«Корней Иванович Чуковский - русский писатель, критик, литературовед, переводчик».
методическая разработка по чтению (1, 2 класс)

Игнатова Надежда Валерьевна

Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Презентация и конспект  помогут учителю или воспитателю провести  занятие или урок внеклассного чтения по произведениям К.И.Чуковского. Много нового рассказать ребятам  о жизни детского писателя и поэта,  как К.И. Чуковский  создавал  произведения для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения. 2 класс

Тема: «Корней   Иванович  Чуковский -  русский писатель, критик, литературовед, переводчик».

Ход занятия:

Слайд 1

Слайд 2

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.

Слайд 3

– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка.

 Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
- Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.

Слайд 4

Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

 Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

Слайд 5 -8  Викторина по сказкам

I тур«Вспомни сказку»

(соедини стрелочкой название произведения и его героев)

Слайд 9

С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без "Айболита”, "Федорина горя”,"Телефона”…
Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Слайд 10  II тур «Кто есть кто».

ЗАДАНИЕ В ГРУППАХ

Кто есть кто? Соедини стрелочкой.

Айболит                                                        разбойник

Федора                                                        акула

Мойдодыр                                                таракан

Цокотуха                                                        бабушка

Рыжий, усатый великан                                крокодильчики

Бармалей                                                        умывальник

Каракула                                                        муха

Тотоша и Кокоша                                        доктор

Слайд 11

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: "Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

Слайд 12  III тур «Составь  пары».

- Из какого произведения эти персонажи?

- Что просили животные в стихотворении «Телефон»?

Слайд 13  IV тур «Аукцион»

Слайд 14 

  • Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно.
  • А вышло это так:
    Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

Слайд 15  V тур «Корзинка с потерянными вещами».

Слайд 16 

К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".

Слайд 17 VI  тур «Расшифруйте имена сказочных героев». 

ЗАДАНИЕ В ГРУППАХ

Вставь в зашифрованные слова гласные буквы, чтобы прочитать имена сказочных героев.

Б   Р   М   Л   Й                                          М   Х   Ц   К   Т   Х

М   Й  Д   Д   Р                                             Т   Р   К   Н   Щ

Й   Б   Л   Т                        Ф   Д   Р              К   Р   К    Д   Л

Слайд 18

 Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось  на свет "Федорино горе”.

Слайд 18 VII  тур    Кроссворд 

Слайд 19  VIII тур.  Чему  учат  произведения    К.И.Чуковского?

ЗАДАНИЕ В ГРУППАХ

ЧЕМУ УЧАТ СКАЗКИ К.И. Чуковского? Соедини стрелочкой.

«Мойдодыр»          Береги вещи, посуду - содержи в чистоте.

«Муха-цокотуха»        Учит дружбе и взаимовыручке.         

«Федорино горе»                Чистота -  залог здоровья.

Слайд 20

Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.

Раздаточный материал для работы в группах:

Соедини  стрелочкой название произведения и его героев.

«Тараканище»                                        умывальник

«Мойдодыр»                                                Айболит

«Бармалей»                                                комарик

«Муха-цокотуха»                                крокодил

«Краденое солнце»                                воробей

                                                                                                        

Вставь в зашифрованные слова гласные буквы, чтобы прочитать имена сказочных героев.

Б   Р   М   Л   Й                                          М   Х   Ц   К   Т   Х

М   Й  Д   Д   Р                                             Т   Р   К   Н   Щ

Й   Б   Л   Т                        Ф   Д   Р              К   Р   К    Д   Л

                                                                                                        

Чему учат сказки  К.И. Чуковского? ( Соедини стрелочкой)

«Мойдодыр»          Береги вещи, посуду - содержи в чистоте.

«Муха-цокотуха»        Учит дружбе и взаимовыручке.         

«Федорино горе»                Чистота -  залог здоровья.

                                                                                                        

Кто есть кто? Соедини стрелочкой.

