Тема урока: Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»
план-конспект урока по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературное чтение
Тема урока: Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга».
Тип урока: Открытие нового знания
Цель урока: Создание условий для совершенствования осознанного, выразительного чтения стихотворения Анны Ахматовой «Памяти друга», формирование умений работать с текстом, вести диалог с автором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные: формулировать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы;
- Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Предметные (образовательные)- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;
Личностные (воспитательные)- умение осознавать и называть свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
Основные методы: словесные, наглядно-иллюстративные
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: учебник литературы, мультимедийная презентация.
Оформление доски:
. |
План урока:
№ | Этапы урока | Регламент (мин) |
1 | Организационный момент | 1 |
2 | Мотивация к учебной деятельности | 2 |
3 | Актуализация знаний | 2 |
4 | Постановка проблемы | 5 |
5 | Основная часть | 28 |
6 | Рефлексия + подведение итогов | 2 |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Орг. Момент | - Добрый день, ребята. Сегодня я проведу с вами урок литературного чтения. Проверьте, готовы ли рабочие места. Вам понадобится тетрадь, учебник и ручка, ну и, конечно же, ваши знания и умения. Начинаем урок. (Настраиваются на урок, проверяют свою готовность.) | - Приветствие | Личностные: приучение к порядку |
Мотивация к учебной деятельности | - Какой большой праздник отметила страна? - надо ли помнить о войне? - Как вы отметили этот праздник? - Почему этот праздник со слезами на глазах? - Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке? | Познавательные: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; | |
Актуализация знаний | Введение в раздел. – Прочитайте слова Г.К. Жукова, прославленного полководца Великой Отечественной войны, Маршала Советского Союза, которые станут эпиграфом этого урока: «Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнём войны качества всегда нам сопутствуют, и всегда победа будет за нами». – О чём мы будем читать в новом разделе? Как его можно было бы назвать? Проверьте свои предположения, откройте учебник на с. 184–185 и прочитайте название. Беседа «Что мы знаем о войне». – Что вы знаете о празднике День Победы? – Какие события из семейной истории времён Великой Отечественной войны вам известны? – Какие фильмы о войне вы смотрели? Что запомнилось? – Каких знаете героев-земляков? Какие улицы носят их имена? – Почему во многих городах, сёлах, на улицах и площадях стоят обелиски, памятники, горит Вечный огонь? – Какую песню вы чаще всего слышите 9 Мая? – Прослушайте её. (Звучит запись песни.) Вопросы после прослушивания: – От имени кого звучат слова песни? – Почему «это праздник со слезами на глазах»? – Какие подвиги нашего народа вспоминает автор? Рассказ учителя о героях города Воркуты. Чтение авторского текста (с. 186). Вопросы после чтения: – Почему День Победы – праздник грустный? А почему торжественный? – Согласны ли вы с ответом Настиного папы? | - Кто воевал, работал на заводе, воспоминания очевидцев, награды, ранения и т.д. - «День Победы», муз. Д. Тухманова - От имени защитников Отечества: солдат, тружеников тыла, командиров, всего нашего народа - Борьба на фронте, трудовой подвиг народа, освобождение Европы от фашизма | Познавательные: Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Постановка проблемы | - Посмотрите на две иллюстрации на доске, они помогут вам понять, о чем пойдет речь на уроке. - Откройте свои учебники на странице 186 - Посмотрите и предположите, что это за жанр произведения - А как вы догадались, что это стихотворение? - Какая тема урока? Что мы должны будем знать и уметь? | - Это стихотворение - Должны уметь читать, рассуждать, анализировать прочитанное. | Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; |
Беседа до чтения | - Сегодня мы будем работать со стихотворением Анны Ахматовой - Кто знает произведения этого автора? - Русская поэтесса А.Ахматова. Родилась под Одессой, в семье морского инженера-механика. Настоящая фамилия — Горенко, Ахматова — ее литературный псевдоним. Детские годы провела в Царском Селе. В 1907 г. окончила гимназию в Киеве. Училась на высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге — городе, где прошла почти вся ее жизнь. В 1910—1912 гг. путешествовала по Германии, Франции, Италии. Печататься начала в 1907 г., примкнув к группе акмеистов. Уже первые сборники стихов принесли ей всероссийскую известность. Благодаря своему глубокому чувству патриотизма Ахматова после Октябрьской революции осталась на родине и прошла здесь долгий творческий путь. В своих камерных, любовных, лирических миниатюрах по-своему отразила тревожную атмосферу предреволюционного десятилетия. Стиль Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии. В Великую