Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!» и Б. Пастернака «За поворотом»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Гребень Людмила Юрьевна

План-конспект урока по теме "Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!» и Б. Пастернака «За поворотом», 3 класс, "Школа-2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_20_esenin_pasternak.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 20. Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака «За поворотом».

Цель. Ознакомить с особенностями лирического произведения на примере стихотворений С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака «За поворотом».

Задачи.

  1. Изложение краткого описания 3 родов литературных произведений.
  2. Рассмотрение стихотворения С. Есенина.
  3. Рассмотрение стихотворения Б. Пастернака.
  4. Сравнение лирических произведений

Урок 20.

Часть

Ход урока

1

Подготовка к восприятию.

Скажите, с какими произведениями мы с вами познакомились на прошлых занятиях? («Кот Ворюга», «Жильцы старого дома», …). К какому роду литературы их можно отнести? (дети не знают).

Литературные произведение можно разделить всего на 3 главных рода: эпос, лирику и драму (по мере рассказа, учитель пишет на доске схему, дети в тетради). В эпосе (первая левая стрелочка) автор рассказывает, повествует о каком-то событии. Это повести, рассказы, басни и т.д. В драме автор ничего сам не повествует, сам текст представлен в виде ролей, предназначен для исполнения на сцене. В драме (последняя правая стрелочка) суть произведения раскрывается через «живое представление», через поступки и речь героя. В лирическом произведении (стрелочка посередине) автор изображает картину, но не картина самое главное, а чувства, которые автор передаёт через эту картину.

                           Род литературы                    (представлены по мере усложнения)

Эпос                         Лирика                                Драма

                                 (картина,

                                   чувства)

Так скажите, к какому же роду литературы мы можем отнести произведения К.Г. Паустовского «Кот Ворюга» и «История старого дома»? (Эпос).

Какие произведения вы отнесёте к лирике? (стихи).

Скажите, почему поэта называют художником слова?

Давайте запишем «Поэт – художник слова».

Сегодня на уроке мы разберёмся в этом: почему поэт – это художник?

Скажите, что делает художник? (рисует картину).

Какую картину может нарисовать художник?

Картины художников написаны не просто так, они вызывают в нас разнообразные чувства, внутренний отклик души на то, что мы видим, ведь мы это тоже когда-то переживали.

Какие средства использует художник? (кисти, краски, перспектива, цвет, тень и пр.)

Как же поэт может так нарисовать картину, которую он видит, и вызвать в нас чувства?

Давайте рассмотрим это на примере стихотворения С. Есенина «С добрым утром!»

Как вы думаете, о чём это стихотворение? (о встрече с утром,…)

2

Целевая установка на слушание

Сейчас мы прослушаем стихотворение. А вы найдите тех героев, которых вырисовывает поэт в своей картине из слов.

3

Первичное восприятие

Прослушивание записи.

4

Выявление специфики восприятия

Картину какого времени суток рисует С. Есенин? (утро).

5

Постановка учебной задачи на анализ

Чтобы вникнуть в произведение художника надо всмотреться в картину, а чтобы понять стихотворение в него надо вчитаться. Попробуем внимательно вчитаться в стихотворение и найдём те образы, которые рисует художник слова - поэт?

6

Перечитывание и анализ

Cколько образов, которые описывает поэт, вы расслышали? (берёза, крапива).

(на самом деле, здесь три образа: восход солнца, берёза и крапива. Об этом говорить сразу не надо).

Задремали звезды золотые,

О чём говорится в первой строфе, строчке стихотворения? О звёздах.

Какими словами описывает автор звёзды?

Почему звёзды золотые, разве они сделан из золота? (жёлтые, блестят, сверкают, в одном слове умещаются все характеристики)

Как могут звёзды задремать, они что живые? (ночной свет звёзд немного померк в свете восходящего солнца, ведь это ночные гости, утром они как бы засыпаю до следующей ночи, автор оживляет звёзды, чтобы передать это сонное состояние вокруг, а главное когда звёзды засыпают – в свете восходящего солнца).

Задрожало зеркало затона,

Что такое затон или заводь? (затон – часть реки, отгороженная от основной косой, островом – заводь). Т.е. задрожало зеркало реки. Почему поэт указывает зеркало? (спокойная вода, отражающая всё вокруг).

Почему зеркало задрожало? (лёгкий утренний ветерок вызвал рябь на реке, в котором отражаются лучи восходящего солнца).