Айболит                                                        разбойник

Федора                                                        акула

Мойдодыр                                                таракан

Цокотуха                                                        бабушка

Рыжий, усатый великан                                крокодильчики

Бармалей                                                        умывальник

Каракула                                                        муха

Тотоша и Кокоша                                        доктор


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

137 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского , русского писателя, критика, литературоведа, переводчика. 19 марта 1882 – 28 октября 1969

Слайд 2

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.

Слайд 3

– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка . Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. - Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги .

Слайд 4

Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок . Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

Слайд 6

I тур «Вспомни сказку». Веселится народ - Муха замуж идёт За лихого, удалого Молодого… Нет – нет! Соловей Не поёт для свиней Позовите-ка лучше… И мне не надо Ни мармелада, ни шоколада А только маленьких, Ну очень маленьких… ( комара ). (ворону). (детей).

Слайд 7

Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор … Только вдруг из – за кусточка Из-за синего лесочка, Из далёких из полей Прилетает… А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник сказал утюгу - Я больше идти … (Айболит) (воробей) (не могу).

Слайд 8

А за ним – то народ И поёт, и орёт: - Вот урод, так урод! Что за нос, что за рот! И откуда такое… Солнце по небу гуляло И за тучку забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке … Свинки замяукали – мяу - мяу , Кошечки… (темно). (чудовище). (захрюкали, хрю- хрю )

Слайд 9

С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без "Айболита”, "Федорина горя”,"Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Слайд 10

II тур «Кто есть кто». Айболит - Бармалей - Федора - Каракула - Мойдодыр - Тотоша , Кокоша - Цокотуха - Рыжий, усатый великан - доктор разбойник бабушка таракан умывальник муха крокодильчики акула

Слайд 11

- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: "Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

Слайд 12

III тур «Составь пары».

Слайд 13

I V тур «Аукцион» 1 . В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? 2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? 3. В какой сказке прославляют воробья? 4. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? 5. Какое слово повторял доктор Айболит по пути в Африку? 6. В каких сказках героем является крокодил? « Федорино горе» « Бармалей » « Тараканище » Волки, кит, орлы Лимпопо «Путаница», « Тараканище », «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»

Слайд 14

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так: Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

Слайд 15

V тур «Корзинка с потерянными вещами».

Слайд 16

- К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".

Слайд 17

V I тур «Расшифруйте имена сказочных героев». БРМЛЙ МХ ЦКТХ МЙДДР ЙБЛТ ТРКНЩ ФДР КРКДЛ Бармалей Мойдодыр Айболит Муха Цокотуха тараканище Федора крокодил

Слайд 18

Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет "Федорино горе”.

Слайд 19

В С К И Й Ч У К О Б А Б О К А К Р А Х М О Л И Д О Д А Р Ф Е М Е Д Ь Д Е Ч И Л И И К М О Р А Б О Л Т А Й О Б Е В О Р 1 2 3 7 8 9 6 5 4 Потушила море. Пригласила гостей на именины. Проглотил солнце. Помыла свою посуду. Вернул солнце в небо. Зажгли море. Спас Муху-цокотуху. Вылечил зверей. Съел Тараканище. К И VI I тур Кроссворд

Слайд 20

Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться . VIII тур. Чему учат произведения К.И.Чуковского?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин - великий русский писатель

Презентация о жизни и творчестве А.С.Пушкина на уроке литературного чтения в 3 классе....

Тест "Русские писатели" - 4 класс

Слово "тест" означает исследование.Каждый из предложенных тестов состоит из 10 вопросов по содержанию литературных произведений, с которыми дети знакомятся в школе.После каждого вопроса есть 4 вариант...

С.Я. Маршак – редактор, критик, поэт, переводчик.

Цель: • раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака.Задачи:• учить обобщать и делать выводы; • развивать умения работать со словарём; • расширять круг...