Рассказчик сочувствует кошке.
- Рассказчик с уважением относится к кошке.
- Рассказчик смеется над кошкой.
Из каких слов, предложений текста это следует? Приведи пример из текста.
8. Выбери позицию, наиболее точно характеризующую отношение автора к поступкам хозяйки. Отметь правильный ответ.
- Хозяйке скучно с кошкой: она с радостью уходит в гости или на работу.
- Хозяйка не считает кошку своим другом, все время оставляет ее одну.
- Хозяйка видела, что кошке одиноко и решила сделать ей подарок.
- У хозяйки много важных дел, она не может все время играть с кошкой.
Обоснуй свой вывод
9. Выбери фразу, которая наиболее точно характеризует главную мысль автора. Отметь правильный ответ.
- В мире нет ничего постоянного.
- Взрослые смотрят на мир иначе.
- Нужно быть готовым изменить свой взгляд.
- Трудно жить на свете без друзей.
Обоснуй свой вывод
10. «Кошка пошла спать в свое кресло. Только она не спала. Лежала в темноте и думала». Объясни причины такого поведения кошки.
Приведи два доказательства.
Доказательство 1
Доказательство 2.
11. Какие слова и выражения использует автор в тексте для характеристики кошки и хозяйки?Выпиши их.
12. Чем тебе интересна прочитанная история?
13. Что случилось с кошкой потом? Удалось ей найти друга или нет? Придумай и напиши свой вариант продолжения данной истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"
УМК "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....
Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....