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

О каком свете идёт речь? (свет восходящего солнца).

Как описывает действие света поэт? (брезжит, румянит)

Брезжит это как? (дрожит)

А что значит румянить небо? (делать розовым).

Давайте отгадаем загадку поэта? Образ чего скрывается в первом четверостишии? Учитель перечитывает 1-е четверостишие?

Закройте глаза и представьте раннее утро, вокруг всё тихо, безжизненно, на востоке начало подыматься солнышко, первое оно осветило звёзды, они поблекли в его свете, задремали, долее лучи солнца коснулись поверхности реки и отразились в его мелких волнах, всё выше встаёт солнышко, всё ярче светит, и вот уже свет дрожит, брезжит по волнам, а небо становится розовым.

Ответ загадки – восход солнца.

Давайте запишем систему образов.

Звёзды, зеркало реки, свет создают картину восхода. Какими действиями автор описал восход? (задремали, задрожало, брезжит, румянит).

    Образ                 Описание

Восход                  задремали

(звёзда, река         задрожало

свет)                       брезжит

                                румянит

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

Какой образ вам представился? (берёзы)

Какие слова помогают нам представить берёзку, какая она? (сонная, улыбнулась, растрепала косы, шелестят серёжки).

На кого похожа берёзка? (автор олицетворяет берёзу, для него она в образе девушки. Вот, она проснулась, улыбнулась, потянулась, расчесала и заплела косы, оделась в красивый наряд, украсила себя блестящей в утреннем солнце росой).

    Образ                 Описание

Берёзки                  сонные

                               улыбнулись

                               растрепали

                                шелестят

                                горят

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Чей образ и как представлен в этом четверостишии? (образ крапивы)

Как поэт представил крапиву в стихотворении? (заросшая, обрядилась, шепчет шаловливо)

Какими словами можно заменить заросшая/ обрядилась? (густая, нарядилась)

Почему при описании крапивы, в отличии от берёзки, Есенин применяет именно слова более грубые заросшая, обрядилась? (для поэта в образе берёзки представлена молодая хорошая девушка, а в образе крапивы грубоватая, сварливая, вредная).

Но даже и крапиву радует наступление утра, найдите в тексте доказательства. (И качаясь, шепчет шаловливо «С добрым утром!»)

Какое время описал поэт?

Почему же он назвал стихотворение не «Восход»,…, а именно «С добрым утром!»

(весь мир просыпается, река, небосклон, ветерок, прекрасные берёзки, и вредная крапива, для всех оно доброе, даже заросшая крапива, радуясь, желает всем доброго утра).

Какой образ утра С. Есенин сложил в нашей голове, какие ощущения вызвал?

С помощью чего поэт смог нарисовать в вашем воображении картину и вызвать чувства? (специальных образно-выразительных слов – тропов).

(Записать слово троп в тетрадь и на доске под лирикой, картиной и чувствами).

Кто сможет прочитать выразительно, передать ощущения поэта через описание картины?

7

Подготовка к восприятию.

Поэты, авторы стихотворений, могут описывать свои чувства не только картиной реального мира, но и в виде несуществующего образа, мифа, сказки. Прочтём стихотворение Б. Пастернака «За поворотом» и сравним со стихотворением С. Есенина.

Скажите, а что может ждать за поворотом?

8

Целевая установка на слушание

Угадайте, что же на самом деле увидел за поворотом автор?

9

Первичное восприятие

Чтение учителем.

10

Выявление специфики восприятия

Какое ощущение вы испытали при прослушивании этого стихотворения? Ощущение присутствия в какой-то сказке, мифе?

11

Постановка учебной задачи на анализ

Как вы думаете, что поэт хотел выразить этим мифическим стихотворением? Разберёмся.

12

Перечитывание и анализ

Чтение первого четверостишия.

Есть ли противоречие в образе птички в начале стихотворения?

Какое, если оно есть? (насторожившись, начеку (двойное повторение, усиливающее значение) – легко, маняще).

Обратите внимание на странное словосочетание «вход в чащу». Что такое чаща? (густой, труднопроходимый лес).

Можно ли так сказать, вход в чащу? Что вы представили? (волшебный лес, наверно, огороженный, только с одним входом, что и удивительно для леса, т.к. в лес обычный можно зайти с любой стороны).

