Методическая разработка урока чтения по теме В. Маяковский "Тучкины-штучки"
методическая разработка по чтению (3 класс)

Михальченко Ирина Эдуардовна

В помощь учителю по разработке уроков литературного чтения по программе Школа 2100

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка к литературному чтению

ТЕМА. В. Маяковский «Тучкины штучки».

ЦЕЛЬ. Познакомить уч-ся с творчеством В.Маяковского, с новыми поэтическими произведениями.

Задачи урока. Развивать речь, дикцию, наблюдательность учащихся, умение работать с поэтическим произведением; познакомить учащихся с произведениями А. Блока; работать над правильным выразительным чтением стихотворения; учить находить красочные средства, помогающие поэту создавать картины природы; прививать любовь к природе.

Формируемые УУД.

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

ХОД УРОКА. 1. Организация класса.

2. Контроль и коррекция знаний уч-ся.

1) Речевая разминка.

Почистим зубки язычком (облизываем языком зубы).
Укольчик язычком (
стучим языком по зубам).
Вкусное варенье (
облизать).
Достать носик язычком.
Улыбка Буратино.
На полянке нюхаем цветы.
Пушинку сдуваем с одной руки на другую.
Волосы маленького дракона (
маленькая волна рукой со звуком “Ух!”).
Волосы большого дракона (
большая волна рукой со звуком “Ух!”).

2) Проверка домашнего задания.

3. Работа по теме урока.

1) Вводная беседа.

2) Творческая работа. Сочинение стихов-буриме

- Кому захотелось попробовать написать ещё радостные стихотворения о весне? Давайте попробуем.

На доске: Тучкины штучки. … … тучки
… … ручки
… … смеются
… … льются.

Как вы думаете, о чём может быть стихотворение с таким названием? Какой характер у него?

Дети сочиняют буриме. Зачитывают наизусть.

- Послушайте, какое стихотворение удалось придумать мне:

Плыли по небу тучки,
Протянули друг другу ручки,
Озорницы до слёз смеются.
Слёзы ливнем на землю льются.

3) Знакомство с автором. Рассказ учителя о В.Маяковском. (Возможен просмотр презентации.)

– Сегодня на уроке мы будем читать стихотворение Владимира Маяковского. Какие произведения Маяковского вы уже читали?

– Кто может процитировать строки из его стихотворений?

– Что необычного в записи стихов Маяковского? (Необычное расположение строк.)

– Влияет ли необычное расположение строк на чтение стихотворений?

В. В. Маяковский родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец поэта, Владимир Константинович, был лесничим. Учился Маяковский, как сам написал в автобиографии, легко: «Арифметика казалась неправдоподобной. Приходилось рассчитывать яблоки и груши, раздаваемые мальчишками. Мне ж всегда давали, я всегда давал без счета. Читать выучился с удовольствием». Десятилетний Маяковский с упоением прочел Дон Кихота, в гимназии запоем читал Жюля Верна, Диккенса.

После смерти отца, в 1906 году, Маяковский вместе с матерью и сестрами переехал в Москву. В Москве семье пришлось трудно: чтобы прокормиться, мать давала платные обеды. Володя выжигал по дереву и рисовал, затем продавал свои кустарные изделия. Несмотря на эти трудности, В. Маяковский выучился и стал знаменитым поэтом.

Маяковский – новатор. Он ввел в поэзию тонический стих. В творчестве этого поэта преобладают неточные рифмы, строки неровные, с разным количеством ударений: именно такой стих позволяет передать эмоциональный накал автора. Поэтому при чтении стихов Маяковского многие испытывают некоторую затрудненность, они не сразу понятны, так как автор берет слова и словосочетания не только так, как мы привыкли брать, он изменяет их по-своему. Это «словотворчество» заключается в том, что выдумывается новое слово или старое употребляется в непривычной грамматической форме: испешеходитьнебье лицопоэтова нега и др.

