Тема урока: Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»
план-конспект урока по чтению на тему

                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_chteniyu.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературное чтение

Тема урока: Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга».

Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: Создание условий для совершенствования осознанного, выразительного чтения стихотворения Анны Ахматовой «Памяти друга», формирование умений работать с текстом, вести диалог с автором.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

- Коммуникативные: формулировать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы;

- Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

 Предметные (образовательные)- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;

Личностные (воспитательные)- умение осознавать и называть свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

Основные методы: словесные, наглядно-иллюстративные

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: учебник литературы, мультимедийная презентация. 

Оформление доски:

.

План урока:

Этапы урока

Регламент (мин)

1

Организационный момент

1

2

Мотивация к учебной деятельности

2

3

Актуализация знаний

2

4

Постановка проблемы

5

5

Основная часть

28

6

Рефлексия + подведение итогов

2

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг. Момент

- Добрый день, ребята. Сегодня я проведу с вами урок литературного чтения. Проверьте, готовы ли рабочие места. Вам понадобится тетрадь, учебник и ручка, ну и, конечно же, ваши знания и умения. Начинаем урок.

(Настраиваются на урок, проверяют свою готовность.)

- Приветствие

Личностные: приучение к порядку

Мотивация к учебной деятельности

- Какой большой праздник отметила страна?

- надо ли помнить о войне?

- Как вы отметили этот праздник?

- Почему этот праздник со слезами на глазах?

- Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке?

Познавательные: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Коммуникативные:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Актуализация знаний

 Введение в раздел.

– Прочитайте слова Г.К. Жукова, прославленного полководца Великой Отечественной войны, Маршала Советского Союза, которые станут эпиграфом этого урока:

«Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнём войны качества всегда нам сопутствуют, и всегда победа будет за нами».

– О чём мы будем читать в новом разделе? Как его можно было бы назвать? Проверьте свои предположения, откройте учебник на с. 184–185 и прочитайте название.

Беседа «Что мы знаем о войне».

– Что вы знаете о празднике День Победы?

– Какие события из семейной истории времён Великой Отечественной войны вам известны?

– Какие фильмы о войне вы смотрели? Что запомнилось?

– Каких знаете героев-земляков? Какие улицы носят их имена?

– Почему во многих городах, сёлах, на улицах и площадях стоят обелиски, памятники, горит Вечный огонь?

– Какую песню вы чаще всего слышите 9 Мая?

– Прослушайте её. (Звучит запись песни.)

Вопросы после прослушивания:

– От имени кого звучат слова песни?

– Почему «это праздник со слезами на глазах»?

– Какие подвиги нашего народа вспоминает автор?

Рассказ учителя о героях города Воркуты.

Чтение авторского текста (с. 186).

Вопросы после чтения:

– Почему День Победы – праздник грустный? А почему торжественный?

– Согласны ли вы с ответом Настиного папы?

- Кто воевал, работал на заводе, воспоминания очевидцев, награды, ранения и т.д.

- «День Победы», муз. Д. Тухманова

- От имени защитников Отечества: солдат, тружеников тыла, командиров, всего нашего народа

- Борьба на фронте, трудовой подвиг народа, освобождение Европы от фашизма

Познавательные:

Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Постановка проблемы

- Посмотрите на две иллюстрации на доске, они помогут вам понять, о чем пойдет речь на уроке.

- Откройте свои учебники на странице 186

- Посмотрите и предположите, что это за жанр произведения

- А как вы догадались, что это стихотворение?

- Какая тема урока? Что мы должны будем знать и уметь?

- Это стихотворение

- Должны уметь читать, рассуждать, анализировать прочитанное.

Регулятивные:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Беседа до чтения

- Сегодня мы будем работать со стихотворением Анны Ахматовой

- Кто знает произведения этого автора?

- Русская поэтесса А.Ахматова. Родилась под Одессой, в семье морского инженера-механика. Настоящая фамилия — Горенко, Ахматова — ее литературный псевдоним. Детские годы провела в Царском Селе.

В 1907 г. окончила гимназию в Киеве. Училась на высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге — городе, где прошла почти вся ее жизнь. В 1910—1912 гг. путешествовала по Германии, Франции, Италии. Печататься начала в 1907 г., примкнув к группе акмеистов.

Уже первые сборники стихов принесли ей всероссийскую известность. Благодаря своему глубокому чувству патриотизма Ахматова после Октябрьской революции осталась на родине и прошла здесь долгий творческий путь.

В своих камерных, любовных, лирических миниатюрах по-своему отразила тревожную атмосферу предреволюционного десятилетия.

