С. Есенин "Поёт зима, аукает..." "Берёза"
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме

Киркина Юлия Ивановна

Урок чтения, 2 класс, УМК "Школа России", С. Есенин "Поёт зима, аукает..." "Берёза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_otkrytogo_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx27.4 КБ
Файл sergey_esenin.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по литературному чтению

Учитель: Киркина Юлия Ивановна

Класс: 2 «Е»

Тема урока: С. Есенин «Поёт зима, аукает…», «Берёза».

Место в разделе: 5-й урок в разделе «Люблю природу русскую!»

Тип урока: Комбинированный урок.

Время и место проведения урока: 18 января 2018 года, 14.50-15.30, кабинет №17.

Цель урока: Формирование у учащихся целостного восприятия лирических произведений С. Есенина. 

Цель деятельности учителя: Способствовать формированию умения находить в тексте средства художественной выразительности, развитию навыков чтения, анализа стихотворного текста, сопоставления стихотворений, картин художников и рисунков детей. Создать условия для ознакомления с понятием «метафора», «олицетворение», «эпитет».

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать выразительно, передавая настроение стихотворения; сравнивать произведения разных поэтов на одну тему; читать стихи наизусть; получат возможность научиться: чувствовать ритм и мелодику стихотворения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения, подбирать музыкальное сопровождение к текстам.

Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.

Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологии: обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии.

Основные понятия: «эпитет», «метафора», «олицетворение».

Межпредметные связи: ИЗО, окружающий мир, русский язык.

Оборудование: доска, экран, проектор, листы – задания, презентация по теме урока.

ПЛАН УРОКА

Этапы урока

Цели этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предварительная

подготовка.

Перед началом урока

Подготавливает класс и всё необходимое для проведения урока. Пишет на доске тему урока. Организует выставку  детских рисунков «Волшебница Зима». Организует выставку книг С. Есенина.

Учащиеся помогают в подготовке учебного помещения и оформлении выставки.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Создать положительную мотивацию.

Активизировать познавательную деятельность

2 мин.

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока:

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока, отвечают на приветствие.

Здравствуйте уважаемые гости! Ребята улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку нашим гостям. Пусть наш урок будет плодотворным. Я желаю вам успеха!

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – а они учат вас!

-Прочитайте пословицу и предположите, как можно её закончить?

Мало уметь читать, надо уметь ……..(думать).  В чём смысл этой пословицы? (Слайд №1)

-Пусть эта пословица будет девизом нашего урока.

 Проверка домашнего задания

Проверить качество выполненной самостоятельно домашней работы

3 мин.

Проверяет домашнее задание.

2-3 человека выразительно читают наизусть стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою, Зимою…»

Постановка целей и задач урока Подготовка к  воспритятию.

Сообщить тему и основные цели урока.

Ввести в круг описываемых событий, создать

эмоциональный настрой на восприятие.

5 мин

 С помощью вступительной беседы, наводящих вопросов учитель формулирует цель урока,

сообщает тем

Слушают, отвечают на вопросы учителя, рассматривают иллюстрации, рисунки одноклассников, строят предположения.

Сначала мы послушаем как вы выполнили домашнее задание.

Сегодня, мы продолжим изучать произведения поэтов в нашем разделе «Люблю природу русскую!»

С творчеством каких поэтов мы уже познакомились?  Отгадайте загадку: (Слайд №2)

 Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня ...
 ЗИМА

-Какие картины рисует наше воображение когда мы произносим это слово– ЗИМА?

- Как  люди могут изобразить красоту зимней природы?

- При помощи чего художники передал своё зимнее настроение? ( красок) (Слайд №3)

Закройте глаза и послушайте отрывок из произведения Антонио  Вивальди, «Зима».

- А композитору при помощи чего удалось передать своё отношение к зиме?( звуков)(Слайд №4)

Фотограф может передать свое отношение к зиме с помощью фотоаппарата.

– Как могут выразить своё отношение к этому замечательному времени года  писатели, поэты –(при помощи слова.)

-Как вы думаете, на ваш взгляд: кто лучше может передать красоту этого удивительного времени года?( высказывания детей) Мнения у нас разделились. Проведём расследование.

-А теперь я предлагаю вам сформулировать цель, важную для вас лично, т.е. что вам необходимо узнать, с чем познакомиться?

