Урок по литературному чтению на тему "Поэтическая сказка С. Козлова "Лисичка"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок по литературному чтению для 3 класса общеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeticheskaya_skazka_s._kozlova_lisichka.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 2.
Тема: Поэтическая сказка С. Козлова «Лисичка»
Задачи:
- подвести к пониманию сложного лирико-философского смысла сказки С.Козлова «Лисичка»;
- формировать умения выражать своё мнение о произведении;
- обогащать словарь учащихся;
- совершенствовать умение работать с текстом;
- воспитывать чувство доброты, сострадания.
Оборудование: карточки со словами: «красота», «радость», «солнце», «время», «друг», «доброта», «чудо», «мужество»; модель Солнца.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедийное устройство, интерактивная доска, презентация к уроку, магнитола, аудиозапись детских музыкальных произведений.
Ход занятия
- Организационный момент.
Приходит сказка в гости,
Учит добрым быть.
А автор – наш волшебник,
Учит нас любить.
- Подготовительный этап.
Учитель: Какую сказку называют авторской?
Дети: Это сказка, созданная автором.
Учитель: Какие сказки вам знакомы?
Дети: Аксаков «Аленький цветочек», Шарль Перро «Красная шапочка» , Александр Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие
- Сообщение темы
Учитель: Сегодня мы познакомимся с новой для вас авторской сказкой. Прочитайте фамилию автора. Вам знаком он?
Дети вспоминают из собственного опыта
- Сведения о писателе.
Учитель: Сергей Григорьевич Козлов – поэт, писатель-сказочник. К сожалению, в начале 2010 года, в возрасте 70 лет, его не стало. Но остались прекрасные произведения, которые радуют читателей. Его сказочную прозу переводят во Франции, Германии, Америке, Голландии.
Наиболее известное произведение – книга и сценарий к одноимённому мультфильму «Ёжик в тумане». Это он написал стихи весёлой песенки Львёнка и Черепахи. Он автор любимых детьми и взрослыми историй про Ёжика и Медвежонка.
- Подготовительная работа. Настрой на урок.
Учитель: Сергей Козлов считал, что с детьми можно поговорить всерьёз, о чём и с взрослыми – о доверии, о радости жизни, о доброте, о хрупкости красоты.
Я тоже буду с вами сегодня говорить как с взрослыми, серьёзно.
Представьте сказочный лес… Там каждый зверёк живёт в своем доме, запасает еду и дрова, топит печку, смотрит на огонь, слушает дождь и ветер. Зверьки ходят друг к другу в гости, угощают друг друга яблоками, чаем с мёдом. В лесу медленно и чудесно сменяются времена года.
Прочитайте название сказки. Как вы думаете, о чём или о ком она?
Дети: О животном лисичке, о хитром человеке, о грибе лисичке.
- Чтение произведения учителем.
Учитель читает сказку «Лисичка», дети слушают или следят по тексту за учителем.
Учитель: О чём же эта сказка?
Дети: О лисичке – грибе.
Учитель: Почему своё произведение Сергей Козлов назвал «Лисичка»? Разве оно о лисичке?
Дети рассуждают, пытаются выразить свою точку зрения.
Учитель: Кто главный герой?
Дети: Ёжик и Медвежонок.
7. Самостоятельное чтение сказки учащимися.
Учитель: Перечитайте сказку самостоятельно и попробуйте придумать своё более подходящее название. Докажите свою точку зрения.
Дети: «Ёжик и Медвежонок», «Жизнь зверят», «Ёжик и золотой гриб», «Друзья» «В волшебном лесу», «Чудесная история» …
8. Основной этап урока.
Работа над содержанием сказки.
Учитель: Почему плакал Медвежонок?
Дети: Его поразила красота.
На доске появляется слово красота
Учитель: А разве от радости плачут? Подтвердите словами текста.
(Дети ищут ответ на вопрос в тесте сказки.)
На доске - слово радость
Учитель: Чего бы хотелось Медвежонку, хотя он и понимает, что это невозможно?
Дети: Остановить время
Учитель: Вспомните, а с вами когда-нибудь было что-то подобное: когда настолько красиво, что плакать хотелось? Поделитесь своими воспоминаниями.
(Ответы детей)
Учитель: А меня трогает до слёз, когда поднимается над нашей Волгой солнце и будит ещё спящую природу.
На доске - слово солнце
Оздоровительная пауза «Солнце» (под музыку):
Утро! Уже просыпайся
И новому дню улыбайся.
Пусть он удачно пройдёт
И радость тебе принесёт.
Выглянуло солнышко немножко,
Утро постучит в твоё окошко.
Чтобы бодрым быть в теченье дня
Слушать приготовься ты меня…
Учитель: О чём говорил Медвежонок, успокаивая Ёжика?
Дети: Завтра снова будет солнце… А как красиво зимой!
Учитель: А что бы вы сказали Медвежонку, чтобы он больше не плакал?
