Тема урока: «Два брата»
методическая разработка по чтению по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема урока: «Два брата»».
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний
Цель урока: Создание условий для обобщения и систематизирования знания учащихся о сказке, как литературном жанре и творчестве Евгения Львовича Шварца.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; оформлять свои мысли в устной форме; работать в группах.
- Регулятивные: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; работать по предложенному учителем плану.
- Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Предметные (образовательные): умение воспринимать на слух тексты в исполнении учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; формулировать основную мысль теста.
Личностные (воспитательные): умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Основные методы: наглядный, словесный, практический, контроль, самоконтроль.
индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Оформление доски:
Презентация |
План урока:
№ | Этап урока | Регламент |
1 | Орг. момент | 2 |
2 | Актуализация знаний | 8 |
3 | Постановка цели урока | 2 |
4 | Открытие новых знаний | 20 |
5 | Рефлексия | 2 |
7 | Итог урока | 1 |
Утверждено:
Учитель________________ (Иванова Н.А.)
Этапы | Деятельность учителя | Развитие универсальных учебных действий |
Орг. момент | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу я, Юлия Сергеевна. | Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Активизация знаний Постановка цели урока | - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Два брата) - Кто автор произведения? (Е.Л. Шварц) - Что вам запомнилось из его биографии? (Евгений Шварц вырос в маленьком южном городе Майкопе. Его отец, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц чеховского рассказа», – говорили о нем друзья Евгения. Под стать мужу была и жена. Родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.) - Как вы думаете какая цель нашего урока? (Мы должны будем глубже понять идею этого произведения, рассмотреть поступки героев и сделать для себя выводы.) - Дома вы должны были прочитать произведение, составить план, подготовить чтение по ролям. – С какими чувствами вы читали окончание сказки? – За кого из братьев переживали особенно? Почему? | Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
Обобщение и систематизация знаний | - Определение главного смысла сказки – Прочитайте мечту о будущем Е. Шварца, высказанную одним из самых нежно любимых им героев (Дон-Кихотом): «Обман, коварство и лукавство не посмеют примешиваться к правде и откровенности. Мир, дружба и согласие воцарятся во всём свете, справедливость уничтожит корысть и пристрастие». – Какое из этих трёх предложений напрямую относится к сказке «Два брата»? Комментированное чтение глав 5–8. 5-я глава. – Можно ли мальчика назвать благодарным и внимательным слушателем? – Легко ли открыть дубовую дверь? – Зачем мальчик отогревал птиц и зверей? – Понимали ли его птицы, белки и зайцы? – Почему Мороз на этот раз простил мальчика? 6-я глава. – Что помогает мальчику и зверям понимать друг друга? – Какие цифры обыгрывает в сказке Щварц? (7, 49.) Есть ли в них какая-то магия, особая сила? – Отчего дрожит мальчик, входя в зал? – Что в первую очередь он заметил, разглядывая младшего брата? 7-я глава. – Что впервые появляется в сказке? (Солнце.) – Почему вдруг Старший почувствовал холод? – Что придавало мужества зайцам? – Что символизируют слёзы Мороза? – Уверен ли Старший, что отец оживит Младшего? (Не до конца: он понимает, что должен будет сделать это сам.) – Зачем он теперь торопился и «мчался, как вихрь», ведь Мороз остался позади? – Почему в этой сцене автор особенно часто начинает предложения с союза «и»? Прочитайте отрывок вслух (с. 78) и вслушайтесь в звучание. – Обратите внимание на эту сцену спасения Младшего птицами и белками. Посмотрите, как строятся предложения. – Так кто же всё-таки спас Младшего: звери или старший брат? 8-я глава. – Почему родители сидят у открытого окна? – Сколько времени прошло с момента ухода братьев? – Как бежали по лесу Старший и Младший? – Что помогло отцу помолодеть? – Вы заметили, что автор не выдерживает и прямо высказывает свои мысли? Вопрос после чтения: – Какими словами (на каком предложении) закончилась бы обыкновенная сказка? А как закончилась сказка Шварца? Почему? (Автор уточняет: жить счастливо можно, если живёшь дружно.) – Вспомните содержание