Маяковский умел серьезно и смешно рассказывать детям о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Он придумывал забавные книжки-картинки, где «что ни страница, то слон, то львица». Умел по-дружески разговаривать с «товарищем птицей». Писал ребятам стихи «про моря и про маяк», помогал им решать вопрос, кем быть в жизни, какое дело выбрать себе. Высмеивал лентяев и трусов. Он любил ребят смелых, честных, умеющих крепко дружить.

4) Работа с произведением до чтения.

– Прочитайте название стихотворения Маяковского. Как вы думаете, каким оно будет по настроению? Какое слово подсказывает вам это?

5) Чтение стихотворения учителем.

– Каким настроением проникнуто стихотворение «Тучкины штучки»?

– Удивило ли вас что-нибудь в этом стихотворении?

Словарная работа. Лоно – небесная ширь.

Прочитайте стихотворение самостоятельно. Возьмите в руки карандаш, соедините рифмующиеся слова.

- Как называется такая рифма? (Парная)

РИФМА: Парная перекрестная охватная

ХХоо ХОХО ХООХ

- Как вы думаете, взрослые поэты часто прибегают к такой рифме? А детские?

- Где часто встречается такая парная рифма?

(Определение видов рифм на примере детских стихов)

Зайку бросила хозяйка, Мама спит, она устала,

Под дождем остался зайка. Ну и я шуметь не стала.

Со скамейки слезть не смог
весь до ниточки промок. Лиса рожью шла, лиса грош нашла.

Солнце по небу гуляло, По лужку он важно бродит,

И за тучки забежало. Из воды сухим выходит,

Глянул заинька в окно, носит красные ботинки,

Стало заиньке темно. Дарит мягкие перинки.

- В детских стихах и малых жанрах фольклора часто используется парная рифма.

6) Чтение стихотворения учащимися по предложению.

– Какие картины предстают перед вами?

– Если бы вы были художниками и получили задание нарисовать эти картины, какие краски вы использовали бы? Почему?

7) Ответ на вопрос 3 учебника, с. 157 
8) Подготовка к выразительному чтению. 
9) Выразительное чтение. 

4. Подведение итогов урока.

– С творчеством какого поэта вы сегодня познакомились?

– Какой отличительной особенностью обладают стихи этого поэта?

– В чем новаторство В. Маяковского?

5. Домашнее задание - выучить стихотворение В.Маяковского.

Творческое задание – сочинить буриме (по желанию).

… … весна

… … ото сна

… … настает

… … поет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока чтения во 2-м классе по теме "Н.Носов "На горке"

Цели урока:1.     Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.2.     Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, пам...

Методическая разработка урока чтения с использованием технологий РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант" 2 класс , "Школа России\'\'.

Основная задача , которая стоит перед учителем , решившем использовать прием " чтение с остановками " - это развитие творческого мышления и воображения учащихся ,а также развитие их речи . Суть данног...

Методическая разработка урока чтения для 2 класса. Тема: "Честное гусеничное" В. Берестов.

Урок литературного чтения во втором классе по произведению В.Берестова "Честное гусеничное". На этапе мотивации ученикам предлагается в парах отгадать загадку о гусенице (героине произведения). В тече...

Методическая разработка урока чтения в 1 классе на тему «Звуки в окружающем мире».

Учебник: Азбука. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин.Программа «Школа России»по новому образовательному стандарту (ФГОС)...

Методическая разработка урока чтения для слабослышащих обучающихся 3 класса 2 отделения по теме: "Рассказ М. Пришвина "Кто чем пишет? Кто как читает?"".

Конспект урока и презентация.Методическая разработка урока чтения для слабослышащих обучающихся 3 класса 2 отделения  по теме: "Рассказ М. Пришвина "Кто чем пишет? Кто как читает?""....

Методическая разработка урока чтения по теме Р.Фраерман «Гайдар и дети».

ознакомления детей с творчеством А. Гайдара и рассказом Рувима Фраермана «Гайдар и дети»....

Методическая разработка урока чтения с использованием технологии РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант " 2 класс , " Школа России " .

Методическая разработка урока чтения с использованием технологии РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант " 2 класс , " Школа России " ....