С. Есенин "Поёт зима, аукает..." "Берёза"
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме
Урок чтения, 2 класс, УМК "Школа России", С. Есенин "Поёт зима, аукает..." "Берёза"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otkrytogo_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 27.4 КБ |
sergey_esenin.pptx | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока по литературному чтению
Учитель: Киркина Юлия Ивановна
Класс: 2 «Е»
Тема урока: С. Есенин «Поёт зима, аукает…», «Берёза».
Место в разделе: 5-й урок в разделе «Люблю природу русскую!»
Тип урока: Комбинированный урок.
Время и место проведения урока: 18 января 2018 года, 14.50-15.30, кабинет №17.
Цель урока: Формирование у учащихся целостного восприятия лирических произведений С. Есенина.
Цель деятельности учителя: Способствовать формированию умения находить в тексте средства художественной выразительности, развитию навыков чтения, анализа стихотворного текста, сопоставления стихотворений, картин художников и рисунков детей. Создать условия для ознакомления с понятием «метафора», «олицетворение», «эпитет».
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать выразительно, передавая настроение стихотворения; сравнивать произведения разных поэтов на одну тему; читать стихи наизусть; получат возможность научиться: чувствовать ритм и мелодику стихотворения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения, подбирать музыкальное сопровождение к текстам.
Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.
Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологии: обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии.
Основные понятия: «эпитет», «метафора», «олицетворение».
Межпредметные связи: ИЗО, окружающий мир, русский язык.
Оборудование: доска, экран, проектор, листы – задания, презентация по теме урока.
ПЛАН УРОКА
Этапы урока | Цели этапа | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предварительная подготовка. | Перед началом урока | Подготавливает класс и всё необходимое для проведения урока. Пишет на доске тему урока. Организует выставку детских рисунков «Волшебница Зима». Организует выставку книг С. Есенина. | Учащиеся помогают в подготовке учебного помещения и оформлении выставки. | |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Создать положительную мотивацию. Активизировать познавательную деятельность | 2 мин. | Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока: | Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока, отвечают на приветствие. |
Здравствуйте уважаемые гости! Ребята улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку нашим гостям. Пусть наш урок будет плодотворным. Я желаю вам успеха! Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – а они учат вас! -Прочитайте пословицу и предположите, как можно её закончить? Мало уметь читать, надо уметь ……..(думать). В чём смысл этой пословицы? (Слайд №1) -Пусть эта пословица будет девизом нашего урока. | ||||
Проверка домашнего задания | Проверить качество выполненной самостоятельно домашней работы | 3 мин. | Проверяет домашнее задание. | 2-3 человека выразительно читают наизусть стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою, Зимою…» |
Постановка целей и задач урока Подготовка к воспритятию. | Сообщить тему и основные цели урока. Ввести в круг описываемых событий, создать эмоциональный настрой на восприятие. | 5 мин | С помощью вступительной беседы, наводящих вопросов учитель формулирует цель урока, сообщает тем | Слушают, отвечают на вопросы учителя, рассматривают иллюстрации, рисунки одноклассников, строят предположения. |
Сначала мы послушаем как вы выполнили домашнее задание. Сегодня, мы продолжим изучать произведения поэтов в нашем разделе «Люблю природу русскую!» С творчеством каких поэтов мы уже познакомились? Отгадайте загадку: (Слайд №2) Дел у меня немало - я белым одеялом | ||||
-Какие картины рисует наше воображение когда мы произносим это слово– ЗИМА? - Как люди могут изобразить красоту зимней природы? - При помощи чего художники передал своё зимнее настроение? ( красок) (Слайд №3) Закройте глаза и послушайте отрывок из произведения Антонио Вивальди, «Зима». - А композитору при помощи чего удалось передать своё отношение к зиме?( звуков)(Слайд №4) Фотограф может передать свое отношение к зиме с помощью фотоаппарата. – Как могут выразить своё отношение к этому замечательному времени года писатели, поэты –(при помощи слова.) -Как вы думаете, на ваш взгляд: кто лучше может передать красоту этого удивительного времени года?( высказывания детей) Мнения у нас разделились. Проведём расследование. -А теперь я предлагаю вам сформулировать цель, важную для вас лично, т.е. что вам необходимо узнать, с чем познакомиться? Наша цель: разобраться, как при помощи слова можно передать красоту зимнего пейзажа на примере поэтических произведений. ( Слайд №5) | ||||