Отечественную войну 1941—1945 гг. поэтесса, видевшая своими глазами блокаду Ленинграда, создает цикл стихов, полной любви к родине. Ее поэзия обретает высокое гражданское звучание. В последние годы жизни Ахматова завершила «Поэму без героя», «Реквием». Работала над переводами (древняя корейская поэзия, сербский эпос). Написала цикл этюдов о Пушкине. – Прочитайте название, имя и фамилию автора. Посмотрите на год рождения стихотворения. Кто же этот друг? Что с ним случилось? Что можете предположить? | . | Познавательные: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Предметные: Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста; Коммуникативные: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Беседа во время чтения | Первичное чтение (про себя). Выявление первичного восприятия. – Вы поняли, кого автор называет другом? – Все ли слова были понятны, когда читали? Уточните, как вы понимаете слова зарево, вдова, безымянная (могила). Чтение вслух по частям. После чтения 1–4-й строчек: – Обратите внимание: заря не просто розовая, она красная, как зарево, т.е. в цвете зари поэтесса видит отблески пожаров – память о войне. – Что вы представили, когда прочитали 3-ю и 4-ю строчки? – Да, в могиле под обелиском с красной звездой похоронен солдат, имя которого неизвестно, поэтому на его могилу не придёт вдова. Кто же горюет, скорбит по погибшим? После чтения 5–8-й строчек: – В первой части мы увидели красный цвет: цвет пожара, цвет Знамени Победы. А в этой части – какие увидели цвета? Обобщающая беседа, подготовка к выразительному чтению. а) – Какими чувствами наполнено стихотворение? б) – Почему лирический герой не называет имени своего друга? в) – Как нужно читать это стихотворение? Выразительное чтение (дети, затем учитель). | - Безымянного солдата, погибшего на войне - Зарево – отсвет пожара на небе; вдова – женщина, у которой умер муж; безымянная – на которой не указано имя - Весна; поэтесса создаёт такой образ: весна-вдова у могилы солдата. - Зелёный: почки, трава и жёлтый: бабочка, одуванчик – это цвета жизни.) - Грусти, печали, скорби и чувством красоты весенней природы, счастьем жизни - Друг тот, кто поможет в трудную минуту. Их много, не перечислить имена тех, кто спас Родину и всех живущих - С печалью, торжественно – 1-ю часть и с более светлой, спокойной интонацией – 2-ю. | Коммуникативные: Формулировать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы; Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Предметные: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; самостоятельно прогнозировать содержание текста; самостоятельно находить ключевые слова; самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста; Личностные: Сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; |
Беседа после чтения | – Почему это стихотворение А. Ахматовой открывает раздел? Чего ждёте от чтения других произведений? – Что мы делали? – Какое умение формировали? - Какую картину вы бы нарисовали? - Вам понравилось произведение? Что вы сегодня расскажите дома родителям? | - Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям. | |
Рефлексия + подведение итогов | - Что нового вы сегодня узнали? -Подтвердились ли ваши предположения по теме урока? -Было трудно… -Было интересно… -Мне захотелось… -Спасибо за урок, до свидания. | - (…) - (…) | Коммуникативные Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы; Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения, 3 класс, программа "Песпектива". Тема урока "Введение в содержание раздела".
Вводный урок к разделу "Литературная сказка"....
Интегрированный урок по литературному чтению по программе «Школа 2100». Тема урока: «Введение в раздел «Мы с мамой и папой». Э.Н.Успенский «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой».
Цели урока:· познакомить учащихся с новым разделом по литературному чтению и со стихотворениями;· расшир...
Введение в раздел « День Победы». А. Ахматова «Памяти друга» Стихи о войне В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Твардовского
План-конспект урокаПредмет: литературное чтениеДата: 28.04.16Тип урока: открытие новых ЗУНПрограмма: «Школа 2100»Тема: Введение в раздел « День Победы». А. Ахматова «Памя...
4 класс. Технологическая карта урока по теме: "Анна Ахматова “Памяти другу”
Цели деятельности учителя: создание условий для воспитания сознательной любви к родине, уважению к историческому прошлому своего народаПланируемые результатыПредметные:-...
Конспект урока по литературному чтению. Анна Ахматова "Памяти друга"
Конспект урока по литературному чтению.Тема: Анна Ахматова "Памяти друга"...
Конспект урока математики. Тема урока: "Введение дополнительных требований" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о задачах, которые решаются в два действия; формирование умений решать задачи с дополнительными требованиями; отработка вычислительных навыков.Планируемы...
Технологическая карта урока литературного чтения "Анна Ахматова «Памяти другу" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;2) освоить навыки выразительного чтения.Предметные:знать би...