Наша цельразобраться, как при помощи слова можно передать красоту зимнего пейзажа на примере поэтических произведений. ( Слайд №5)

Первичное восприятие

Организовать целостное эмоциональное восприятие художественного произведения. Далее беседа по целевому вопросу с целью выявить степень эмоционального восприятия стихотворения.

10 мин.

Беседа о С. Есенине.

Чтение стихотворение учителем.

Беседа по целевому вопросу.

Слушают, отвечают на вопросы учителя, рассматривают иллюстрации, слушают музыкальную композицию, строят предположения.

А помогут мне сегодня ребята. Они расскажут о каком поэте мы будем говорить? (Слайд №6)

1 Ученик:В этом имени - слово «есень».

Осень, ясень, осиный свет,

Что-то есть в нем

От русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь - рассвет.

Что-то есть в нем

И от весенней .

Грусти, юности

И чистоты...

– Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством удивительного поэта, который безгранично любил свою родину – Россию. Сергей Есенин. (Слайды №7-10)

2 – Сергей Александрович родился в селе Константиново Рязанской губернии (области).Воспитывался дедом.  Рос он очень непоседливым ребенком: рано научился плавать, лазал по деревьям, частенько дрался, ему не было и четырех лет, когда он научился скакать на лошади. А в 9 лет написал свое первое стихотворение. Вот как вспоминает о своем детстве: « Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном, и ходил всегда в царапинах.»

«Худощавый и низкорослый,

 Средь мальчишек всегда герой,

 Часто, часто с разбитым носом

 Приходил я к себе домой.» 

-Расскажите, каким вы видите С. Есенина? Сравни.

С Есенин прожил всего 30 лет. Талантливый самородок – так его называют. Во всём мире до сих пор знают и любят его стихи. Любят за теплоту, лиричность, удивительную образность. Поэзия Есенина мелодична и музыкальна. Нужно только уметь  слушать и наслаждаться.

Послушаем стихотворение и ответим на вопрос как при помощи слов можно передать картину зимы. Звучит стихотворение С. Есенина «Поёт Зима, аукает…» ( Слайд № 11)

- Какое настроение у вас возникло. Объясните.

-Как, при помощи слов Сергею Есенину удалось передать краски зимы? Докажите.

Повторное чтение. Анализ.

Обобщение.

Совершенствовать навык чтения. Формировать представление о единстве формы и содержания литературного произведения.

Подвести учащихся к формулированию основной мысли произведения.

10 мин.

Беседа (с выборочным чтением). Постановка целевого вопроса, с целью сделать восприятие целенаправленным.

Словарная работа.

Выстраивание вопросов  в логической последовательности подводящей учащихся к осознанию и формулировке основной идеи стихотворения.

Совершенствование техники чтения. Чтение по частям. Отвечают на вопросы.

Выразительное чтение.

Анализируют прочитанное под руководством учителя. Проводят обобщение. Формулируют основную идею произведения.

Прочитайте стихотворения на стр.195 учебника. Найдите слова характеризующие Зиму.

- - Это живой предмет?

- А что с ним делает Есенин? Докажи.

- Этот прием называется… олицетворение. (Слайд №12)

Словарная работа  ( Слайд № 13)

– Прочитайте первые три строчки. Как вы их понимаете?

– Какой вы увидели зиму? (образ)

- Почему облака тоскуют? Как названы облака?

– Прочитайте следующие три строчки. А какие приёмы вы здесь слышите?(аллитерация)

-Подберите синонимы к слову «метелица»

- Как, с какой интонацией надо читать строки о пташках?

– Как вы представляете себе воробушек? Как к ним относится автор? Объясни.

-Подберите синонимы к слову «озябли».

Какие «главные» слова в этих строчках? (сравнение)
– Как нам надо помогать птицам зимой?

Прочитайте стихотворение «Берёза» на стр. 196-197. (Слайд №14)

- Как нам хочется читать стихотворение «Берёза» с первых строчек? С каким настроением?

Словарная работа

- Порассуждаем: что значит «принакрылась»?( Создание нестандартной ситуации)

- Подберем однокоренные слова к слову «накрыться».

– Любит ли Есенин зимнюю березу? (стилистический анализ).

Проведём анализ. Закроем глазки. Давайте заглянем на секунду внутрь самого стихотворения. Опишите картину. Какой вы видите берёзу? Какими строчками её описывает поэт?

- Кто она эта берёза? (эпитет)

- Выразительно прочитайте стихотворение. Найдите подчеркнутые строчки. Что означают эти слова? Зачем их использует поэт? (метафоры)

Назовите главную мысль ( идею) этих стихотворений.