Первичное восприятие | Организовать целостное эмоциональное восприятие художественного произведения. Далее беседа по целевому вопросу с целью выявить степень эмоционального восприятия стихотворения. | 10 мин. | Беседа о С. Есенине. Чтение стихотворение учителем. Беседа по целевому вопросу. | Слушают, отвечают на вопросы учителя, рассматривают иллюстрации, слушают музыкальную композицию, строят предположения. |
А помогут мне сегодня ребята. Они расскажут о каком поэте мы будем говорить? (Слайд №6) 1 Ученик:В этом имени - слово «есень». Осень, ясень, осиный свет, Что-то есть в нем От русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень березы И синь - рассвет. Что-то есть в нем И от весенней . Грусти, юности И чистоты... – Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством удивительного поэта, который безгранично любил свою родину – Россию. Сергей Есенин. (Слайды №7-10) 2 – Сергей Александрович родился в селе Константиново Рязанской губернии (области).Воспитывался дедом. Рос он очень непоседливым ребенком: рано научился плавать, лазал по деревьям, частенько дрался, ему не было и четырех лет, когда он научился скакать на лошади. А в 9 лет написал свое первое стихотворение. Вот как вспоминает о своем детстве: « Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном, и ходил всегда в царапинах.» «Худощавый и низкорослый, Средь мальчишек всегда герой, Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой.» -Расскажите, каким вы видите С. Есенина? Сравни. С Есенин прожил всего 30 лет. Талантливый самородок – так его называют. Во всём мире до сих пор знают и любят его стихи. Любят за теплоту, лиричность, удивительную образность. Поэзия Есенина мелодична и музыкальна. Нужно только уметь слушать и наслаждаться. Послушаем стихотворение и ответим на вопрос как при помощи слов можно передать картину зимы. Звучит стихотворение С. Есенина «Поёт Зима, аукает…» ( Слайд № 11) - Какое настроение у вас возникло. Объясните. -Как, при помощи слов Сергею Есенину удалось передать краски зимы? Докажите. | ||||
Повторное чтение. Анализ. Обобщение. | Совершенствовать навык чтения. Формировать представление о единстве формы и содержания литературного произведения. Подвести учащихся к формулированию основной мысли произведения. | 10 мин. | Беседа (с выборочным чтением). Постановка целевого вопроса, с целью сделать восприятие целенаправленным. Словарная работа. Выстраивание вопросов в логической последовательности подводящей учащихся к осознанию и формулировке основной идеи стихотворения. | Совершенствование техники чтения. Чтение по частям. Отвечают на вопросы. Выразительное чтение. Анализируют прочитанное под руководством учителя. Проводят обобщение. Формулируют основную идею произведения. |
Прочитайте стихотворения на стр.195 учебника. Найдите слова характеризующие Зиму. - - Это живой предмет? - А что с ним делает Есенин? Докажи. - Этот прием называется… олицетворение. (Слайд №12) Словарная работа ( Слайд № 13) – Прочитайте первые три строчки. Как вы их понимаете? – Какой вы увидели зиму? (образ) - Почему облака тоскуют? Как названы облака? – Прочитайте следующие три строчки. А какие приёмы вы здесь слышите?(аллитерация) -Подберите синонимы к слову «метелица» - Как, с какой интонацией надо читать строки о пташках? – Как вы представляете себе воробушек? Как к ним относится автор? Объясни. -Подберите синонимы к слову «озябли». Какие «главные» слова в этих строчках? (сравнение) Прочитайте стихотворение «Берёза» на стр. 196-197. (Слайд №14) - Как нам хочется читать стихотворение «Берёза» с первых строчек? С каким настроением? Словарная работа - Порассуждаем: что значит «принакрылась»?( Создание нестандартной ситуации) - Подберем однокоренные слова к слову «накрыться». – Любит ли Есенин зимнюю березу? (стилистический анализ). Проведём анализ. Закроем глазки. Давайте заглянем на секунду внутрь самого стихотворения. Опишите картину. Какой вы видите берёзу? Какими строчками её описывает поэт? - Кто она эта берёза? (эпитет) - Выразительно прочитайте стихотворение. Найдите подчеркнутые строчки. Что означают эти слова? Зачем их использует поэт? (метафоры) Назовите главную мысль ( идею) этих стихотворений. | ||||
