Сказка «Кот и лиса»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Гребень Людмила Юрьевна

План-конспект урока по теме "Сказка "Кот и лиса", 3 класс, "Школа-2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_57_kot_i_lisa.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 57. Сказка «Кот и лиса».

Цель. Научить анализировать эпическое произведение, используя сказку «Кот и лиса».

Задачи.

  1. Составление системы произведения (образы, характеристика, поступки).
  2. Составление образов персонажей по описанию и поступкам.
  3. Обсуждение смысла сказки.

Урок 57.

Часть

Ход урока

1

Подготовка к восприятию.

Проверка д/з.

2

Целевая установка на слушание

Бурмистр – это

Назовите героев сказки.

3

Первичное восприятие

Чтение учителем.

4

Выявление специфики восприятия

Почему мужик выбросил кота в лес?

5

Постановка учебной задачи на анализ

Правильно ли поступил мужик? (детская импровизация, учителю надо только запомнить, а своё мнение пока не высказывать).

Как поступили бы вы? (тоже самое).

6

Перечитывание и анализ

Давайте оставим этот вопрос на конец урока. Сначала попробуем подробно разобрать сказку, понять, в чём её смысл, а потом опять зададим себе этот вопрос.

Составим схему произведения.

Кто назовёт героев сказки?

Учитель записывает героев сказки на доске под диктовку детей, ученики – в тетради.

На некотором удалении записываются герои, по ходу рассуждения (см. ниже) делаются стрелочки с указанием действий героев, их основных характеристик

В итоге примерно следующее.

Мужик

                                 Лиса

                          Волк                                                                   Кот

                     Медведь

Заяц

Где жил кот и чем занимался? (шкодил, жил себе на уме, о хозяине и не думал).

Изменился ли кот, попав в лес?

Опишите, как познакомились лиса с котом?

Кто первый начал знакомство и почему? (Лиса, она удивилась).

Почему кот решил соврать? (увидел удивление лисы, её интерес а т.к. был разгильдяй, решил попробовать схитрить, а что же выйдет, и вышло).

Почему лиса пригласила в гости кота и решила жениться? (Приобретение выгоды, понравился).

Изменилось ли поведение кота после женитьбы, докажите? (нет, не кот, как глава семьи пошёл искать пропитание для семьи, а лиса). Зачитайте в тексте.

Как добывала лиса пропитание? (Обманула волка и медведя). Зачитайте (сначала про волка, потом про медведя).

Почему лисе удалось обмануть волка и медведя? (заискивание обоих перед начальством, поверили на слово, а надо проверять на деле).

Опишите, как встретились волк с медведем?

Почему у них не возникло сомнений? (чувство важности, слепота, как их можно обмануть).

Что между собой решали волк и медведь? (кому идти звать кота). Зачитайте. К какому решению пришли и почему? (отправили зайца, потому что трусы, заяц тоже трус, а медведь с волком ещё на чужой шкуре выезжают, пользуются зайцем).

А что сами сделали волк и медведь? Зачитайте.

Каким увидели Котофея Ивановича волк и медведь? Зачитайте.

Почему и тогда не опомнились, не поняли, что их обманывают? (у страха глаза велики, оправдывали свои поступки).

Почему кот кинулся на волка и медведя? (В первый раз думал, что мышь, охотился, а во второй раз испугался сам. Зачитайте по тексту).

Что кричала лиса вслед? Как вы думаете почему? (хитрила, чтобы сыграть на страхе, закрепить страх).

Как вы думаете, поняла ли лиса, что кот её обманул?

Почему не разоблачила? (Получение выгоды).

7

Обобщение

Почему лисе и коту удалось обхитрить волка и медведя? (Пресмыкательство перед начальством, вера на слух, а не по делам).

Кто самый хитрый, почему? (пусть сами порассуждают, хитрые здесь лиса и кот, кот с одной стороны хитрее лисы, но с другой стороны лиса, догадавшись о хитрости кота, сама решила воспользоваться ситуацией, в тексте нигде не говориться, что они выясняли отношения на этот счёт).

Знали ли, что лиса может их обмануть? Почему поверили? (Лиса же «своя»).

Скажите, а сейчас как вы думаете, правильно ли поступил мужик, выкинув кота в лес?

(вообще негуманно, но! С другой стороны и правильно, ведь кот в этой сказке – образ человека нахлебника, хозяин выкинул кота не потому, что он такой жестокий, а потому что кот лентяй, а такие долго не задерживаются, никто не любит, когда «на них ездят». Нельзя, чтобы тебя использовали, но и самим нельзя быль лодырем и паразитом).

Отличаются ли мужик и лиса в поведении с котом, почему? (Да, мужик не стал мириться с действительностью кота, а лиса решила воспользоваться ситуацией). А кто в выигрыше мужик или лиса? (Каждому нравиться жить по своему, мужику в правде, может даже с другим «хорошим» котом, а лисе в вечном обмане, всегда на стороже, в страхе, не раскроется ли их обман, выбор за каждым).

Как вы думаете, действительно ли звери такие, как в сказке и почему так считаете?

Кто скрывается под образом сказочных животных?

Какой бы сделали общий вывод?

Д/з

Пересказ, зарисуйте один из эпизодов, на следующем занятии составим комикс из рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".

Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа 2100" Тема: Какие вопросы задают сказки? (Латышская сказка «Как петух лису обманул».).

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа 2100".Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»Тема: Какие вопросы задают сказки? (Латышская сказка «Как петух лису обм...

Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 3 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…» (Русская сказка «Кот и лиса») Количество уроков в теме – 2 часа.

1.      Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками сказки. Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, поль...

Урок по литературному чтению на тему "Поэтическая сказка С. Козлова "Лисичка"

Урок по литературному чтению для 3 класса общеобразовательных школ....

Сценарий пасхальной сказки в стихах "Лиса и Волк"

Этот материал будет полезен коллегам, которые участвуют в пасхальных праздниках или для руководителей театральных кружков....

Конспект урока литературного чтения по теме "Сказки о животных («Лисичка-сестричка и волк», «Кот и лиса»)"

Урок литературного чтения в 1 классе по программе развивающего обучения Занкова....

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...