Стиль Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии. В Великую Отечественную войну 1941—1945 гг. поэтесса, видевшая своими глазами блокаду Ленинграда, создает цикл стихов, полной любви к родине.

Ее поэзия обретает высокое гражданское звучание. В последние годы жизни Ахматова завершила «Поэму без героя», «Реквием». Работала над переводами (древняя корейская поэзия, сербский эпос). Написала цикл этюдов о Пушкине.

– Прочитайте название, имя и фамилию автора. Посмотрите на год рождения стихотворения. Кто же этот друг? Что с ним случилось? Что можете предположить?

.

Познавательные: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Предметные:

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;

Коммуникативные:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Беседа во время чтения

Первичное чтение (про себя).

Выявление первичного восприятия.

– Вы поняли, кого автор называет другом?

– Все ли слова были понятны, когда читали? Уточните, как вы понимаете слова зарево, вдова, безымянная (могила).

Чтение вслух по частям.

После чтения 1–4-й строчек:

– Обратите внимание: заря не просто розовая, она красная, как зарево, т.е. в цвете зари поэтесса видит отблески пожаров – память о войне.

– Что вы представили, когда прочитали 3-ю и 4-ю строчки?

– Да, в могиле под обелиском с красной звездой похоронен солдат, имя которого неизвестно, поэтому на его могилу не придёт вдова. Кто же горюет, скорбит по погибшим?

После чтения 5–8-й строчек:

– В первой части мы увидели красный цвет: цвет пожара, цвет Знамени Победы. А в этой части – какие увидели цвета?

Обобщающая беседа, подготовка к выразительному чтению.

а) – Какими чувствами наполнено стихотворение?

б) – Почему лирический герой не называет имени своего друга?

в) – Как нужно читать это стихотворение?

Выразительное чтение (дети, затем учитель).

- Безымянного солдата, погибшего на войне

- Зарево – отсвет пожара на небе; вдова – женщина, у которой умер муж; безымянная – на которой не указано имя

- Весна; поэтесса создаёт такой образ: весна-вдова у могилы солдата.

- Зелёный: почки, трава и жёлтый: бабочка, одуванчик – это цвета жизни.)

- Грусти, печали, скорби и чувством красоты весенней природы, счастьем жизни

- Друг тот, кто поможет в трудную минуту. Их много, не перечислить имена тех, кто спас Родину и всех живущих

- С печалью, торжественно – 1-ю часть и с более светлой, спокойной интонацией – 2-ю.

Коммуникативные:

Формулировать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы;

Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Предметные: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; самостоятельно прогнозировать содержание текста; самостоятельно находить ключевые слова; самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;

Личностные:

Сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Беседа после чтения

– Почему это стихотворение А. Ахматовой открывает раздел? Чего ждёте от чтения других произведений?

– Что мы делали?

– Какое умение формировали?

- Какую картину вы бы нарисовали?
- Что хотел передать автор

- Вам понравилось произведение? Что вы сегодня расскажите дома родителям?

- Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.

Рефлексия + подведение итогов

- Что нового вы сегодня узнали?

-Подтвердились ли ваши предположения по теме урока?

-Было трудно…

-Было интересно…

-Мне захотелось…

-Спасибо за урок, до свидания.

- (…)

- (…)

Коммуникативные

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы;

Регулятивные:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению по программе «Школа 2100». Тема урока: «Введение в раздел «Мы с мамой и папой». Э.Н.Успенский «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой».

Цели урока:·         познакомить учащихся с новым разделом по литературному чтению и со стихотворениями;·         расшир...

Введение в раздел « День Победы». А. Ахматова «Памяти друга» Стихи о войне В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Твардовского

План-конспект урокаПредмет: литературное чтениеДата: 28.04.16Тип урока: открытие новых ЗУНПрограмма: «Школа 2100»Тема: Введение в раздел « День Победы». А. Ахматова «Памя...

4 класс. Технологическая карта урока по теме: "Анна Ахматова “Памяти другу”

Цели деятельности учителя: создание условий для воспитания сознательной любви к родине, уважению к историческому прошлому своего народаПланируемые результатыПредметные:-...

Конспект урока по литературному чтению. Анна Ахматова "Памяти друга"

Конспект урока по литературному чтению.Тема: Анна Ахматова "Памяти друга"...

Конспект урока математики. Тема урока: "Введение дополнительных требований" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о задачах, которые решаются в два действия; формирование умений решать задачи с дополнительными требованиями; отработка вычислительных навыков.Планируемы...

Технологическая карта урока литературного чтения "Анна Ахматова «Памяти другу" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;2)  освоить навыки выразительного чтения.Предметные:знать би...