Динамическая пауза. | Предупредить утомляемость учащихся, удовлетворить потребность детского организма в двигательной активности. | 2 мин. | Организует динамическую паузу. | Дети выполняют движения. |
Вот студеною зимой (Дети машут руками.) Ветер дует ледяной И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками) Он суровый и могучий. Зайцы прячутся в кустах. (Дети приседают на Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают) Притаилась и сидит, Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками) Но утихла злая вьюга, Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны) Скачет по полю лиса. ( Прыжки) Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба) И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы) | ||||
Закрепление | Закрепить полученные знания. Научить отбирать нужную информацию, сопоставлять различные виды информации, работать в группе | 6 мин | Организует работу в группах, объясняет суть задания, корректирует ответы | Работают в группах, |
Учащиеся разделяются на три группы. Задание следующее. Необходимо 1. Выписать и пояснить строчки их данных стихотворений выражающие: 1. Олицетворение живой природы; 2. Олицетворение неживой природы, природных явлений; 3. Звучащие звуки. | ||||
Подведение итогов занятия. Домашнее задание Рефлексия | Придать уроку логическую завершенность. Подвести итог проделанной работе на уроке. | 2 мин. | Задает вопросы обучающимся | Подводят итог урока, анализируют свою работу на уроке. |
-Домашнее задание: выучить любое из этих двух стихотворений. - Давайте подведем итоги урока. Что нового мы узнали сегодня на уроке? - Достигли мы с вами цели? (Выставление отметок!) Рефлексия: Какое настроение от урока? Что расскажешь дома об этом уроке? Я поднесу вам сундучок, а вы возьмете себе то «настроение», какое у вас стало после урока. Если веселое, то возьмите веселый смайлик-снежинку, если грустное, то грустный ! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Люблю природу русскую» Зима
К. Юон «Волшебница-Зима»
Цель урока: как при помощи слова передать красоту зимнего пейзажа
В этом имени – слово « есень », Осень, ясень, осенний цвет, Что – то есть в нём От русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы И синь – рассвет. Что – то есть в нём И от весенней Грусти, юности И чистоты.. Только скажут – «Сергей Есенин», Всей России встают черты…
Сергей Есенин 1895-1925г.
Сергей Есенин «Поёт зима - аукает…».
Олицетворение - поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа.
Цель урока: как при помощи слова передать красоту зимнего пейзажа Стозвон – звон ста сосен (слово придумал Есенин) Сосняк - в просторечии сосновый лес Игривые Сиротливые
Сергей Есенин «Берёза»
Бахрома - украшение, в виде каймы из свисающих нитей Кайма – полоса по краю ткани Кисти – украшение на кайме
Вот студеною зимой Ветер дует ледяной И вздымает снега тучу. Он суровый и могучий. Зайцы прячутся в кустах. Даже хитрая лиса Притаилась и сидит, Ну а снег летит, летит. Но утихла злая вьюга, Солнце светит в небесах. Скачет по полю лиса. Ну а мы чуть-чуть пройдемся И домой к себе вернемся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме: С.Есенин "Поёт зима, аукает...".
Урок проведён в 3 классе по программе "Школа 2100"....
Урок "Литературное чтение" в 1 классе. Тема: С. Есенин "Поет зима - аукает.."
На уроке дети учатся слушать стихи русских поэтов о родной природе, выражать свое ртношение к прослушанному произведению...
Урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе. С. Есенин "Поет зима, аукает..."
Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе по учебнику Р. Н. Бунеева (ОС "Школа 2100")...
С. Есенин "Поёт зима аукает", "Белая берёза".
На данном уроке представлены разнообразные приёмы работы со стихотворениями....
Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».
Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»». Урок литературного чтения....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии» Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»
Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе....
"Стихи о зиме. С.Есенин "Поёт зима аукает"
Методическая разработка 1 класс. "Стихи о зиме. С.Есенин "Поёт зима аукает"...