Динамическая пауза.

Предупредить утомляемость  учащихся, удовлетворить потребность детского организма в двигательной активности.

2 мин.

Организует динамическую паузу.

Дети выполняют движения.

Вот студеною зимой                     (Дети машут руками.)

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу.                (Дети выполняют круговые движения руками)

Он суровый и могучий.

Зайцы прячутся в кустах.             (Дети приседают на

Даже хитрая лиса                           несколько секунд, потом встают)

Притаилась и сидит,

Ну а снег летит, летит.                 (Дети машут руками)

Но утихла злая вьюга,

Солнце светит в небесах.              (Потягивания — руки в стороны)

Скачет по полю лиса.                     ( Прыжки)

Ну а мы чуть-чуть пройдемся         (Ходьба)

И домой к себе вернемся.               (Дети садятся за столы)

Закрепление

Закрепить полученные знания. Научить отбирать нужную информацию, сопоставлять различные виды информации, работать в группе

6 мин

Организует работу в группах, объясняет суть задания, корректирует ответы

Работают в группах,

Учащиеся разделяются на три группы.

Задание следующее. Необходимо 1. Выписать и пояснить строчки их данных стихотворений

выражающие: 1. Олицетворение живой природы; 2. Олицетворение неживой природы, природных явлений; 3. Звучащие звуки.

Подведение итогов занятия. Домашнее задание Рефлексия

Придать уроку логическую завершенность. Подвести итог проделанной работе на уроке.

2 мин.

Задает вопросы обучающимся

Подводят итог урока, анализируют свою работу на уроке.

-Домашнее задание: выучить любое из этих двух стихотворений.

- Давайте подведем итоги урока. Что нового мы узнали сегодня на уроке?

 - Достигли мы с вами цели?

(Выставление отметок!)

Рефлексия: Какое настроение от урока? Что расскажешь дома об этом уроке?

Я поднесу вам сундучок, а вы возьмете себе  то «настроение», какое у вас стало после урока. Если веселое, то возьмите веселый смайлик-снежинку, если грустное, то грустный ! 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мало уметь читать, надо уметь… д умать.

Слайд 2

«Люблю природу русскую» Зима

Слайд 3

К. Юон «Волшебница-Зима»

Слайд 5

Цель урока: как при помощи слова передать красоту зимнего пейзажа

Слайд 6

В этом имени – слово « есень », Осень, ясень, осенний цвет, Что – то есть в нём От русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы И синь – рассвет. Что – то есть в нём И от весенней Грусти, юности И чистоты.. Только скажут – «Сергей Есенин», Всей России встают черты…

Слайд 7

Сергей Есенин 1895-1925г.

Слайд 10

Сергей Есенин «Поёт зима - аукает…».

Слайд 11

Олицетворение - поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа.

Слайд 12

Цель урока: как при помощи слова передать красоту зимнего пейзажа Стозвон – звон ста сосен (слово придумал Есенин) Сосняк - в просторечии сосновый лес Игривые Сиротливые

Слайд 13

Сергей Есенин «Берёза»

Слайд 14

Бахрома - украшение, в виде каймы из свисающих нитей Кайма – полоса по краю ткани Кисти – украшение на кайме

Слайд 15

Вот студеною зимой Ветер дует ледяной И вздымает снега тучу. Он суровый и могучий. Зайцы прячутся в кустах. Даже хитрая лиса Притаилась и сидит, Ну а снег летит, летит. Но утихла злая вьюга, Солнце светит в небесах. Скачет по полю лиса. Ну а мы чуть-чуть пройдемся И домой к себе вернемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме: С.Есенин "Поёт зима, аукает...".

Урок проведён в 3 классе по программе "Школа 2100"....

Урок "Литературное чтение" в 1 классе. Тема: С. Есенин "Поет зима - аукает.."

На уроке дети учатся слушать стихи русских поэтов  о родной природе, выражать свое ртношение к прослушанному произведению...

Урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе. С. Есенин "Поет зима, аукает..."

Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе по учебнику Р. Н. Бунеева (ОС "Школа 2100")...

С. Есенин "Поёт зима аукает", "Белая берёза".

На данном уроке представлены разнообразные приёмы работы со стихотворениями....

Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».

Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».  Урок литературного чтения....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии» Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»

Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе....

"Стихи о зиме. С.Есенин "Поёт зима аукает"

Методическая разработка 1 класс. "Стихи о зиме. С.Есенин "Поёт зима аукает"...