(Ответы и рассуждения детей)
Учитель дополняет ответы детей: Проходит время. Золотая осень сменяется белоснежной зимой. После зимы звенит капелью весёлая весна. А тут вовсю спешит жаркое лето. Каждое время года прекрасно по-своему. Не плачь, Медвежонок.
Учитель: Но бывает так, что словами не поможешь… Что предложил Ёжик?
Выборочное чтение детьми:
- Бежим! – крикнул он. Ёжик схватил Медвежонка за лапу и потащил в лес.
Учитель: Найдите и зачитайте описание пути Ёжика и Медвежонка на гору.
Выборочное чтение детьми
Учитель: Что вы увидели?
Дети: Старую сломанную берёзу, сгнивший мостик, срубленную осину, горелые пни.
Учитель: Зачем автор перечисляет все эти страшные для жизни леса подробности?
(Дети рассуждают)
Учитель обобщает ответы детей: Автор подтверждает тревожные опасения Медвежонка – да, всё проходит: проходит осень, улетают птицы, стареет берёзка, состарился мостик. К сожалению, всё прекрасное со временем стареет и разрушается.
На доске - слово время.
Учитель: Но что увидел Медвежонок после такой мрачной картины? Прочитайте.
Дети (выборочное чтение): Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.
Учитель: Мрачные картины леса – прекрасный маленький золотой гриб.
Какой приём использует автор, показывая после такой картины лисичку?
Дети: Приём контраста.
Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.
Учитель: О чём Ёжик пытается сказать Медвежонку, показывая гриб?
(Дети пытаются высказать свою точку зрения)
Учитель - от ученика (могут быть варианты):
- Лес всё время обновляется, красота вечна, на смену погибающему приходит новое. Всему старому приходит на смену новое. Маленький золотой гриб.
- Ёжик показывает, что Медвежонок счастливее той же лисички – она совершенно одна, а у медвежонка есть – Ёжик. Поджав коленки, в сумерках сидел во мху.
Учитель: Что значит «поджав коленки»?
Дети: Может ему холодно? Неудобно? Тяжело?
Учитель: В сумерках – это когда?
Дети: Когда темнеет
Учитель: Что можно сказать о Ёжике?
Дети: Ёжик – настоящий друг.
На доске - слово друг
Учитель: Как автор относится к грибку?
Дети: С уважением. Маленький золотой гриб
Учитель: Что вы можете сказать о лисичке?
Дети: Лисичка - стойкая, выносливая, смелая.
Учитель: В жизни настоящие грибы лисички также выносливые и умеют постоять за себя. Эти удивительные грибы не поддаются гниению. Они не мнутся после сбора в рюкзаках, долго сохраняют свежий вид.
Почему же рассказ назван «Лисичка»?
Дети: Ответы детей
Учитель обобщает ответы детей: Лисичка – это конкретный пример обновления леса, стойкости, выносливости, мужества.
На доске - слово мужество
9. Чтение по ролям.
Учитель: Попробуем прочитать это произведение по ролям. Подумайте в парах, кто за какую роль будет нести ответственность. Покажите голосом настроение героев.
Чтение по ролям, обсуждение
10. Обобщение знаний.
Учитель: Какие важные слова помогли нам на уроке рассуждать, мыслить, философствовать?
красота
радость
солнце
доброта
время
дружба
чудо
мужество
Какое из этих слов главное и руководит всеми остальными словами?
Дети рассуждают, приходят к выводу – это время
Дети: Время
11. Итог.
Учитель: Время неподвластно никому. Идёт время, бегут минуты. Меняется мир, но вы не грустите. На долгом пути вас обязательно удивит красота, порадует дружба, не покинет мужество, а в вашем сердце (неожиданно появляется в руках у учителя золотое солнце (модель)) пусть всегда живёт солнце!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению. Русская народная сказка "Снегурочка"
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по учебнику В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чуракова. (Л.В. Занков) Русская народная сказка "Снегурочка"....
Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс
Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный урок разработан и проведен с...
Урок по литературному чтению.Русская народная сказка "Хаврошечка"
Открытый урок по литературному чтению (УМК «Начальная школа ХХI века», программа «Литературное чтение» 1-4 классы Л.А.Ефросининой) Русская народная сказка "Хаврошечка"....
Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка"
Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный урок разработан и пров...
Открытый урок по литературному чтению Русская народная сказка "Снегурочка"
В декабре во 2 классе был проведен открытый урок по литературному чтению на тему: Русская народная сказка "Снегурочклениям".Дети читали "про себя", "цепочкой", озаглавливали каждую часть, составили пл...
Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка «Гуси-лебеди»"
Конспект урока, программа "ШКОЛА РОССИИ"....
Театрализованный урок по литературному чтению.«Путешествие в СКАЗКИ Г.-Х. Андерсена»
Имя Г.-Х. Андерсена знает каждый с самого раннего детства, а если кто-то и не помнит его имени, то уж сказки, написанные им, слышали и читали все. Это «Гадкий утёнок», «Оле-Лукойе», «Огниво», «П...