сказки и составьте словосочетания: Тонкий (голос), белая (печь), чёрный (огонь), седая (борода), дубовая (дверь), живой (лес), весеннее (солнышко), берёзовый (клей). - Составив словосочетания, ребята «разворачивают» смысл каждого, пересказывая соответствующие фрагменты текста. Обобщающая беседа. – Почему Прадедушка Мороз называл Старшего «мой юный ученик», «мой юный друг»? – Насколько серьёзными были у него основания рассчитывать на то, что Старший станет его учеником и последователем? – Когда Старший по-настоящему понял, что он натворил? – Какие обстоятельства изменили его характер? – Можно ли Прадедушку Мороза назвать жестоким? – Что он символизирует в сказке? (Смерть, омертвление души.) – Насколько сильно зло в сказке? – Смог бы Старший один вернуть брата? – Почему Шварц так часто называет героев-помощников друзьями Старшего? – В чём жизненная мудрость этой сказки? Сопоставление сказки Е. Шварца с произведениями других авторов. Сопоставление сказки с народными сказками. – В каких сказках вы встречались с таким героем, как Мороз? – «А я вот сказочник» – такими словами начинается одна из сказок Шварца. Что сказочного в прочитанном вами произведении? – А чем непохожа сказка Шварца на народные сказки? В чём главное отличие? (В фольклорных сказках совершенно иной смысл.) – Знаете ли вы народные сказки о ценности дружбы, о необходимости ценить семейное счастье, о чуткости и внимании к ближнему? Сопоставление сказки с литературными произведениями. – Какие литературные произведения из прочитанных вами поднимают подобные проблемы? – Приведите примеры произведений разных жанров, решающих эти проблемы. Творческие задания. – Сравните два текста с одним названием – «Два брата» Л.Н. Толстого и Е. Шварца. Кратко перескажите содержание и сформулируйте главное. Л.Н. Толстой: Два брата пошли в жизни разными дорогами. Встретившись через много лет, они увидели, что каждый счастлив по-своему. Главное: у каждого в жизни свой путь. Е. Шварц: Старший брат не ценил дружбу с Младшим и всегда гнал его от себя. Только с помощью друзей, пройдя немало испытаний в ледяном дворце Прадедушки Мороза, он сумел вернуть Младшего. Главное: будь внимателен к ближним, живи дружно. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; оформлять свои мысли в устной форме; работать в группах. Регулятивные: высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Личностные: выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Познавательные: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
Рефлексия | - Вам понравилось произведение? Что вы сегодня расскажите дома родителям? У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги. - Напишите на «сердечке» одно слово, чему научил вас сказка Е.Л. Шварц. (Дети прикрепляют «сердечки» к портрету на доске). | |
Итог урока | Активно работали на уроке … Красиво и правильно выражали свою мысль … Внимательно слушали одноклассников … Всем большое спасибо. Урок окончен. До свидания |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тонкий …, белая …, чёрный …, седая …, дубовая …, живой …, весеннее …, берёзовый ….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Тема урока: Е.Л. Шварц «Два брата».
Урок литературного чтения по теме: Е.Л. Шварц «Два брата».Цели урока:дать ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным мирупробудить желание осмотреться в мире образов, которые его окружаютразв...
Внеклассное мероприятие с презентацией 3 класс по теме:Дельфины наши братья по разуму и друзья.
Мероприятие разработано с целью расширения кругозора обучающихся о дельфинах и их повадках, образе жизни.....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Редьярд Киплинг "Братья Маугли" 3 класс "Перспектива"
"Редьярд Киплинг "Братья Маугли"...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Редьярд Киплинг "Братья Маугли (закрепление)" 3 класс "Перспектива"
"Редьярд Киплинг "Братья Маугли (закрепление)"...
Урок по курсу «Окружающий мир» в 3 классе.Тема урока: Наши братья.
Урок выполнен по технологии полного усвоения знаний. Приём - вопросительные слова. Дети узнают о приспособляемости млекопитающих к жизни на суше. Поразмышляют о принадлежности человека к этому классу....
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Р. Киплинг «Братья Маугли». Перспектива 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Р. Киплинг «Братья Маугли». Особенности переводной литературы» Цель урока: формирование представлений о героях произведения Р. Киплин...