Найдите подобные слова (вход в чащу) в тексте стихотворения? (преддверье).

Чтение второго четверостишия.

Что такое бор? (сосновый или еловый лес по сухой почве на возвышенности).

(разберите по составу слово преддверье). Почему их употребляет автор (вход в чащу, преддверии бора)?

Как ведёт себя птичка, нет ли здесь противоречия?

Найдите ключевые слова, которыми автор рисует чащу? (Чтение до «а птичка верит»).

Какой образ леса вам представился? Какое настроение при этом возникает?

В каких ещё произведениях вы встречались с образом цветка, растущего в дремучей чаще?

Чтение следующего четверостишия.

Что такое зарок? (клятва, обещание).

Что такое рулады? (быстро исполненное, раскатистое, виртуозное пение).

Что это за птичка, которая может не пускать на порог? Как она это делает?

Чтение следующих 2 четверостиший.

Что такое лог? (широкий овраг, ущелье).

О каком будущем говорит автор? Найдите слова подтверждающие его неизбежность? Что же ждёт его в неизбежном будущем? (лесной лог,  неизвестно для автора, выше он описывал чащу: бурелом или цветок).

Неужели поэт хочет рассказать о будущем походе в лес за подснежниками?

19

Обобщение (найти причинно-следственную связь, осмыслить название)

Зачем такая мистика, сказочность описания?

Это стихотворение Б. Пастернак написал в конце своей жизни, пройдя сложный и интересный путь. Поворотом, за которым скрывается этот сказочный лес, автор назвал границу между двумя мирами. Другая реальность представляется поэту лесной чащей, где его встречает «птичка на суку». Ее щебетание отгоняет все мрачные мысли, но при этом служит своеобразным предупреждением о том, что обратной дороги уже не будет. Б. Пастернак пытается донести до читателя простую истину о том, что жизнь после смерти не заканчивается. Но каждому из нас воздастся в том мире по заслугам. Как мы жили в этой жизни, такая награда ждёт нас в будущей жизни: или нагромождение пней, или подснежник, как символ обновления души. Именно эта мысль, мысль о цветке, мысль о спасении, отгоняет страх у поэта перед будущим. В неизбежности будущего автор не сомневается, но в тоже время, стоя на грани между двумя мирами, сам не знает, что же его ждёт там.

А как бы вы описали пугающую неизвестность будущего?

Д/з

Выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений и нарисовать картину к нему (обязательно).

«За поворотом» Борис Пастернак (полный вариант)

Насторожившись, начеку
У входа в чащу,
Щебечет птичка на суку
Легко, маняще.

Она щебечет и поет
В преддверьи бора,
Как бы оберегая вход
В лесные норы.

Под нею сучья, бурелом,
Над нею тучи,
В лесном овраге за углом
Ключи и кручи.

Нагроможденьем пней, колод
Лежит валежник.
В воде и холоде болот
Цветет подснежник.

А птичка верит, как в зарок,
В свои рулады
И не пускает за порог
Кого не надо.

За поворотом, в глубине
Лесного лога,
Готово будущее мне
Верней залога.

Его уже не втянешь в спор
И не заластишь.
Оно распахнуто, как бор,
Все вглубь, все настежь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С.Есенин "С добрым утром"

Урок-анализ лирического стихотворения С.Есенина "С добрым утром" с использованием мультимедийных средств....

Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»

Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит  развитие ...

Урок литературного чтения по теме "С.Есенин "С добрым утром!"

Целями данного урока были: познакомить с произведением С.Есенина; развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы (олицетворение, эпитеты, сравнени...

Сергей Есенин «С добрым утром».

Знакомит  учащихся со стихотворением Сергея Есненина "С добрым утром" через   чувства автора, образное мышление, речь.Помогает формированию адекватной оценки собственной деятельн...

Урок литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа 2100" по теме "Природа" в стихотворениях Б. Пастернака "За поворотом" и С. Есенина "С добрым утром".

Специфика лирических произведений такова, что именно при их изучении на уроке должна царить атмосфера свободы, импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов. Восп...

Тема урока: «Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина. Знакомство со стихотворениями С. Есенин «С добрым утром!», М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…». Тренировка в заучива-нии». Класс: 4

Образовательные:Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина;Разучивание стихотворения С. А. Есенина «С добрым утром!», проверка ранее разученных стихотворенийРазвивающие...